Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрошкола котоликова





Сыктывкарская Агрошкола-интернат им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведет свою историю с 1956 г. В настоящее время, в агрошколе живут и учатся более 200 детей от 3 до 18 лет.

Основной контингент воспи-танников составляют дети родителей, лишенных родительских прав решением суда. В 1973 г и до безвременной кончины 12 июня 1996 г. школу-интернат возглавлял талантливый педагог-новатор Александр Александрович Католиков.

За огромный вклад в дело защиты детей-сирот А.А. Католиков получил звания Заслуженного учителя Коми АССР (1977г), Заслуженного учителя РСФСР (1982г), Народного учителя СССР (1988 г), был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (1989г), награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью им. А.С. Макаренко (1990г) и медалью им. Льва Толстого (1995г), присуждаемой международной ассоциацией детских фондов за вклад в дело защиты детей. В 1996 г. агрошколе было присвоено имя А.А. Католикова.

 

Под руководством А.А. Католикова педагоги начали разрабатывать принципиально новые модели восп-я и развития детей-сирот в различных видах деятельности.

В интернате была создана современная материально-техническая база для обуч-я и развития детей, их оздоровления: комфортабельные жилые корпуса, бассейн, сауна, водолечебница и кабинет физиотерапии, оборудованы учебные кабинеты и игровые комнаты.

Для эстетического развития детей был организован духовой оркестр, фольклорные ансамбли, изостудия, музыкальные кружки.

 

------------------------------------------------------

В настоящее время в агрошколе живут и учатся 240 детей от трех до 18 лет. Основной контингент воспитанников составляют дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными или местонахождение которых не установлено.

Цель агрошколы - дать детям общее среднее образование, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве. Агрошкола имеет соответствующую лицензию, и ее выпускники получают документ государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям "мастер-растениевод" и "мастер-животновод".

В 1993 году на базе агрошколы была создана экспериментальная площадка Института профессионального самоопределения РАО. Сотрудничество агрошколы с Институтом общего среднего образования РАО продолжается и сейчас.

В структуре агрошколы имеются дошкольное отделение, начальная школа, средняя школа. В связи со статусом экспериментального учебного заведения в штате агрошколы, помимо учителей и воспитателей, предусмотрены должности научных руководителей, методиста, специалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду.

Агрошкола располагает комплексом городских зданий - жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сельскохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор расположено детское учебно-опытное хозяйство "Межадорское" - база труда и отдыха детей.

Заслуга педагогического кол-ва, которым руководил А.А. Католиков, состоит в том, что, опираясь на идеи А. С. Макаренко, они создали воспитательную систему, обладающую уникальными возможностями и позволяющую решать самые различные и сложные воспитательные задачи. Основным элементом этой воспитательной системы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса агрошколы является сельскохозяйственный труд.

Сам Александр Александрович говорил так: "Мы не любовь к труду прививаем, а воспитываем потребность в труде и обязательно привычку к работе как основу будущего счастья нашего ребенка".

Можно выделить три слагаемых эффективности воспитательной системы, основанной на сельскохозяйственном труде детей: содержание труда, его организ-я и ма­териальная база.

Александр Александрович самым важным считал организацию трудовой деятельности и не раз повторял в беседах с коллегами, что секрет успеха трудового восп-я заключается в педагогически осмысленной организации детского труда.

Однако педагогически целесообразная организ-я труда была бы невозможна без той уникальной материальной базы, которая создана в интернате. Детское учебно-опытное фермерское хозяйство "Межадорское" существует более 30 лет и благодаря упорному труду педагогов и нескольких поколений воспитанников превратилось в современное многопрофильное хозяйство, располагающее более чем 200 га сельскохозяйственных угодий, всей необхй техникой, хорошо оборудованными животноводческими фермами, 2 га теплиц.


Наличие хорошей материальной базы позволило организовать сельскохозяйственный труд детей так, чтобы наиболее полно реализовать заложенные в нем воспитательные возможности.

Во-первых, к сельскохозяйственному труду привлекаются все воспитанники, начиная с трех-четырехлетнего возраста. Для каждой возрастной группы детей подбираются виды работ, соответствующие их физическим возможностям и интересам.

Во-вторых, в содержании сельскохозяйственного труда уже заложены огромные воспитательные возможности. Прежде всего, он воспитывает чувство ответственности ведь объектом труда являются живые организмы, растения и животные, и любая небрежность, забывчивость может привести к их гибели. Это чувство ответственности воспитывается в детях с самого раннего возраста. Так, для детей младшей группы дошкольного отделения выделен специальный участок-"Малышок".

В воспитании у каждого ребенка чувства ответственности Александр Александрович видел главную задачу педагогического кол-ва. В школьной жизни нет ни одного участка, за который не отвечал бы кто-то из воспитанников. Это обеспечивается системой ученического самоуправления, которой А.А. Католиков уделял очень большое внимание и постоянно ее совершенствовал. Он считал, что система ученического самоуправления должна соответствовать той деятельности, которая наиболее целесообразна в данных условиях и способна вызвать у детей потребность участвовать в ней. Такая система должна быть очень гибкой, мобильной.

Система ученического самоуправления в агрошколе-интернате лежит в основе организации труда детей и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.

Труд в таком хозяйстве воспринимается отнюдь не как игра. Здесь все всерьез. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, продуктивность животных. Закрепляются за группами участки работ, распределяются конкретные обязанности. Без­условно, в таком большом хозяйстве невозможно обойтись без взрослых сотрудников - агронома, зоотехника, которые решают проблемы, требующие специальных зн-й. Но воспитанники при этом являются полноправными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. Их труд организован по принципу ученического самоуправления: работу распределяет совет бригадиров из числа воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненной работы.

Бригадная организ-я труда воспитывает в детях чувство кол-вной ответственности, взаимовыручки. Рез-ты почти всех видов работ оцениваются не по индивидуальному вкладу, а по кол-вному, хотя при начислении зарплаты и учитывается коэффициент трудового участия каждого. И в то же время бригадная органи­зация таит в себе опасность разрушительного влияния детей, отвергающих труд, на товарищей. Александр Александрович видел, что в решении этой проблемы может помочь разр-танная А.С. Макаренко педегогика параллельного действия - воздействие пед-га на кол-в и личность "в одном общем приеме". Одним из механизмов параллельного действия А.А. Католиков считал соревнование. Чтобы воспитывающие функции соревнования реализовались максимально, оно должно предусматривать сочетание кол-вной и личной ответственности и взаимопомощь.


Еще одна важная особенность организации детского труда в интернате - моделирование не только внутрикол-вных, но и межкол-вных отношений. На это направлен так называемый принцип пересеченности в трудовых поручениях бригад: каждая бригада, имея самостоятельный участок работы, в каком-то звене обязательно пересекается с трудовыми делами других бригад.

Созданная в агрошколе система восп-я на основе совместного сельскохозяйственного труда позволяет решать задачу не только трудового, но и экологического восп-я.

 

Ребенка, который с трех-четырех лет ухаживает за "собственной" грядкой, кормит "своего" кролика, не надо убеждать в необхсти бережного отношения ко всему живому. Но в агрошколе организуется и специальная экологическая д-ть, базой которой также является учебно-опытное хозяйство. Практически все воспитанники вовлечены в сельскохозяйственное опытничество, причем многие опыты проводятся по заданию ученых Уральского отделения РАН. Руководит опытнической работой уч-ль биологии, народный уч-ль РФ и Республики Коми Л.И. Дымова. Именно благодаря ей в агрошколе сложилась эффективная система организации сельскохозяйственного труда детей, один из элементов которой - опытническая р-та - способствует не только экологическому воспитанию, но и раскрытию творческих возможностей сельскохозяйственного труда, а тем самым решению профориентационных задач.

 

Детям приходится очень много трудиться, и важная задача всего педагогического кол-ва - сделать этот труд радостным, эмоционально насыщенным. Маленькие и большие праздники, связанные с сельскохозяйственными р-тами, - одна из наиболее ценных традиций интерната. Так, уч-еся младших классов, которым приходится много р-тать на прополке, всегда с нетерпением ждут "Праздника первой морковки". Как только морковь подрастает до такого состояния, что ее уже можно прореживать, старшеклассники приносят на поле несколько ведер воды, и происходит торжественная дегустация первой морковки нового урожая. Но самый главный праздник в агрошколе - Праздник урожая, который отмечается в октябре. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады награждаются ценными подарками, присваиваются почетные звания "Лучший тракторист", "Лучший цветовод" и т.д. Завершается праздник большим концертом художественной самодеятельности.

 

Педагоги агрошколы разр-тали оригинальные приемы, позволяющие в процессе труда реализовать естественную потребность детей в игре. Для ознакомления дошкольников и младших школьников с элементами сельскохозяйственных зн-й разр-таны дидактические игры. В дошкольном отделении проводятся тематические игровые занятия, содержание которых непосредственно связано с работой детей в учебном хозяйстве. Например, на занятии "В лесу и на огороде" дети сравнивают известные им дикорастущие и культурные растения, запоминают их названия на русском и коми языках. В игровой форме, с использованием рисунков-комиксов проводится инструктаж по правилам безопасного труда при уходе за животными. Младшие школьники ведут наблюдения за развитием сельскохозяйственных растений с помощью красочных настенных дневников. Разр-таны игровые мероприятия, позволяющие пополнить запас зн-й по сельскому хозяйству, и для более старших воспитанников: игра-соревнование "Клуб знатоковживотноводов", викторина "Агротехнология в русских пословицах и поговорках" и т.д.


 

Ва жнейшим элементом воспитательной системы А.А. Католикова является целенаправленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы - вовлечь учащихся в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подготовить к самостоятельной жизни. Это особенно важно для интернатов, где дети живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.

 

В 1993 году приказом директора была введена разр-танная под руководством преподавателя математики А.Н. Забоевой "Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников", которая стала неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса агрошколы. При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, которые укомплектованы воспитанниками. Была разр-тана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого воспитанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных р-тах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учение без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприятиях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося складывается прежде всего из заработков в летний период, а также от работы на различных объектах в городе, за счет стипендий, назначаемых за хорошее учение, и премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, недобросовестное отношение к учению, нарушение дисциплины.

 

Конечно, здесь также есть элемент игры: большую часть зар-танного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сладости, дополнительную модную одежду и обувь. Но немалую часть зар-танного уч-еся получают в реальных деньгах, которые они тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.

 

С введением экономического стимулирования, по общему мнению педагогов, отношение воспитанников и к учебной, и к трудовой деятельности, стало более ответ­ственным. Дети следят за движением денег на своих счетах и, что вполне естественно, стараются увеличить доходы и избежать вычетов.

 

В 1996 году был проведен аукцион по продаже доходных объектов агрошколы, к которым относятся мини-типография, кафе "Лакомка"; их владельцами стали воспитанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.

 

Отношение к экономическому стимулированию со стороны педагогов неоднозначно. Кое-кого приводит в ужас выплата денег за хорошие отметки. Своим оппонентам А.А. Католиков отвечал так: "Я не склонен колебаться в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им зар-танные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сомневаться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится "дьявольской власти" денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неумелом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство восп-я, они требуют умного применения".

 

Важнейший элемент воспитательной системы агрошколы - единство учебного и воспитательного процессов. Казалось бы, это аксиома педагогики. Но как часто она существует только на бумаге!

 

Преподавателям агрошколы удалось соединить учебный и воспитательный процессы в реальной жизни. Позволило добиться такого единства начало, пожалуй, основного эксперимента, проводимого в интернате с 1988 года, - интегрированного обуч-я, то есть объединения в рамках одного урока материала из различных учебных дисциплин и даже различных предметных областей. Эксперимент по интегрированному обучению начали еще в 1988 году р-тавшая в то время завучем Л.А. Берестень-кова и уч-ль биологии Л.М. Дымова. Они сумели заинтересовать и других учителей. За прошедшие годы в интернате разр-таны и проведены десятки интегрированных уроков.

 

Наиболее интенсивными и удачными оказались "концептуальные" уроки, в основе которых лежат общие принципы, идеи, теории, содержащиеся в разных предметах (например, уроки "Происхождение жизни на Земле", "Происхождение человека"), и исследовательские уроки, где принципом интеграции стало единство различных методов изучения (например, урок "Египетские пирамиды с точки зрении истории, химии, биологии, искусства").

 

Поскольку сельскохозяйственная подготовка занимает очень важное место в учебно-воспитательном процессе агрошколы, в тематические планы всех учителей постоянно входят уроки, где содержание общеобразовательных предметов интегрируется с сельскохозяйственными спецкурсами.

 

Интегрированные уроки стали эффективным средством развития учащихся, но они и повышают нагрузку:

 

учащимся приходится на одном уроке усваивать большой объем материала из различных областей зн-я. Решить эту проблему помогла организ-я совместной работы учителей и воспитателей. В интернате были созданы такие формы учебно-воспитательной работы как "ввод" и "вывод" из урока, когда воспитатели берут на себя часть функций учителя и во время "ввода" они психологически готовят учащихся к восприятию нового материала, формулируют проблему; при "выводе" из урока воспитатели помогают учащимся закрепить изученный материал, продемонстрировать его значимость, связь с жизнью.

 

Еще одна особенность организации учебно-воспитательного процесса в агрошколе - обучение по схеме "урок-самоподготовка" дает учителям возможность взять на себя часть обязанностей воспитателей - помощь в выполнении домашних заданий. Основная заслуга в разработке и внедрении этой системы принадлежит преподавателю русского языка и литературы З.В. Егоровой.

 

Теперь учебный процесс организован так: урок 45 минут, перемена 5 минут, затем 20-минутная самоподготовка под руководством того же учителя, который вел

 

урок. Всего таких уроков, соединенных с самоподготовкой, - по четыре в день. У старшеклассников предусмотрена часовая самоподготовка по одному предмету вечером. За счет такой организации учебного процесса появились дополнительные возможности для эстетической деятельности: теперь по вечерам дети заняты рисованием, музыкой, танцами, то есть свободной художественно-творческой д-тью по выбору.

 

Эстетическое развитие учащихся, погружение их в культуру - важный элемент воспитательной системы. В агрошколе действуют многочисленные кружки, клубы, студии, детские художественные кол-вы, где каждый воспитанник может развивать свои способности. Самые "знаменитые" среди детских творческих кол-вов -духовой оркестр и ансамбль ложечников. Эффективным средством эстетического развития детей стал экспериментальный курс "Путешествие к истокам", в рамках которого уч-еся знакомятся с искусством Древней Руси. Реализуется этот курс совместными усилиями учителей и воспитателей.

 

Совместное участие в эксперименте учителей и воспитателей позволило создать в педагогическом кол-ве отношения творческого содружества, взаимопомощи. Участвуя в эксперименте по интегрированному обучению, воспитатель тесно сотрудничает практически со всеми учителями-предметниками, а это помогает взаимному обмену зн-ями и опытом, повышению эрудиции каждого участника эксперимента.

 

Еще одна особенность воспитательной системы интерната - строго индивидуализированный подход к воспитанникам, основанный на психолого-педагогическом мониторинге. Воспитатели тщательно наблюдают за развитием каждого ребенка, за соответствием основных показателей развития возрастным нормам, за формированием личности, черт характера, регулярно проводят тестирование, консультируются с психологом. В соответствии с психолого-педагогическим "паспортом" строится инди­видуальная программа восп-я каждого ребенка. Распределяя обязанности и роли среди детей, воспитатели делают это с учетом необхсти коррекции личностных качеств ребенка: детей с выраженной неуверен

 

ностью в себе побуждают к активным высказываниям, создают для них ситуацию успеха; детям с малым объемом внимания предлагают упрощенные задания и т.д. Воспитание, основанное на индивидуальном подходе, -рез-т многолетнего труда всего кол-ва воспитателей, который сейчас возглавляет Н.Е. Сидорова. А ини­циатором и руководителем этой работы стала Л.В. Плаксина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Коми пединститута.

 

По настоянию А.А. Католикова в интернате было открыто дошкольное отделение. Этот шаг был вызван насущной необхстью готовить детей к школе, обеспечить каждому ребенку уровень развития и воспитанности, необходимый для успешного обуч-я. Раньше, когда дети поступали в интернат в семи-восьмилетнем возрасте из разных детских домов и оказывались в одном-первом классе, уровень их готовности к школе был настолько различен, что обучать их по единой программе было практически невозможно. Не менее важный аргумент в пользу открытия дошкольного отделения - необхсть сохранить семьи, не разлучать братьев и сестер. Ведь в интернат нередко попадают сразу четыре-пять детей разного возраста из одной семьи.

 

За годы существования дошкольного отделения повысилась успеваемость в начальной школе, а воспитатели дошкольного отделения - самой молодой структуры интерната - р-тают настолько интересно, продуктивно, творчески, что в 1996 году отделение было признано лучшим в РФ среди дошкольных воспитательных учреждений, а его руководителю Н.И. Мироновой было присвоено звание "Заслуженный уч-ль РФ".

 

С дошкольного возраста начинается и борьба за здоровье детей. Формирование нав-в здорового образа жизни, физическое воспитание А.А. Католиков считал не менее важной задачей кол-ва, чем обучение. Невозможно эффективно обучать и воспитывать больного ребенка, а ослабленное здоровье - неизбежный спутник сиротства. Большинство детей попадает в интернаты не только в состоянии социальной и пед. запущенности, но и с целым "букетом" хронических болезней. Таких детей 95%, из них 80% -с поражениями цент

 

ральной нервной системы. В интернате была организована собственная мини-поликлиника с физиотерапевтическим кабинетом, ингаляторием, лечебными ваннами. Учебно-опытное хозяйство тоже помогает оздоравливать детей. Помимо посильного физического труда на свежем воздухе, в экологически чистом районе укреплению здоровья детей, их физическому развитию и закаливанию способствуют и многочисленные спортивные мероприятия, проводимые в летний период: регулярные купания, игры и состязания, лодочные походы, а также русская баня. Зимой дети регулярно посещают сауну, плавательный бассейн, зал тренажеров.

 

Существенный элемент воспитательной системы А.А. Католикова - формирование у детей позитивного отношения к ценностям семейной жизни. В этом он видел залог будущего семейного благополучия своих подопечных. Моделируются отношения между детьми и родителями, инсценируются семейные праздники. Воспитатели учат детей распределять семейный бюджет, ухаживать за малышами, заботиться о стариках, лечить близких; специально моделируются ситуации, в которых надо уметь находить компромисс, считаться с желанием другого человека.

 

В рамках программ семейного восп-я педагоги решают и другую задачу - воспитание у детей чувства уважения к традициям народа коми, среди которого они живут. В программе работы клуба "Коми край" есть и семейные праздники, во время которых ребята учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с народными традициями.

 

Александр Александрович считал, что формированию ценностного отношения к семье, дому должен способствовать образ жизни детей, который максимально приближен к семейному. Каждый класс проживает в отдельном отсеке жилого корпуса — квартире. В квартире жилые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными креслами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. Такая обстановка позволяет детям вести себя свободно и естественно, как и должно быть в семье.

 

Умение непринужденно общаться - важнейшее социальное умение, жизненно необхе каждому человеку. К сожалению, многим воспитанникам свойственны застенчивость, закомплексованность, что нередко маскируется развязностью и грубостью, особенно у подростков. Развитие нав-в свободного общения реализуется в интернате как через систему специально разр-танных воспитательных мероприятий, тренингов, так и косвенно, путем предоставления воспитанникам возможности выйти за рамки ограниченного круга общения в интернате. Интернат всегда славился своим гостеприимством. Давняя традиция - встречи с ветеранами войны и труда, которые проходят в непринужденной обстановке, за чайным столом. Многолетние дружеские отношения связывают воспитанников агрошколы со сверстниками, живущими в интернате города Тужа Кировской области. Многие воспитанники интерната побывали и в зарубежных поездках - в Болгарии, Дании, Франции, Финляндии. Встречи с людьми другой культуры, знакомство со стилем общения, принятым в других странах, позволили ребятам критичнее посмотреть на свое поведение.

 

Такие поездки, как и все значительные события в жизни агрошколы, освещаются в школьной газете "Радуга", которую раз в месяц выпускают воспитанники совместно с учителями и воспитателями. Участие в выпуске газеты - прекрасное средство развития коммуникативных ум-й; ведь ребятам приходится выполнять функции репортеров, брать интервью не только у ровесников, но и у взрослых.

 

Александр Александрович Католиков больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы восп-я, когда взрослые и дети просто живут одной жизнью, общими заботами, и старался создавать и поддерживать традиции, которые способствуют такому образу жизни. Одно из любимых его "мероприятий" - пельмени, которые готовят все взрослые и дети во время зимних выездов в Межадор. За столы в такие моменты одновременно садились человек сто, но р-та спорилась за счет четкого распределения обязанностей. На всю жизнь запомнились многим выпускникам эти семейные пельмени. А в

 

воскресные дни воспитанники интерната - частые гости в семьях учителей и воспитателей.

 

Воспитательная система агрошколы-интерната - это авторская система, система А.А. Католикова. Именно директор был генератором всех новых воспитательных идей. Ушел из жизни создатель этой системы, но кол-в по-прежнему р-тает с полной отдачей. Возглавляет его Л.С. Долмацын, который разделяет идеи А.А. Католикова и считает себя его уч-ком. Значит, можно надеяться, что уникальное педагогическое явление, которое называют воспитательной системой А.А. Католикова, будет развиваться и дальше.

 

 







Date: 2015-10-21; view: 1786; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию