Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы педагогического исследования





 

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переизложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике), конспекти-рование (выделение главных идей и положений изучаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике).

Вторую группу методов составляют методы изучения педагогического опыта. К ним относятся: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение результатов деятельности и педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным, открытым или скрытым, сплошным или выборочным. Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов.

Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме и без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует. Анкетирование – метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания, структуры задаваемых вопросов и от возникшего контакта между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование, осуществляемое по отобранным стандартизированным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемого. Наиболее часто в педагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся, для определения профессиональной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований.

Среди методов педагогических исследований большое распространение получили социометрические методы, позволяющие изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.

Метод изучения результатов деятельности учащихся может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, об его отношениях, интересах и способностях.

Метод изучения педагогической документации (журналов учета занятий, протоколов собраний, личных дел учащихся) дает исследователю некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное их моделирование и возможности воздействия на них исследователя.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности или учебного коллектива).

 







Date: 2015-10-22; view: 396; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию