Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение «Пойми другого» Каждый участник в течение двух-трех минут описывает настроение кого-либо в группе. Необходимо представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность. упражнение «Любящий взгляд» Один из участников выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом- Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. Упражнение «Эпитеты» Каждому участнику дают одну из фотографий «эмоционального состояния» человека. Задание: внимательно рассмотрите фотографии и охарактеризуйте их. Причем это должна быть характеристика не каких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее семи эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек спокойный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный. Материал: набор фотографий с изображением людей, испытывающих различные эмоциональные состояния. Упражнение «Отражение чувств» Все участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала излагает своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывал его партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями. Упражнение «Вчувствование» Участникам группы предлагается объединиться в группы по тРи человека и распределить между собой роли: 1) говорящего, *■) слушающего, 3) чувствующего. Задание для говорящего: вспомнить и рассказать ситуацию, в которой были пережиты сильные чувства. Это может быть эпизод, насыщенный как позитивными, так и негативными еРеживаниями. Постарайтесь не оценивать свои чувства, не ОсУждать, не критиковать их. Задание для слушающего: передать смысл услышанного без интерпретаций и оценок. Задание для чувствующего: вчувствоваться в переживания говорящего, понять и описать те чувства, о которых он услышал и которые переживает говорящий здесь и сейчас. Говорящий может уточнить смысл услышанного и выраженных при этом чувств. Затем обсуждаются переживания участников группы, как во время произнесения фраз, так и во время их восприятия. Упражнение «Телефонный разговор» Упражнение выполняется в парах. Партнеры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса партнера они должны определить его эмоциональное состояние. Затем обсуждаются результаты выполнения задания. Упражнение «Сыщик» Ведущий просит участников представить себя в роли сыщиков. Каждый намечает себе объект слежки (одного из членов группы), стараясь, чтобы тот об этом не догадался. Необходимо выяснить, каково настроение объекта, его эмоциональное состояние. Упражнение выполняется в течение пяти минут. Затем результаты наблюдения обсуждаются. Упражнение «Красный карандаш» Группа садится по кругу. Один из участников должен рассказать сидящему слева от себя о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ последний должен реагировать с позиции «красного карандаша» - критика, советчика. Затем «красный карандаш» рассказывает о своей проблеме следующему участнику. Каждый следующий участник делает то же самое. Упражнение «Поддержка» Участники садятся по кругу. Каждый участник группы рассказывает сидящему справа от него о своей проблеме или затруднении. Его партнер говорит то, что считает нужным, стараясь выразить поддержку говорящему. Далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают соответственно в роли оказывающего поддержку и принимающего ее. Вопросы для обсуждения:. В каком случае легче было реагировать на происходящее (в каком труднее), когда вы были «красным карандашом» или «поддержкой»? • Какими словами вы оказывали поддержку? Какие чувства испытывали при этом? Упражнение «Внутренний голос» Участники становятся по кругу. Один из участников группы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет играть роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас чувствую... потому что... из-за того, что...». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Прав ли твой внутренний голос? Все ли он сказал из того, что ты хотел бы услышать? Может, ты хотел бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следующий участник группы выбирает себе «внутренний голос». Вопросы для обсуждения: • С какими трудностями вы встретились во время выполнения упражнения? • Что затрудняет или облегчает отражение чувств другого человека? • Какие чувства вы испытывали? Упражнение «Ваши способности к искренности» Работа проводится в диадах. Партнеры садятся лицом друг к другу на расстоянии не более полутора метров и смотрят друг Другу в глаза. Затем один из них делится с другим чем-либо Действительно важным для него — своими опасениями, увлечениями или случаем из жизни, своими мыслями, чувствами. Слушающий пытается активно откликаться. Говорящий свободен в своих высказываниях. Он должен осознать свои чувства и выразить их. Упражнение выполняется поочередно. Для обсуждения: Какие чувства вы испытываете к партнеру после разговора? Башлакова Л.Н., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям- Метод, рекомендации. — Минск, 1995. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская П.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. — Казань, 1994. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.,1997. Слепкова Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999. Date: 2015-10-21; view: 15490; Нарушение авторских прав |