Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология полного усвоения зн-й





Данную технологию разр-тали американские психологи Дж. Кэрролл и Б. Блум в 1960-е годы. Ими были выделены три группы целей обуч-я: познавательные, аффективные и психомоторные. В основу рабочей гипотезы легло предположение о том, что все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при оптимально подобранных для каждого ребенка условиях. Уч-ль должен определить, в именно состоит полное усвоение зн-й, и какие рез-ты должны быть достигнуты всеми. Другими словами, уч-ль составляет эталон полного усвоения зн-й в унифицированном виде с помощью иерархии педагогических целей.

Цели обуч-я формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять уч-к, чтобы достигнуть заданного эталона. Рассмотрим категории целей познавательной деятельности:

знание: уч-к воспроизводит конкретные факты, термины, теории, понятия, принципы, процедуры;

понимание: уч-к объясняет связи между явлениями, преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (например, из текстовой в рисуночную и наоборот);

 

применение: уч-к использует полученные зн-я по образцу в сходной или измененной ситуации;

анализ: уч-к выделяет существенные признаки, рассуждает логически;

синтез: уч-к пишет творческое сочинение, предлагает план экспери-мента, решает проблемные задачи с опорой на зн-я из разных областей;

оценка: уч-к оценивает значение учебного материала для достижения конкретной цели.

Сходным образ. формулируются педагогические цели для чувственной и психомоторной сфер.

Составленная таким образ. таксономия целей широко используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения рез-тов обуч-я.

Исходя из установки, что все уч-еся способны полностью усвоить необходимый учебный материал, уч-ль должен:

1) провести детальный анализ материала учебной темы и составить перечень предполагаемых рез-тов обуч-я (эталон);

2) организовать самостоятельную работу учащихся по изучению данной темы при консультативной поддержке учителя;

3) составить текущие проверочные работы по теме таким образ., чтобы достижение обозначенных в эталоне целей обуч-я оценить по принципу «зачет — незачет»;

4) анализировать рез-ты проверок для того, чтобы каждый уч-к мог обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

5) проводить необходимую коррекционную работу и добиваться полного достижения эталона каждым учащимся.

Итоговая отметка может иметь два значения: полное усвоение зн-й или его отсутствие. Число отличных отметок не ограничивается; консультативная помощь учителя, а также взаимопомощь учащихся не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все уч-ки класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки.

Обучение на основе полного усвоения зн-й получило широкую международную известность. На родине, в США, оно охватило ряд школьных округов. Эксперименты по этой системе ведутся в школах Австралии, Бразилии и других стран.

19.Технология модульного обуч-я. Мод.обуч родилочь из программир-го,но в модульнольно больше дозы матер-ла.Модульная программа-этокак-бы раздел, где есть подразделы) К программированному обучению очень близко модульно обучение, зародившееся в конце 1960-х годов в США и Англии и быстро распространившееся в англоязычных странах. Распространение модульного обуч-я в странах бывшего СССР началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Популярность модульного обуч-я объясняется тем, что оно как бы объединяет важнейшие характеристики и особенности многих прогрессивных технологий обуч-я. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в пед. теории и практике», — утверждает российский педагог Т.И. Шамова.

Модульное обучение — такая организ-я процесса обучения, при которой учебный предмет разбивается на ряд относительно самостоятельных модулей, по каждому из которых предусматривается обязательный контроль рез-тов деятельности обучаемых, и уч-ся осваивает модуль за модулем.

Учебный (или обучающий) модуль (от лат. modulus, «мера») — это относительно автономная часть учебного процесса, обладающая содержательной целостностью, имеющая цели обуч-я, адекватные данному содержанию, и методическое обеспечение, включающее соответствующие организационные формы обуч-я и систему контроля и самоконтроля.

В качестве методологических основ модульного обуч-я выступают:

1. Теория системного квантования относится к области нейропсихо-логии. Ее сущность состоит в том, что, с позиции теории «функциональных систем», познавательная д-ть человека может быть разделена на системные кванты («порции»). Принцип системного квантования, по данным исследований В. Маунткастла, Г. Эделмана, провозглашает модульную ор-ганизацию коры головного мозга человека. Принцип системного квантования — методологическое основание теории «сжатия» учебной информации.


2. Важный элемент модульного подхода — подача учебного материала крупными блоками — базируется на концепции укрупнения дидактических единиц российского пед-га П.М. Эрдниева 1. Суть идей П.М. Эрдниева состоит в том, что зн-я усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются уч-ку сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Подача материала большими блоками также характерна для опыта украинских педагогов-новаторов В.Ф. Шаталова, Н.П. Гузика.

3. Технология полного усвоения зн-й (Дж. Кэррол, Б. Блум, США), о которой шал речь в предыдущей лекции.

Каждый модуль состоит из блоков:

1) целевой блок (диагностически сформулированные учебные цели);

2) информационный блок (банк информации, то есть сам учебный материал);

3) прикладной блок (практические задачи для решения на основе полученных зн-й);

4) методический блок (методическое руководство или инструкция для учащихся по изучению материала модуля, т. н. модульная программа);

5) контрольно-коррекционный блок (контрольные материалы для «выходного» контроля по теме модуля).

В пределах одного модуля выделяются отдельные учебные элементы (УЭ). Учебный элемент — это содержание фрагмента занятия. Все учебные элементы модуля уч-еся «проходят» под руководством учителя.

После того, как уч-ся прор-тает один учебный элемент, уч-ль, осуществив экспресс-контроль, предлагает перейти к следующему. Если при выполнении очередного учебного элемента возникают трудности, нужно вернуться к предыдущему. С теми учащимися, которые не укладывается в общий ритм и опаздывают с усвоением УЭ, ведется дополнительная р-та.

Закончив работу по освоению всего модуля, уч-еся обязаны пройти контроль зн-й (чаще всего в виде теста). Только успешно выполнив контрольное задание, уч-ся допускается к изучению очередного модуля. Программа предмета считается выполненной, если уч-ся «сдал» все входящие в нее модули.

Последовательность изучения модулей предмета и учебных элементов в каждом модуле отражает модульная программа. Это специальная таблица, в которой указываются: номер учебного элемента модуля; вопросы учебного материала, которые нужно изучить; краткие указания для учащихся по самостоятельному овладению данными вопросами. В общем виде модульная программа отображена в таблице.

Модуль № …

Тема модуля: …………………………………………….

Несколько таких таблиц составляют модульную программу темы (раздела) предмета. Распечатки модульных программ предоставляются учащимся. Печатное руководство служит важнейшим средством обуч-я, давая учащемуся возможность самостоятельно, шаг за шагом овладевать содержанием предмета.

Основными характеристиками технологии модульного обуч-я являются:

а) диагностичная постановка целей каждого учебного модуля и их осознание каждым учащимся;

б) высокий удельный вес самостоятельной работы учащегося среди других видов деятельности, а также консультативной деятельности учителя;


в) контрольные мероприятия на «выходе» из каждого модуля.

Технология модульного обуч-я достаточно легко интегрируется с другими педагогическими технологиями, прежде всего с дифференцированным и проблемным обучением, а также с рейтинговым контролем.

Так, уч-ль-новатор из Одесской области Гузик Николай Петрович еще в 1970-е годы разр-тал т. н. комбинированную систему обуч-я, представляющую собой «гибрид» модульного подхода и внутренней дифференциации по уровням обуч-я. Российский педагог М.А. Чошанов разр-тал технологию проблемно-модульного обуч-я.

Модульное обучение выступает мощным средством активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования их непрерывной учебной работы, развития их организационной самостоятельности.

 

 

18.Технологии обуч-я на основе схемных и знаковых моделей обуч-я (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др.). Это новаторы↑уровня. Они изобрели опорные конспекты -это и есть знаковые модели и схемные(как закодирован матер-л). Понятие «опорного конспекта»

Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора Шаталова. Здесь опорный конспект по физике понимается расширительно в той мере, в какой он может заменить минимальный конспект для учащихся.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).

Требования к составлению опорного конспекта

Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.

Таким образ., опорный конспект - система опорных сигналов в идее краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Самое главное - это конспект, то есть учебник, а не справочник. В нём вводятся и разъясняются все базисные понятия и методы. Даются иллюстрирующие примеры, контрольные вопросы для самопроверки, решаются типовые задачи. Материал располагается в той же последовательности, что и на лекциях, но без доказательств. Даются только определения, формулировки и пояснения теорем, их геометрическая и физическая интерпретация, чертежи, выводы, правила. Второстепенные вопросы опущены.

Опорный конспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с курсом физики, а далее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где все изложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и для закрепления изученного материала, для восстановления в памяти нужных понятий при изучении последующих разделов курса и других дисциплин, опирающихся на физику.


 

«В начале 70-х гг. XX в. народный уч-ль СССР Виктор Федорович Шаталов разр-тал оригинальную новаторскую систему обуч-я и восп-я школьников. Она стала популярной во многих странах мира. Например, в Китае ее с успехом применяют не только в школе, но и в профессиональных и военных училищах. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой. На педагогическую тему Шаталовым написано более 20 книг, многие из них переведены на разные языки мира.

 

В.Ф. Шаталов разр-тал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л.В. Занкова.

Обучение на высоком уровне сложности.

Бесконфликтность.

Быстрое движение вперед.

Открытые перспективы.

Сверхмногократное повторение.

Ведущая роль теоретических зн-й.

Гласность.







Date: 2015-10-21; view: 419; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию