Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика нового Стандарта школьного исторического образования
3. Новые программы по истории: структура и содержание.
1. Факторы трансформации МПИ в современной системе образования: - постоянно меняется историко-культурная ситуация, глобальные изменения в мировом сообществе (динамизм исторического процесса, особенность современной исторической ситуации); - изменения в РФ (формируется новая стратегия исторического развития, новая национально-государственная идеология); - изменение в образовательном пространстве (новый этап модернизации, обострение ряда проблем) - изменения в исторической науке (новые теоретико-методологические подходы, концепции); - изменения в педагогической науке. В настоящее время подготовлен и осуществлен переход к новым образовательным стандартам, на основе которых разрабатываются новые программы и авторские учебники; формируется целостный УМК, позволяющий изучать историю всех основных этапов исторического процесса; переход к профильной школе; происходит переход к ЕГЭ как основной итоговой форме аттестации; принят новый Стандарт (2004 г.). Образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов. Обобщая материал нормативных документов и исследовательской литературы, можно отметить, что для современного исторического образования характерно: - отказ от монополии партийно-государственной идеологии; - переход к открытой авторской модели преподавания (совмещает федеральный, региональный компонент и компонент учебного заведения); - необходимость обращения к системе ценностей и идеалов, выработанных человечеством, ценностям Отечества, и ценностям формирующегося глобального человеческого сообщества нового тысячелетия; - знаниевая компонента образования должна сочетаться с воспитанием и развитием человека; - гибкость методик и программ изложения, их адаптированность к конкретному учебному заведению и классу в условиях профилизации школы; - опора на идеи и принципы личностно-ориентированной педагогики, деятельностный подход; - проблемный характер изучения (вместе с тем, идеи толерантности, диалога культур); - постоянное обновление содержания, с учетом последних достижений в области различных наук (истории, психологии, педагогики, антропологии, социологии и др.); - сочетание формационного, цивилизационного, культурологического, структурно-функционального подхода, теории модернизации и др., - тесная связь изучаемого материала с проблемами мирового сообщества, России, региона; проблемами молодежи; - изучение происходит на основе вариативных программ и учебных пособий. Нормативной основой является правовые документы, отражающие функционирование российской системы образования (Конституция РФ, Закон об образовании и др.), а также Государственный стандарт школьного образования. Таким образом, история представляет собой одну из базовых учебных дисциплин, которая признана утверждать ценности гражданского общества и правового государства. Впервые его изучение непрерывно на протяжении всего школьного образования. Вместе с тем существует целый ряд проблем: - проблема обеспечения учебно-воспитательного процесса учебными материалами; - недостаточность количества часов в старших классах; - недостаток специалистов, соответствующих современным требованиям; - проблема современного учебного пособия (особенно для старших классов); - проблема мотивации исторического образования в условиях падения интереса к истории; - слабая разработанность регионального компонента; - недостаточная представленность воспитательного потенциала истории в условиях формирования национально-государственной идеологии; - несовершенство КИМов и др. Все эти проблемы решаются на нормативно-правовой основе в контексте Государственных стандартов школьного образования. 2. Новый государственный стандарт школьного образования был принят в 2004 г. в условиях перехода к профильному образованию и изменения содержания основных содержательных дисциплин, окончательного перехода к системе концентров. Он предполагает поэтапное введение и обеспечивает: права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования; преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования и т.д. Новый государственный стандарт общего образования является также основой объективной оценки уровня подготовки выпускников. Основные изменения, внесенные в содержание истории новым стандартом, заключаются в том, чтобы полнее раскрывать историко-культурные аспекты; полнее раскрывать причинно-следственные связи; полнее раскрывать роль человеческого фактора; полнее раскрывать цивилизационную составляющую исторического процесса. Кроме того, включен профильный уровень изучения предмета. Новый государственный стандарт школьного исторического образования включает: - основные цели изучения истории, которые предполагают воспитание гражданственности, национальной идентичности…; развитие способности понимать историческую обусловленность…; освоение систематизированных знаний по истории; овладение умениями и навыками…; формирование исторического мышления… - обязательный минимум содержания основных образовательных программ по всеобщей истории и истории Отечества. - требование к уровню подготовки выпускников, которые должны: знать / понимать; уметь; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для... (определения…, соотнесения…, осознания…). Он содержит три компонента и определяет отношение между ними: федеральный компонент (не менее 75% - устанавливает Правительство); национально-региональный компонент (не менее 10%) – устанавливает субъект федерации), компонент образовательного учреждения (не менее 10% - устанавливает самостоятельно МОУ). Определяет структуру школьного исторического образования: - Начальное общее образование (по окружающему миру: Общество – Москва, города; Родной край – Малая Родина; - Основное общее образование (концентр): 5 класс (История древнего мира);6 класс (История средних веков + История России с древнейших времен до конца XVI в.);7 класс (Новая история (I часть) + История России XVII-XVIII в.);8 класс (Новая история (II часть) + История России XIX в.);9 класс (Новейшая история XX-XXI в. + История России) + Барнауловедение. - Среднее (полное) общее образование (концентр: 10 класс (История с древнейших времен до ХХ в.);11 класс (История XX-XXI в.) 3. Программы представляют собой обязательный компонент нормативной основы обучения истории. Они составляются на основе Стандарта, расширяя и конкретизируя предметную область в условиях конкретного региона, школы, класса. Основные структурные компоненты: 1. Пояснительная (объяснительная) записка (констатирует: для кого предназначена программа, какие цели и задачи решает; какую имеет специфику, методическое обеспечение; возможно содержит общие рекомендации к изучению). 2. Содержание программы (содержит основные дидактические единицы; краткое изложение основного материала по классам, курсам, разделам, темам с указанием часов). Предполагает включение ведущих идей, основных понятий, межпрежметные и межкурсовые связи. В условиях вариативности образования выделяют: - центральные программы (обеспечены федеральными учебниками, различными средствами обучения); - региональные программы (детализируют региональный компонент в контексте мировой и отечественной истории, разрабатываются вузами и лабораториями); - авторские программы (должна содержать авторскую новизну и пройти обязательную экспертизу). Выбор программ начинающим учителем определяется спецификой школы и класса.
Date: 2015-10-21; view: 1645; Нарушение авторских прав |