Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воскресенье





Когда окончился осмотр вещественных доказательств, председатель объявил судебное следствие законченным и без перерыва, желая скорее отделаться, пре­доставил речь обвинителю, надеясь, что он тоже человек и тоже хочет и курить и обедать и что он пожалеет их. Но товарищ прокурора не пожалел ни себя, ни их. Товарищ прокурора был от природы очень глуп, но сверх того имел несчастье окончить курс в гимназии с золотой медалью и в университете получить награду за свое сочинение о сервитутах по римскому праву, и потому был в высшей сте­пени самоуверен, доволен собой (чему еще способствовал его успех у дам), и вследствие этого был глуп чрезвычайно. Когда ему предоставлено было слово, он медленно встал, обнаружив всю свою грациозную фигуру в шитом мундире, и, по­ложив обе руки на конторку, слегка склонив голову, оглядел залу, избегая взгля­дом подсудимых, и начал.

— Дело, подлежащее вам, господа присяжные заседатели, — начал он свою приготовленную им во время чтения протоколов и акта речь, — характерное, если можно так выразиться, преступление.

Речь товарища прокурора, по его мнению, должна была иметь общественное значение, подобно тем знаменитым речам, которые говорили сделавшиеся зна­менитыми адвокаты. Правда, что в числе зрителей сидели только три женщины: швея, кухарка и сестра Симона, и один кучер, но это ничего не значило. И те зна­менитости так же начинали. Правило же товарища прокурора и было в том, чтобы быть всегда — на высоте своего положения, то есть проникать в глубь психологи­ческого значения преступления и обнажать язвы общества.

— Вы видите перед собой, господа присяжные заседатели, характерное, если можно так выразиться, преступление конца века, носящее на себе, так сказать, специфические черты того печального явления разложения, которому подверга­ются в наше время те элементы нашего общества, которые находятся под осо­бенно, так сказать, жгучими лучами этого процесса...

Товарищ прокурора говорил очень долго, с одной стороны, стараясь вспом­нить все те умные вещи, которые он придумал, с другой стороны, главное, ни на минуту не остановиться, а сделать так, чтобы речь его лилась, не умолкая, в про­должение часа с четвертью. Только один раз он остановился и довольно долго глотал слюни, но тут же справился и наверстал это замедление усиленным крас­норечием. Он говорил то нежным, вкрадчивым голосом, переступая с ноги на но­гу, глядя на присяжных, то тихим деловым тоном, взглядывая в свою тетрадку, то громким обличительным голосом, обращаясь то к зрителям, то к присяжным. Только на подсудимых, которые все трое впились в него глазами, он ни разу не взглядывал. В его речи было все самое последнее, что было тогда в ходу в его круге и что принималось тогда и принимается еще и теперь за последнее слово научной мудрости. Тут была и наследственность, и прирожденная преступность, и Ломброзо, и Тард, и эволюция, и борьба за существование, и гипнотизм, и внуше­ние, и Шарко, и декадентство. <...>

Главной же двигательной пружиной преступления была Маслова, представ­ляющая в самых низких его представителях явление декадентства.

— Женщина эта, — говорил товарищ прокурора, не глядя на нее, — получила образование, — мы слышали здесь на суде показания ее хозяйки. Она не только знает читать и писать, она знает по-французски, она, сирота, вероятно, несущая в себе зародыши преступности, была воспитана в интеллигентной дворянской се­мье и могла бы жить честным трудом; но она бросает своих благодетелей, преда­ется своим страстям и для удовлетворения их поступает в дом терпимости, где выдается от других своих товарок своим образованием и, главное, как вы слыша­ли здесь, господа присяжные заседатели, от ее хозяйки, умением влиять на посе­тителей тем таинственным, в последнее время исследованным наукой, в особен­ности школой Шарко, свойством, известным под именем внушения. Этим самым свойством она завладевает русским богатырем, добродушным, доверчивым Сад­ко — богатым гостем и употребляет это доверие на то, чтоб сначала обокрасть, а потом безжалостно лишить его жизни.

— Ну, уж это он, кажется, зарапортовался, — сказал, улыбаясь, председа­тель, склоняясь к строгому члену.

—Ужасный болван, — сказал строгий член.

— Господа присяжные заседатели, — продолжал между тем, грациозно извива­ясь тонкой талией, товарищ прокурора, — в вашей власти судьба этих лиц, но в ва­шей же власти отчасти и судьба общества, на которое вы влияете своим пригово­ром. Вы вникните в значение этого преступления, в опасность, представляемую об­ществу от таких патологических, так сказать, индивидуумов, какова Маслова, и оградите его от заражения, оградите невинные, крепкие элементы этого общества от заражения и часто погибели.

И как бы сам подавленный важностью предстоящего решения, товарищ про­курора, очевидно до последней степени восхищенный своей речью, опустился на свой стул.

Смысл его речи, за исключением цветов красноречия, был тот, что Маслова загипнотизировала купца, вкравшись в его доверие, и, приехав в номер с ключом за деньгами, хотела сама все взять себе, но, будучи поймана Симоном и Евфимьей, должна была поделиться с ними. После же этого, чтобы скрыть следы своего преступления, приехала опять с купцом в гостиницу и там отравила его.

После речи товарища прокурора со скамьи адвоката встал средних лет человек во фраке, с широким полукругом белой крахмальной груди, и бойко сказал речь в защиту Картинкина и Бочковой. Это был нанятый ими за триста рублей присяжный поверенный. Он оправдывал их обоих и сваливал всю вину на Маслову. <...>

В заключение адвокат в пику товарищу Прокурора заметил, что блестящие рассуждения господина товарища прокурора о наследственности, хотя и разъяс­няют научные вопросы наследственности, неуместны в этом случае, так как Бочкова — дочь неизвестных родителей.

Товарищ прокурора сердито, как бы огрызаясь, что-то записал у себя на бу­маге и с презрительным удивлением пожал плечами.

Потом встал защитник Масловой и робко, запинаясь, произнес свою защиту. Не отрицая того, что Маслова участвовала в похищении денег, он только настаи­вал на том, что она не имела намерения отравить Смелькова, а дала порошок только с тем, чтобы он заснул. Хотел он подпустить красноречия, сделав обзор того, как была вовлечена в разврат Маслова мужчиной, который остался безнака­занным, тогда как она должна была нести всю тяжесть своего падения, но эта его экскурсия в область психологии совсем не вышла, так что всем было совестно. Когда он мямлил о жестокости мужчин и беспомощности женщин, то председа­тель, желая облегчить его, попросил его держаться ближе сущности дела.

После этого защитника опять встал товарищ прокурора и, защитив свое по­ложение о наследственности против первого защитника тем, что если Бочкова и дочь неизвестных родителей, то истинность учения наследственности этим нис­колько не инвалидируется, так как закон наследственности настолько установлен наукой, что мы не только можем выводить преступление из наследственности, но и наследственность из преступления. Что же касается предположения защиты о том, что Маслова была развращена воображаемым (он особенно ядовито сказал: воображаемым) соблазнителем, то все данные скорее говорят о том, что она бы­ла соблазнительницей многих и многих жертв, прошедших через ее руки. Сказав это, он победоносно сел.

Потом предложено было подсудимым оправдываться.

Евфимья Бочкова повторяла то, что она ничего не знала и ни в чем не участ­вовала, и упорно указывала как на виновницу всего, на Маслову, Симон только повторил несколько раз:

— Воля ваша, а только безвинно, напрасно.

Маслова же ничего не сказала. На предложение председателя сказать то, что она имеет для своей защиты, она только подняла на него глаза, оглянулась на всех, как затравленный зверь, и тотчас же опустила их и заплакала, громко всхли­пывая.

Объясним некоторые термины, встречающиеся в тексте, например:

1)... «получил награду за свое сочинение о сервитутах по римскому праву»... «Сервитут» или «сервитутное право» — (лат.), обязанность, обязательство», по­винность. В античном мире — право пользования чужим имуществом в опреде­ленных пределах (например, право прохода, проезда, проведения канав и т.п. через чужой соседний участок земли) или право на ограничение собственника в определенном отношении (например, запрещение прорубать из дома окно в чужой двор и т. п.).

2) Ломброзо Чезаре (1835—1909) — итальянский психиатр и криминалист, выдвинувший теорию о существовании особых черт, свойственных типу пре­ступника: низкий лоб, выдающаяся челюсть и т. п.

3) Тард Габриель (1843—1904) — французский социолог и криминалист, считал, что в основе социальной деятельности человека лежат конфликты, при­способление и подражание, с помощью которых люди осваивают нормы, цен­ности и нововведения.

4) Шарко Жан Мартен (1825—1893) — врач, занимался болезнями нервной системы, истерией и другими неврозами, разработал методы их лечения.

5) Декадентство (лат. — упадок) — общее наименование кризисных явле­ний в культуре конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безна­дежности, аморальностью, неприятием жизни и пр.

6) Цветы красноречия — использование ораторских приемов, например, ри­торических тропов и фигур. Цветы красноречия могут использоваться как сред­ство и как цель. Во втором случае — это недостаток речи, которая обычно ма­лосодержательна по рассмотрению в ней теоретических вопросов, или полна вопросов, не относящихся к тематике обсуждаемых проблем.

7) Болван — в словарях русского языка есть несколько значений этого сло­ва. Здесь наиболее подходит: тупица, неуч (с пометкой: разговорное, бранное). Таким образом, товарищ прокурора, закончивший гимназию с золотой медалью и получивший награду за специальное научное исследование по истории и тео­рии юриспруденции, оценивается присутствующими на судебном заседании по самой низкой из возможных мерок.

8)... «подобно тем знаменитым речам, которые говорили сделавшиеся знаме­нитыми адвокаты». Имеется в виду плеяда выдающихся судебных деятелей конца XIX — начала XX вв., имена которых вошли в историю русской юрис­пруденции. Среди них: Петр Акимович Александров (1838—1893) — адвокат Веры Засулич (добившийся оправдания в 1878 г.); Анатолий Федорович Кони (1844—1927) — выдающийся судебный оратор, председательствовал на процессе по делу В. Засулич; Федор Никифорович Плевако (1842—1908/09) — адвокат, выигравший множество сложных судебных дел, например, дело о стачке рабо­чих на фабрике С. Морозова, и др.

 

... упадок святого благочестия в народе

русском происходит не от чего иного,

как от совершенного недостатка образо­вания и учения.

Митрополит Петр Могила (1596 — 1647)

Ответы

Несмотря на то, что митрополит П. Могила жил давно, а родился 400 лет тому назад, слова его могут быть отнесены и к нашему времени со значительной степенью их актуальности.

Общий недостаток «образования и учений» сказывается повсеместно. С целью попыток его хотя бы малой ликвидации даны примерные кон­трольные ответы на задания и вопросы тестов.

Представленные задания ориентированы на различные стороны тео­рии и практики риторического мастерства. Некоторые из них требуют краткого точного ответа, состоящего из одного слова, другие — разверну­того полного ораторского выступления, с подготовкой предварительно продуманного и творчески составленного плана, написанного и неодно­кратно переработанного.

Многие из ответов, помещенных ниже, являются примерными, ибо разные люди могут предложить на один и тот же вопрос разные ответы. В наибольшей степени это соображение относится к заданиям, требующим развернутого и многостороннего описания.

Видимо, не имеет смысла сразу смотреть ответ, чтобы потом по не­му «подгонять всю задачу». Лучше сделать как раз наоборот: не торо­питься, самому найти ответ, может быть, не «сегодня, а завтра», и толь­ко после этого проверить себя по приведенным ответам.

Иногда бывает полезно несколько раз возвращаться к одним и тем же заданиям, чтобы лучше запомнить заключенный в них фактический материал.

Тест № 1

1. 1) фр., не предполагает прибыль/ан., прибыль обязательна, 2) последовательные звуки/ одновременные звуки, 3) в селе должна быть церковь, 4) маркетинг — знание условий, рынка/менеджер—управляю­щий, 5) второй глагол — возвратный, 6) все от слова перст (палец), 7) без пользы, не думая/пустой, несерьезный челов/без результата,' не найти, 8) сегодняшняя/чистая/мягкий/прохладный/живая, 9) предан­ный/верный — о людях, животных, 10) он боится, 11) заботить­ся/рядом/иметь защиту/владеть/вместе/скрывать, 12) место рождения/ история рода, 13) краски яркие/приглушенные/спец, мелки/прозрач­ные, 14) буря/атака, 15) от лат. — сохранять, 16) воля — полная свобо­да, 17) цыгане — потомки выходцев из Индии, 18) прочный/укрепл. пункт/невольник/документ о владении, 19) объединение/поход, 20) одинаковые по смыслу/противоположные/одинаково звуч., но разные по смыслу (рысь), 21) лучшее время/кольцо из металла/цвет во­лос/умелые руки/осенняя пора/осенний листопад, 22) работать пло­хо/хорошо, 23)—24) повышается качество действия, 25) фаза­ны/абзац/вранье/молодая, красивая/о женщине/виды рыбы—кета

2. 26) победил—разгромил—уничтожил

27) убедил— очаровал— повел за собой

3. 28) англ. лат., греч., фр., 29) лат., лат., лат., 30) нем., фр., греч., 31) греч., нем., фр., 32) лат., греч., фр., 33) фр., греч., лат., 34) слав., итал., фр., 35) лат., лат., 36) греч., нем., англ., 37) фр., лат., итал., 38) фр., фр., лат.

4. 39) уважают только людей, 40) он надел перчатки, он одел ребен­ка, 41) написано верно, 42) неверно, нужно: это показывает, что..., 43) скучать о.... скучать по.... 44) все написано верно, 45) глагола — иг­раться — в литературном языке нет, 46) все неверно, 47) нужно: их нравы/дела, 48) глагола — ложить — нет, 49) нужно: который час?, 50) нужно: езжайте и т. д., 51) начАть, углубИить, товАрищество, 52) ар-бУз, домОвый—домовОй, молодёжь, 53) партЕр, магазИн, зАсуха, 54) чихАть, гУсеница, алфавИт, 55) ожИть, Ожил, ожилА, 56) принЯть, прИнял, принялА, прИняли, 57) стАтуя, цемЕнт, свЕкла, 58) киломЕтр, ремЕнь, коклЮш, 59) каучУк, кухОнный, портфЕль, 60) вЕрба, инст-румЕнт, Искра, Искры, 61) вишнёвый, гОлоден, голодна, 62) ворОта, вОрот, ворОтам, 63) она жилА, 64) запыхАться, запыхАясь, запыхАешь-ся, 65) задАть, зАдал, задалА, зАдали, 66) занЯть, зАнял, занялА, зАня-ли, зАнято, 67) столЯр, столярА, (мн.) столярЫ, 68) тОрт, т0рта,(мн) тОрты, тОртов, 69) прожИть, прОжил, прожилА, прОжили, 70) скОльКО, СКОЛЬКИХ, СКОЛЬКИМ, СКОЛЬКИМИ.

Тест № 2

Были пропущены слова:

1) кружится, вместе, 2) лесной, лучше, идет, 3) рыхлая, в морду, за­пахом, 4) в разных, очень, весь, глаз, 5) пришли, углу, сама, навек, 6) собирал, затененной, свидание, лицо, 7) алмазная, прозрачные, перели­ваясь, 8) жил, домике, четыре, видно, 9) опыт, сохранить, отношения, коем, секрета, 10) сгущался, темного, освещенной, 11) мы, в голову, произведения, 12) приглядывался, меня, здоровых, 13) одеваясь, то же самое, 14) в заблуждении, договорить, 15) лежащим, более никакого.

Примечание. После того, как вы закончили работу с пропущенны­ми словами, прочитайте вслух каждое предложение, мысленно представляя себе, что вы работаете диктором на телевидении (на радио) и читаете эта фразы перед телекамерой (перед микрофоном).

Проделайте эту работу несколько раз, с паузой между чтениями.

Тест № 3

Были пропущены слова:

1) вошли, стволы, такой же, траве, 2) глазами, делалось, мнению, великих, 3) поразила, тишины, голоса, женщин, 4) сильно, свидания, никак, 5) внимательно, бороду, спустились, слышал, 6) нашими голо­вами, полнеба, край, 7) состоянии, составляют, делается, 8) цветами, продавали, копеек, цветами, 9) чувство, силой, слышать, пела, глазами, 10) бывало, проснулась, что-то, 11) на свете, запах, день, начал, 12) слушать, который, кончится, 13) дум, забыли, этом.

Примечание. В содержании тестов, которые вы уже видели или, может быть, еще увидите, упоминается много русских писателей, поэтов. Зна­комы ли вы с их творчеством, знаете ли их произведения подробно (или только поверхностно)?

Может быть, стоит их прочитать (или перечитать)?

Тест № 4

1) ярко-красный цвет/ярко-синий, с сиреневым, 2) быстрая/ ве­дающий мед/любящий петь, 3) удобства/круглое окно на судах, самоле­тах, 4) спаси Бог/ ставящий целью устное воздействие на аудиторию, 5) потерять коня/получить удар по шлему/потерять головной убор — по­терять честь, 6) ветки/болезнь/мелкий хищный зверек, 7) вернуться до­мой/к обсуждаемой теме, 8) низкий полет/крутой полет к земле, 9) час­тая стрельба из пушек/соединение кораблей/кавалерийское соединение, 10) сбежать, улизнуть, 11) подчиняться чужим правилам, 12) найти свое место, 13) говорить про разные вещи, не понимать друг друга, 14) по­пулярная песня/список из популярных песен, 15) у верующих мирян/у священнослужителей, 16) приступаем к делу, 17) греч. — пророчество о конце света, 18) наука о правилах произношения/ письма, 19) чтобы прокормиться, волк должен много бегать, 20) оба слова однозначны, но первое — по-французски, 21) готовить чурки для деревянных ложек, делать простую работу, 22) попасть в работающий станок для свивания веревок, 23) фр. — новые богатые/высший свет, 24) бесполезные по­вторения, 25) фр. — один корень (носить), 26) два первые слова иден­тичны, но второе — из лат., третье — из англ., 27) допустить грубую ошибку, 28) оба могут быть переведены как — купец, но первое фр., а второе — англ., 29) приказчик — название продавца в России до 1917 г., 30) купцы делились на три гильдии, изгнанный из них назывался раз­гильдяем, 31) второе слово греч. происхождения, означает — дом, ро­дину, их охрану и сохранение, 32) старослав. корень означает — изгиб, 33) — 37) требуют развернутого ответа согласно теории риторики, 38) для пассажиров/для команды, 39) морской кинжал/навес над колонна­ми здания, 40) наиболее /наименее удаленная точка орбиты, 41) лат., лат., фр., 42) лат., фр., фр., 43) лат., нем., фр., 44) фр., греч., голл., 45) лат., англ., фр., 46) нем., араб., слав., 47) слав., греч., греч., 48) фр., нем., лат., 49) нем., итал., нем, 50) англ., нем., фр., 51) нем., голл., нем., 52) фр., фр.-нем., лат, 53) фр., фр., нем., 54) лат., голл., англ., 55) фр., фр., фр., англ., 56) фр., фр., греч., 57) англ., лат., греч., 58) лат., греч., фр., 59) лат., греч., греч., 60) лат., слав., греч., 61—68) коммента­рий пушкинских строк требует глубокой интеллектуальной подготовки. Их содержание может быть основой для реферата с последующим об­суждением.

Точно так же вопросы 33) —37) могут быть основой для рефератив­ных ораторских выступлений с последующей оценкой и обсуждением.

Тест № 5

1. Ответ не может быть однозначным. Итак, оратор произвел впе­чатление на аудиторию занятным и забавным введением. Далее он го­ворил полчаса, говорил нудно, путано, скучно.

Следовательно, главная его ошибка в том, что речь была длинна и скучна. Что касается заключения, то можно было бы завершить речь яркой поговоркой, которыми так богаты Франция и французский язык. Например, о том, что немецкий сапожник оказался проворнее и негри­тянского царька и парижских законодателей модельной обуви.

Можно взять словарь пословиц и поговорок и подобрать подходя­щую к данному сюжету. Например, может быть русскую «не по Сеньке шапка» или «Волка ноги кормят».

Впрочем, читатель может придумать к ситуации другой конец, ни­как не связанный с использованием поговорок. Конец выступления, как и вся речь в целом, — дело творческое.

Задания 2 и 3 связаны с развитием наблюдательности начинающего оратора в обычной жизни, при чтении книг, при приобретении рито­рического опыта читателя.

Тест № 6

1) теплый, 2) острый, 3) высокая, 4) плодородная, 5) крутой, 6) светлая, 7) горькая, 8) черная, 9) длинный, 10) железная, 11) заливной, 12) седая, 13) бешеный, 14) яркий, 15) кудрявый, 16) большая, 17) се­ребристый, 18) тюрк./слав./нем., 19) после выяснений/без выясне-ний/юрид. термин, 20—22) разница стиля, оттенков смысла, 23) тавтология: «ленинец» не может быть «неверным», реклама и объявление — по сути своей синонимы, 24 —25) требуют развернутого разъяснения по сти­лю, происхождению, качеству, 26) белый/лазоревый/алый, 27) помогать в учебе (требует развернутого разъяснения), 28) читает чужой/ комментиру­ет события/ оценивает в полной мере, 29) есть в любом справочнике, 30) тезис следует доказать, 31) убедить, 32—36) ответы не могут прогнози­роваться, 37) 1799-1837, 1729/1730-1800, 1672 - 1725, 1840-1893 -соответственно — Пушкин, Суворов, Петр I, Чайковский), 38) Авгу­стовский, алкогОль, бензопровОд, взапертИ, внОве, арЕст, без умОлку.

Тест № 7

1. 1) бряцАть, 2) укУпорка, 3) срЕдства, 4) Уксусный, 5) отнЯть, отнЯл, отняла, отнЯли, 6) пАтина, 7) умЕрший, умЕршая, 8) затормО-жен, затормОжена, затормОжено, 9) чУчсло, чУчела, 10) искОнный, исконИ, 11) нанОсный, нанОсная, нанОсное, 12) теплится, 13) украИ-нец, украИнка, 14) арбУз, 15) пАгубный, 16) кИвер, 17) Ирис, ирИс, IS) засажЕнный, 19) заснЕжЕнный.

2. 1) Харибдой, 2) делай, 3) отца, 4) работник, 5) морем бывал, б) крепок, 7) брошен, 8) небитых дают, 9) кобыле легче 10) мать, 11) нс перекрестится, 12) день ненастный, 13) небось, 14) сам не плох, 15) ножах, 16) любит, 17) нравы, 18) ветру, 19) горе, 20) воробьям, 21) объе­дешь, 22) откачало, 23) деньгам, 24) лучше, 25) урода, 26) черти найдутся, 27) воды, 28) стерпит, 29) плаванье, 30) смолоду, 31) порок, 32) платят, 33) забывается, 34) рыба, 35) здоровую, 36) удила, 37) сладок, 38) червяч­ка, 39) шесточек, 40) сердито, 41) на войне, 42) уши, 43) свое, 44) долбит, 45) приход, 46) меньшее, 47) бережет, 48) пропасть, 49) Бог дает, 50) кап­рал, 51) бурю, 52) глаз вон, 53) горячо 54) маток сосет, 55) свеч, 56) лес смотрит, 57) смело, 58) нс поймешь, 59) помине, 60) бьют, 61) удал, 62) дорог, 63) молчит, 64) бежит, 65) не разевай, 66) угодишь, 67) лед, 68) бу­дешь, 69) надейся, 70) сатана, 71) груди, 72) любовь, 73) кочерга, 74)'ма­люют, 75) не ищут, 76) неволи, 77) горе, 78) с голоду, 79) горы.

3. 1) дня, сенокос, дом, родня, 2) года, 3) бабушкиных, родичей, знали, родном, 4) тоже, заранее, людей, расходов, доме, начинался, 5) коровы, мололи, копили, сметану, 6) подходил, шла, нашем, рук, кому, она, раньше, 7) праздником, оттого, годах, момент, бабушка, черту, терпения, 8) сидеть, земле, приходил, 9) курили, дружке, 10) вечер, ра­зойдутся, молча, ищи.

Тест 8

1) боЯзнь, 2) творИтся, 3) перевезЕн/привезЕн, 4) дОроги родителям, 5) обеспЕчение/изобретЕние, 6) азЫ, 7) собрАлся, 8) былА стремительна, 9) облегчИть сирОтам, 10) прибЫвший осуждённый арЕстом, 11) благо-приобретЕнные, 12) фрЕйлина, 13) шассИ, 14) цесарЕвич, 15) третЕй. 16) чистый вес/общий вес, 17) отрешенность, самоуглубленность/ второстепенные богини в древнегреческой мифологии, 18) совещание на высшем уровне/сорт твердой древесины, 19) птица символ вечного возрождения, 20) выражение литературное/народное/ официальное/ церковное, 21) фран./англ. выражение праздничного концерта, 22) воз­вращение ценностей/указ монарха, 23) отряд/хвост, 24) слово фран./ фран./греч., 25) сокращенно: средства массовой информации/ название СМИ на Западе, 26) место казни/выводы, 27) точный перевод — «сло­женный вдвое» (греч.)/суд, 28) в музыке: громко/ тихо/ быстро/ мед­ленно, 29) император/мифическое существо: получеловек-полулошадь, 30) актер без слов/служитель мечети.

31,32 — М.Ю. Лермонтов 40, 41 — А. Фатьянов 33, 34, 37 - А.С. Пушкин 42 - Ф.М. Достоевский 35, 36, 45 - Н.А. Некрасов 43 — К.М. Симонов

38 — Э.А. Рязанов 44 — Козьма Прутков

39 — А.С. Грибоедов 46 — П. Столыпин 47) ученый, рассказчик, писатель; 48) поэтесса; 49) художник, писа­тель, искусствовед; 50) врач, ученый, 51) философ, ученый, 52) писа­тель, драматург, 53) ввел Христианство на Руси, 54) великая русская ак­триса, 55) самозванец, убит под Калугой, 56) князь, сподвижник Петра I, 57) художник, 58) летчик, первым сделавший мертвую петлю, 59) ху­дожник, 60) выдающаяся балерина, 61) поэтесса, 62) меценат искусств, 63) философ, монах, ученый, 64) основатель Московского университета (вместе с М.В. Ломоносовым), 65) коллективный псевдоним поэтов А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых, 66) писатель, журналист.

Подробные данные о личностях нужно искать в словарях и энцик­лопедиях.

Тест № 9

1) по-людскИ, 2) примерно восьми лет, 3) принЯть, 4) обЕих, 5) вкладывать, 6) мОрщиться, 7) пОдпол, 8) пОд руки, 9) подсинИть, 10) пУзо/пузАн, 11) зАдали, 12) задАлся, 13) задохнУлся/задОхся, 14) на-чАть/нАчал/начАться/началсЯ, 15) продАть/ прОдал/продалА, 16) спА-ла/спалА, 17) с Борисом, 18) крОви/крОви/кровИ, 19) дЕтям, 20) продАвший/ прОданы/проданА, 21) интересные для других людей/ любо­знательные сами по себе, 22) нужно: без предлога «об» — в этом можно... 23) бОльно/больнО, 24) псевдонИм, 25) обретЕние/ обеспечЕние, 26) мизЕрный, 27) насторожить, 28) коклЮш.29) диспансЕр, 30) Отзыв/ отзываться, 31) отзЫв/отзывАть, 32) трАпЕза, 33) ругать (без СЯ): ру­гала меня, 34) приведЕн приговОр, 35) закУпоривать, 36) диалОг, 37) насторОженность/насторОженный/насторожЕ, 37а) предсказАние пред-скАзывание, 38) мАсло/маслА/мАсел, 39) красна девица/добрый моло­дец, 40) лучший, особый/столица Калмыкии/нетерпимый, сторонник крайних мер, 41) группа велосипедистов/ рисунок на природе/ украше­ние из перьев, 42) условное обозначение/конец музыкального произве­дения, 43) кушанье тонкого вкуса/лживообещающий, 44) предшествен­ник рояля/ноты, 45) длинная фраза, часть речи/плащ без рукавов, 46) великан/дворянское звание, 47) тройной/трехстворчатый, 48) сказоч­ный карлик/ музыкальный инструмент, 49) законный/охрана монарха, 50) тихо, 51) без пользы, 52) удивиться/ ошибиться, 53) Иван Констан­тинович, 54) Петр Иванович, 55) Семен Михайлович, 56) Климент Еф­ремович, 57) Александр Сергеевич, 58) Антон Иванович, 59) Георгий Константинович, 60) Василий Андреевич, 62) Александр Васильевич, 62) Иван Семенович, 63) Михаил Васильевич, 64) Михаил Илларионо­вич, 65) Сергей Яковлевич, 66) Иван Владимирович, 67) Александр Ни­колаевич, 68) Алексеевич, 69) Иван Петрович, 70) Александр Степано­вич, 71) Илья Ефимович, 72) Лидия Андреевна, 73) Николай Андрее­вич, 74) Леонид Витальевич, 75) Александр Васильевич, 76) Петр Ильич, 77) Василий Иванович, 78) Антон Павлович, 79) Федор Ивано­вич, 80) Иван Иванович.

Тест № 10

1) побоязлИвее, 2) затЕплится, 3) дороговИзна, 4) смягчИть, 5) проведенА, 6) варЕная, 7) сУетный, 8) воспринимать, воспринял, воспринялА, восприняло, 9) неприЯзнь, 10) клАдбище, 11) одноврЕменно и одновремЕнно, 12) продАть, продали, прОдал, продалА, 13) внесЕн-ные, 14) вкУпе (в смысле — «вместе»), в купе (в смысле — «в отделении вагона»), 15) с глазу нА глаз, 16) избалОванный, 17) сторОнится, 18) кобЕль, 19) острОта (в смысле — «шутка»), остротА (в смысле — «ножа» «положения»), 20) новорождЕннный, 21) кишкА, кишкИ, 22) создать, сОздал, создадА, сОздало, 23) стАтус статУт, 24) диспансЕр, 25)... ка­таньем, 26)... огород, 27)... алмаз, 28)... натура, 29)... неволи, 30)... жу­равль... небе, 31)... прослезились, 32)... отказываются (или — не уй­дешь), 33)... сладки, 34)... не мазанное,35)... клобУк, 36)... пожнешь, 37)... груди (своей груди), 38)... мудреца, 39)... черту кочерга, 40)... гуляй смело, 41)... бело, 42)... мало избранных, 43)... землей (или — на два метра под землей), 44)... помин

45) интересовался, исключение, знают, любил,

46) считал, нем, моих, этой,

47) я, теперь, новой, что, очень, только, продолжает,

48) моему, выражался, забыто,

49) заключалась, том, ней, любимого.

(Вопросы 45—49 взяты из книги: Набоков В.В. Дар. 1990, с. 133—134)

Тесты №11

1. 1) Божий дар, 2) сказочный город, 3) сияние, 4) веяние, дунове­ние, 5) музыкальная мысль, 6) смелость, 7) церковность, 8) половое влечение (лат.), 9) порвавший с миром, 10) оценка (лат.)/поручение, 11) резной слоистый камень для поделок, 12) победа 13) дающий/ прини­мающий, 14) соленое озеро в Латинской Америке, 15) рыба, упоминае­мая Н.В. Гоголем, 16) «прекрасный» цветок, 17) класс моллюсков, 18) десять тысяч (греч.), неисчислимое множество, 19) мифический искус­ный певец, 20) отделять/ отделившийся.

2. 21) вероисповЕдание, 22) вЕрмут, 23) вЕрба, 24) моркОвь, 25) нАголО/нАзлО, 26) нагнУть/нАгнутый, 27) нАглухо, 28) нАдвое, 29) на-дОлго, 30) лотО, 31) призЫв, 32) переносИть/перенесЁн, 33) экспЕрт, 34) знАмение, 35) дЕшевы/дешевА, 36) диоптрИя, 37) горИстый, 38) ОбщИна/ОбщИны, 39) кОзырь/кОзыри, 40) крапИва.

3. 41) Лжедмитрий II, 42) А.С. Пушкин, цыганки Тани, 43) Лицей, 44) Дмитриевны, 45) Петр I Великий, 46) на Куликовом поле, 47) вбли­зи Бородино, 48) Великое стояние между войсками Ивана III и хана Ахмата, завершившее татаро-монгольское иго на Руси, 49) Орден Свя­того Георгия I степени, 50) Золотая Звезда Героя Советского Союза с одновременным вручением ордена Ленина, 51) в 987 —989 гг., 52) пра­вославную религию, 53) генерал-губернатор Санкт-Петербурга князь М.А. Милорадович, 54) Петр 1, с 1-го сентября, 55) княгиня Екатерина Романовна Дашкова, 56) войну России, 57) фабриканта Алексеева, 58) Малоярославцем, 59) Александр II, 60) Рокотова... Струйская.

Тест №12

I. 1) оговоренО, 2) сернИстый, 3) включИть, 4) одОбрено, 5) зар-дЕть/зардЕться, 6) бесОвщина, 7) договоренность, 8) положИть, 9) граждАнство, 10) в этом убеждаемся, «об этом» — ошибка, 11) вклады­вать ценности, 12) обострИть, 13)... катаньем, 14) ездим, ездят, езжайте дальше, 15) набрАлся, 16)... калечит, 17) подсинИть, 18) формировАть, 19) по-людскИ, 20) с обеИх сторон, 21) псевдонИм, 22) предсказАние, 23) молод, молодА, 24) два варианта: или — более молода, или моложе чем..., 25) гОлоден, голоднА, 26) запыхАться, 27)... тетка, 28)... учат, 29)... просак, 30)... кормят, 31)... выть, 32)... шапка, 33)... рога, 34)... близки нам (А.С. Пушкин), 35) нАвзничь, 36)... сойти с ума (А.С. Пуш­кин), 37) закУпорить, 38) играть роль, иметь значение, 39) неверное со­четание: пустырь всегда — голый, следовательно, пустырь (без «го­лый»), 40) трубопровод, 41) вода не течет, 42) боЯзнь, 43) творИтся, 44) прибЫвший, 45)... ягода, 46)... жизнь (или — ремесло), 47) занЯться, 48) пО двое, 49) пОрты, 50) избалОвана, 51) памятуя О событии («за» сказать нельзя), 52) с бАнтом, 53) заражЕнная, 54) запАсник, 55) корней, 56) верность, 57) леность (или безделие), 58) Москва, Санкт-Петербург, 59) слов 60) компромисс, 61) объяснение, 62) консерватор 63) новатор 64) абсурдной, 65) про себя а вслух, 66) несчастье, 67) мас­леница, 68) Волга, 69) скульптура, 70) художник, 71) стебель, 72) пора (А.С. Пушкин), 73) песен (А.И. Райкин говорил: без перьев), 74) нога, 75) армии, 76)... французская,... итальянская,... немецкое,... француз­ский (армянский),... русская, американская,... английская,... афри­канская,... арктический (антарктический), 77) пчелка, 78) Буратино (попугай, мартышка), 79) мел (снег), 80) ночь (сажа), 81) война (Ква­зимодо, ужас), 82) Савраска (скороход, братья Знаменские, лось), 83) концов, 84) и пляски, 85) наказание, 86) дамы (солдаты), 87) дым (ве­тер, лед, спички), 88) кавалеры, 89) моя звезда, 90) взять, 91) брось, 92) голова, 93) медные трубы, 94) в море (на передовой, в пути, с нами).

Тест №13

Все фразы и выражения этого выступления взяты из жизни. В этих восьми абзацах собраны наиболее существенные речевые ошибки, встречающиеся в наши дни в речи делового партнера (собеседника). Многократное перечитывание текста приводит нас к мысли о том, что:

1) в тексте много лишних слов, слов-паразитов, которые только за­трудняют понимание смысла, например, «значит», «это», «так сказать», «понимаете», «понятно» и др.;

2) выражение «честно говоря» имеет смысл употреблять только в исключительных случаях, когда нужно подчеркнуть важность смысла фразы, в противном случае многократные повторения этого словосоче­тания превращаются в слово-паразит;

3) выражение «ради Бога» не имеет смысла употреблять «всуе», т. е. зря, не по назначению, что для человека верующего превращается в на­рушение третьей заповеди из Нагорной Проповеди, а для неверующего — в обычное паразитическое выражение (см. п. 1);

4) в нашей речи есть два похожих выражения, которые на практике нередко употребляются неверно: «вкУпе» и «в купЕ». Первое означает — «вместе», «сообща» и имеет ударение на «у», второе — «отделение в пассажирском вагоне», ударение на «е». Следовательно, в данном слу­чае нужно было бы сказать — «вкупе»;

5) слово «профессионал», очень распространенное в наши дни в любой речи, имеет важную особенность: если употреблять его в первом лице един­ственного числа — «я — профессионал», то это звучит хвастливо, предпочти­тельно услышать его в третьем лице — «он — профессионал», когда о про­фессионализме человека говорит кто-то другой, даже третье лицо;

6) глагол «ругаться» не может сочетаться с предлогом «на», он управ­ляется винительным падежом: «он ругает (кого, что?) меня», наконец, в южно-русских говорах смешиваются глаголы «ругать» и «ругаться», по­этому можно думать, что наш оратор приехал в Подмосковье из рай­онов России, сопредельных с Украиной;

7) в тексте немало неверных ударений, которые на бумаге довольно затруднительно выразить: нужно говорить — «инженЕры»(а не «инже-нерА»), «начАть» (а не «нАчать»), «углубить» (а не «углУбить»), «принЯть» (а не «прИнять»). Таких слов в тексте много;

8) неверно склоняются числительные, нужно: «более двух миллионов, трех миллионов». Это очень распространенная ошибка в современной русской речи;

9) «район» — понятие локальное, географическое, «грамм» — мера веса, поэтому в других случаях их лучше не употреблять: нельзя мерить рубли на вес, на расстояние по местности;

10) глагол «извинять» использован в возвратной форме — «извиня­юсь», т.е. «извиняю СЕБЯ». Такая форма широко используется в быто­вой речи, но нежелательна для выступления с трибуны;

11) формы «ехайте» (нужно «езжайте»), «взад» (нужно «назад»), «ихние» (нужно «их») характерны для малограмотной разговорной речи, не подходящей для делового выступления;

12) все выступление указывает на слабую общую культуру оратора, о чем свидетельствуют весь тон, стиль, манера говорящего: его выступле­ние невозможно исправить в целом: многие сочетания слов не поддаются корректировке. Например, если в первой строке можно исправить — «по­зволю», не «позволю себе», то как исправить такие слова: «я уже стихи выражаю» или «займемся делами повсеместно». Такие обороты нужно вычеркивать и вместо неверного все писать заново. Например, так.

Выступление на собрании (вариант «Б»)

Я позволю себе потратить на сообщение две минуты, потому что знаю менеджмент и ценю работу фирмы в этом направлении.

Нужно послать ваши образцы в дирекции на местах и получить на них отзывы.

Это будет не возвращением к начальной стадии работы, а напротив, ее продолжением.

В кассе пусто и в результате придется закрывать филиал, объявив весь персонал «персонами нон грата».

Поэтому путь один — вперед и вверх, не смотреть назад, не надеяться на дядю, а только на себя, если мы считаем себя профессионалами.

Если есть вопросы, то я попытаюсь ответить на них.

Прошу остаться на несколько минут инженеров из отделов.

Наша цель — два-три миллиона, что и станет процветанием для фирмы.

Благодарю всех за внимание.

Примечание. Предлагаемые исправления текста выступления явля­ются примерными: можно все сделать иначе. Некоторые ошибки в тексте вы­ступления не указаны вообще. Таким образом каждый любитель русского красноречия может продолжить работу над этим заданием в удобном для него на­правлении. Например, можно ли употребить рядом два слова «нежели» и «чем», хорошо ли звучит «скажу одно», а потом еще долго говорить о разных вещах и т. п. Таких примеров в тексте еще немало.

Тест № 14

Полные и подробные ответы нужно искать в специальных изданиях (словарях, справочниках). Здесь даны наиболее краткие их варианты:

1) проницательность/детский (детство), 2) охрана/судорога, 3) ис­правляющий/цена, 4) главный/словарь, 5) твердый/злой, 6) линейное рисование/специальный мягкий карандаш, 7) посыльный/специально, 8) синонимы слова — нелепость, 9) виды азбуки, 10) знак повыше­ния/понижения/отказа в музыке, 11) в музыке: веселый/печальный, 12) имеют разное употребление в зависимости от сюжета, 13) младший/ младший офицерский чин, духовой музыкальной инструмент, 14) като­лический храм, немецкая церковь, 15) чемодан/сундук, 16) ложь, отсту­пление/духовный отец, 17) возвращение чужого имущества/залог не­движимости, 18) церковные должности, 19) настоятель монастыря/ управляющий епархией (церк.), 20) выявление победителя/поиск исти­ны/ научное обсуждение. 21) насторожить, 22) касающиеся, 23) трудящиеСЯ, 24) одержана победа/достигнута вершина, 25) более понятно/просто/увлеченно, 26) квартАл, 27) неприЯзнь, 28) взрЫвчатый, 29) примеров достаточно, 30) отнЯл/отнялА, 31) обезУмел/обезУмела, 32) инАче, 33) зАсЕка, 34) лЕкторов, 35) на подушку, на спинку, на стенку, 36) кишкА/кишкИ, 37) диалОг/диалОги, 38) патриАрхИя, 39) мышлЕние. 40) нам готовит 41) нет добра без худа 42) Царское 43) танго 44) вальс 45) чай 46) кофе 47) морщины 48) мандарин 49) розовом коне 50) мо­мент, антракт 51) на радио, на СМИ 52) романс 53) оркестр, штандарт 54) как надо, хорошо, на ять 55) без шипов 56) да Марья 57) умирать.

Тест №15

1. 1) формировАть, 2) облегчИть, 3) принЯть, 4) силЕн, 5) намЕрение, 6) прибЫвший, 7) призЫв, 8) началАсь, 9) понялА, 10) молодА, 11) принявший, 12) вЕрба, 13) инструмЕнт, 14) Искра, 15) арбУз, 16) простынЯ, 17) прОстыни.

2. 18. позволить: кому? Нужно: позволить СЕБЕ, 19) нужно: пока­зывает, что (без предлога), 20) нужно: боле двух миллионов трехсот ты­сяч 21) нужно: лучше подготовлен чем... Слова «нежели» и «чем» рав­ны по смыслу друг другу, 22) время ПРЕпровождения, 23) в прежние времена обращения «сударь» и «сударыня» не имели множественного числа, 24) первое слово по-французски, второе — по-русски: смешива­ются два языка, 25) нужно: или — фирма более значительна, или — фирма значительнее, 26) Красный и зеленый — объединение по цвету, Малый — по величине, следовательно — нет логики, 27) «банда» не бывает «законной», 28) если «ленинец» неверный, то он не может име­новаться «ленинцем», 29) лучше: были утопичны.

3. 30) смысл: ничего не случится, 31) погибшего/еды/крушения, 32) единый корень: «рос», «рус», 33) «акриды» — вид диких кузнечиков, упоминаемых в Библии, 34) преступление/сосуд особой формы, 35) оба выражения означают «сон-прогноз», т.е. то, что может сбыться, 36) выражение партийной принадлежности, 37) верящий в судьбу/ ко­медия/ франт/судьба, 38) лучше это (малое), чем ничего, 39) начинать с самого начала, 40) не обращать внимание, 41) о ярком событии, сильной боли.

4. 42) селедка, остальные — животные

43) Аполлон — древнегреческий бог, остальные — древнеримские

44) гонг. Во всех остальных — две последние буквы расположены последовательно по русскому алфавиту.

46) Пароход. В остальных словах есть речевая связь с определенны­ми нациями: педантичность — немецкая, уход — «по-английски», пар­фюмерия — французская.

Тест №16

Вариант «А» содержит следующие нежелательные особенности:

1) элементы прямой грубости по отношению к контролерам и к на­чальнику со стороны говорящей и начальника — по отношению к ней самой;

2) массу ненужных слов-паразитов типа: «вот», «так сказать», «значит»,«куда-то», «где-то» и пр., которые только запутывают смысл речи и должны быть выброшены из текста:

3) другие ошибки:

а) «честно говоря» не имеет смысла говорить по пустякам,

б) «в районе» — понятие географическое, неприменимое ко вре­менным и прочим показателям,

в) «дамы» — по-французски, «господа» — по-русски, т.е. смеше­ние двух языков, лучше — одним слово.м: «господа»,

г) «реклама» и «объявление» — слова синонимичные, лучше — одно из них,

д) нужно: «больше двух миллионов» или «более чем два мил­лиона»,

е) без предлога следует употреблять глаголы:

«показывает (что?)», «о том, что» — нельзя,

«оплачивать... (что?)», «оплачивать за...» — нельзя, «платить за проезд...» — можно говорить,

«понимать... (что?), — можно, «понимать о том, что...» — нельзя говорить,

ж) «ради Бога», «слава Богу» и пр. не нужно употреблять «всуе»; т.е. зря, без серьезной надобности,

з) «ихние» в литературной речи невозможно, нужно: «их часы»,

и) «разОстроенная», «разОстроился» — неверно, нужно от глаго­ла «расстроиться», т.е. без «О»,

к) «прекрасно» не может быть с «очень», «обожать» можно чело­века и без «очень»,

л) «ругать... (кого-нибудь)», без предлога «на» и без частицы «ся»,

м) нет глагола «лОжить», есть «положить»,

н) «позволить... (кому?)», в данном случае: «себе», т.е. «я позво­лю себе»,

о) есть два верных варианта: или «более аккуратно» или «акку­ратнее», или: «нежели» или «чем»,

п) нужно:«в тУфлях, с бАнтом», «договОр»,

р) для глагола «написать» — может быть «выше» или «ниже», для глагола «сказать» может быть «ранее» и «потом»,

с) следует: «иду назад» и «думаю опять»,

т) слова «зла не хватает» характеризуют несдержанность и агрес­сивность внутреннего мира говорящей,

у) «одела (кого-нибудь)», например, «ребенка», «надела (на се­бя)», например: «шубу»,

ф) форма «как бы» является условной, означающей, что на самом деле события не было, что оно кажущееся, «как бы» было. Итак, перед нами образец речи, которая, к сожалению, встречается не так редко, как хотелось бы. Это, как правило, речь мало читающего, недостаточно культурного человека, безусловно не знакомого с элемен­тарными правилами риторики, абсолютно не следящего за своей речью.

Если учесть все сказанное выше о лингвистических и иных по­грешностях монолога, то, вероятно, эта речь могла бы более правильно прозвучать в следующем варианте «Б» (очевидно, что могут быть пред­ложены и другие решения по исправлению указанных недостатков).

Вариант «Б»

Я сегодня встала в девять часов, пошла на кухню, а по радио говорят: — Господа, прослушайте объявления! А я и подумала, что нужно иметь бо­лее двух миллионов, чтобы их слушать. Потом я принялА душ, посмотрела на градусник, который показывал мороз 20 градусов, надела шубу и побе­жала на остановку. А в трамвае контролеры говорят — Пожалуйста, ваш билет. Оплачивайте проезд! Я ответила, что мой билет — вот он.

А сама посмотрела на часы, на их часы, поняла, что опаздываю. А тут все ругаются, толкаются, я едва вышла из вагона, пришла вся рас­строенная, хотела начАть печатать, а тут Зина звонИт и говорит: — Прекрасно, что ты не опоздала, а то Иван Иванович тебя ругает...

Я трубку положИла, пошла к начальнику, а он и говорит: — Позво­лю себе заметить, что у тебя в печатании много ошибок. Договор ис­портила, а мне нравится, когда работу делают лучше, чем делаешь ты. Но об этом я скажу потом...

Ну, я его уже не слушала, расстроилась совсем, расплакалась, по­шла назад и опять подумала, что нужно менять работу, позволила себе пойти домой. Мне кажется, не прав он, мой начальник...

 

Таковы основные особенности и недостатки этого учебного текста. Итак, если сравнить вариант «А» и «В» этого текста, то видно, что «Б» короче чем «А» почти в два раза,

• вариант «А» соответствует тому стилю, который принято назы­вать «низким», а «Б» — хотя бы «средним», поскольку он не мо­жет претендовать на звание «высокого»,

• для того чтобы не говорить, как наша «секретарша», нужно ста­раться говорить лучше, чем говорят окружающие нас люди,

• после прочтения варианта «А» трудно встать на сторону «потер­певшей» и посочувствовать ей. Вариант «Б» позволяет думать, что общая и риторическая культура говорящей находится в целом на достаточном уровне, а поэтому возможно, что «начальник Иван Иванович» поторопился со своим заявлением, которое должно было привести к увольнению секретарши.

Тест № 17

1. 1) оговоренО, 2) включИть, 3) даровАть, 4) обретЕние, 5) сернИстый, 6) запаснОй и запАсный, 7) туфли лАковые, стол лакирОванный, но можно и наоборот, в зависимости от стиля изложения, 8) заржавЕть, 9) несказАнно, несказАнный, несказАнная (радость), 10) договорЕн­ность, 11) близкИ, 12) блИзкие, 13) взрЫвчатые, 14) избрАнник/ избрАнничество, 15) бесОвская, 16) чЕлюстей, 17) два рАза, 18) упростИть, 19) прИгоршнями, 20) наложИть вето.

2. 21) от гл. — начАть, начинАть, тот кто начинает, 22) от сущ. — рука, 23) фран. — начальник, глава, 24) англ. — хозяин, руководитель, 25) чрезвычайно запутанный узел, завязанный, по легенде, царем Фригии — Гордием, который Александр Македонский не стал развязы­вать, а разрубил мечем, 26) надгробное слово (надпись), 27) свадебная речь (песня), 28) от гл. — ведать (знать), 29) впереди сидящий, 30) лат. — сидящий впереди, председатель, 31) от франц. слова секрет — тайна, часто секретарь сидит за специальным столом, который по-французски называется секретер, 32) лат. — лицо докладывающее, консультирую­щее, 33) тот, кто замещает в отсутствие, 34) тот, кто советует, 35) тот, кто помогает, 36) принятые правила вежливости, 37) лат. — клеветни­ческие измышления с целью опорочить, 38) лат. — речь, полная брани в конкретный адрес, 39) в греч. мифологии — чудовище с огнедыша­щей львиной пастью, хвостом дракона и козьим туловищем, теперь — несбыточная мечта, фантазия, 40) торжественная процедура вступления в должность главы государства (от лат. — посвящаю), 41) опытный ора­тор, красноречивый человек/тот, кто постоянно зол, злится, 42) расте­ние, дающее зерно, хлебные злаки/место, где предаются кутежам, раз­врату, 43) часть пищевода, расширенная у птиц/архитектор, 44) змея, чудовище, летающая игрушка на нитке/искуситель Адама и Евы, «зеле­ный» — водка, 45) «ижица» — последняя буква старого русского алфа­вита, сделать выговор, обругать, 46) очень громким голосом, 47) сла­бый, хилый, вялый/житель острова Кипр, 48) звукосочетание, строй­ность в муз., согласие, мир/возлюбленный (ая), 49) поделочный ярко-зеленый камень/большая меховая шапка, широкая одежда без пояса, 50) двусторонний причал/полный поворот на одной ноге, 51) произно­сить звук «р» гортанью, 52) изображение хищной птицы/ изящест­во/горячий напиток из рома, воды, сахара/небольшая пещера, 53) стан­ция для смены лошадей/еда, кушание, 54) край сцены/расположение предметов, точка зрения, 55) открытый пирог (с рыбой)/нелюдимый, угрюмый, 56) краснеть, резко выделяться, 57) кусок жареной говяди­ны/то же, но в сухарях, 58) кусочки мяса, жареные в сметане/большая тяжелая лошадь, человек, 59) приятный, умиротворяющий, 60) большая сумма денег/ несколько деревьев, 61) то, что ограничивает зрение/нарост на ноге птицы, выступ на сапоге, колесе, 62) охранник, специальный колокол/старые вещи, 63) толстый, полный, 64) пустые разговоры, бол­товая, 65) порыв ветра/набор для плавки металла, 66) оборот языка, ре­чи, в котором слова имеют новое общее значение/птица южных стран, в Египте является священной, 67) из муки высшего сорта, 68) целовать (ся), 69) внешний вид/лицо, наружность/обертка (для лекарства), 70) ложь, неправда/ всегда и всех критикующий, 71) стремление отгоро­диться от любого влияния, 72) сторонник становления искусства ради искусства, 73) невосприимчивость к влиянию, право неподчинения, 74) о трудной, незадачливой судьбе кого-нибудь, 75) внушать, вызывать, подталкивать, 76) порочащее измышление, 77) освещение солнцем, 78) ступень в системе, 79) часть, ведающая хозяйством, снабжением в армии, 80) роль, качество, 81) ящичек для иконы, 82) лязгать, стучать, 83) распорядитель, руководитель, воинское звание в европ. флоте/ ар­тиллерист, 84) органа/правительства, власти, 85) пастбище, 86) выс­ший орган церкви, 87) употреблять с пользой, 88) обжорство, неуме­ренная еда, 89) специалист по изучению текстов/наука об изучении текстов, 90) право на интеллектуальную собственность: право автора распоряжаться своим произведением (для ученых, изобретателей, ху­дожников, конструкторов, дизайнеров, композиторов, писателей и других творческих личностей). Авторские права охраняются Законом Российской Федерации.

Тест № 18

1. 1) воспринЯть, 2) договорЕнность, 3) оговорЕнные, 4) рожЕница, 5) урОд, 6) взЯлИсь, 7) варЕная, 8) копИть, 9) азЫ профЕссии, 10) сУдя по.... но судя (нареч.), 11) кУхонный, 12) присовокупить, 13) обесцЕнивание и обесцЕнение, 14) перехОдный/переходнОй, 15) граждАнство, 16) несвЕдущий, 17) укрАденная, 18) бомбордировАть, 19) закорУзлый и заскорУзлый, 20) поднЯлся.

21) Русь, 22) Москва, 23) пляска/песня, 24) стена/башня, 25) мост, 26) голос, 27) хор, 28) летопись, 29) точка, 30) трон, 31) огурец, 32) цве­ток, 33) океан, 34) автомобиль, 35) строй/полк, 36) парус, 37) цыпленок, 38) пустыня, 39) сад, 40) отец, 41) мать, 42) улица, 43) утро, 44) выставка, 45) лестница.

Тест № 19

1. 1) цветной, 2) извилистый, 3) пикантный, 4) четкий, 5) цирко­вой, 6) маленький, 7) большой, 8) пламенный, 9) едкий, 10) тяжелый, 11) косой, 12) ехидный, 13) далекий, 14) дальний, 15) красный, 16) ар­мейский, 17) джазовый, 18) симфонический, 19) музыкальный, 20) оте­чественный, 21) боевой, 22) сельский, 23) ценный, 24) бесценный, 25) тонкий, 26) высокий, 27) рубленый, 28) чуткий, 29) вычурный, 30) тем­ный, 31) тупой, 32) желтый, 33) прямой, 34) рваный, 35) парчевый 36) длинный, 37) огненный, 38) плавный, 39) спокойный, 40) церковный.

2. 41) лат. — (о тЭмпора, о мОрэс!) — восклицание М.Т. Цицерона из его речи против Катилины, 42) итал. — хоровое пение без сопровож­дения музыкальными инструментами 43) лат. — на выбор, свободно, по желанию, 44) франц. — в естественном виде, как создала природа, 45) лат. — живая вода, 46) лат. — до коих же пор, наконец! (слова Цицеро­на, выражающие гнев и нетерпение), 47) лат. — волей-неволей, в лю­бом случае, 48) франц. — идти ва-банк, идти на риск, рискуя всем на свете, 49) нем. — древнегерманское племя, которое в 455 г. захватило Рим и уничтожило множество произведений искусства, отсюда вандал — невежда, варвар, разрушитель культурных ценностей, 50) лат. — разно­образие, театр со сборной программой легкой музыки и танцев, 51) греч. — Ахилл, один из героев Гомера («Илиада»), у которого было единст­венное уязвимое место — пятка, следовательно, — слабая сторона чело­века, 52) итал. — легкость и красота пения, 53) лат. — повторять (чаще всего музыкальный номер), 54) франц. — в точном переводе «цыган­ский», иносказательно — легкомысленный образ жизни, 55) лат. — неиз­вестная земля, неизведанная область, 56) лат. — «за алтари и очаги» (слова Цицерона о войне за свою родину), 57) франц. — свидание, встреча, 58) франц. — ресторан или кафе с концертом (танцы, пение, музыка), 59) нем. — пушкарь, артиллерист, 60) франц. — танец с высоким выбрасыванием ноги, 61) франц. — точный перевод «поцелуй», легкое пирожное из взбитых яичных белков с сахаром, 62) греч. — лег­кий западный ветер, теперь — сорт пастилы, 63) быть высокомерным, 64) греч. — специалист по собакам, 65) греч. — специалист по Китаю, 66) оптОвые постАвки — массовое снабжение (но Оптом), 67) распро­страненное восклицание в бытовой речи, как правило, не связанное с религиозными устремлениями, 68) просьба, характерная для верующего человека, 69) лат. — Пока дышу, надеюсь, 70) лат. — закон суров, но это закон, 71) чрезвычайные, непреодолимые обстоятельства, не зависящие от человека, 72) лат. — учитель сказал! это сказал учитель! (Ссылка на абсолютный авторитет учителя, как на одно из доказательств в споре, впервые относилось к Аристотелю, его авторитету и его учению), 73) лат. — в мифологии богиня слепого счастья, изображалась с повязкой на глазах, с рогом изобилия в руке, из которого сыпались всевозможные блага на человека, 74) лат. — омниа мэа мэкум порасо — изречение древ­негреческого мудреца Бианта, но не в том смысле, что у него мало вещей (как это теперь принято считать), а в том, что истинное богатство чело­века заключается в его внутреннем содержании, 75) франц. — с глазу на глаз, наедине, без свидетелей, 76) лат. — следует выслушать и дру­гую сторону (одно из основных правил для юристов Древнего Мира), 77) лат. — с позволения сказать (обычно используется с оттенком иро­нии, насмешки над оппонентом или над его высказыванием).

3. 78) да около, 79) доброй ссоры, 80) средства, 81) норов, 82) по­темки, 83) не утаить, 84) загребать, 85) доведет, 86) то пропало, 87) ко­не — легче, 88) откачало, 89) куличиках, 90) велики, 91) ступе, 92) не ржавеет, 93) удал, 94) равны —, 95) огород, 96) потоп, 97) стоит, 98) из далека, 99) сломит, 100) всех пороков.

Тест № 20

1. 1) комната, 2) писатель/художник, 3) лес/бор, 4) забор, 5) орел, 6) дни, 7) холодный, 8) черный, 9) скользкий, 10) белый, 11) красоч­ный, 12) вьющийся, 13) обеденный, 14) мраморный/деревянная, 15) ветренный, 16) сырой, 17) явка, 18) лампа, 19) утка/гусь, 20) страус.

2. 21) была местность, 22) картину, 23) берегу, 24) нас, котомкой, 25) он, перед, 26) ног, полна, воды, 27) вода, вниз, 28) спины, положил, крестным, 29) колени, руками, 30) грудью, пить, 31) одна, одно, искус­ства, такого, 32) теплые, еще, над, 33) не было, 34) старому, 35) ужину, 36) делать, 37) окошечко, 38) подсолнечные, 39) поужинали, 40) под, к, на, 41) кухни, 42) двору, собак, 43) мимо, 44) нее, низко, 45) вдруг, от, 46) сидел, небольшого, — смуглый, баками, волосах, губы, ноздри, сверкая, 47) спросил, хорошенько, не, сделал, глаза, ведь, 48) впрямь, пощаженный, своего, рука, маленький, «Нулина» «Ночи», 49) встал, блеском, глазах, вышел.

Тест № 21

2. Примерный план выступления об истории Лжедмитрия на Руси:

Date: 2015-10-18; view: 750; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию