Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огнем и мечом





Групповая динамика имеет разные причины, поводы, условия и проявления. Но есть то, что все это объединяет. Общими становятся давление, напряжение, конфронтация участников между собой и тренером, эмоциональная нестабильность, аг­рессивный тон, сожаление, смущение, чувство вины. Общим является перенос происходящего из рабочей плоскости в эмо­циональную, из групповой работы в плоскость межличност­ных отношений.

Именно поэтому групповой динамикой в тренинге нуж­но управлять. Метод «латания дыр» здесь не очень подходит, поскольку любая реакция вслед событию предполагает трату ресурсов, расстройство и упадок сил. Честно говоря, все время, которое будет потрачено на групповую динамику, можно смело вычеркивать из рабочего.

Тренерская мысль предлагает различные подходы к реше­нию конфликтных ситуаций в тренинге. Среди них есть четы­ре основных и самых популярных.

Первый подход отражает стремление изо всех сил «по­нравиться клиенту». Это и цель, и задача, и метод, и результат тренинга. Здесь главное, чтобы все были довольны. Второй подход, озвученный и описанный одним известным трене­ром, заключается в исключительной «компетенции» тренера не принимать во внимание не только поведение участников, но и проблемы, для решения которых они пришли на тренинг. Третий, самый «гуманный» подход, предлагает вместо конк­ретного ответа на конкретный вопрос пуститься в простран­ные размышления из цикла «Есть ли жизнь на Марсе...».

И, наконец, четвертый — самый распространенный и по­пулярный, заключается в борьбе с «трудными участниками». Признаки «трудности» трактуются максимально широко. Участник автоматически переносится в разряд «трудного», если: спорит с тренером, комментирует тренера, высказыва­ет свою точку зрения или, что вызывает особые «трудности», молчит. Самым эффективным методом противодействия при­нято считать навешивание ярлыков, отражающих одну из черт поведения «сложного участника». Например: «зануда», «все­знайка», «тихий», «беспокойный», «бунтарь». Можно поискать и другие метафоры: «эксперт», «аутсайдер», «обвинитель», «хулиган», «жертва». А если представить, что в группе тренин­га, как правило, не более 12 человек (иногда меньше), то не трудно продолжить мысль и сделать вывод, что нормальных участников просто нет!

Есть еще один, менее распространенный принцип деления участников на альфы (лидеры-активисты), беты (вдумчивые критики), гаммы (тренинговые «массы» по аналогии с трудя­щимися массами, т.е. тренинговый гегемон) и патологические неудачники омеги (в тихом омуте непонятно что).

Общие методы борьбы в этом случае — индивидуаль­ный подход. Слабым соперникам — подчеркнутое внима­ние. Сильным — попытка договориться в кулуарах. В общем, как говорил персонаж А. Папанова Лелик в «Бриллиантовой руке»: «Детям — мороженое, бабе — цветы». Так, бетам лучше читать лекции (тогда они поверят, что вы специалист, и пере­станут придираться). К омегам — особое внимание, чтобы не обижались и не плакали. С послушными гаммами особых про­блем не возникает. Но где они, эти гаммы?!. Главное, избегать конфронтации с альфой. Иначе она (он) вам покажет. В работе с альфой предлагается тактика уступок: отдать все, включая харизматическое лидерство. И, правда, зачем вам это?

Любая группировка участников поначалу всегда выглядит привлекательно: все просто и понятно. Поэтому избежать ис­кушения разбить участников на понятные группы трудно. Но у подхода есть проблемы. Во-первых, вы можете ошибиться с диагностикой. Во-вторых, работа со спецификой ограничи­вает возможности целостного обучения. Разрываясь между нейтральным предоставлением информации бетам, душещи­пательной поддержкой омег и разрушительной борьбой за ли­дерство с альфами, вы только теряете время, силы, нить по­вествования. В-третьих, специальный акцент на этих различиях приводит к тому, что все участники группы начинают демонс­трировать свои «индивидуальные особенности», и групповая динамика только усиливается.

Основное, что объединяет тренеров в борьбе с «групповой динамикой», — это внимание к внешним проявлениям несан­кционированного поведения участников и полное отсутствие критичности по отношению к себе. Любая попытка лечить симптомы без понимания истинных причин взаимных пре­тензий, упреков и разочарований, к сожалению, обречена. На­пряжение и противостояние группы и тренера не возникает «вдруг».

Самое трудное — преодолеть заблуждение, что «антиобщес­твенное поведение» лишь девиантное проявление отдельной экстравагантной личности. Однако это не так. Специфика групповой динамики в тренинге такова, что любая негативная реакция, высказанная публично одним из участников, к мо­менту огласки уже получила подтверждение или молчаливое одобрение других. Для любого тренинга этот сигнал означает готовность пока еще молчаливого большинства в любой момент приступить к «групповой динамике» во всем ее неповто­римом многообразии.







Date: 2015-10-21; view: 260; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию