Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самое страшное
Обучению навыкам управления групповой динамикой в тренинге уделяется огромное внимание и на разнообразных курсах, и в профессиональной печати. Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов и ведущих тренинга. Однако до тех пор, пока на тренинге не возникает конфликтных ситуаций, групповая динамика мало кого интересует. Волки сыты, овцы целы, все идет по плану. Навыки управления становятся востребованными при работе с так называемым «сопротивлением» — неадекватным или конфликтным поведением группы или отдельных ее представителей. Да, да, речь идет именно о тех неприятных моментах, когда участники пропускают, срывают или призывают к срыву занятий, подчеркнуто не участвуют в работе, отпускают критические комментарии по содержанию заданий, лекций, предъявляют открытые претензии к организации, методике, содержанию тренинга. Только на первый взгляд кажется, что, если тренер владеет предметом и методикой, подготовлен, доброжелательно настроен, у слушателей не возникнет даже мысли о сопротивлении. Если бы это было действительно так! Опытные специалисты подтвердят, что личное обаяние тренера, доброжелательность, отсутствие агрессивного давления, к сожалению, не являются гарантией от шантажа, манипуляций и конфликтов в тренинге. Групповая динамика в тренинге всегда начинается незаметно. Кажется, все идет по заранее намеченному плану: флипчарт стоит, тренер говорит, участники слушают, записывают, иногда переглядываются. Но одной неловкой фразы может оказаться достаточно для того, чтобы тучи не только появились, но и приобрели угрожающе стальной оттенок. Взгляды участников становятся выразительными, губы презрительно поджимаются, перешептывание активизируется, интонации перестают быть нейтральными. Голоса звучат все громче. Появляются комментарии с места, провокационные вопросы и претензии. Началось! Как это может выглядеть? Существуют две основные формы проявления групповой динамики: поступки и речь. Они проявляются параллельно или последовательно и могут причудливо переплетаться. Но в результате тренинг может быть безнадежно испорчен. Основная опасность в групповой динамике для тренера — не справиться с управлением. Получается, что от умения тренера и «держать» удар и, конечно, группу — напрямую будет зависеть исход тренинга. Слова Как правило, все начинается с возражений. Они могут касаться самых разных вопросов. Если тренинг стационарный — могут возникнуть противоречия по поводу размещения участников за столом, принципов разделения на группы, участия в той или иной группе, выполнения задания. Если тренинг выездной — будьте готовы к возражениям по поводу расселения: не тот этаж, некомфортные условия, отсутствие фена, тапочек, шумные соседи. Возражения могут касаться последовательности элементов программы. Наиболее встречающиеся формулировки: «Я вас не пониманию...», «Мне непонятно, зачем...», «Объясните, почему мы должны это делать...», «Давайте иначе...», «Мне не нравится такой подход...». У игры в «возражения» два варианта окончания. Они могут закончиться мирным согласием сторон или перейти на принципиально новый уровень — спор. Спор отличается от разового возражения и тоном, и настойчивой систематичностью. Основной лейтмотив спора: «Вы меня не убедили». Не убедили, что программа тренинга хорошая, аргументы — веские, условия достойны моего уровня, что навыки я смогу использовать в работе. Группа с придыханием следит за развернувшимся поединком: кто кого? На кого поставить? Все. Время идет, точнее, упущено. Внимание переключилось. Про тренинг все забыли. По закону драматургии обязательна реплика из зала: «Мне кажется, что мы отклонились от темы нашего тренинга... слишком подробно... слишком... Давайте вернемся...». Ну вот. Тренингом вы уже не управляете. Время и внимание — самый критичный ресурс в споре. Поэтому поверьте, совершенно неважно, как он завершится. Заставите вы участника замолчать и признать поражение или объявите перерыв. Вы проиграете в любом случае — время и внимание, предназначенные для всех участников, потрачены только на одного..., и без результатов. Реже, но тем не менее возникает ситуация «дублирования тренера». Один из участников присоединяется к тренеру и комментирует любые высказывания остальных. Участник может демонстрировать, как собственный арсенал ранее полученных навыков и знаний, так и подвергать сомнению квалификацию тренера. При этом совершенно неважно, расходится мнение добровольного помощника с вашим или нет, искренняя это поддержка или изысканное издевательство. Активная непрошеная «помощь» потребует крепких нервов. Наряду с энергичными участниками в тренинге могут оказаться профессионально «пассивные и беспомощные». Вполне распространенный случай. Основной стиль жизни таких людей: «Я очень скромный человек, что вы от меня хотите». Но не стоит доверять проявлениям слабости. На бизнес-тренинг социально беззащитные люди просто не попадают. И у вас на тренинге их точно нет. Все ваши участники, как правило, работают, многие доказывали необходимость личного участия в тренинге руководству, прилагали усилия по изысканию средств. Они знают последовательность прохождения бумаг: линейное руководство, департамент, еще департамент, кадровая служба, финансовая служба, генеральный директор. И вы думаете, что человек, прошедший этот путь, не уверен в себе? На самом деле аутсайдеров в тренинге нет. Есть повышенная требовательность, привлечение внимания, попытка перенести личную ответственность за результаты выполнения задания на тренера: «Ну, если вы так настаиваете», или на группу: «Ну, если группа мне поможет...». В нашей практике мы лишь однажды столкнулись с групповой динамикой, развернутой вокруг «беспомощности». На протяжении двух дней мы наблюдали исполненную драматизма настойчивую попытку отказаться от выполнения сложного задания. По причине стеснительности. Группа замирала одновременно в ужасе и восхищении и ждала развития событий... В профессиональной литературе часто можно встретить довольно либеральный подход «не хочешь (не можешь) — не надо». Однако специальные усилия, направленные на одного участника, способны только катализировать процессы групповой динамики. Незапланированное проявление «индивидуального подхода», обеспечивает легитимность смене правил, а вот это уже смертельно. Отказ выполнить задание объяснялся не только робостью и скромностью участника. Главной причиной отказа было искреннее желание посмотреть, «как тренеры будут «выкручиваться». Оказалось, что никак, а будут вместе с группой ждать выполнения задания. Это такая работа — давать задания и требовать их выполнения и, если необходимо, ждать. Борьба за «спецвнимание» разворачивается не только во время лекций, дискуссии, групповой работы. Групповая динамика может незаметно тлеть и разгораться в провокационных комментариях, брошенных «между прочим» во время перерыва на кофе, прогулки, обеда. Это очень неприятно. Однажды наш тренинг был просто наполнен провокациями одного из участников: «Давайте не делать задание, пойдем в бассейн; это задание могло быть покороче/поподробнее; слишком мало/много времени; мне не нравится этот подход; какая душная аудитория». Ворчание стало назойливым фоном, превратилось в настоящее испытание на умение сохранять позитивный настрой для всех: и для нас и для участников. Но в прямые претензии ни разу не перешло. К проявлениям групповой динамики отнесем обратную связь со стороны участников. С одной стороны, она ожидаема и востребована в тренинге. С другой, может показаться, что обратная связь представляет собой нейтральную и обязательную возможность выговориться. Однако незапланированное ее проявление может преподнести неприятные сюрпризы. Внезапные, необоснованные и негативные высказывания только стимулируют групповую динамику. Классический пример: «Мы ничего нового не узнали», «все и так ясно», «все знали до тренинга...». Вне зависимости от того, каковы мотивы возникшего напряжения, общее впечатление о работе может быть серьезно испорчено. Date: 2015-10-21; view: 279; Нарушение авторских прав |