Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самовосприятия и восприятия себя другими
Упражнение «Самокритика» У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их и разделяют на три вертикальных полосы. 1-я графа: «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову. 2-я графа: «Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?» (можно выбрать кого-то одного). 3-я графа: на этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам. Затем каждый участник забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения - она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Количество совпадений определяет степень открытости человека. Упражнение «Представление партнера» Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отразить следующие вопросы: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др. Презентации происходят следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего — ыурпостроить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача — молчать и слушать. Примеры вопросов выступающему: • Какие качества ты наиболее ценишь в людях? • Что ты считаешь самым отвратительным? • Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? • Какого рода это влияние? • Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения упражнения уделяется внимание следующим аспектам: способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения; способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Вопросы для обсуждения: • Оцени успешность твоей презентации своего партнера. • Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе? • Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени? Игра «Жертва» Все участники находятся в кругу. Выбирается водящий, он выходит за дверь. Группе дается задание - загадать какого-либо человека из группы, то есть договориться, кто будет жертвой. Затем в комнату приглашается водящий. Он задает группе вопросы об особенностях выбранного человека. Каждый вопрос начинается со слов: «Если бы он был.... (далее следует какое-либо определение — цветком, временем года, животным и т.п.), то каким бы он был?». По ответам участников группы, водящий должен догадаться, кто выбран жертвой. Упражнение «Первая проба на роль» Все участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Один из стульев пустой, он чуть-чуть выдвигается из круга. Каждый по очереди садится на этот стул — стул «презентации», а остальные участники группы пробуют представить человека, сидящего на стуле в какой-нибудь роли. Инструкция ведущего: «Я предлагаю вам представить себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Подберите пожалуйста, актеров из тех людей, которые будут находиться на стуле презентации и пригодных для исполнения той или иной роли. Одна из женщин, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, а также другим особенностям неплохо бы сыграла роль Снежной королевы, но ей совершенно не подойдет роль Красной шапочки или Золушки. Таким образом, вам нужно определить, какая роль соответственно внешним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему подходит. Роль может быть реальной, то есть это может быть персонаж из известных произведений, кинофильмов, сказок. А может быть, вы снимаете совершенно новый фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого вы выбрали данного человека, укажи- те его возраст, социальный статус, профессию и некоторые другие характеристики». На «стул презентации» приглашается первый участник, всем остальным предлагается придумать для него роль в своем кинофильме. При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Участник, сидящий на «стуле презентации», ничего не говорит, только выслушивает мнение других. Не обязательно высказываться всем. Говорят только те, у кого уже сложилось четкое представление о возможной роли кандидата. После того как все участники побывают на «стуле презентации», необходимо провести рефлексию мыслей и переживаний. Важно, чтобы каждый из участников высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с его собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях». Вопросы для обсуждения: • Были ли, на ваш взгляд, точные попадания? • Какие роли, «увиденные» кинорежиссерами, вызывали недоумение или даже протест? • Что вы чувствовали, когда находились на «стуле презентации»? • Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого конкретного человека? • В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему? Упражнение «Рекламный ролик» Инструкция ведущего: «Всем хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы много раз видели рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все потребители рекламируемых товаров, то в какой-то степени нас можно считать специалистами по рекламе. Давайте представим, что мы собрались здесь для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Однако объектом нашей рекламы станут не предметы, а конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой будет написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться так, что вам достанется карточка с собственным именем, значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе есть одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Итак, вам предлагается представить человека в качестве какого-либо товара. Это может быть холодильник, загородный дом, самовар и т. п. В рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируем объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты, после чего группа должна будет угадать, кто из членов группы был представлен в рекламе. Время на подготовку — пять минут». Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков по поводу представления его в рекламном ролике. Упражнение «Проективный рисунок» Всем участникам предлагается нарисовать рисунок на тему: «Я такой, какой есть». На выполнение дается 3—5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Затем все рисунки раскладываются в центре комнаты. Ведущий произвольно выбирает один из рисунков, располагая его так, чтобы всем было видно. Участники по очереди рассказывают, что видят на рисунке, причем дают не формальное описание, а собственные ощущения от рисунка: каким, по их мнению, видит себя человек, создавший этот рисунок. Все высказываются по очереди. Автор рисунка не называется. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто же автор. Наконец автор объявляет себя (если захочет) и рассказывает, что хотел выразить своим рисунком, отмечая наиболее понравившиеся ему реплики. Таким же образом обсуждаются и остальные рисунки. При обсуждении необходимо отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков. Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры. Упражнение «Мой портрет глазами группы» Ведущий обращается к участникам группы с вопросом: «Есть ли среди вас желающие получить свой психологический порт-оет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?». Находятся желающие (1-2 человека), иМ предлагается занять «горячий стул». Все остальные участники группы становятся художниками. Им необходимо изобразить портрет выбранных участников на бумаге. Ведущий поясняет технику рисования: «Не стоит стремиться к внешнему сходству, необходимо создать именно психологический портрет человека, сидящего перед вами. Для этого нужно исходить из единственного принципа «Я вижу так!» Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Ограничений нет, будьте свободны в выборе способов изображения внутреннего облика человека. Это может быть реальный предмет, какой-либо узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Единственное условие - до конца упражнения запрещается разговаривать». Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до окончания отведенного времени, после чего рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Затем следует групповая рефлексия: • обсуждение чувств, вызванных процессом создания «портретов»; • обсуждение чувств, вызванных созданными рисунками, у «натурщиков», интерпретация изображений и выражение согласия или несогласия с «портретом»; • пояснение своих «портретов» «художниками». После рефлексии каждый «художник» преподносит «порт-Рет» в дар изображенному на нем лицу. Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры. Упражнение «Сколько во мне людей?» Для обсуждения предлагается цитата Вильяма Джеймса: «Ког-Ла встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле». Вопросы для обсуждения: • Как вы понимаете эту фразу? • Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе? Упражнение «Прокурор и адвокат» Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументированно доказывают обратное. Упражнение «Мой портрет» Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в том числе какими являются представления о нем у каждого члена группы, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему. Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления лишь в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой данного человека группой. Упражнение «Отверженный» Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5—7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д. В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, причем без указания источника, поскольку мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четыре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол». у участника есть право на один вопрос, если что-то в этом перечне ему не ясно. Упражнение «Чемодан» Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать. Выбирается «секретарь». Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак «+», на другой «—». Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список. В конце занятия с участниками тренинга составляется соглашение (см. упражнение «Соглашение»). Листы с соглашением и домашним адресом сдаются руководителю. Упражнение «Соглашение» Каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы: 1. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? 2. Каким образом я собираюсь это сделать? 3. Когда я это буду делать? В соглашении следует особо подчеркнуть: области своего поведения, нуждающиеся в перестройке; свои сильные и слабые стороны. Необходимо быть честным с самим собой относительно этих сторон. Кроме того, следует изложить намечаемые изменения, касающиеся работы, семьи, своего стиля об-Щения, отношений с родственниками, друзьями. Наметить конкретные цели и пути их достижения. Составленные соглашения складываются в конверты, где Указывается точный почтовый адрес подписавшего «контракт» с самим собой. Конверты сдаются руководителю, который че-Рез определенное время высылает соглашение. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2003. Григорьева Т.Г., Пинская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, М., 1997. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Талайко СВ. Диагностика и развитие профессионально значимых качеств личности педагога: Метод, рекомендации. — Минск, 1998. Date: 2015-10-21; view: 1378; Нарушение авторских прав |