Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на осознание особенностей экспрессии





При выполнении этих упражнений фиксируются особен­ности телодвижений и внутреннее состояние участников. Важно добиться, чтобы каждый из них ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы.

Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участни­ки научились различать оттенки и особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуни­кабельные средства выражения отношений к ситуации.

Упражнение «Геометрическая фигура»

Участникам (всей группе или каждому по очереди) предла­гается очертить рукой в пространстве перед собой прямоу­гольник.

Задание обнаруживает очевидные вариации в проявлениях экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, Движется голова и корпус тела. Третий «рубит» ладонью; слов­но перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью РУки, прибегая к среднему или широкому жесту.

Упражнение «Слон»

В круг приглашаются 4—5 участников.

Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или Папу) показать, как ходит слон.

Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: мягко сту­пающие, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из

стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему труд­но вести себя иначе, даже если его просят об этом.

Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый об­раз, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экс­прессией кошка весьма похожа на слона, и наоборот.

Упражнение «Угощение чаем»

Участники по очереди (4—5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую бесе­ду) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять вообра­жаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подно­се, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

Упражнение «Могу ли я представить?»

Участникам предлагается собраться в группы по 5 человек.

Задание: Смотрите друг на друга и попытайтесь представить тот образ человека, который будет сейчас называться. Попы­тайтесь увидеть этого человека плачущим, растерянным, оби­женным, страдающим, когда он хитрит, грубит, дразнится.

Варианты: романтик, продавец на рынке, добрый повар, выпивший, шут, царь (королева).

Вопросы для обсуждения:

• Кого в названных образах было увидеть легко, кого трудно?

• От чего это зависит?

Упражнение «Имитация интонации»

Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихот­ворения, но делает это с непривычными и неожиданными интонациями. Например, хорошо подходят строки:

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла,

Зимой и летом стройная, зеленая была».

Можно прочесть:

«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

ц днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...»

Ведущий неожиданно меняет интонации внутри стихотвор­ного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести от­рывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каж­дому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко «выпадает» из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу.

Упражнение «Кто вы?»

Каждому участнику предлагается написать характеристику невербального поведения одного из студентов группы. Затем характеристики зачитываются без указания адресата. Группа должна определить, кому принадлежит данная характеристика.

Упражнение «Контакт масок»

Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной — как кому захочется. После изготовления масок все садятся по кругу. Ведущий ста­новится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение, вытянув руку (указательный палец в виде «стрел­ки»). Когда он остановится и откроет глаза, «стрелка» укажет на кого-то из собравшихся: с этого человека и начнется обсуж­дение. Каждый (в любом порядке) должен высказать свое мне­ние о маске, надетой на обсуждаемого человека:

интересна ли маска и чем, подходит ли она этому человеку (с субъективной точкой зрения того, кто высказывается); какие особенности характера человека отражены в этой маске; какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) хотел бы скрыть с помощью этой маски; какая маска, по мнению говорящего, лучше подошла бы к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-либо ЗВеРя, героя фильмов, исторического лица и т. п.).

Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения маски первого человека, переходят к следующему (например, двигаясь по часовой стрелке) и т. д. Этот этап заня­тия не должен продолжаться более часа, после чего разговоры на тему масок прекращаются. Затем ведущий говорит: «В по­вседневном общении мы тоже иногда носим маски, только маски не. из бумаги, а из мускульного грима — особого выра­жения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центр круга выкладываются (тестом вниз) семь карточек (если участников больше, то дуб­лируются карточки 3—6).

1 — маска безучастности;

2 — маска прохладной вежливости;

3 - маска высокомерной неприступности;

4 - маска агрессивности («попробуй не послушай меня»);

5 - маска послушания или угодливости;

6 - маска деланной доброжелательности или сочувствия;

7 — маска простодушно-чудаковатой веселости.

Все наугад выбирают себе по карточке и читают текст (не вслух). По порядку следования номеров карточек каждый дол­жен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»: надо при­думать ситуацию, в которой пришлось бы надеть эту маску, и воспроизвести ситуацию. Например, кому досталась маска бе­зучастности, может изобразить сценку: «Он оказался в купе со ссорящейся супружеской парой, по соображениям такта ему приходится делать вид, что он ничего не видит и не слышит». После чего группа оценивает, насколько человек сумел изобра­зить необходимую маску. Затем переходят к следующей сценке.

Вопросы для обсуждения:

• Какие переживания возникали во время выполнения зада­ния?

• Трудно ли было изображать маски?

• Почему люди надевают маски в ходе общения?

• Что нового вы узнали, выполняя упражнение?

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении' взгляд на себя и на других. — М., 1996. Козлов Н.И Лучшие психологические игры и упражнения.Екатеринбург,

1998. Столяренко Л.Д Основы психологии.Ростов н/Д.,1997.

Date: 2015-10-21; view: 1085; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию