Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации
Упражнение «Выступление без подготовки» (Экспресс-диагностика невербального компонента выступления) Каждому участнику предлагается выступить экспромтом, без специальной подготовки на любую тему. Продолжительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступления участники узнают за несколько секунд до начала выступления. Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обозначающих темы выступлений. Они могут быть следующими: • Название знакомых предметов, животных, например: гитара, корова, тюльпан. • Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плавание, аплодисменты. • Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ураган, откровение. Основные пункты формального содержания выступления: • Определение. • Внешность - внешний вид предмета, характерные признаки. • «Внутренность» - состав и структура предмета. • Среда - типичная обстановка, в которой встречается предмет. • Использование — возможные способы. • Происхождение. • Перспективы — прогноз на будущее. Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, ис- i пользовать собственный способ выступления. Вопросы для обсуждения: • Удалось ли вам установить контакт с аудиторией? Если нет, то почему? • Куда вы смотрели во время выступления? Почему? • Было ли ваше выступление ярким, выразительным? Во время выступления остальные участники фиксируют характерные позы и жесты выступающего, выразительность интонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сообщаются и обсуждаются. упражнение «Прикосновение» участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу- Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, стараться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно приятные прикосновения; были ли такие люди, чьи прикосновения даже в таких условиях оказались приятными; какие прикосновения вызывали напряжение. Это упражнение можно анализировать, но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие. Вопросы для обсуждения: • Как прикосновение влияет на процесс общения? • Насколько приятны были прикосновения при столкновении? Упражнение «Расстановка» Участники располагаются по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки: • от теплых до холодных; • от мягких до жестких; • от добрых до жестоких. Участники должны попытаться сделать так, чтобы руки у всех стали: а) доброжелательными; б) жесткими; в) добрыми. Упражнение «Анабиоз» Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, воображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора» - в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располага-ет, - взгляд, мимика, жесты и пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, Улыбку и другие эмоциональные проявления. 8* 115 Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать — от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица. Упражнение «Зеркало» Участникам предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро обучаются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений. От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача прежняя, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон. Упражнение «Жесты» В разговор вступают 2 человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты. Причем как можно более активно. Группа следит, чтобы жестов было больше, но они должны быть естественными в разговоре. Упражнение «Приветствие» Участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует вспомнить, например, приветствия героев из фильмов или национальные способы приветствия. Упражнение «Актеры и зрители» Участники делятся на две труппы: первая — актеры, вторая -зрители. руководитель предлагает актерам темы инсценировок: а) идти против ветра; туда, куда не хочется; так, чтобы кого-нибудь не разбудить; б) идти с тем, кто веселее всех; с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых; с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе; с тем, кто вызывает настороженность; с тем, кого бы ты хотел изменить. Группа зрителей должна понять, кого изображают актеры. Затем группы меняются ролями, и для разыгрывания предлагаются следующие ситуации: • мы куда-нибудь идем, и вдруг... неожиданная встреча; понимаем, что что-нибудь забыли; не хватает денег (нет телефонной карты); видим человека, который нам очень нравится; видим человека, которому хотим понравиться; узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка. Вопросы для обсуждения: • Что помогает осознать, выразить чувство? • Что помогает нам понять, что чувствует другой человек? После обсуждения руководитель предлагает систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму, мимику. Упражнение «Наводка» Участники разбиваются на две команды, каждая команда Придумывает несколько слов, записывает их на отдельных листочках бумаги. Затем из команды соперников выбирают человека, которому дают прочитать слово. Он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна Угадать его. Затем выбирается другой человек из противоположной команды, который «показывает» новое слово. Далее следует подведение итогов - какая команда лучше справилась с заданием. Упражнение «Сообщение» На листе бумаги записывается небольшое сообщение. За тем с помощью жестов это сообщение передается партнеру По общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнеп не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия. Упражнение «Эмоциональное состояние» Изобразите эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью: • мимики; • жестов; • мимики и жестов. Упражнение «Рассказ сказки» Участники делятся на две команды. Каждой группе предлагается показать сюжет какой-либо сказки. Необходимо подобрать ее пантомимическое изображение. Первая подгруппа показывает, вторая подгруппа угадывает содержание. Затем подгруппы меняются. Упражнение «Этюды» Разыграйте небольшие этюды, «разговаривая» друг с другом с помощью жестов и мимики на темы: • «Перед окнами вагона», «В шумном зале», «В рот воды набрал», «В театре»; • «Разговор с иностранцем» - ему нужно узнать дорогу: в зоопарк, к врачу, на пристань, в гостиницу, в продуктовый магазин, в «Детский мир» и т. д. Стремитесь с помощью жестов и мимики как можно точнее выражать свои мысли и понимать реплики партнера, вступать в контакт, поддерживать и усиливать его, завершать общение. Результаты выполнения упражнения следует обсудить. упражнение «Подарок» Вариант 1. Каждый участник без слов — жестами, мимикой — лжен показать, какой подарок он дарит имениннице. Сама именинница», а также и все остальные пробуют угадать, что эТо за подарок. Вариант 2. Участники делятся на две команды. Один из членов команды должен придумать и «подарить» подарок рядом сидяшему, изображая его при помощи мимики и жестов. После того как подарок отгадан, все остальные участники «передают» по цепочке друг другу свои подарки. Побеждает та команда, которая приходит к финишу первой. Упражнение «Передача чувств» Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Первый человек поворачивается ко второму и мимикой передает ему какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать это же чувство следующему и т. д. У последнего спрашивают, какое же чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале. Игра «Телефон» Двоим участникам предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв». Инструкция ведущего: «Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное время. Необходимо привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить». Ситуация проигрывается несколько раз с разными участниками, затем анализируются использованные способы привле-Чения внимания. 'Ригорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей.— Новосибирск, М., 1997. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1990. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М., 1994. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу «Основы пед. мастерства». — М.,1998. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д., 1997. Date: 2015-10-21; view: 699; Нарушение авторских прав |