Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В поисках философского камня
Что же происходит с вопросами? На какие вопросы можно и нужно отвечать, какие действительно стоит оставить без внимания. Существует три группы вопросов, которые возникают на тренинге: 1. вопросы про тренера; 2. вопросы про тренинг; 3. вопросы про другое. Думаем, что самыми простыми для ответа должны быть вопросы, касающиеся непосредственно тренера. Всегда возникают вопросы относительно образования, опыта работы, статуса, личных взглядов и предпочтений тренера. Можно ли их считать трудными? Нет. Трудными эти вопросы становятся тогда, когда тренер на них не ответил в первой части своего выступления. Если слушатели не получили достаточных представлений о тренере и его квалификации, любой нестандартный или спорный тезис из его уст может восприниматься неоднозначно. Основной лейтмотив вопросов: «Что позволяет вам так говорить?». По форме вопросы могут быть достаточно жесткими, в зависимости от уровня воспитания конкретного участника. Но чем больше тренер будет темнить относительного своего опыта и возможностей, тем больше шансов превратить все вопросы в «трудные». Поэтому рекомендуем сразу расставить все точки над «i». Вторая часть вопросов про тренера — личные. Они могут касаться гонорара, личной жизни, количества зарегистрированных браков и детей. На эти вопросы отвечать необязательно. Но, честно говоря, они никогда не возникают на пустом месте, и, если до них дошло дело, то ищите причину не в самих вопросах, а в вашей работе. Следующая группа вопросов — про тренинг, все, что связано с содержанием, организацией, методикой и результатами тренинга. Как правило, эти вопросы решаются заранее, но если они возникли на тренинге — тренер обязан на них ответить. Вопросы по содержанию включают два момента: «Будет ли то, другое, пятое, десятое?». Или, в случае ухода от темы, участники вопрошают: «Доколе?» Поэтому, готовясь к тренингу, нужно четко понимать, что вы планируете включить в тренинг, что нет и почему? Вопросы по организации тренинга, несмотря на безобидность, способны попортить нервы самым стойким. Круг этих вопросов чрезвычайно широк: где отметить командировочные, когда мы уезжаем/приезжаем, почему обед в два, а не в три, почему в номере нет воды, где бассейн, где вода в бассейне, можно ли организовать продажу книг на тренинге и т. д. Это реальные вопросы, с которыми мы сталкиваемся на каждом тренинге. Организационные вопросы способны убить тренинг, если они возникают и начинают обсуждаться во время содержательной работы. Поэтому наше основное правило — запрет на обсуждение оргвопросов во время тренинга. Вся организация обсуждается в перерывах или по окончании рабочего дня. Методика и результаты тренинга тесно взаимосвязаны. Основной пафос вопросов — «Как при помощи предложенной методики мы можем достигнуть предполагаемых результатов?». Частая причина для возникновения таких вопросов — игровые методы. Люди не верят, что, поиграв в игру, они станут обладателями знаний и навыков. Однако говоря о принципе ответов на вопросы, тренер должен четко разъяснить, каковы преимущества метода и каким образом благодаря этому будет достигнут запланированный результат. Если это вызывает трудности — вопрос и к методу, и к тренеру. И третья группа вопросов — вопросы «про другое». Что это за вопросы? Они могут касаться каких угодно пограничных с тренингом тем, затрагивать темы других занятий. В тренинге для тренеров у нас часто возникают такие вопросы. Например, участника интересует тема тренинга, но в разрезе реорганизации отрасли. Можем ли мы ответить на такой вопрос в непрофильном тренинге? Конечно, нет. Для этого нет ни места, ни времени. Поэтому в рамках ответов на вопросы рекомендуем строго придерживаться заявленной тематики. Но относительно вашего тренинга и своего места в нем — вы должны знать все. Более того, практика показывает, что вопросы в рамках одной темы одинаковы, и Америки никто не открывает. Вопросы на поражение После вопросов, которые должны быть и будут обязательно, перейдем к вопросам «на поражение». Прежде чем говорить о «вопросах на поражение», необходимо понимать, откуда они возникают. Есть два экстремальных случая, когда участник или участники действительно представляют серьезную опасность для репутации тренера. Вот они: 1. Тренер недостаточно владеет предметом или позволяет неуважительное отношение к аудитории. 2. В аудитории находятся люди (или человек), открыто конкурирующие с тренером. Как ни странно и нелояльно это звучит по отношению к тренерскому сообществу и к нам самим, однако случаи, когда тренера «заносит», случаются достаточно часто. Самое простое — нехватка у тренера предметных знаний. Здесь от квалифицированных участников пощады не жди, поэтому повторяем еще раз — надо готовиться. Второй фактор, вызывающий протест аудитории, — скорее этический. Пренебрежительно-уничижительное отношение к кому-либо, откровенная ложь, хамство, провозглашение ценностей, несовместимых с преподавательской позицией. Все это терпится до поры до времени. В конечном счете, находится участник, которому хватает драйва поставить тренера-фантомаса на место. Если тренер опытный, то начнется борьба методом «изысканного издевательства»: «Вы "активный/пассивный/креативный", не могу с вами не согласиться». А если — «зеленый», то вообще тренинг может быть сорван. Всем спасибо, все свободны. Иная ситуация, если в аудитории оказались люди, реально конкурирующие с тренером за влияние, уважение и почет, деньги или клиентов. Такие ситуации тоже случаются. Этот мотив не имеет никакого отношения к «желанию быть услышанным». Как правило, такие люди знают, на что идут, владеют методами работы с группой и при случае бьют наотмашь. Что делать? Если вы знаете этого человека, не пытайтесь договориться «до», здесь нет места для жалости. Ему невозможно понравиться. Если вы незнакомы, просто понимайте, что такая ситуация возможна. Самое действенное поведение — не подставляться и предвосхищать все возможные острые углы: «Мы не сказали про это, потому что...», «На этом вопросе мы остановимся во второй половине дня», «Несмотря на то, что вопроса не прозвучало, необходимо сказать о...». Манеры и стиль английской королевы будут как нельзя кстати. Первая заповедь при ответе на трудные вопросы — не доводить вопросы до состояния «трудности». Поскольку трудным вопрос делает не столько содержание, сколько, как мы уже говорили, интонация. Второе преимущество тренера — президиум. У преподавателя всегда есть кредит доверия, и при отсутствии ярко выраженных провалов есть все шансы провести обучение в обстановке взаимопонимания и поддержки. Третий фактор — на самом деле, отвечать на вопросы огромное удовольствие. Вопросы всегда демонстрируют востребованность, интерес к теме, возможность показать себя. Все интервью основаны на вопросах и ответах, и от желающих проявить себя на страницах печати нет отбоя. Date: 2015-10-21; view: 282; Нарушение авторских прав |