Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Набор терминокарт





Культура, информационная культура, аудиовизуальная культура, информация, аудиовизуальная информация, информационное общество, информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда, информационные потребности, информационные потребности специалиста образования, информационные технология, аудиовизуальные технологии, носители аудиовизуальной информации, педагогические программные средства, информационные технологии обучения, аудиовизуальные технологии обучения, педагогические информационные технологии, технические средства аудиовизуальных технологий обучения, центр ЭКСТО (электронно-коммуникативных средств обучения): фильмотека, видеотека, медиатека, Интернет-лаборатория, интерактивные технологии обучения, телекоммуникационные технологии обучения, дистанционное обучение.

Лист флипчарта

Набор утверждений Совершенно не согласен Не согласен Согласен Полностью согласен с утверждением
         

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 2 _

 

Тема:

Аудиовизуальная культура учителя истории

Продолжительность _ 2 _ часа

 

План практического или семинарского занятия:

1. Аудиовизуальная культура как компонент информационной культуры: история, концепции, структура, функционирование.

2. Роль аудиовизуальной информации в эффективном функционировании информационно-образовательной среды.

3. Понимание аудиовизуальных сообщений на основе умений и навыков анализа, интерпретации и оценивания аудиовизуальной информации.

4. Психофизиологические основы переработки информации человеком.

ЛИТЕРАТУРА

основная:

8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

10. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 111 с.

11. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 89-96.

12. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

13. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 280 с.

14. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 351 с.

дополнительная:

8. Бархаев Б. Видеокамера дома и в школе [использование видеосредств в учебном процессе] // Народное образование. – 1996. -№ 10. – С. 76-80.

9. Бархаев Б.П. Воспитывающая «видеотехнология» // Мир образования. – 1997. - № 6. – С. 48-51.

10. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М., 1971.

11. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе. – М., 1989. – 95 с.

12. Дрига И.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1985.

13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

14. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

 

Мозговой штурм

Цели: определить своеобразие проведения мозгового штурма как активного метода обучения применительно к конкретной теме учебной информации; стимулировать развитие мыслетворчества студентов; создать условия для устранения психолого-педагогических барьеров при решении студентами творческой задачи; способствовать формированию навыков активного слушателя.

«Своя игра»

Форма организации студентов — фронтальная.

Модель обучения — поисковая.

Оборудование: видеокамера для съемки процесса ролевой

игры.

Предварительный этап. Учебная группа разбивается на микрогруппы (по 3-6 человек), каждая из которых:


1) ищет свои примеры для мозгового штурма. В качестве примера используются непонятные явления или явления, имеющие большое количество решений, предложенных как гипотезы-объяснения. Например: «Предложите средства, которые бы уменьшили травматизм во время гололеда на каменных лестницах», «Создайте модели детской одежды без ниток и клея», «Предложите оригинальную новогоднюю игрушку», «Попробуйте усовершенствовать конструкцию классной доски», «Объясните тайну бермудского треугольника». Подобные примеры используются в качестве разминки перед мозговым штурмом;

2) разрабатывает правила проведения мозгового штурма и оформляет их;

3) определяет техническую процедуру фиксации идей (с помощью магнитофона или для этой цели выбирается отдельный участник);

4) определяет способы фиксации идей (ключевыми словами, рисунком, знаком, дословной записью и т.д.);

5) выбирает вариант проведения мозгового штурма;

6) формулирует основную проблему предстоящего мозгового штурма. Например: «Создать проект детского сада будущего», «Улучшить систему работы с одаренными детьми», «Модифицировать программу развития творческих способностей детей», «Создать универсальную игрушку для детей дошкольного (раннего) возраста».

Для проведения мозгового штурма из числа студентов выбирается «ведущий», с которым преподаватель дисциплины проводит соответствующую консультацию.

Организационный этап. Проводится обсуждение всех позиций, обозначенных во время предварительной работы микрогрупп. Согласно выбранному варианту проведения мозгового штурма опре­деляются ролевые обязанности участников. Для отбора участни­ков проводится интеллектуальная разминка приемом «Брейнстор-минга» (мозговой атаки).

Вариант 1. «Мозговая атака 66» Д. Филиппса.

Все участники делятся на группы по шесть человек. Начинает новую атаку на тему «Как излечить синдром хронического опаздывания у студентов?». Эстафета передается следующей группе, которая работает методом ассоциаций.

Вариант 2. «Двойное кольцо Сократа».

Участники разбиваются на группы по семь человек. Расставляются стулья в два концентрических круга. Во внутреннем (в центре) стоит семь стульев. Шесть занимают участники, а седьмой всегда свободен. Обсуждение проходит только во внутреннем круге, каждый участник которого передает эстафету своему соседу. Участники внешнего круга могут только писать. Они вступают в разговор, заняв свободный стул. Если все стулья внутреннего круга оказываются занятыми, то его участники на добровольной основе решают, кто покинет внутренний круг. Вопросы для обсуждения: «Как справиться с постоянным забыванием ключей?» «Солнышко на небе — хорошо это или плохо?» «Бабуш­ка — бывший педагог — постоянно поучает?» Время разминки — 10-15 минут.

Этап молчаливого генерирования идей. Все участники мозгового штурма сидят по кругу. Преподаватель называют основное задание-проблему. Это может быть задание из п. 6 предварительного этапа мозгового штурма или студенты формулируют собственное. Участникам предлагается сформулировать появившиеся варианты письменно. Время работы — 20 минут.

Этап простого перечисления идей. Всем участникам по кругу предлагается назвать свою идею. Каждая идея фиксируется. После того как высказали все по одной идеи, начинается генерирование идей снова. Каждый участник высказывает свою вторую идею и так до тех пор, пока идеи не иссякнут. Чтобы соблюсти динамику работы, участникам делается напоминание: «Если своей идеи нет, передай эстафету другому». Участникам также предлагается проанализировать поданные идеи на уровне своего опыта, интуиции, интеллекта, представлений, знаний, но при этом не высказывая своего мнения вслух.


Этап уяснения идей. Участникам предлагается высказать свое отношение поочередно ко всем записанным идеям:

- оставить идею в том виде, как она была записана;

- доработать идею: уточнить, сместить акцент, сократить, переформулировать и т. д.;

- соединить идею с похожей, близкой по смыслу;

- вычеркнуть идею при условии согласия с этой позицией всех участников мозгового штурма.

Этап голосования. Здесь осуществляется отбор и ранжирование оставшихся идей, их должно быть не более восьми. Участники получают по восемь карточек каждый. На каждой карточке записана одна из оставшихся восьми идей. На карточке с самой важной идеей, по мнению участника, ставится цифра «8», на самой не- эффективной — цифра «1» (эта пара карточек откладывается). Затем происходит повторное ранжирование: самая важная — цифра «7», самая неэффективная — «2». Потом опять самая важная — «6», неэффективная — «3», далее «5» и «4» и т.д. Ведущий собирает карточки, подсчитывает количество голосов, определяет ранг идеи. Во время этой процедуры участники отдыхают (под музыку из фортепианного альбома «Времена года» П.И.Чайковского).

Этап подведения итогов. Ведущий объявляет полученные результаты мозгового штурма.

Здесь же проводится рефлексия и анализ занятия (см. вопросы в конце варианта «Двойное кольцо Сократа»).

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 3 _

 

Тема:

Аудиовизуальные технологии. Классификация средств обучения истории. Функции средств обучения.

Продолжительность _ 2 _ часа

 

План практического или семинарского занятия:

1. Аудиовизуальные технологии: классификация, функции, общая характеристика.

2. Фотография и фотографирование.

3. Звукозапись (аналоговая и цифровая).

4. Телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая).

5. Компьютерные, мультимедиатехнологии, Интернет-технологии.

 

ЛИТЕРАТУРА

основная:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 111 с.


4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 89-96.

5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

6. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 280 с.

7. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 351 с.

дополнительная:

1. Бархаев Б. Видеокамера дома и в школе [использование видеосредств в учебном процессе] // Народное образование. – 1996. -№ 10. – С. 76-80.

2. Бархаев Б.П. Воспитывающая «видеотехнология» // Мир образования. – 1997. - № 6. – С. 48-51.

3. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М., 1971.

4. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе. – М., 1989. – 95 с.

5. Дрига И.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1985.

6. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

 

Вопросы и задания

1. Назовите классификации аудиовизуальных средств обучения.

2. Какие приемы использования фотографии и звукозаписи могут быть использованы на учебном занятии?

3. Перечислите принципы использования учебной видеозаписи.

4. Дайте краткую характеристику каждому из этапов использования учебной видеозаписи на учебном занятии.

5. Какой прием составляет основу работы с учебной видеозаписью?

6. Перечислите компьютерные технологии, используемые на учебном занятии.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 4 _

 

Тема:

Аудиовизуальные технологии в обучении истории

Продолжительность _ 2 _ часа

 

Занятие проводится в специально оборудованном как школьный кабинет истории классе.

 

План практического или семинарского занятия:

1. Типология аудиовизуальных носителей информации: аудиовидео-компьютерных учебных пособий, учебных видеозаписей.

2. Организация и управление образовательной деятельностью в условиях использования аудиовизуальных средств обучения (содержательная, операционная и мотивационная стороны).

3. Дидактические принципы, методы и технологии построения аудиовизуальных учебных материалов с использованием традиционных технических средств, компьютеров, средств оргтехники.

4. Методики применения аудиовизуальных учебных материалов.

 

ЛИТЕРАТУРА

основная:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 111 с.

4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 89-96.

5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

6. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 280 с.

7. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 351 с.

дополнительная:

1. Бархаев Б. Видеокамера дома и в школе [использование видеосредств в учебном процессе] // Народное образование. – 1996. -№ 10. – С. 76-80.

2. Бархаев Б.П. Воспитывающая «видеотехнология» // Мир образования. – 1997. - № 6. – С. 48-51.

3. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М., 1971.

4. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе. – М., 1989. – 95 с.

5. Дрига И.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1985.

6. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте методическую характеристику диафильмов и слайдов по истории.

2. Определите особенности отражения исторического знания в учебных видеоматериалах.

3. Выявите особенности отражения научных знаний в исторических художественных, документальных, публицистических фильмах, телепередачах.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 5 _

 

Тема:

Интерактивные технологии в процессе обучения истории.

Продолжительность _ 4 _ часа

Занятие проводится в специально оборудованном компьютерном классе с выходом в сеть Интернет. Для занятия необходимы: CD-диски с электронными средствами учебного назначения

 

План практического или семинарского занятия:

1. Телекоммуникационные технологии обучения, их дидактические свойства и возможности.

2. Дистанционное обучение, технические и психолого-педагогические особенности его организации.

3. Компьютер в школьном историческом образовании и проблема мультимедийного учебника.

4. Сеть Интернет как источник построения аудиовизуальных учебных материалов.

 

ЛИТЕРАТУРА

основная:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 111 с.

4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 89-96.

5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

6. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 280 с.

7. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 351 с.

дополнительная:

1. Бархаев Б. Видеокамера дома и в школе [использование видеосредств в учебном процессе] // Народное образование. – 1996. -№ 10. – С. 76-80.

2. Бархаев Б.П. Воспитывающая «видеотехнология» // Мир образования. – 1997. - № 6. – С. 48-51.

3. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М., 1971.

4. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе. – М., 1989. – 95 с.

5. Дрига И.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1985.

6. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

 

Вопросы и задания:

 

1. Познакомьтесь с разными видами электронных средств учебного назначения.

2. Познакомьтесь с особенностями работы в программе Power Point.

3. Составьте электронную презентацию по какой-либо теме урока.

4. Для подбора иллюстративного материала используйте поисковые системы Яndex или Rambler.

5. Познакомьтесь с работой одной из тестовых программ на Ваш выбор.

6. Составьте тест с различными формами тестовых заданий по одной из тем школьного курса истории.

7. Составьте фрагмент одного из электронных средств учебного назначения (на Ваш выбор):

- хрестоматия;

- справочник;

- -задачник;

- словарь.

Для подбора содержания используйте поисковые системы сети Интернет.

 







Date: 2015-10-21; view: 457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию