Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на развитие эмпатии





Упражнение «Пойми другого»

Каждый участник в течение двух-трех минут описывает на­строение кого-либо в группе. Необходимо представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, пережива­ния и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачиты­ваются вслух и подтверждается их достоверность.

упражнение «Любящий взгляд»

Один из участников выходит за дверь. Его задача — опреде­лить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взгля­дом- Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Коли­чество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Упражнение «Эпитеты»

Каждому участнику дают одну из фотографий «эмоциональ­ного состояния» человека.

Задание: внимательно рассмотрите фотографии и охаракте­ризуйте их. Причем это должна быть характеристика не ка­ких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее семи эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек спо­койный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный.

Материал: набор фотографий с изображением людей, ис­пытывающих различные эмоциональные состояния.

Упражнение «Отражение чувств»

Все участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участ­ник сначала излагает своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испы­тывал его партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меня­ются ролями.

Упражнение «Вчувствование»

Участникам группы предлагается объединиться в группы по тРи человека и распределить между собой роли: 1) говорящего, *■) слушающего, 3) чувствующего.

Задание для говорящего: вспомнить и рассказать ситуацию, в

которой были пережиты сильные чувства. Это может быть

эпизод, насыщенный как позитивными, так и негативными

еРеживаниями. Постарайтесь не оценивать свои чувства, не

ОсУждать, не критиковать их.

Задание для слушающего: передать смысл услышанного без интерпретаций и оценок.

Задание для чувствующего: вчувствоваться в переживания говорящего, понять и описать те чувства, о которых он услы­шал и которые переживает говорящий здесь и сейчас.

Говорящий может уточнить смысл услышанного и выра­женных при этом чувств. Затем обсуждаются переживания уча­стников группы, как во время произнесения фраз, так и во время их восприятия.

Упражнение «Телефонный разговор»

Упражнение выполняется в парах. Партнеры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса парт­нера они должны определить его эмоциональное состояние. Затем обсуждаются результаты выполнения задания.

Упражнение «Сыщик»

Ведущий просит участников представить себя в роли сыщи­ков. Каждый намечает себе объект слежки (одного из членов группы), стараясь, чтобы тот об этом не догадался. Необходи­мо выяснить, каково настроение объекта, его эмоциональное состояние. Упражнение выполняется в течение пяти минут. Затем результаты наблюдения обсуждаются.

Упражнение «Красный карандаш»

Группа садится по кругу. Один из участников должен рас­сказать сидящему слева от себя о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ последний должен реагировать с пози­ции «красного карандаша» - критика, советчика. Затем «крас­ный карандаш» рассказывает о своей проблеме следующему участнику. Каждый следующий участник делает то же самое.

Упражнение «Поддержка»

Участники садятся по кругу. Каждый участник группы рас­сказывает сидящему справа от него о своей проблеме или зат­руднении. Его партнер говорит то, что считает нужным, стара­ясь выразить поддержку говорящему. Далее все повторяется до

тех пор, пока все участники группы не побывают соответствен­но в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.

Вопросы для обсуждения:. В каком случае легче было реагировать на происходящее (в

каком труднее), когда вы были «красным карандашом» или

«поддержкой»?

• Какими словами вы оказывали поддержку? Какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Внутренний голос»

Участники становятся по кругу. Один из участников груп­пы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет играть роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас чув­ствую... потому что... из-за того, что...». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Прав ли твой внутренний голос? Все ли он сказал из того, что ты хотел бы услышать? Может, ты хотел бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следу­ющий участник группы выбирает себе «внутренний голос».


Вопросы для обсуждения:

• С какими трудностями вы встретились во время выполне­ния упражнения?

• Что затрудняет или облегчает отражение чувств другого че­ловека?

• Какие чувства вы испытывали?

Упражнение «Ваши способности к искренности»

Работа проводится в диадах. Партнеры садятся лицом друг к другу на расстоянии не более полутора метров и смотрят друг Другу в глаза. Затем один из них делится с другим чем-либо Действительно важным для него — своими опасениями, увлече­ниями или случаем из жизни, своими мыслями, чувствами. Слушающий пытается активно откликаться. Говорящий сво­боден в своих высказываниях. Он должен осознать свои чув­ства и выразить их. Упражнение выполняется поочередно.

Для обсуждения:

Какие чувства вы испытываете к партнеру после разговора?

Башлакова Л.Н., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педа­гогов к детям- Метод, рекомендации.Минск, 1995.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская П.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. — Ка­зань, 1994.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.,1997.

Слепкова Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами пси­хологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психоло­гии: Сборник научных трудов.Минск, 1999.







Date: 2015-10-21; view: 15490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию