Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пед. менеджмент как система научного управления школой





Школа, как и любое учреждение образования, представляет собой социально-педагогическую систему. Как всякая социальная система, школа для нормального функционирования и достижения рез-тов нуждается в управлении. Управленческие функции в школе выполняют:

1) администрация (директор и его заместители);

2) кол-вные органы управления (совет школы, пед. совет, методический совет, методические объединения учителей);

3) ученическое самоуправление.

Система научно-обоснованных стратегий, принципов, методов, средств, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение рез-тив-ности его функционирования, получила название«пед. менедж-мент» (от англ. manager — «управленец»).

Концепция педагогического менеджмента с успехом используется в практике работы школ. Важнейшее положение научного менеджмента — о циклическом характере процесса управления (Анри Файоль, 1916). Под управленческим циклом понимают замкнутую последовательность основных управленческих действий: мотивация; планирование; организ-я; координация; контроль.

Рассмотрим, как эти фазы управленческого цикла реализуется в управлении школой.

Мотивация. Руководство школой должно обеспечить создание мотивационной среды, то есть совокупности условий, стимулирующих труд педагогов и образовательную д-ть учащихся. Назовем основные условия:

1) определены основные потребности педагогов, выступающие как актуальные мотивы их трудовой деятельности;

2) выделены, доведены до сведения трудового кол-ва, одобрены им и четко зафиксированы в соответствующем нормативном документе рез-ты труда, за которые работники будут поощряться, измеримые критерии их оценки и меры стимулирования труда (кто, за что и какую получает надбавку и премию);

3) обеспечена уверенность каждого работника в объективности оценки достигнутого им рез-та;

4) четко разделены обязанности, никто не делает чужую работу;

5) созданы механизмы демократического принятия управленческих решений;

6) господствует демократический стиль общения между коллегами;

7) имеются возможности для творческого самовыражения всех работников (инновационные группы, творческая самод-ть);

8) организован интересный, разнообразный совместный досуг работников;

9) работники максимально разгружены от выполнения бюрократических обязанностей, бумаготворчества;

10) имеется четкая концепция воспитательной системы школы;

11) в школе положительный морально-психологический климат, нет клик и враждующих группировок;

12) строго соблюдаются требования пед. этики.

Планирование. Это определение всех видов деятельности, последовательности и сроков их выполнения, а также исполнителей (то есть что, как, когда и кем должно быть выполнено).

Основная планирующая документация школы:

1) рабочий учебный план (составляется на основе типового учебного плана с учетом школьного компонента);

2) годовой план работы школы (включает разделы «Идеологическая и воспитательная р-та», «Учебно-методическая р-та», «Экспериментальная и инновационная д-ть», «Повышение квалификации педагогов», «Внутришкольный контроль» и др.);

3) планирование по отдельным направлениям работы школы (составляется заместителями директора, каждым по своей части, на основе годового плана, например, «Программа здоровьесбережения и восп-я здорового образа жизни учащихся», «Программа правового восп-я», «План работы методического кабинета» и т. д.);

4) перспективный план (программа развития школы) сроком на 5 лет;

5) расписание учебных занятий;

6) график проведения контрольных работ;

7) планы работы методических объединений учителей и учебных кабинетов;

8) планирование по учебным предметам;

9) планы работы классных руководителей;

10) планы работы кружков, секций, клубных объединений.

Организ-я. Эта часть управленческой деятельности обеспечивает расстановку сил, то есть объединение работников и имеющихся средств для достижения поставленных задач. При этом решаются следующие организационные задачи:

1) распределение труда — горизонтальная (педагоги р-тают с разными классами) и вертикальная (по уровням иерархии);

2) специализация труда — предметная (узкая и широкая);

3) группировка работ и создание структурных подразделений;

4) установление диапазона контроля и делегирование полномочий.

Координация. Это разнообразная поддержка работников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей (информационная, методическая, материальная, моральная), согласование работы отдельных педагогов и групп («диспетчерская» функция управленца) и т. д.

Контроль. Это процесс сопоставления фактически достигнутых рез-тов с запланированными для принятия определенных управленческих решений. Различают следующие виды внутришкольного контроля:

a) административный (проверочные мероприятия, осуществляемые директором и его заместителями);

б) общественный (его осуществляют профсоюзные комиссии);

в) взаимоконтроль (его осуществляют равные по должности; пример — взаимопосещение уроков учителями);

г) самоконтроль (прежде всего, разнообразные отчеты).

Основной отчетный документ о работе школы — годовой отчет (составляется администрацией в конце учебного года).

Кроме указанных классических функций управления, руководитель школы выполняет и другие функции: принятие решений, разрешение конфликтов, мониторинг качества образования и т. д.

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития. Другими словами, мониторинг — это системная процедура контроля за качеством образования.

Методы управления в педагогическом менеджменте:

1) экономические — материальное стимулирование работников;

2) административные — регламентация деятельности работников, ее нормирование;

3) методы психолого-педагогического влияния — направлены на установление благоприятного морально-психологического климата, стимулирование творчества и инициативы;

4) методы общественного влияния направлены на развитие демократии в кол-ве, внедрение здоровой конкуренции, повышение имиджа школы.

В наше время возрастает роль методов психолого-педагогического влияния и методов общественного влияния. В учреждениях образования имеет место проблема изменения административно-командного менталитета руководителей на менеджерский.

 

Date: 2015-10-21; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию