Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условно-графическая и техническая наглядность на уроках истории





- назначение условно-графической наглядности

- типы исторических карт

- технические и аудиовизуальные средства обучения истории

- приемы работы с картой и ТСО

1. Исторические источники как основа изучения истории. Государственный стандарт общего образования по истории: требования к знаниям школьников о видах исторических источников и умениям работать с ними.

Исторический документ как один из основных источников изучения истории.

Документы актового характера: (законы, челобитные, программы, договоры грамоты, расписки, деловая переписка, речи и т. д.).

Документы повествовательно – описательного характера: (летописи, письма, дневники, мемуары, хроники, жизнеописания и т.д.)

Требования к историческому документу на уроках истории в разных возрастных группах:

- соответствовать целям и задачам обучения истории;

- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

- быть органически связанным с программным материалом;

- быть доступным и интересным ученикам по содержанию и объему;

- обладать литературными и научными достоинствами.

На уроках истории целесообразно использовать произведения художественной исторической литературы. Художественная литература подразделяется на памятники художественного слова - устное народное творчество, проза, поэзия, басни, эпос, эпиграммы, крылатые выражения и историческую беллетристику – исторические романы, повести, пьесы.

Комплексное изучение научной, популярной и художественной литературы школьниками. Методические подходы к проблеме соотношения текста учебника и первоисточника в обучении истории..

Методика работы с источниками на уроках. Обучение учащихся приемам работы с историческими источниками. На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока. Учитель дает краткий анализ содержания и структуры документа, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических событий, останавливается на исторической обстановке, времени, обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий.

Учитель включает документ в свой рассказ, если он передает сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала, если нужна конкретизация изучаемых явлений или процессов, для убедительности характеристики исторического деятеля. Отрывок, включаемый в объяснение должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух.

Разбор документа производится путем его комментирования, в виде фронтальной беседы с классом, в процессе самостоятельной работы с источником.

2. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия об историческом прошлом формируются на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью их изображений (наглядности). Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я.А. Коменский. Наглядные средства обучения играют большую роль в развитии воображения учащихся, имеют большой образовательный и воспитательный потенциал. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии наглядности и их классификаций.

По характеру изображаемого подразделяют на изобразительную, предметную и условно-графическую наглядность, по способу изображения на печатную, экранно-звуковую и компьютерную.

К изобразительной наглядности относятся картина, аппликации, иллюстрации, рисунки, диафильмы, кинофильмы. Значительное место среди них занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно - исторические и картины- портреты.

На уроке картины используются с различными целями: как исходный источник знаний, или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или с целью его закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса может быть использовано несколько картин.

Большую роль в работе учителя играет иллюстрация учебника и иллюстративно-раздаточный материал, схематические рисунки, аппликации, меловой рисунок на доске.

Наиболее распространенным приемом работы с типологической картиной является аналитическая беседа, с событийной – рассказ, описание. Часто учитель использует нетрадиционные приемы, такие как»оживление» картины, драматизацию, персонификацию.

3. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией

Локальность исторических событий изучается при помощи исторических карт, планов местностей, картосхем. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала

К условно-графической наглядности относятся исторические карты, карты-схемы, планы местности.

Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов.

Исторические карты подразделяются по охвату территории – мировые, материковые, карты государств; по содержаниюобзорные, обобщающие, тематические; по своему масштабукрупномасштабные, средне- и мелкомасштабные.

Умения учащихся работать с условно-графической наглядностью. Первое знакомство с картой. Показ на карте развития исторических событий и явлений. Легенда карты. Локализация исторических событий и явлений на карте. Графическое изображение карты. Правила показа объектов на карте. Опора на пространственные представления школьников.. Работа с картосхемами и планами на уроке.

Черчение диаграмм, графиков, схем, заполнение таблиц, работа с ними на уроке. Меловые рисунки, их применение.

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография, оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая), телевидение, видеозапись (аналоговая и цифровая), компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения истории: типология аудио-, видео- учебных записей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. Типология компьютерных учебных пособий по истории: мультимедийные учебники, учебные программы, электронные энциклопедии. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения истории. Использование возможностей Интернета в обучении истории: получение информации, дистанционное обучение. Использование аудиовизуальных технологий на уроке истории.

Date: 2015-10-21; view: 2189; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию