Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационно-пед. д-ть в школе
Термин «новация» в переводе с латыни означает новшество, новизну. Термин «инновация» означает нововведение. Пед. инновация — это целенаправленное нововведение, изменение в сфере образования, вносящее в педагогическую систему любого уровня новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы в качественно новое состояние. Нововведение неверно отождествлять с внедрением. Нововведение — это не просто реализация кем-то и где-то созданного новшества, но и создание, разработка этого новшества до его реализации или непосредственно в процессе реализации. Допустим, педсовет принял решение об использовании в образователь-ном процессе технологии модульного обуч-я. Данная технология описана во многих пособиях и статьях. Тем не менее, учителям придется изначально разрабатывать модульные программы различных предметов, составлять УМК модульного типа, тесты для «входного» и «выходного» контроля, адаптировать технологию к условиям работы с разными возрастными категориями школьников, и многое другое. Таким образ., инновация — это непременно творчество: мы не переносим механически имеющиеся разработки в образовательный процесс, а переосмысливаем их, адаптируем к реальным условиям конкретного учебного предмета, школы, класса. С другой стороны, нововведение следует отличать от локального изобретательства, опытничества. Инновация основывается на определенной философской, научной концепции и приводит к существенным, интегральным изменениям в пед. системе. Например, уч-ль изменил положение классной доски (перевесил на боковую стену). Или в ходе комбинированного урока вначале объяснил новый материал, а потом проверил домашнее задание. Такие перемены не дадут существенных рез-тов: от перестановки слагаемых сумма не меняется. А вот применение в учебном процессе интерактивной доски или разработка и проведение системы нетрадиционных уроков (урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, круглый стол, урок-игра и др.) — это уже нововведение. Само собой разумеется, что нет нужды без особой нужды отбрасывать одни организационные формы обуч-я и заменять их новыми, практически не проверенными, научно не обоснованными. Не все старое является консервативным и не все новое является прогрессивным. Классификация педагогических нововведений: 1. По объекту нововведения: а) педагогические нововведения, связанные с обновлением содержания образования (новые образовательные стандарты, новые учебные планы и программы, новые учебники, новые учебные предметы, разделы, темы). Например, по инициативе В.А. Сухомлинского в учебные планы средней школы был введен новый предмет — «Этика и психология семейной жизни»; б) педагогические нововведения, связанные с обновлением процессуальной части образования (новые технологии, методы, формы и средства обуч-я и восп-я). Например, переход младших классов к обучению по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова; в) педагогические нововведения, связанные с обновлением процесса управления школой (например, создание системы компьютерного мониторинга качества образования, создание системы школьного маркетинга). 2. По уровню (масштабу) нововведения: а) глобальные, или надгосударственные (например, введение системы кредитов в рамках общеевропейского пространства высшего образования); б) национальные (государственные), охватывают систему образования государства в целом (введение в Республике Беларусь 10-балльной системы оценивания, централизованного тестирования, пятидневной учебной недели); в) региональные (более характерны для систем образования государств-федераций, в частности, России, например, введение в учебные планы московских школ особого предмета «Москвоведение»); г) локальные — на уровне одного отдельно взятого учреждения образования (например, переход некоторых вузов Беларуси к рейтинговому контролю рез-тов деятельности студентов, к дистанционному обучению). 3. По гéнезису (происхождению): а) нововведения, которые возникли в рамках пед. теории. Речь идет о внедрении в практику школы рез-тов психолого-педагогических исследований; б) нововведения, которые возникли в недрах практической деятельности учителей. Например, образцы уникального новаторского опыта таких педаго-гов, как В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова и многих других стали достоянием уч-льства России, Украины, Беларуси и других стран. 4. Классификация педагогических нововведений по И.И. Цыркуну: а) личностные (обусловлены особенностями межличностного взаимодействия учителя и учащихся); б) эмпирические (рез-т метода проб и ошибок); в) модернистские (например, использование новых ТСО, преобразование помещений); г) технологические (создаются на основе научных зн-й); д) концептуальные (связаны со сменой пед. концепции, парадигмы). Комплексная д-ть по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств называется инновационном процессом. Инновационный процесс предполагает развертывание новшества от идеи до практического использования. Стадии инновационного процесса: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш. Следует отличать инновационный процессот педагогического эксперимента. Эксперимент — это проверка на практике того, чего еще в этой практике не было. Пед. эксперимент проводит ученый-исследо-ватель. Рез-ты педагогического эксперимента подвергаются тщательной экспертизе и обобщаются в научных публикациях (диссертация, монография). Инновационный проект представляет собой организованный процесс внедрения в практику уже ранее прошедших экспериментальную проверку научных разработок в области педагогики и психологии. Фактически это процесс адаптированного использования уже состоявшейся практики. В настоящее время сложилась целая наука — пед. инноватика, решающая проблемы формирования новшеств, механизмы их распространения, а также изучающая причины сопротивления нововведениям. Инновация всегда предполагает перемены не только в деятельности, но и в отношениях, ценностных ориентациях субъектов образовательного процесса. Диапазон отношений к нововведениям колеблется от положительного отношения (потребность в нововведении, желание нововведения, принятие нововведения, приспособление к нововведению) до отрицательного (отказ от нововведения, открытое и скрытое сопротивление нововведению). Старое никогда не уходит добровольно, без борьбы. Сопротивление нововведению обычно порождается стереотипами мышления: «Это у нас уже есть, только по-другому называется…», «Это у нас не получится…», «Наш кол-в к этому не готов…», «Это не решает всех наших проблем…», «Это требует доработки…», «Есть и другие интересные предложения…» и т. д. Варианты скрытого сопротивления нововведениям: а) фрагментарное («кусочное») внедрение; б) вечный эксперимент; в) формальное внедрение («для галочки»); г) параллельное внедрение. Инициаторами педагогических нововведений, как правило, выступают: директор школы, пед. совет, вышестоящие органы, МО, учителя, самоуправление, общественно-политические организации, уч-ки, родители (ранжирование проведено македонским ученым К. Ангеловски). Инновационный потенциал организации или субъекта — это их способность создавать нововведения, воспринимать уже известные нововведения и своевременно освобождаться от устаревшего. Условия успешного педагогического нововведения: а) материальная и моральная поддержка педагогов-инноваторов; б) расширение их прав, делегирование полномочий; в) солидное методологическое обоснование нововведения (новые формы организации обуч-я, как бы они хороши ни были, не получат распространения, если учителя не убеждены в их полноценности); г) организ-я методической учебы педагогов, реализующих инновационный проект; д) организ-я интенсивного делового и межличностного взаимодействия участников инновационного проекта(интерактивные семинары,Деловые и организ-нно-деятельностные игры, мозговые штурмы, дискуссии и т. п.); е) создание творческих групп (лабораторий); ж) разработка детальной программы инновационного проекта; з) научное консультирование инновационного проекта, сотрудничество школы с вузами, ИПК, НИИ; и) обеспечение инновационного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами; к) понимание и поддержка со стороны вышестоящих органов. Критерии эффективности инновационной деятельности в учреждении образования:положительная динамика обученности и воспитанности учащих-ся, их личностного развития, здоровьесбережение, уровень профессионального развития педагогов и морально-психологический климат в кол-ве. Внешним рез-том инновационно-пед. деятельности является методическое произведение. Методическое произведение — это отрефлексированное и литературно оформленное педагогическое нововве-дение. К методическим произведениям относятся: учебно-методическое пособие или методические рекомендации для учителей, учебник или учебное пособие для учащихся, авторская учебная программа, статья в педагогическом журнале, статья в сборнике материалов научно-практической конференции, интернет-публикация.
Date: 2015-10-21; view: 363; Нарушение авторских прав |