![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Неспецифические методы коррекции поведения
Их можно разделить на три группы:
Первая группа — методы изменения деятельности детей: введе ние новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности. Важным методом является введение новых, дополнительных ви дов деятельности. Прежде всего это те виды деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно (например, творческая деятельность в различных жанрах искусства). Как отмечал С. Т. Шацкий искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изме нить его поведение»*. Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило на звание «арттерапия». Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, лите ратурном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок по лучает практически неограниченные возможности для самовыра жения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к резуль татам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности". Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества — особенности поведения ребенка в твор ческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие за дачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональ ных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. На конец, в художественно-творческой деятельности, как ни в ка кой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморе- * См.: Шацкий СТ. Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. ** См.: Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.
гуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внима ние взрослых. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музы ка, литература, живопись, театр. Музыка, музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музы кальные импровизации, слушание музыки, ритмические движе ния под музыку) — эффективное средство развития личности ребенка, его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить затор моженных, урегулировать их поведение. Музыку можно использовать как основной, ведущий коррек-ционный фактор, а также дополнять музыкальным сопровожде нием некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления их воздействия. Это достигается за счет побуждаю щего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка. Подбор музыкальных произведений и для слушания, и для ис полнения осуществляется на основе двух основных параметров кон кретного произведения — темпа и лада. Оттенки печали передаются медленной минорной музыкой, а гнев, волнение, тревога — быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия, а радость, веселье, торжество — быстрая мажорная мелодия. Целесообразно использовать в музыкотерапии и запись звуков природы. Литература, библиотерапия имеют свои возможности для ста новления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков в поведении. Литературные про изведения (сказки, былины, рассказы, басни) воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность. Выбирая литературные произведения для библиотерапии (из школьной программы по чтению или из другой детской литературы), необходимо учитывать следующее: доступность языка изло жения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией ре бенка. Небольшие по объему произведения читаются на уроке или на специальном групповом коррекционном занятии. Затем дети выс казывают свое отношение к персонажам, событиям, проблемам. В процессе чтения, слушания литературного произведения, со переживая литературным персонажам, дети учатся понимать не
только чувства, поведение, поступки героев художественных про изведений, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения, имеют возможность не толь ко проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других людей. Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение. Рисование, рисуночная терапия, участие ребенка в изобразитель ной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим пове дением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования. Поэтому интересны не столько рисунок, его содер жание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования или трансформация; последовательность выполнения отдельных частей ри сунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые выска зывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования, особенности взаимодействия с другими- соавторами рисунка*. Гиперактивным детям ставятся следующие задачи: продолжать рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредото читься на определенной детали рисунка и дорисовать ее до кон ца; мысленно проследить и проговорить (перечислить) нарисо ванное; сосредоточить внимание на протяженных объектах (железнодорожные рельсы, дороги и т. п.); начатое обязательно за кончить. С такими детьми полезно рисовать «витражи». Взрослый изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью «витражные перегородки»; ребенок должен «вставить цветные стеклышки», закрашивая замкнутые контуром области изображения. Раскрашивая «витраж», ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при этом за «перегородки». Такая работа собирает, концентрирует внимание ребенка, учит его ак куратности. В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу преоб ладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессив ных сюжетов переводится в «мирное русло». Например, ребенку предлагают: «Мы нарисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской». Закрашенный определенной краской лист вызовет у ребенка уже другие ассоциации (созида тельные, спокойные, умиротворенные), что, возможно, позво лит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяго- * См.: Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М., 1999.
теет к таким сюжетам, как аварии, преступники, можно посте пенно перейти от темы аварии к рисованию просто разных марок машин. Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккурат ным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание кра сок, на использование больших поверхностей. Им ставятся задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), развивать сюжет, ис пользовать больше новых тем, фантазировать (с опорой на собы тия, произошедшие в реальной жизни). Эффективна такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, гиперактивные дети все вместе создают общий рисунок. Развива ется общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ребенка она своя. Одновременно рисуя и комментируя, дети взаимодействуют друг с другом: «У меня домик, в нем гномики жи вут». — «А у меня тоже домик. С трубой». — «А у меня красный гномик собирает грибы, а желтый учит буквы». Такая форма твор ческой деятельности особенно показана детям с нарушением об щения, живущим как бы в своем отдельном мире, испытываю щим всевозможные страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющим самостоятельно ус танавливать контакт и делать что-либо совместно. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания может вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, в его поведении. Помимо собственно рисования в коррекционных целях целе сообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, плас тилином, мелом. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных спо собов действия с ним. Поэтому, подбирая изобразительный мате риал к каждому занятию, можно управлять активностью детей. Например, с гиперактивными детьми не рекомендуется исполь зовать краски, пластилин, глину, т. е. материалы, которые стиму лируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание). Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, каран даши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структурированную деятельность. Напротив, детям эмоционально зажатым, пассивным более полезны материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений, включающих все тело, а не только кисть и пальцы. Таким детям следует предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.
К первой группе — методам изменения деятельности — отно сится также метод изменения содержания деятельности, в частно сти литературной. В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. В младшем школьном возрасте наряду с тем, что закономерно увеличивается доля самостоятельного чтения, целесообразно вводить и поощрять раз личные формы детского литературного творчества. Так, в работе со сказкой это может быть: индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мо тивам сказки, иллюстрации к сказке; разыгрывание (инсцени рование) сказки, в том числе и с помощью кукол (куклотера- пия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как совершенствуется взаимодействие ребенка с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые дети становятся бо лее внимательными, сдержанными, уравновешенными, а мало общительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональны ми. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства. Привлекательность сказки для коррекции недостатков личнос тного развития и поведения детей заключается в следующем: в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимо помощь, борьба добра со злом; главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок дос таточно легко идентифицирует себя с ним, становится участни ком сказочных событий; в сказке, как правило, представлено множество моделей пове дения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возмож ность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь*. Наконец, к первой группе относится и метод изменения смысла деятельности. Например, возможно привнесение нового смысла в игровую деятельность младших школьников: не только получение удовольствия от игры, но и приобретение новых знаний, умений, развитие ценных личностных качеств, преодоление недостатков. Реализация этих смыслов возможна благодаря неисчерпаемому потенциалу игры. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоцио нально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих Известно, что чем больше у ребенка арсенал возможных эмоциональных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован в окружающем мире.
отношений, правила поведения, окружающую действительность. Поступки, совершаемые в игре, обусловлены как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. В игре реализуется способность ребенка «быть и собой, и другим». Целесообразно использовать игру и как форму организации детской жизни. Игра — присущий детскому возрасту вид активности — логично проецируется на достижение определенных пе дагогических целей, в том числе связанных с коррекцией поведе ния детей. Известно, что некоторые дети не всегда сразу и с удо вольствием откликаются на просьбу навести порядок в классе, в игровой комнате и нередко сопровождают свой отказ капризами, протестом, агрессивными действиями. Но стоит эту просьбу перевести в игру, например «Бюро находок», как дети тут же присту пают к делу. Теперь они не просто наводят порядок, раскладывают предметы по местам, расставляют ровно столы и стулья, убирают в шкаф пособия, но еще обнаруживают «потерянные» вещи (тут и ластик, и солдатик, и машинка, и заколка для волос, и даже мыльница — в расписании дня было посещение бассейна) и сдают их в «Бюро находок». Когда работа закончена и в классе чисто, «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фан ты и возвращаются владельцам. При выполнении роли в игре образец поведения, содержащийся в ней, является одновременно эталоном, с которым ребенок сравнивает свои поступки, контролирует себя. Нормы человеческих отношений, усвоенные в игре, становятся одним из источников развития поведения ребенка. Таким образом, в игре: ребенок исследует систему социальных отношений, норм, правил поведения, которые в игровых условиях представлены в близ кой детям наглядно-действенной форме; приобретается опыт партнерских отношений сотрудничества и кооперации со сверстниками, благодаря чему возрастает соци альная компетентность детей; усваиваются разнообразные более адекватные способы поведе ния в проблемных ситуациях; усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, в классе, на прогулке. Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игно рирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка. Важным методом второй группы является личный пример взрос лого и сверстника.
Взрослый, его слова, чувства, поступки — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Помня, что «слово — лишь карлик, а пример — великан», взрослые должны реализовывать же лательное, социально одобряемое поведение в общении как с детьми, так и друг с другом. Для младшего школьника примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда це лесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а об ратить его внимание на одноклассника, который ведет себя хоро шо или справился с некоторыми своими недостатками. Игнорирование поведения ребенка — часто лучший способ пре кратить, пресечь нежелательное поведение, например капризы. В ответ на демонстративное непослушание ребенка взрослый дол жен решить: «Что будет, если проигнорирую его поведение?» Че рез несколько попыток ребенок поймет, что с помощью каприза цель не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу. Прием «разрешение на поведение» противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксаль но: вместо того чтобы проигнорировать или пресечь нежелатель ное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, поддерживает его, например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс. Эффект этого приема заключается в том, что нежелательное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность и ребенок отказывается от него. Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Например, несмотря на постоянное неже лательное поведение, на ребенка возлагается ответственное по ручение: разовое — помочь учителю приготовить пособия к уроку или постоянное — проводить физкультминутки на уроках. Повышение статуса закономерно вынуждает школьника изме нить свое поведение (в соответствии с ролью и требованиями ситуации). Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказы ваются от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспешных действий, поощряют инициативу и желание соблюдать правила поведения, сопереживают неудачам, в ясной и понятной другим детям форме выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать. Третья группа методов коррекции поведения — изменение компо нентов образовательно-воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя. Грамотно продуманный режим дня — это одновременно и сред ство и необходимое условие становления произвольного поведе ния, коррекции его недостатков. Жизнь в заданном режиме ока зывает положительное воздействие на психоэмоциональное со-
стояние ребенка. Однако однообразие будней, отсутствие неожи данностей, жесткая регламентация деятельности — все это явля ется стрессовыми факторами, которые дезорганизуют поведение детей, препятствуют развитию естественных способов взаимодействия. Режим дня должен быть гибким, многовариантным, учиты вающим неожиданные события, возможные нестандартные ситуации. В режиме дня необходимо грамотно определить время для кор- рекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по коррекции недостатков поведения детей встраивается в общую архитектонику учебно-воспитательного процесса, заполняя вре менные ниши в школьной жизнедеятельности детей: свободные минуты до уроков, после уроков, физкультминутки, динамические паузы, минуты тишины, время перемен, прогулок, время до дневного сна. Эта работа органично включается и в урок — основ ную форму жизнедеятельности младших школьников. Коррекци- онные задания (по библиотерапии, сказкотерапии), а также кор- рекционные игры могут быть основаны на материале учебных пред метов. «Мишень» коррекционного воздействия на уроке, как и во внеклассной работе, — поведение ребенка в процессе учебной деятельности (на всех этапах); характер взаимодействия с учите лем, другими детьми; отношение ребенка к учебным заданиям и организационно-процедурным моментам урока. Возможна, например, такая модель дня младших школьни ков. Атмосфера школьного утра определяет эмоциональный тон все го дня. В первые минуты пребывания детей в школе уместны игры тонизирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на лю бимую программу», т. е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телевизионного экрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, так как выбран ный ребенком цвет указывает на его актуальное эмоциональное состояние. Первый урок (математика). Во время физкультминутки проводится игра «Наш класс». Учитель называет определенный цвет, например зеленый, и предлагает детям найти в классе все пред меты заданного цвета. Выигрывает тот, кто назвал последний пред мет данного цвета. Второй урок (чтение). Используя метод библиотерапии, детям предлагают придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н. Г. Га рина-Михайловского. При выполнении этого задания в центре внимания учителя — дети с демонстративным поведением, упрямые
и капризные. Важно выявить отношение школьников к главной героине — капризуле Нике, эмоциональную оценку поведения девочки, предложенные детьми варианты ачьтернативного поведения. Во время динамического часа (между вторым и третьим урока ми) или прогулки приоритет следует отдать подвижным играм. Они не только удовлетворяют потребность детей в активном по ведении, но и придают их поведению через правила игры организованную целесообразность. Особенно детям нравятся игры с эле ментами соревновательности. Третий урок (письмо). После выполнения сложного учебного задания, требующего длительного напряжения, — минута отдыха — музыкальная пауза. Дети участвуют в образно-ритмической импровизации, выстукивая карандашом контрастное звучание: капель — дождь — шаг человека — ход конницы — движение поезда и др. Четвертый урок (рисование). Используя другой метод арттера- пии — рисование, детям предлагают сделать иллюстрации к рас сказу «Попугай». Следует обратить внимание на рисунки агрессивных детей: каков сюжет рисунка и в какой цветовой гамме он решен. Дневной сон — сон под спокойную музыку. На переменах целесообразно проведение игр, главное назна чение которых — приостановить развивающееся в процессе заня тий торможение коры головного мозга, снять утомление, дать адекватную разрядку эмоциональному и умственному напряже нию. Для перемен хороши ролевые игры с приговорами. Приговор помогает психологически настроиться на игру, задает без назида ния правила игры. Например, игра «Курочка и цыплята». Играющие по считалке выбирают «курочку» и «ворона». Остальные дети — «цыплята». «Во рон» отходит в сторону, а «цыплята» выстраиваются позади «ку рочки» друг за другом. «Ворон» спрашивает:
Затем «ворон» бросается то в одну, то в другую сторону, пыта ясь схватить «цыпленка». А «цыплята» стараются увильнуть от «ворона». Возбужденность детей после игровых перемен можно снять с помощью молчанок. В тексте молчанки определена мера наказания для проигравшего:
Чок, чок, зубы на крючок. Кто заговорит, тому щелчок*. Вторая половина дня — работа по коррекционным програм мам индивидуально и в группе на специально организованных занятиях. Это может быть игра-драматизация по рассказу «Попугай» или работа с изобразительным материалом — совместная аппликация. Рассмотренная модель одного школьного дня с очевидностью демонстрирует, что работа по коррекции недостатков поведения детей, не нарушая логики учебных занятий, естественно вписывается в учебно-воспитательный процесс, в режим дня младших школьников группы риска. Ключевой компонент коррекционно-развивающей воспита тельной системы — учитель. Пересмотреть режим дня, изменить среду, в которой растет и развивается ребенок, конечно, важно. Однако этого недостаточно. Измениться прежде всего должен учитель — человек, который нередко проводит с детьми больше вре мени, чем родители. Учителю необходимо увидеть и исправить в себе то, что препятствует установлению эффективного контакта с ребенком, лишает терпения и веры в его возможности. Каждый учитель и особенно тот, кто работает с детьми риска, должен обладать целостным психолого-педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особен ности личностного развития детей; знать и использовать совре менные методы диагностики, профилактики и коррекции недо статков поведения; уметь создавать коррекционно-развивающую образовательно-воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка,реализовать его творческий потенциал
33. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Date: 2015-10-21; view: 1222; Нарушение авторских прав |