Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция как форма обучения истории в старших классах





- особенности школьной лекции и требования к ней

- классификация школьных лекций

- деятельность учителя и учащихся при подготовке и во время проведения школьной лекции

 

1. Система школьного образования, существующая сегодня в Российской Федерации, формировалась в условиях серьезных структурных изменений в обществе, означавших фактически переход от одной фазы развития социума к другой и, следовательно, в процессе смены идеологии, обусловившей поиск новых образовательных парадигм, в большей степени, чем раньше, соответствующих социальному заказу.

Согласно А.А. Бударному, урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития духовных сил и познавательных способностей школьников.

К дидактическим требованиям, согласно Ю.К. Бабанскому, Г.И. Щукиной, В.А. Сластенину и др., относятся: четкое определение образовательных целей и задач урока в целом, а также отдельных его элементов; определение места конкретного урока в системе учебных занятий по предмету и оптимального содержания в соответствии с требованиями программы и государственного образовательного стандарта, с учетом уровня подготовки учеников; прогнозирование уровня усвоения школьниками научных знаний и формирования умений и навыков.

К воспитательным требованиям, по мнению большинства современных дидактов, относятся: постановка воспитательных целей и задач урока в соответствии с новой образовательной парадигмой и динамикой становления и развития гражданского общества и правового государства в Российской Федерации; формирование целостного мировоззрения школьников и системы их ценностных ориентаций, личностного, эмоционально-ценностного, отношения к изучаемому материалу; формирование и развитие системы познавательных интересов и положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой активности и инициативы.

Организационные требования подразумевают наличие продуманного рабочего плана урока, составленного на основе тематического планирования; четкую последовательность урока, его строгую внутреннюю организацию (своевременное начало, максимальное использование каждой минуты учебного времени, оптимальный темп обучения, логическую стройность и законченность) и рациональное применение разнообразных средств обучения.

В методике преподавания истории, как и в российской дидактике, до сих пор существуют различные подходы к классификации уроков. Классификация – это «распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов» (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – С. 247). Каждый из подходов к классификации уроков является по-своему убедительным, так как берет за основу один или несколько значительных признаков урока как формы организации процесса обучения.

В методике преподавания истории в решении этого вопроса наметились два основных направления:

- классифицировать уроки, исходя из закономерностей процесса обучения (в основе характеристики типа урока лежит преобладание того или иного звена в процессе усвоения учебного содержания темы курса);

- классифицировать уроки, исходя из основного метода их проведения.

Наиболее яркими представителями первого направления среди методистов являются Б.П. Есипов, П.С. Лейбенгруб, В.Г. Карцов. В обобщенном виде их классификации можно свести к следующей:

- комбинированный урок;

- урок изучения нового материала;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок контроля и учета знаний, умений и навыков.

Согласно Н.Г. Дайри, подобный подход к классификации типов уроков позволяет ясно определить основную дидактическую задачу каждого из них, четко, последовательно и логично выстроить внутреннюю структуру. Преобладающими в этой системе уроков становятся такие типы уроков как комбинированный и изучения нового материала.

Эта классификация в настоящее время наиболее употребительна,

Значительная часть современных дидактов согласна с тем, что в каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья или этапы процесса обучения), для которых характерны определенные виды деятельности учеников и учителя. Именно эти виды деятельности, выступающие в различных сочетаниях и комбинациях, показывают внутреннее строение урока, взаимосвязь между его отдельными частями. Таким образом, построение урока зависит от содержания образования, воплощенного в учебном материале, и закономерностей усвоения этого содержания, о которых учителю необходимо помнить при выборе методов и средств обучения.


К основным элементам современного урока, демонстрирующим процесс движения обучения, относятся:

- постановка перед учащимися цели и мотивация их деятельности, организация и непосредственное включение школьников в учебно-познавательную деятельность;

- организация восприятия, осознания школьниками и закрепления в их памяти первоначальной информации (усвоение исходных знаний);

- организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе полученной и осознанной информации путем ее применения в различных вариантах;

- организация и осуществление опыта творческой деятельности с помощью решения проблемных и творческих задач (усвоенные знания и умения применяются в различных сочетаниях и для работы с многообразными источниками, что, в свою очередь, позволяет самостоятельно получать новые знания и умения);

- целенаправленное воспитание и самовоспитание личности в процессе работы над учебным содержанием на всех этапах урока путем эмоционального воздействия, формирования познавательного интереса, увлеченности и т.п.;

- обобщение и систематизация усвоенного;

- систематический контроль за достигнутыми результатами, осуществляемый как учителем, так и учеником.

Все эти элементы в совокупности и обеспечивают реализацию учебного процесса на уроке как целостного явления. Структура урока может быть простой, а может быть и достаточно сложной. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей потребовало целенаправленной работы над их классификацией, систематизацией и типологией.

Поскольку любая классификация ограничивает число типов уроков, существует устойчивая тенденция к закреплению за каждым из них определенной, довольно жесткой структуры Структура урока – это сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Так, например, структура комбинированного урока (включающего в себя все звенья процесса обучения) на практике должна выглядеть следующим образом:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- переход к новому материалу;

- сообщение нового материала;

- закрепление;

- применение новых знаний и умений;

- домашнее задание.

Организационный момент включает в себя проверку наличия школьников на уроке, определение по классному журналу фамилий отсутствующих, подготовку необходимого для проведения урока оборудования, организацию рабочего места учащихся и их психологический настрой на предстоящую работу.

Методы и приемы проверки домашнего задания и изучения нового материала весьма разнообразны и связаны напрямую с содержанием учебного материала, условиями проведения урока, степенью подготовленности учащихся и материально-техническим оснащением их учебной деятельности.


Логический переход от проверки пройденного материала к изучению нового – необходимый компонент каждого урока истории, так как именно он позволяет проследить причинно-следственные связи внутри исторического процесса и способствует формированию исторического сознания личности, навыков аналитического мышления, собственных взглядов на изучаемую проблему.

Закрепление знаний и умений может быть сопутствующим (после каждого логически завершенного пункта плана изучения нового материала) и итоговым, позволяющим учителю в конце урока поставить перед классом ряд проблемных вопросов, требующих анализа и обобщения полученных знаний.

Домашнее задание должно быть разноуровневым, учитывающим не только необходимую степень усвоения знаний и умений в соответствии со стандартом исторического образования, но и позволяющим школьникам самостоятельно выбрать оптимальный для каждого из них путь подготовки к следующему уроку.

Большинство современных методистов (А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, С.А. Ежова, И.М. Лебедева, Н.Н. Лазукова, М.Т. Студеникин и др.) считают, что основные требования к современному уроку истории можно сформулировать следующим образом.

Полноценность исторического содержания: научность и достоверность исторических фактов и их объяснений, целесообразное соотношение содержания урока и содержания учебника; применение разнообразных источников знаний, учет знаний и умений школьников, полученных вне учебных занятий.

Полноценность педагогического замысла: правильное определение места и значения урока в системе исторического образования; ориентация фронтальной коллективной работы на познавательные возможности большинства учащихся; дифференцированная работа с классом, позволяющая менее сильным школьникам быть на уроке активными.

Мотивация изучения истории, формирование познавательного интереса к предмету, развитие у учащихся стремления к самообразованию по истории и, как следствие, формирование исторического сознания и исторической памяти школьников.

Реализация замысла урока на основе высокой активности всех познавательных процессов и при ведущей роли самостоятельной познавательной деятельности учащихся, её рационального сочетания с усвоением знаний.

Правильный выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения знаний и использование различных приемов учебной работы и средств обучения истории; определение четкой структуры урока, развитие монологической речи школьников и их способности к диалогу.

Ориентация на обучение всего класса, гибкость методики урока: разработка нескольких вариантов изложения материала, оперативное реагирование педагога на неожиданные затруднения, умение по ходу урока перестроить его рабочий план, исходя из обстоятельств.

Наличие на уроке хорошей дружелюбной атмосферы, способствующей повышению работоспособности класса.


2. В старших классах современной школы наряду с традиционными комбинированными уроками активно проводятся лекции и семинары.

Лекция, по словарю В.И. Даля - чтение, преподавание, урок, учебный час профессора. Лекционный вид занятий существует уже около 300 лет. Лекция – традиционный вид учебных занятий в высшей школе. Считается, что лекционная форма больше всего подходит для развертывания и усвоения того или иного вопроса, являясь дидактической моделью деятельности специалистов по решению теоретических проблем и задач. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу, однако лекция как организационная форма обучения в школе имеет несколько иные функции.

В современном понимании школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, с помощью которой учитель преимущественно монологическими приемами дает глубокое, целостное, логически стройное и завершенное изложение основного фактологического и теоретического материала учебной темы.

Для любой лекции характерно:

1) целостное систематическое изложение педагогом содержания темы занятия, причем систематизация и рассуждение не выступают как дополнение к изложению, а составляют существенную его сторону;

2) монологическая форма подачи материала, в которой могут сочетаться различные методы и приемы изложения – повествование, рассуждение, объяснение, описание, характеристика и др;

3) относительная длительность изложения.

В качестве особенностей школьной лекции можно выделить следующие:

- она сложнее по составу, чем вузовская, поскольку для нее одинаково значимы образовательные, воспитательные и развивающие цели;

- перед началом лекции учитель ставит проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока;

- тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, иногда подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы. Учитель не только руководит конспектированием лекции, но и выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки;

- учебный материал расчленяется на логические звенья с закреплением после изучения каждого из них. Каждое теоретическое положение аргументируется, иллюстрируется и завершается кратким выводом;

- школьная лекция непременно включает в себя элементы беседы. Это может быть вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия и закрепляющая – в конце. В ходе лекции учитель неоднократно прерывает изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе;

- изложение должно быть эмоциональным и может сопровождаться использованием наглядных средств – пособий, схем, раздаточного материала и др.;

- школьный учитель ведет лекцию более медленным темпом.

К лекции предъявляются следующие требования: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения. Обеспечить высокий научный уровень лекции – не значит усложнить ее. При подготовке к лекции учитель пользуется научной литературой, педагогически перерабатывает информацию, отбирает материал, соответствующий школьной программе и уровню развития учащихся данного класса, тем самым сочетая требования научности и доступности учебного материала.

Лекция по сравнению с учебником дает значительно большие возможности реализации связи изучения теории с жизнью. Учитель может обратиться к самым последним данным, использовать местный материал, опираясь на социальный опыт учащихся. При этом важно, чтобы привлеченные факты были не только иллюстрацией к изучаемому материалу, но и объектом анализа, связанного с рассматриваемыми теоретическими положениями.

Методисты предлагают разные классификации школьных лекций. А.Т. Степанищев делит лекции на два вида: повествовательные (рассказ) и диалогические, которые в свою очередь подразделяются на информативно-диалогические и проблемные.

Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова придерживаются более традиционного деления школьных лекций на обзорные (вводные и заключительные) и тематические. Лекции, открывающие тематический блок, называются вводными обзорными лекциями и содержат минимум фактологической информации, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальное значение для понимания темы, осмысления главных исторических фактов.

Лекции, завершающие тематический блок, называются заключительными обзорными лекциями, позволяют систематизировать, обобщить конкретные вопросы темы, поднять их до уровня проблемного анализа, связи с современностью, актуальных суждений и оценочных выводов. В работах других методистов такая лекция называется обобщающей. По мнению других методистов, обзорные лекции проводятся тогда, когда возникает необходимость рассмотреть узловые вопросы темы, изучение которой, в соответствии с программой осуществляется в порядке общего ознакомления, и при подготовке учащихся к экзамену.

Цель тематической лекции – сформировать у школьников яркое, образное, полное представление о главных исторических фактах; конкретизировать примерами теоретические положения, введенные на первом этапе изучения темы; предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимых для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе изучения темы. В отличие от обзорных лекций, в содержании тематических лекций факты превалируют над теорией.

В методических работах называют и другие виды лекций. Так, помимо вводной лекции, ряд авторов выделяет установочную лекцию как сжатое, компактное и неполное изложение основного содержания темы (некоторые аспекты оставлены для самостоятельного изучения или подробного рассмотрения на семинарских и других занятиях тематического блока).

А.А. Ярулов дополняет видовое разнообразие лекций следующими видами: инструктивная лекция, кино(видео)-лекция и мини-лекция.

Лекция требует подготовки как со стороны учителя, так и со стороны ученика..

Главный вид деятельности учащихся на лекции – это слушание. Однако не все учащиеся, внешне показывая такое состояние, на самом деле слышат учителя и одноклассников. Для того чтобы слушание носило продуктивный характер, лектор определяет и предусматривает в тексте лекции составляющие этой работы.

1. Ориентирующая составляющая включает осознание учащимися целей и задач предстоящей работы.

2. В процессе восприятия лекции учащиеся, следуя за мыслью учителя, анализируют информацию, обобщают полученные результаты, тем самым усваивая учебный материал. В ходе этой деятельности они составляют рабочие записи.

Виды записей могут быть разнообразны в зависимости от цели, характера излагаемого материала, уровня подготовки учащихся.

Простой план – передает информацию кратким, лишенным образности и эмоциональности способом. Составляется, когда нужно выделить главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, и воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Развернутый план – отличается более сложной структурой и составляется, когда необходимо не только выделить и кратко сформулировать основные идеи в изучаемом материале, но и найти в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли.

Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины…, последствия…, историческое значение…, факторы… и т.п.). Составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором присутствует теория, «скрытая в фактах». Могут быть по форме простыми и развернутыми.

Тезисный план – отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель таких планов – актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений. Они могут быть простыми и развернутыми, переходя в форму тезисов – сжато сформулированных основных положений содержания устного изложения, подробно не раскрываются.

Конспект – более или менее развернутое, последовательное изложение содержания лекции. Отражает не только основные положения, но и связи между элементами темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

На этапе реализации исполнительной и контролирующей функций прослушивания лекции завершается прием информации, она еще раз осмысливается и осознается степень понимания темы лекции.

Завершением лекции будет небольшой практикум или проверочная работа. Для них подойдут как тесты на проверку формализованных знаний, так и проблемные и творческие задания, тесты со свободными ответами, эссе. Результаты этого этапа покажут эффективность лекционного занятия, помогут оценить и работу учителя, и работу учащихся.

Итак, очевидно, что лекция довольно сложна и на этапе подготовки, и на этапе проведения, и по приемам работы учителя, и по приемам работы ученика, и по активности мыслительных процессов, и по времени. Поэтому частое использование такой формы учебных занятий, а тем более применение ее как единственной в старших классах не допустимо.







Date: 2015-10-21; view: 5328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию