Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные дидактические концепции





 

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называются дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. В зависимости от того, как понимается процесс обучения, выделяются три дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая и современная система дидактики.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт. Дидактику последнего характеризуют слова: управление, руководство учителя, регламентация, правила, предписания. Структура обучения традиционно включает четыре ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. И. Ф. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

К началу ХХ в. эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов обучаемого и от жизни; за то, что лишь передает ученику готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет его самостоятельность.

Среди новых подходов к процессу обучения выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению – деятельности обучаемого. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей обучаемого, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учеников, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Разнообразная деятельность учеников – сочинения, рисунки, театр, практические работы («педагогика действия») – активизируют познавательную деятельность, развивают мышление, способности и умения. Однако абсолютизация такой дидактики, распространение ее на все предметы приводят к переоценке спонтанной деятельности обучаемых, утрате систематичности обучения, случайному отбору материала, большой трате времени, снижению уровня обучения.

Современная система дидактики исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология, когнитивная психология (Д. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в названных современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучаемых и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Занятия сотрудничества, сотворчества – это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал –запомнил – пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с преподавателем) – осмыслил – сказал – запомнил».

 

 







Date: 2015-10-22; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию