Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Огнем и мечом
Групповая динамика имеет разные причины, поводы, условия и проявления. Но есть то, что все это объединяет. Общими становятся давление, напряжение, конфронтация участников между собой и тренером, эмоциональная нестабильность, агрессивный тон, сожаление, смущение, чувство вины. Общим является перенос происходящего из рабочей плоскости в эмоциональную, из групповой работы в плоскость межличностных отношений. Именно поэтому групповой динамикой в тренинге нужно управлять. Метод «латания дыр» здесь не очень подходит, поскольку любая реакция вслед событию предполагает трату ресурсов, расстройство и упадок сил. Честно говоря, все время, которое будет потрачено на групповую динамику, можно смело вычеркивать из рабочего. Тренерская мысль предлагает различные подходы к решению конфликтных ситуаций в тренинге. Среди них есть четыре основных и самых популярных. Первый подход отражает стремление изо всех сил «понравиться клиенту». Это и цель, и задача, и метод, и результат тренинга. Здесь главное, чтобы все были довольны. Второй подход, озвученный и описанный одним известным тренером, заключается в исключительной «компетенции» тренера не принимать во внимание не только поведение участников, но и проблемы, для решения которых они пришли на тренинг. Третий, самый «гуманный» подход, предлагает вместо конкретного ответа на конкретный вопрос пуститься в пространные размышления из цикла «Есть ли жизнь на Марсе...». И, наконец, четвертый — самый распространенный и популярный, заключается в борьбе с «трудными участниками». Признаки «трудности» трактуются максимально широко. Участник автоматически переносится в разряд «трудного», если: спорит с тренером, комментирует тренера, высказывает свою точку зрения или, что вызывает особые «трудности», молчит. Самым эффективным методом противодействия принято считать навешивание ярлыков, отражающих одну из черт поведения «сложного участника». Например: «зануда», «всезнайка», «тихий», «беспокойный», «бунтарь». Можно поискать и другие метафоры: «эксперт», «аутсайдер», «обвинитель», «хулиган», «жертва». А если представить, что в группе тренинга, как правило, не более 12 человек (иногда меньше), то не трудно продолжить мысль и сделать вывод, что нормальных участников просто нет! Есть еще один, менее распространенный принцип деления участников на альфы (лидеры-активисты), беты (вдумчивые критики), гаммы (тренинговые «массы» по аналогии с трудящимися массами, т.е. тренинговый гегемон) и патологические неудачники омеги (в тихом омуте непонятно что). Общие методы борьбы в этом случае — индивидуальный подход. Слабым соперникам — подчеркнутое внимание. Сильным — попытка договориться в кулуарах. В общем, как говорил персонаж А. Папанова Лелик в «Бриллиантовой руке»: «Детям — мороженое, бабе — цветы». Так, бетам лучше читать лекции (тогда они поверят, что вы специалист, и перестанут придираться). К омегам — особое внимание, чтобы не обижались и не плакали. С послушными гаммами особых проблем не возникает. Но где они, эти гаммы?!. Главное, избегать конфронтации с альфой. Иначе она (он) вам покажет. В работе с альфой предлагается тактика уступок: отдать все, включая харизматическое лидерство. И, правда, зачем вам это? Любая группировка участников поначалу всегда выглядит привлекательно: все просто и понятно. Поэтому избежать искушения разбить участников на понятные группы трудно. Но у подхода есть проблемы. Во-первых, вы можете ошибиться с диагностикой. Во-вторых, работа со спецификой ограничивает возможности целостного обучения. Разрываясь между нейтральным предоставлением информации бетам, душещипательной поддержкой омег и разрушительной борьбой за лидерство с альфами, вы только теряете время, силы, нить повествования. В-третьих, специальный акцент на этих различиях приводит к тому, что все участники группы начинают демонстрировать свои «индивидуальные особенности», и групповая динамика только усиливается. Основное, что объединяет тренеров в борьбе с «групповой динамикой», — это внимание к внешним проявлениям несанкционированного поведения участников и полное отсутствие критичности по отношению к себе. Любая попытка лечить симптомы без понимания истинных причин взаимных претензий, упреков и разочарований, к сожалению, обречена. Напряжение и противостояние группы и тренера не возникает «вдруг». Самое трудное — преодолеть заблуждение, что «антиобщественное поведение» лишь девиантное проявление отдельной экстравагантной личности. Однако это не так. Специфика групповой динамики в тренинге такова, что любая негативная реакция, высказанная публично одним из участников, к моменту огласки уже получила подтверждение или молчаливое одобрение других. Для любого тренинга этот сигнал означает готовность пока еще молчаливого большинства в любой момент приступить к «групповой динамике» во всем ее неповторимом многообразии. Date: 2015-10-21; view: 260; Нарушение авторских прав |