Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации





Упражнение «Выступление без подготовки»

(Экспресс-диагностика невербального компонента выступления)

Каждому участнику предлагается выступить экспромтом, без

специальной подготовки на любую тему. Продолжительность

выступления 2-3 минуты. О предмете выступления участники

узнают за несколько секунд до начала выступления.

Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обознача­ющих темы выступлений. Они могут быть следующими:

• Название знакомых предметов, животных, например: гита­ра, корова, тюльпан.

• Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плава­ние, аплодисменты.

• Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ура­ган, откровение.

Основные пункты формального содержания выступления:

Определение.

• Внешность - внешний вид предмета, характерные признаки.

• «Внутренность» - состав и структура предмета.

• Среда - типичная обстановка, в которой встречается предмет.

• Использование — возможные способы.

• Происхождение.

• Перспективы — прогноз на будущее.

Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, ис- i пользовать собственный способ выступления. Вопросы для обсуждения:

• Удалось ли вам установить контакт с аудиторией? Если нет, то почему?

• Куда вы смотрели во время выступления? Почему?

• Было ли ваше выступление ярким, выразительным?

Во время выступления остальные участники фиксируют ха­рактерные позы и жесты выступающего, выразительность ин­тонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сооб­щаются и обсуждаются.

упражнение «Прикосновение»

участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу- Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, стараться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно при­ятные прикосновения; были ли такие люди, чьи прикоснове­ния даже в таких условиях оказались приятными; какие прикос­новения вызывали напряжение.

Это упражнение можно анализировать, но очень деликат­но. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.

Вопросы для обсуждения:

• Как прикосновение влияет на процесс общения?

• Насколько приятны были прикосновения при столкновении?

Упражнение «Расстановка»

Участники располагаются по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки:

• от теплых до холодных;

• от мягких до жестких;

• от добрых до жестоких.

Участники должны попытаться сделать так, чтобы руки у всех стали: а) доброжелательными; б) жесткими; в) добрыми.

Упражнение «Анабиоз»

Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в не­подвижности, воображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом.

Задача «реаниматора» - в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реани­матору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обра­щаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располага-ет, - взгляд, мимика, жесты и пантомима.

Признаками успешной работы «реаниматора» можно счи­тать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, Улыбку и другие эмоциональные проявления.

8* 115

Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать — от явных нарушений молчания и непод­вижности до едва заметных изменений в выражении лица.

Упражнение «Зеркало»

Участникам предлагается разделиться на пары и встать ли­цом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро обучают­ся чувствовать тело партнера и схватывать логику движений. От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще воз­никают ситуации не только предвосхищения, но и опереже­ния его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача прежняя, но роли «оригинала» и «зеркала», веду­щего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Упражнение «Жесты»

В разговор вступают 2 человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разно­образные жесты. Причем как можно более активно. Группа следит, чтобы жестов было больше, но они должны быть есте­ственными в разговоре.


Упражнение «Приветствие»

Участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантоми­мы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует вспомнить, например, приветствия героев из фильмов или национальные способы приветствия.

Упражнение «Актеры и зрители»

Участники делятся на две труппы: первая — актеры, вторая -зрители.

руководитель предлагает актерам темы инсценировок:

а) идти против ветра; туда, куда не хочется;

так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

б) идти с тем, кто веселее всех;

с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых;

с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;

с тем, кто вызывает настороженность;

с тем, кого бы ты хотел изменить.

Группа зрителей должна понять, кого изображают актеры. Затем группы меняются ролями, и для разыгрывания предлага­ются следующие ситуации:

• мы куда-нибудь идем, и вдруг... неожиданная встреча; понимаем, что что-нибудь забыли;

не хватает денег (нет телефонной карты); видим человека, который нам очень нравится; видим человека, которому хотим понравиться; узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.

Вопросы для обсуждения:

Что помогает осознать, выразить чувство?

• Что помогает нам понять, что чувствует другой человек? После обсуждения руководитель предлагает систематизировать

невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму, мимику.

Упражнение «Наводка»

Участники разбиваются на две команды, каждая команда Придумывает несколько слов, записывает их на отдельных ли­сточках бумаги. Затем из команды соперников выбирают че­ловека, которому дают прочитать слово. Он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна Угадать его. Затем выбирается другой человек из противопо­ложной команды, который «показывает» новое слово. Далее следует подведение итогов - какая команда лучше справилась с заданием.

Упражнение «Сообщение»

На листе бумаги записывается небольшое сообщение. За тем с помощью жестов это сообщение передается партнеру По общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнеп не даст знать, что сообщение понято. Правильность понима­ния проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зри­телями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми уча­стниками занятия.

Упражнение «Эмоциональное состояние»

Изобразите эмоциональное состояние (гнев, радость, оби­ду, ожидание и т. д.) с помощью:

• мимики;

• жестов;

• мимики и жестов.

Упражнение «Рассказ сказки»

Участники делятся на две команды. Каждой группе предла­гается показать сюжет какой-либо сказки. Необходимо подо­брать ее пантомимическое изображение. Первая подгруппа показывает, вторая подгруппа угадывает содержание. Затем подгруппы меняются.

Упражнение «Этюды»

Разыграйте небольшие этюды, «разговаривая» друг с другом с помощью жестов и мимики на темы:

• «Перед окнами вагона», «В шумном зале», «В рот воды на­брал», «В театре»;

• «Разговор с иностранцем» - ему нужно узнать дорогу: в зоопарк, к врачу, на пристань, в гостиницу, в продуктовый магазин, в «Детский мир» и т. д.


Стремитесь с помощью жестов и мимики как можно точнее выражать свои мысли и понимать реплики партнера, вступать в контакт, поддерживать и усиливать его, завершать общение. Результаты выполнения упражнения следует обсудить.

упражнение «Подарок»

Вариант 1. Каждый участник без слов — жестами, мимикой — лжен показать, какой подарок он дарит имениннице. Сама именинница», а также и все остальные пробуют угадать, что эТо за подарок.

Вариант 2. Участники делятся на две команды. Один из чле­нов команды должен придумать и «подарить» подарок рядом сидяшему, изображая его при помощи мимики и жестов. Пос­ле того как подарок отгадан, все остальные участники «переда­ют» по цепочке друг другу свои подарки. Побеждает та коман­да, которая приходит к финишу первой.

Упражнение «Передача чувств»

Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Первый чело­век поворачивается ко второму и мимикой передает ему ка­кое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать это же чувство следующему и т. д. У последнего спрашивают, какое же чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале.

Игра «Телефон»

Двоим участникам предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв».

Инструкция ведущего:

«Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное вре­мя. Необходимо привлечь внимание человека, который гово­рит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но че­ловек, который говорит по телефону, старается избежать кон­такта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить».

Ситуация проигрывается несколько раз с разными участни­ками, затем анализируются использованные способы привле-Чения внимания.

'Ригорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей.— Новосибирск, М., 1997.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и разви­тие компетентности в общении.М., 1990.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).М., 1994.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу «Основы пед. мастерства».М.,1998.

Столяренко Л.Д. Основы психологии.Ростов н/Д., 1997.







Date: 2015-10-21; view: 699; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию