Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология и методы педагогической науки
Методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категории науки в целом. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др. Общенаучный уровень представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Этот уровень методологии педагогики может быть представлен двумя подходами: системным и аксиологическим. Системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Сущность его заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые тенденции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Аксиологический подход – основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов: · равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; · равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообагащающего диалога между традиционным и новаторским подходами; · существенное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики – это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общества и творчества. Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы (принципы): 1. Личностный подход – при конструировании и реализации педагогического процесса ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. 2. Деятельностный подход – рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. 3. Полисубъектный (диалогический) подход – ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Названные подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики. 4. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности. Освоение личностью культуры предполагает изучение ею способов творческой деятельности. 5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. 6. Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и учет этих данных при построении и осуществлении педагогического процесса. Технологический уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала. При проведении исследования используется система методов, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных методов, привлекаемых педагогикой из других наук.
Date: 2015-10-22; view: 349; Нарушение авторских прав |