Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-методические комплекты по истории
- понятие об учебно-методическом комплексе, его значение и роль в обучении - структура учебно-методического комплекса - учебно-методические комплекты
1. Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника. Учебник – это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Часто учебник выступает в качестве основного источника построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен. В настоящее время существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневых учебников, учитывающих дифференциацию процесса обучения. В учебниках каждая глава может начинаться с плана-схемы — своеобразного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассников даны рекомендации: что нужно вспомнить из предшествующих тем, как выполнить задания. Вопросы для обобщений, дополнительный текстовой материал содержатся в конце разделов. Этот материал выполняет роль книги для чтения или служит основой для подготовки к семинарам. Но как бы ни различались школьные учебники, в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Все содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету. Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (документы, отрывки, справки), пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). Ядро основного текста составляют знания о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это примерно 1/3 содержания. При объяснении на уроке 1/3 составит дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базовые знания. Как уже отмечалось, весь материал в школьных курсах истории не может излагаться одинаково подробно. Как правило, развернутое изложение сочетается в учебнике с конспективным, основные факты даются подробно, образно, дополняются документами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, излагаются в виде краткой справ-си, делая учебник менее сложным. Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала. К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности. Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу одинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Независимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, есть какая-то загадка, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ним может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно использовать, а можно и нет. Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы, и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся. Работа учащихся по учебнику предусматривается для учеников с 5 по 11 класс с постепенным усложнением. Учащиеся среднего звена находят в учебниках определение понятий, выводы и обобщения, делают зарисовки схем, простейших изображений, учатся составлять простые планы. Ученики старших классов проводят анализ учебников разных авторов, составляют сложные планы тем и разделов, используют учебник как справочное пособие, пишут свои варианты изложения тех или иных вопросов, сравнивают изложение содержания учебника с первоисточниками. 2. Общественно-государственная экспертиза учебной литературы и Федеральный комплект программ и учебников по истории. Принципы составления учебно-методических комплексов. Информационное обеспечение учителей истории в условиях вариативности программ и учебников. Книга для учителя. Учебные пособия по истории. Рабочие тетради. Хрестоматии. Книги для чтения. Иллюстративные пособия. Методическая литература. Научно-популярная и художественная литература по истории. Перспективы развития учебно-методического комплекса. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Роль календарно-тематического планирования, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разделов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Повторительно-обобщающие уроки. Значение поурочного планирования. Методические рекомендации и методические пособия как варианты расширенного планирования. Date: 2015-10-21; view: 1906; Нарушение авторских прав |