Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках философского камня





Что же происходит с вопросами? На какие вопросы можно и нужно отвечать, какие действительно стоит оставить без вни­мания. Существует три группы вопросов, которые возникают на тренинге:

1. вопросы про тренера;

2. вопросы про тренинг;

3. вопросы про другое.

Думаем, что самыми простыми для ответа должны быть вопросы, касающиеся непосредственно тренера. Всегда воз­никают вопросы относительно образования, опыта работы, статуса, личных взглядов и предпочтений тренера. Можно ли их считать трудными? Нет. Трудными эти вопросы становятся тогда, когда тренер на них не ответил в первой части своего выступления. Если слушатели не получили достаточных пред­ставлений о тренере и его квалификации, любой нестандарт­ный или спорный тезис из его уст может восприниматься не­однозначно. Основной лейтмотив вопросов: «Что позволяет вам так говорить?». По форме вопросы могут быть достаточно жесткими, в зависимости от уровня воспитания конкретного участника. Но чем больше тренер будет темнить относитель­ного своего опыта и возможностей, тем больше шансов пре­вратить все вопросы в «трудные». Поэтому рекомендуем сразу расставить все точки над «i».

Вторая часть вопросов про тренера — личные. Они могут касаться гонорара, личной жизни, количества зарегистриро­ванных браков и детей. На эти вопросы отвечать необязатель­но. Но, честно говоря, они никогда не возникают на пустом месте, и, если до них дошло дело, то ищите причину не в самих вопросах, а в вашей работе.

Следующая группа вопросов — про тренинг, все, что свя­зано с содержанием, организацией, методикой и результата­ми тренинга. Как правило, эти вопросы решаются заранее, но если они возникли на тренинге — тренер обязан на них отве­тить. Вопросы по содержанию включают два момента: «Будет ли то, другое, пятое, десятое?». Или, в случае ухода от темы, участники вопрошают: «Доколе?» Поэтому, готовясь к тре­нингу, нужно четко понимать, что вы планируете включить в тренинг, что нет и почему?

Вопросы по организации тренинга, несмотря на безобид­ность, способны попортить нервы самым стойким. Круг этих вопросов чрезвычайно широк: где отметить командировоч­ные, когда мы уезжаем/приезжаем, почему обед в два, а не в три, почему в номере нет воды, где бассейн, где вода в бас­сейне, можно ли организовать продажу книг на тренинге и т. д. Это реальные вопросы, с которыми мы сталкиваемся на каждом тренинге. Организационные вопросы способны убить тренинг, если они возникают и начинают обсуждаться во вре­мя содержательной работы. Поэтому наше основное прави­ло — запрет на обсуждение оргвопросов во время тренинга. Вся организация обсуждается в перерывах или по окончании рабочего дня.

Методика и результаты тренинга тесно взаимосвязаны. Ос­новной пафос вопросов — «Как при помощи предложенной ме­тодики мы можем достигнуть предполагаемых результатов?». Частая причина для возникновения таких вопросов — игро­вые методы. Люди не верят, что, поиграв в игру, они станут обладателями знаний и навыков. Однако говоря о принципе ответов на вопросы, тренер должен четко разъяснить, каковы преимущества метода и каким образом благодаря этому бу­дет достигнут запланированный результат. Если это вызывает трудности — вопрос и к методу, и к тренеру.

И третья группа вопросов — вопросы «про другое». Что это за вопросы? Они могут касаться каких угодно пограничных с тренингом тем, затрагивать темы других занятий. В тренинге для тренеров у нас часто возникают такие вопросы. Например, участника интересует тема тренинга, но в разрезе реорганизации отрасли. Можем ли мы ответить на такой вопрос в непрофиль­ном тренинге? Конечно, нет. Для этого нет ни места, ни времени. Поэтому в рамках ответов на вопросы рекомендуем строго при­держиваться заявленной тематики. Но относительно вашего тре­нинга и своего места в нем — вы должны знать все. Более того, практика показывает, что вопросы в рамках одной темы одина­ковы, и Америки никто не открывает.

Вопросы на поражение

После вопросов, которые должны быть и будут обязательно, перейдем к вопросам «на поражение».

Прежде чем говорить о «вопросах на поражение», необходи­мо понимать, откуда они возникают. Есть два экстремальных случая, когда участник или участники действительно представ­ляют серьезную опасность для репутации тренера. Вот они:

1. Тренер недостаточно владеет предметом или позволяет не­уважительное отношение к аудитории.

2. В аудитории находятся люди (или человек), открыто кон­курирующие с тренером.


Как ни странно и нелояльно это звучит по отношению к тренерскому сообществу и к нам самим, однако случаи, когда тренера «заносит», случаются достаточно часто.

Самое простое — нехватка у тренера предметных знаний. Здесь от квалифицированных участников пощады не жди, по­этому повторяем еще раз — надо готовиться. Второй фактор, вызывающий протест аудитории, — скорее этический. Пренеб­режительно-уничижительное отношение к кому-либо, откро­венная ложь, хамство, провозглашение ценностей, несовмести­мых с преподавательской позицией. Все это терпится до поры до времени. В конечном счете, находится участник, которому хватает драйва поставить тренера-фантомаса на место. Если тренер опытный, то начнется борьба методом «изысканного издевательства»: «Вы "активный/пассивный/креативный", не могу с вами не согласиться». А если — «зеленый», то вообще тренинг может быть сорван. Всем спасибо, все свободны.

Иная ситуация, если в аудитории оказались люди, реаль­но конкурирующие с тренером за влияние, уважение и почет, деньги или клиентов. Такие ситуации тоже случаются. Этот мотив не имеет никакого отношения к «желанию быть услы­шанным». Как правило, такие люди знают, на что идут, владе­ют методами работы с группой и при случае бьют наотмашь. Что делать? Если вы знаете этого человека, не пытайтесь до­говориться «до», здесь нет места для жалости. Ему невозмож­но понравиться. Если вы незнакомы, просто понимайте, что такая ситуация возможна. Самое действенное поведение — не подставляться и предвосхищать все возможные острые углы: «Мы не сказали про это, потому что...», «На этом вопросе мы остановимся во второй половине дня», «Несмотря на то, что вопроса не прозвучало, необходимо сказать о...». Манеры и стиль английской королевы будут как нельзя кстати.

Первая заповедь при ответе на трудные вопросы — не до­водить вопросы до состояния «трудности». Поскольку труд­ным вопрос делает не столько содержание, сколько, как мы уже говорили, интонация.

Второе преимущество тренера — президиум. У преподава­теля всегда есть кредит доверия, и при отсутствии ярко выра­женных провалов есть все шансы провести обучение в обста­новке взаимопонимания и поддержки.

Третий фактор — на самом деле, отвечать на вопросы ог­ромное удовольствие. Вопросы всегда демонстрируют востре­бованность, интерес к теме, возможность показать себя. Все интервью основаны на вопросах и ответах, и от желающих проявить себя на страницах печати нет отбоя.







Date: 2015-10-21; view: 282; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию