Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция умерла. Да здравствует лекция!





Вокруг информационного обеспечения тренинга сегодня не­мало предубеждений. Участники ждут динамичного действия, а не утомительных конспектов, вызывающих глухую тоску со школьной скамьи. Сегодня в практику тренинга прочно вошли формулировки «узнать опыт коллег», «научиться друг у дру­га». Но не стоит радоваться желанию коллег общаться. К ог­ромному сожалению, за этим часто стоит «научиться хотя бы у коллег».

Принято считать, что лекция выглядит тоталитарно и не­демократично. Основная претензия к лекционным формам работы в тренинге — односторонняя передача информации, пассивная роль группы, отсутствие возможности для взаимо­действия.

Широкое распространение получил миф, что интерес к лекции падает через 20 минут, а лучшее выступление уклады­вается в шесть. В профессиональной литературе можно най­ти даже график падения внимания и призывы ограничиться именно этим периодом. Но тогда совершенно непонятно, как те же люди посещают театры, смотрят кинофильмы и, прости­те, телевизор? Им просто интересно, и дело не во времени.

Если речь идет о презентации и «продавливании», воз­можно, скорость подачи информации имеет значение. Наша лучшая презентация заняла всего четыре минуты. Однако в процессе обучения ситуация кардинально меняется. В защиту лекции скажем: участники приходят на тренинг научиться, и прежде всего — у тренера. Поэтому тренер должен уметь не только организовать увлекательную групповую работу, но и грамотно передавать информацию. Об этом и поговорим.

Представления о качестве обучения прочно связаны с по­лучением новой информации, новых знаний. Установочные лекции, просмотр учебных фильмов воспринимаются участ­никами и как дань традициям, и как проявление подготовки, и как элемент «серьезного подхода». В любой информацион­ной части тренинга вы увидите, с каким уважением относятся участники к лекции или презентации, как старательно записы­вают основные мысли и положения.

Установочной лекции в тренинге отведена специальная роль. Ее основная задача — обеспечить общее понимание, дать общие инструменты для работы, в том числе общую лексику. В отличие от традиционной институтской лекции, которая предлагает готовое решение по схеме «история вопроса — современное состояние», установочная лекция в тренинге при­звана показать диапазон решаемых задач, основные причины возникновения и степень влияния на предмет обучения.

Перенос акцентов с готовых решений на их обеспечение де­лает установочную лекцию интересной, позволяет «выровнять группу», обеспечивает внимание и включенность участников. А соблюдение основных требований к лекции позволяет из­бежать потерь внимания участников в интервале от 20 до 60 минут.

Одним из требований к содержанию установочной лекции является личная позиция, личное отношение тренера к рас­сматриваемой проблеме. При подготовке лекции необходимо обратить внимание и ответить на вопросы, которые обяза­тельно возникнут в аудитории:

♦ Почему именно этот тренер представляет тему/проблему?

♦ Что дает основания говорить о том, что тренер разбирается в теме/проблеме?

♦ Какова личная позиция тренера в отношении рассмотрен­ных проблем?

♦ В рамках какого подхода тренер предлагает решение пос­тавленных задач?

Личное отношение к проблематике позволяет преодолеть сомнения в уровне подачи материала (не будет ли тема слиш­ком сложной или слишком простой для участников), опреде­лить границы компетентности тренера и обеспечить общий интерес. Кроме того, личное отношение всегда позволяет най­ти убедительные аргументы и избежать неуверенности перед потенциальными знаниями (или незнаниями) аудитории.

В установочной лекции вместе с регламентом, тематикой и подходами задается общий язык тренинга. Поэтому лекция строится не на чередовании терминов и определений, а со­средоточена на разъяснении смыслов, которые за ними стоят. Например, бессмысленно биться над терминами «организаци­онная» или «корпоративная» культура, если вы вкладываете в эти понятия одинаковый смысл.

Несколько слов о подготовке к лекции. К сожалению, в пос­леднее время складывается мнение, что к лекции готовиться не нужно. А самые блистательные тренеры справляются с лек­цией без особых усилий. Это неправда. Либо они готовятся, либо не справляются. Великолепная возможность «поплыть» существует у всех. И, очевидно, она будет реализована, если накануне не было предпринято необходимых мер. О принци­пах подбора материала мы подробно говорили в главе «Кон­цепция тренинга».

Попытка положиться на умение импровизировать стоит дорого. Любое творчество, придумывание в процессе лекции может увести далеко от темы тренинга и вас, и группу. Поэ­тому имеет смысл готовить развернутый план на страницу, в который легко подсматривать.

Что касается развернутого текста, то «усиленная» подго­товка может сыграть злую шутку. Потеряв мысль в процессе выступления, вы будете вынуждены пролистывать текст до обнаружения нужного места с потерей времени, внимания, эмоций. Но! Если вы новичок — готовьте текст. Ненадолго остановиться гораздо лучше, чем замолчать навсегда.

В январе 2001 года мы приехали на тренинг в г. Владимир и вышли перекусить. Единственным местом, в котором нас согласились обслужить, был маленький бар, оформленный в традиционном стиле «изба». На сцене кафе был установ­лен шест для стриптиза. Программа начиналась вечером, а в момент нашего прибытия в зале шел интенсивный тренинг для начинающих стриптизерш. Тренинг включал два аспекта: собственно физкультура и основы работы с аудиторией. Физ­культура напоминала занятия «группы здоровья». А принцип работы с аудиторией был подмечен точно: «Клиенту в глаза смотри!».

Вот и с лекционной работой дело обстоит точно так же: смотрите в глаза участникам, следите за реакцией, делайте па­узу, если видите непонимание, останавливайтесь, спрашивай­те, уточняйте, объясняйте.







Date: 2015-10-21; view: 324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию