Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика нового Стандарта школьного исторического образования





3. Новые программы по истории: структура и содержание.

 

1. Факторы трансформации МПИ в современной системе образования:

- постоянно меняется историко-культурная ситуация, глобальные изменения в мировом сообществе (динамизм исторического процесса, особенность современной исторической ситуации);

- изменения в РФ (формируется новая стратегия исторического развития, новая национально-государственная идеология);

- изменение в образовательном пространстве (новый этап модернизации, обострение ряда проблем)

- изменения в исторической науке (новые теоретико-методологические подходы, концепции);

- изменения в педагогической науке.

В настоящее время подготовлен и осуществлен переход к новым образовательным стандартам, на основе которых разрабатываются новые программы и авторские учебники; формируется целостный УМК, позволяющий изучать историю всех основных этапов исторического процесса; переход к профильной школе; происходит переход к ЕГЭ как основной итоговой форме аттестации; принят новый Стандарт (2004 г.). Образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов.

Обобщая материал нормативных документов и исследовательской литературы, можно отметить, что для современного исторического образования характерно:

- отказ от монополии партийно-государственной идеологии;

- переход к открытой авторской модели преподавания (совмещает федеральный, региональный компонент и компонент учебного заведения);

- необходимость обращения к системе ценностей и идеалов, выработанных человечеством, ценностям Отечества, и ценностям формирующегося глобального человеческого сообщества нового тысячелетия;

- знаниевая компонента образования должна сочетаться с воспитанием и развитием человека;

- гибкость методик и программ изложения, их адаптированность к конкретному учебному заведению и классу в условиях профилизации школы;

- опора на идеи и принципы личностно-ориентированной педагогики, деятельностный подход;

- проблемный характер изучения (вместе с тем, идеи толерантности, диалога культур);

- постоянное обновление содержания, с учетом последних достижений в области различных наук (истории, психологии, педагогики, антропологии, социологии и др.);

- сочетание формационного, цивилизационного, культурологического, структурно-функционального подхода, теории модернизации и др.,

- тесная связь изучаемого материала с проблемами мирового сообщества, России, региона; проблемами молодежи;

- изучение происходит на основе вариативных программ и учебных пособий.

Нормативной основой является правовые документы, отражающие функционирование российской системы образования (Конституция РФ, Закон об образовании и др.), а также Государственный стандарт школьного образования.

Таким образом, история представляет собой одну из базовых учебных дисциплин, которая признана утверждать ценности гражданского общества и правового государства. Впервые его изучение непрерывно на протяжении всего школьного образования.

Вместе с тем существует целый ряд проблем:

- проблема обеспечения учебно-воспитательного процесса учебными материалами;

- недостаточность количества часов в старших классах;

- недостаток специалистов, соответствующих современным требованиям;

- проблема современного учебного пособия (особенно для старших классов);

- проблема мотивации исторического образования в условиях падения интереса к истории;

- слабая разработанность регионального компонента;

- недостаточная представленность воспитательного потенциала истории в условиях формирования национально-государственной идеологии;

- несовершенство КИМов и др.

Все эти проблемы решаются на нормативно-правовой основе в контексте Государственных стандартов школьного образования.

2. Новый государственный стандарт школьного образования был принят в 2004 г. в условиях перехода к профильному образованию и изменения содержания основных содержательных дисциплин, окончательного перехода к системе концентров.

Он предполагает поэтапное введение и обеспечивает: права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования; преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования и т.д.

Новый государственный стандарт общего образования является также основой объективной оценки уровня подготовки выпускников.

Основные изменения, внесенные в содержание истории новым стандартом, заключаются в том, чтобы полнее раскрывать историко-культурные аспекты; полнее раскрывать причинно-следственные связи; полнее раскрывать роль человеческого фактора; полнее раскрывать цивилизационную составляющую исторического процесса. Кроме того, включен профильный уровень изучения предмета.


Новый государственный стандарт школьного исторического образования включает:

- основные цели изучения истории, которые предполагают воспитание гражданственности, национальной идентичности…; развитие способности понимать историческую обусловленность…; освоение систематизированных знаний по истории; овладение умениями и навыками…; формирование исторического мышления…

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по всеобщей истории и истории Отечества.

- требование к уровню подготовки выпускников, которые должны: знать / понимать; уметь; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для... (определения…, соотнесения…, осознания…).

Он содержит три компонента и определяет отношение между ними: федеральный компонент (не менее 75% - устанавливает Правительство); национально-региональный компонент (не менее 10%) – устанавливает субъект федерации), компонент образовательного учреждения (не менее 10% - устанавливает самостоятельно МОУ).

Определяет структуру школьного исторического образования:

- Начальное общее образование (по окружающему миру: Общество – Москва, города; Родной край – Малая Родина;

- Основное общее образование (концентр): 5 класс (История древнего мира);6 класс (История средних веков + История России с древнейших времен до конца XVI в.);7 класс (Новая история (I часть) + История России XVII-XVIII в.);8 класс (Новая история (II часть) + История России XIX в.);9 класс (Новейшая история XX-XXI в. + История России) + Барнауловедение.

- Среднее (полное) общее образование (концентр: 10 класс (История с древнейших времен до ХХ в.);11 класс (История XX-XXI в.)

3. Программы представляют собой обязательный компонент нормативной основы обучения истории. Они составляются на основе Стандарта, расширяя и конкретизируя предметную область в условиях конкретного региона, школы, класса.

Основные структурные компоненты:

1. Пояснительная (объяснительная) записка (констатирует: для кого предназначена программа, какие цели и задачи решает; какую имеет специфику, методическое обеспечение; возможно содержит общие рекомендации к изучению).

2. Содержание программы (содержит основные дидактические единицы; краткое изложение основного материала по классам, курсам, разделам, темам с указанием часов).

Предполагает включение ведущих идей, основных понятий, межпрежметные и межкурсовые связи.

В условиях вариативности образования выделяют:

- центральные программы (обеспечены федеральными учебниками, различными средствами обучения);

- региональные программы (детализируют региональный компонент в контексте мировой и отечественной истории, разрабатываются вузами и лабораториями);

- авторские программы (должна содержать авторскую новизну и пройти обязательную экспертизу).

Выбор программ начинающим учителем определяется спецификой школы и класса.

 







Date: 2015-10-21; view: 1645; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию