Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровые задания на осознание барьеров педагогического общения
Игровая ситуация «Барьеры на уроке» Выбирают двух студентов, играющих роли учителей. Остальные участники играют учеников начальной школы. Инструкции ученикам и учителям даются отдельно. Каждому из учеников нужно проиграть определенный характер: «выскочку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зависимости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д. Учителя в соответствии с инструкциями должны изобразить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают. Изображаемые барьеры общения: • Барьер «Я сам» Студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверенного в себе, который очень боится, что дети ответят не то и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому данный персонаж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Студент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию. • Барьер «Робот» Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовившегося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сообщается студенту, играющему эту роль, а студентам, изоб- *аюших учеников, говорится о том, что они знакомы с дан-й темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что, познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает ям студент и название которой он сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студентам-«ученикам». Таким образом, моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занимает родительскую позицию по отношению к детям, не проявляя интереса к их внутреннему состоянию. • Барьер «Монблан» Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, отсутствие к ним интереса, взрослая или родительская позиция в общении ведут к стандартизированному уровню общения. • Барьер «Китайская стена» Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель подчеркивает свое снисходительно-покровительское отношение к ученикам, поскольку занимает родительскую позицию по отношению к детям. Чувство превосходства возникает как следствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения. • Барьер «Тетерев» Учитель слышит только себя, не задумывается о реакции детей, поскольку основная эмоция — любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям. Педагог закрыт маской «выдающегося учителя», занимая позицию родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения. • Барьер «Гамлет» Учитель такого типа из-за возникающего страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной стороной обучения. Он стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, так как занимает «Детскую» позицию в общении с ними. При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к детям, смешанной со страхом, «Гамлет» выходит на манипулятивный уровень обще- ния, на котором то он сам, то дети становятся объектами манипуляции. • Барьер «Приятель» Учитель недооценивает значение собственной личности забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой культуры и профессиональных знаний, поскольку не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает сам учитель. • Барьер «Локатор» Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения. Большой воспитательный эффект возникает именно в тех случаях, когда на роли выбираются студенты, для которых характерны подобные барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель подчеркивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого - подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления. Схема обсуждения барьера «Я сам»: • Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт между вами и учителем? • Можно ли назвать ваше ощущение барьером в общении? • Что способствовало возникновению барьера? • Какую эмоцию испытывал учитель? • Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербального общения выдавали его неуверенность в себе? • На какой позиции находился учитель? • Что выдавало его детскую позицию? • Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам? • Был ли открыт в общении? • На каком уровне он остался? По аналогичной схеме проводится обсуждение второго персонажа и всех последующих барьеров. Вопросы для обсуждения: Что способствует возникновению барьеров общения учителя на уроке (эмоция страха, агрессии, несоответствующая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к детям, закрытость в общении)? . Что помогает избегать барьеров между учителем и учениками на уроке (интерес к личности учеников, открытость учителя, умение правильно и гибко менять позицию в общении в зависимости от ситуации)? [Целихова Н.И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М.Р.Гинзбурга. — М., Воронеж, 1998. Date: 2015-10-21; view: 928; Нарушение авторских прав |