Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пед. менеджмент как система научного управления школой
Школа, как и любое учреждение образования, представляет собой социально-педагогическую систему. Как всякая социальная система, школа для нормального функционирования и достижения рез-тов нуждается в управлении. Управленческие функции в школе выполняют: 1) администрация (директор и его заместители); 2) кол-вные органы управления (совет школы, пед. совет, методический совет, методические объединения учителей); 3) ученическое самоуправление. Система научно-обоснованных стратегий, принципов, методов, средств, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение рез-тив-ности его функционирования, получила название«пед. менедж-мент» (от англ. manager — «управленец»). Концепция педагогического менеджмента с успехом используется в практике работы школ. Важнейшее положение научного менеджмента — о циклическом характере процесса управления (Анри Файоль, 1916). Под управленческим циклом понимают замкнутую последовательность основных управленческих действий: мотивация; планирование; организ-я; координация; контроль. Рассмотрим, как эти фазы управленческого цикла реализуется в управлении школой. Мотивация. Руководство школой должно обеспечить создание мотивационной среды, то есть совокупности условий, стимулирующих труд педагогов и образовательную д-ть учащихся. Назовем основные условия: 1) определены основные потребности педагогов, выступающие как актуальные мотивы их трудовой деятельности; 2) выделены, доведены до сведения трудового кол-ва, одобрены им и четко зафиксированы в соответствующем нормативном документе рез-ты труда, за которые работники будут поощряться, измеримые критерии их оценки и меры стимулирования труда (кто, за что и какую получает надбавку и премию); 3) обеспечена уверенность каждого работника в объективности оценки достигнутого им рез-та; 4) четко разделены обязанности, никто не делает чужую работу; 5) созданы механизмы демократического принятия управленческих решений; 6) господствует демократический стиль общения между коллегами; 7) имеются возможности для творческого самовыражения всех работников (инновационные группы, творческая самод-ть); 8) организован интересный, разнообразный совместный досуг работников; 9) работники максимально разгружены от выполнения бюрократических обязанностей, бумаготворчества; 10) имеется четкая концепция воспитательной системы школы; 11) в школе положительный морально-психологический климат, нет клик и враждующих группировок; 12) строго соблюдаются требования пед. этики. Планирование. Это определение всех видов деятельности, последовательности и сроков их выполнения, а также исполнителей (то есть что, как, когда и кем должно быть выполнено). Основная планирующая документация школы: 1) рабочий учебный план (составляется на основе типового учебного плана с учетом школьного компонента); 2) годовой план работы школы (включает разделы «Идеологическая и воспитательная р-та», «Учебно-методическая р-та», «Экспериментальная и инновационная д-ть», «Повышение квалификации педагогов», «Внутришкольный контроль» и др.); 3) планирование по отдельным направлениям работы школы (составляется заместителями директора, каждым по своей части, на основе годового плана, например, «Программа здоровьесбережения и восп-я здорового образа жизни учащихся», «Программа правового восп-я», «План работы методического кабинета» и т. д.); 4) перспективный план (программа развития школы) сроком на 5 лет; 5) расписание учебных занятий; 6) график проведения контрольных работ; 7) планы работы методических объединений учителей и учебных кабинетов; 8) планирование по учебным предметам; 9) планы работы классных руководителей; 10) планы работы кружков, секций, клубных объединений. Организ-я. Эта часть управленческой деятельности обеспечивает расстановку сил, то есть объединение работников и имеющихся средств для достижения поставленных задач. При этом решаются следующие организационные задачи: 1) распределение труда — горизонтальная (педагоги р-тают с разными классами) и вертикальная (по уровням иерархии); 2) специализация труда — предметная (узкая и широкая); 3) группировка работ и создание структурных подразделений; 4) установление диапазона контроля и делегирование полномочий. Координация. Это разнообразная поддержка работников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей (информационная, методическая, материальная, моральная), согласование работы отдельных педагогов и групп («диспетчерская» функция управленца) и т. д. Контроль. Это процесс сопоставления фактически достигнутых рез-тов с запланированными для принятия определенных управленческих решений. Различают следующие виды внутришкольного контроля: a) административный (проверочные мероприятия, осуществляемые директором и его заместителями); б) общественный (его осуществляют профсоюзные комиссии); в) взаимоконтроль (его осуществляют равные по должности; пример — взаимопосещение уроков учителями); г) самоконтроль (прежде всего, разнообразные отчеты). Основной отчетный документ о работе школы — годовой отчет (составляется администрацией в конце учебного года). Кроме указанных классических функций управления, руководитель школы выполняет и другие функции: принятие решений, разрешение конфликтов, мониторинг качества образования и т. д. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития. Другими словами, мониторинг — это системная процедура контроля за качеством образования. Методы управления в педагогическом менеджменте: 1) экономические — материальное стимулирование работников; 2) административные — регламентация деятельности работников, ее нормирование; 3) методы психолого-педагогического влияния — направлены на установление благоприятного морально-психологического климата, стимулирование творчества и инициативы; 4) методы общественного влияния направлены на развитие демократии в кол-ве, внедрение здоровой конкуренции, повышение имиджа школы. В наше время возрастает роль методов психолого-педагогического влияния и методов общественного влияния. В учреждениях образования имеет место проблема изменения административно-командного менталитета руководителей на менеджерский.
Date: 2015-10-21; view: 325; Нарушение авторских прав |