Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция умерла. Да здравствует лекция!
Вокруг информационного обеспечения тренинга сегодня немало предубеждений. Участники ждут динамичного действия, а не утомительных конспектов, вызывающих глухую тоску со школьной скамьи. Сегодня в практику тренинга прочно вошли формулировки «узнать опыт коллег», «научиться друг у друга». Но не стоит радоваться желанию коллег общаться. К огромному сожалению, за этим часто стоит «научиться хотя бы у коллег». Принято считать, что лекция выглядит тоталитарно и недемократично. Основная претензия к лекционным формам работы в тренинге — односторонняя передача информации, пассивная роль группы, отсутствие возможности для взаимодействия. Широкое распространение получил миф, что интерес к лекции падает через 20 минут, а лучшее выступление укладывается в шесть. В профессиональной литературе можно найти даже график падения внимания и призывы ограничиться именно этим периодом. Но тогда совершенно непонятно, как те же люди посещают театры, смотрят кинофильмы и, простите, телевизор? Им просто интересно, и дело не во времени. Если речь идет о презентации и «продавливании», возможно, скорость подачи информации имеет значение. Наша лучшая презентация заняла всего четыре минуты. Однако в процессе обучения ситуация кардинально меняется. В защиту лекции скажем: участники приходят на тренинг научиться, и прежде всего — у тренера. Поэтому тренер должен уметь не только организовать увлекательную групповую работу, но и грамотно передавать информацию. Об этом и поговорим. Представления о качестве обучения прочно связаны с получением новой информации, новых знаний. Установочные лекции, просмотр учебных фильмов воспринимаются участниками и как дань традициям, и как проявление подготовки, и как элемент «серьезного подхода». В любой информационной части тренинга вы увидите, с каким уважением относятся участники к лекции или презентации, как старательно записывают основные мысли и положения. Установочной лекции в тренинге отведена специальная роль. Ее основная задача — обеспечить общее понимание, дать общие инструменты для работы, в том числе общую лексику. В отличие от традиционной институтской лекции, которая предлагает готовое решение по схеме «история вопроса — современное состояние», установочная лекция в тренинге призвана показать диапазон решаемых задач, основные причины возникновения и степень влияния на предмет обучения. Перенос акцентов с готовых решений на их обеспечение делает установочную лекцию интересной, позволяет «выровнять группу», обеспечивает внимание и включенность участников. А соблюдение основных требований к лекции позволяет избежать потерь внимания участников в интервале от 20 до 60 минут. Одним из требований к содержанию установочной лекции является личная позиция, личное отношение тренера к рассматриваемой проблеме. При подготовке лекции необходимо обратить внимание и ответить на вопросы, которые обязательно возникнут в аудитории: ♦ Почему именно этот тренер представляет тему/проблему? ♦ Что дает основания говорить о том, что тренер разбирается в теме/проблеме? ♦ Какова личная позиция тренера в отношении рассмотренных проблем? ♦ В рамках какого подхода тренер предлагает решение поставленных задач? Личное отношение к проблематике позволяет преодолеть сомнения в уровне подачи материала (не будет ли тема слишком сложной или слишком простой для участников), определить границы компетентности тренера и обеспечить общий интерес. Кроме того, личное отношение всегда позволяет найти убедительные аргументы и избежать неуверенности перед потенциальными знаниями (или незнаниями) аудитории. В установочной лекции вместе с регламентом, тематикой и подходами задается общий язык тренинга. Поэтому лекция строится не на чередовании терминов и определений, а сосредоточена на разъяснении смыслов, которые за ними стоят. Например, бессмысленно биться над терминами «организационная» или «корпоративная» культура, если вы вкладываете в эти понятия одинаковый смысл. Несколько слов о подготовке к лекции. К сожалению, в последнее время складывается мнение, что к лекции готовиться не нужно. А самые блистательные тренеры справляются с лекцией без особых усилий. Это неправда. Либо они готовятся, либо не справляются. Великолепная возможность «поплыть» существует у всех. И, очевидно, она будет реализована, если накануне не было предпринято необходимых мер. О принципах подбора материала мы подробно говорили в главе «Концепция тренинга». Попытка положиться на умение импровизировать стоит дорого. Любое творчество, придумывание в процессе лекции может увести далеко от темы тренинга и вас, и группу. Поэтому имеет смысл готовить развернутый план на страницу, в который легко подсматривать. Что касается развернутого текста, то «усиленная» подготовка может сыграть злую шутку. Потеряв мысль в процессе выступления, вы будете вынуждены пролистывать текст до обнаружения нужного места с потерей времени, внимания, эмоций. Но! Если вы новичок — готовьте текст. Ненадолго остановиться гораздо лучше, чем замолчать навсегда. В январе 2001 года мы приехали на тренинг в г. Владимир и вышли перекусить. Единственным местом, в котором нас согласились обслужить, был маленький бар, оформленный в традиционном стиле «изба». На сцене кафе был установлен шест для стриптиза. Программа начиналась вечером, а в момент нашего прибытия в зале шел интенсивный тренинг для начинающих стриптизерш. Тренинг включал два аспекта: собственно физкультура и основы работы с аудиторией. Физкультура напоминала занятия «группы здоровья». А принцип работы с аудиторией был подмечен точно: «Клиенту в глаза смотри!». Вот и с лекционной работой дело обстоит точно так же: смотрите в глаза участникам, следите за реакцией, делайте паузу, если видите непонимание, останавливайтесь, спрашивайте, уточняйте, объясняйте. Date: 2015-10-21; view: 324; Нарушение авторских прав |