![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Условно-графическая и техническая наглядность на уроках истории
- назначение условно-графической наглядности - типы исторических карт - технические и аудиовизуальные средства обучения истории - приемы работы с картой и ТСО 1. Исторические источники как основа изучения истории. Государственный стандарт общего образования по истории: требования к знаниям школьников о видах исторических источников и умениям работать с ними. Исторический документ как один из основных источников изучения истории. Документы актового характера: (законы, челобитные, программы, договоры грамоты, расписки, деловая переписка, речи и т. д.). Документы повествовательно – описательного характера: (летописи, письма, дневники, мемуары, хроники, жизнеописания и т.д.) Требования к историческому документу на уроках истории в разных возрастных группах: - соответствовать целям и задачам обучения истории; - отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи; - быть органически связанным с программным материалом; - быть доступным и интересным ученикам по содержанию и объему; - обладать литературными и научными достоинствами. На уроках истории целесообразно использовать произведения художественной исторической литературы. Художественная литература подразделяется на памятники художественного слова - устное народное творчество, проза, поэзия, басни, эпос, эпиграммы, крылатые выражения и историческую беллетристику – исторические романы, повести, пьесы. Комплексное изучение научной, популярной и художественной литературы школьниками. Методические подходы к проблеме соотношения текста учебника и первоисточника в обучении истории.. Методика работы с источниками на уроках. Обучение учащихся приемам работы с историческими источниками. На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока. Учитель дает краткий анализ содержания и структуры документа, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических событий, останавливается на исторической обстановке, времени, обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий. Учитель включает документ в свой рассказ, если он передает сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала, если нужна конкретизация изучаемых явлений или процессов, для убедительности характеристики исторического деятеля. Отрывок, включаемый в объяснение должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Разбор документа производится путем его комментирования, в виде фронтальной беседы с классом, в процессе самостоятельной работы с источником. 2. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия об историческом прошлом формируются на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью их изображений (наглядности). Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я.А. Коменский. Наглядные средства обучения играют большую роль в развитии воображения учащихся, имеют большой образовательный и воспитательный потенциал. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии наглядности и их классификаций. По характеру изображаемого подразделяют на изобразительную, предметную и условно-графическую наглядность, по способу изображения на печатную, экранно-звуковую и компьютерную. К изобразительной наглядности относятся картина, аппликации, иллюстрации, рисунки, диафильмы, кинофильмы. Значительное место среди них занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно - исторические и картины- портреты. На уроке картины используются с различными целями: как исходный источник знаний, или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или с целью его закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса может быть использовано несколько картин. Большую роль в работе учителя играет иллюстрация учебника и иллюстративно-раздаточный материал, схематические рисунки, аппликации, меловой рисунок на доске. Наиболее распространенным приемом работы с типологической картиной является аналитическая беседа, с событийной – рассказ, описание. Часто учитель использует нетрадиционные приемы, такие как»оживление» картины, драматизацию, персонификацию. 3. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией Локальность исторических событий изучается при помощи исторических карт, планов местностей, картосхем. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала К условно-графической наглядности относятся исторические карты, карты-схемы, планы местности. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. Исторические карты подразделяются по охвату территории – мировые, материковые, карты государств; по содержанию – обзорные, обобщающие, тематические; по своему масштабу – крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные. Умения учащихся работать с условно-графической наглядностью. Первое знакомство с картой. Показ на карте развития исторических событий и явлений. Легенда карты. Локализация исторических событий и явлений на карте. Графическое изображение карты. Правила показа объектов на карте. Опора на пространственные представления школьников.. Работа с картосхемами и планами на уроке. Черчение диаграмм, графиков, схем, заполнение таблиц, работа с ними на уроке. Меловые рисунки, их применение. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография, оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая), телевидение, видеозапись (аналоговая и цифровая), компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения истории: типология аудио-, видео- учебных записей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. Типология компьютерных учебных пособий по истории: мультимедийные учебники, учебные программы, электронные энциклопедии. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения истории. Использование возможностей Интернета в обучении истории: получение информации, дистанционное обучение. Использование аудиовизуальных технологий на уроке истории. Date: 2015-10-21; view: 2273; Нарушение авторских прав |