Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалога и дискуссии Перебивание в беседе
Информация к размышлению: Перебивание в беседе конфлик-тогенно, поскольку препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту. Как поступить, если собеседник перебивает вас?... Дать перебить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлетворит. Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя перебить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, говорите, я подожду...» (только постарайтесь без иронии и издевки в голосе — они все испортят). Вопросы для обсуждения: • Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке? • Считаете ли вы конфликтогенным фактором неумение учителя выслушать ребенка? Приведите примеры. • Какое умение у вас более выражено: говорение или слушание? • Согласны ли вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»? • Как бы вы реагировали, если бы перебили вас? Егидес А. Психотехника общения. //Воспитание школьника. — 1996.— №*• упражнение «Захват инициативы в диалоге» Двое участников садятся в центр круга. Один из них начи-аеТ диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен одхватить разговор, но при этом переключить собеседника свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо. Упражнение «Нет-диалог» Ведется диалог между двоими участниками задача участников диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво. Группе оценивает эффективность диалога. Упражнение «Да-диалог» Двое участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера. Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы — не стали бы возражать друг другу. Затем следующая пара садится в центр и начинает работать в режиме «да-диалога». Упражнение «Дискуссия» Ведущий задает дискуссионную тему, например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме?» или «Дети виноваты в том, что Родители ими постоянно недовольны, и поэтому в семье возникают споры». Участники делятся на две группы: 1 -я группа — условно согласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зре-НИя); 2-я группа - придерживающиеся другой точки зрения. Ведется дискуссия по заданной теме. Вариант упражнения. Среди участников отбираются 5 человек для ведения дис-Уссии по заранее объявленной теме. Например, «Личностные качества, которыми должен обладать педагог, работающий с маленькими детьми», «Личностные качества, являющиеся противопоказаниями к деятельности педагога». Каждый из участников дискуссии может представлять свою личную точку зрения либо точку зрения своей команды, с которой он обсудил данную проблему в предварительной части упражнения. Участникам дискуссии предлагается за ограниченное время прийти к общему решению. За каждым участником дискуссии закрепляется наблюдатель из числа участников группы, непосредственно не занятых в обсуждении. Упражнение завершается опросом, в котором выясняется степень удовлетворенности или неудовлетворенности процессом и результатами дискуссии каждым из ее непосредственных участников. Затем выступают наблюдатели со своими замечаниями о роли каждого участника в обсуждении проблемы и по поводу наиболее конструктивных моментов дискуссии. Обсуждается вопрос о разумном сочетании активного самовыражения с активным слушанием. Упражнение «Стиль общения» Цель — выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения. Преподаватель предлагает группе из 5—6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, по 10-балльной системе оценивается: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, то есть что помогало и что мешало общению. Члены группы обмениваются своими наблюдениями. Во время общей дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое получает в конверте от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержания. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время постараться определить, какое задание получили остальные- и рез 15—20 минут преподаватель знаком дает закончить дис-сию, и Все начинают обсуждать, как они поняли роли, на-оЛЬко эта роль соответствовала их внутренней позиции или олностью противоречила ей, как они переживали свою роль. Каждый из участников вслух зачитывает то задание, которое н старался выполнить. Группа оценивает, насколько это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса: • Как научиться понимать друг друга? * Что значит для человека общение? Набор заданий для участников дискуссии: 1) Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2—3 раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» - и вносить необходимые поправки в свои слова. 2) Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса. 3) Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил. 4) Ты — ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время Дискуссии. 5) Тебе не дается никакого конкретного задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведешь себя во время групповых обсуждений. 6) Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение. 7) Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий Раз говори что-нибудь, но твои слова должны быть абсолютно е связаны с тем, что говорили другие. Веди себя так, словно ы совершенно не слышал, что говорили до тебя... °) Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, т°бы помогать другим как можно полнее выразить свои мыс- ли, а после выступления каждого участника тебе придется де_ лать небольшое резюме. 9) Твое участие в разговоре должно быть направлено на то чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманий между членами группы. 10) Как минимум три раза постарайся вступить в разговор Слушай других для того, чтобы оценить конкретных участников дискуссии. 11) Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы». 12) Тебе очень скучно при этом разговоре, - тема тебя совершенно не волнует. 13) У одного участника совершенно пустая карточка, он выступает в своей естественной роли. Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить. Упражнение «Правила поведения в дискуссии» Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника. Порядок работы. 1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»: — на доске записываются все предложенные темы; — систематизируются по общности смысла; — выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана). 2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при помощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут возникнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Например: — предельная доброжелательность; — обсуждение и аргументация не переводятся на личность; — нельзя голосовать; — не отнимать время, решая свою личностную проблему -желание выглядеть лучше (не рисоваться); непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления. 3. Дискуссия. а) Тренировочный вариант. Предлагается утверждение «День начинается с восхода сол-па» Участники делятся на людей, согласных с утверждением, и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Опенка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме. б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студентами. Например: «Интеллигентный человек», «Деловой человек». 1 вариант. Участники делятся на две команды, устанавливаются правила дискуссии. 2 вариант - «Аквариум». Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выполнение правил дискуссии. 3 вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личностным качествам. Критерии оценки: - умение слушать и выслушивать; - умение понять собеседника; - доброжелательный или оценочный подход к товарищам; - организованность и умение объединяться для групповой Деятельности; - умение встать на точку зрения партнера и оппонента; - умение склонить собеседника к своей точке зрения. Вопросы для обсуждения: Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других. Что мешало, что помогало в процессе дискуссии? Какие принципы нарушались чаще? Почему? Чему вы научились в процессе дискуссии? Гаджиева Н.М., Никитина Н Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. -6682 Григорьев Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивное общения' Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск, М., I9gj Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межлично стные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Date: 2015-10-21; view: 1216; Нарушение авторских прав |