Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
безопасности пищевых продуктов для здоровья населения⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
С позиции отечественной и мировой науки о питании пищу нельзя рассматривать только с точки зрения ее энергетической ценности и уподобить топливу, забрасываемому в организм человека, словно в топку. Человек должен получать с пищей весь комплекс необходимых компонентов, будучи в то же время уверенным в ее полной безопасности и испытывая от пищи удовольствие. Вместе с тем пища может быть источником и носителем большого числа потенциально опасных для здоровья человека химических веществ. Они накапливаются в пищевых продуктах по ходу биологической цепи, обеспечивающей обмен веществ между живыми организмами, попадают из воздуха, воды и почвы. Кроме того, различные контаминанты появляются и в пищевой цепи, включающей все этапы сельскохозяйственного и промышленного производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также в процессе хранения, упаковки и маркировки, т. е. в пути до конечного звена цепи — потребителя. 70% чужеродных веществ, которые попадают в организм человека, проникают именно через пищу и лишь 30% — через воду и воздух. В связи с этим безопасность и качество продуктов питания правомерно отнесены к числу основных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда. В последние годы в условиях резкого спада производства продуктов питания, существенного оттока сельскохозяйственного сырья в сферу малых предприятий снизилось их качество, а также изменились уровень и структура потребления, что не могло не отразиться на состоянии и показателях здоровья населения и в значительной мере определило негативные тенденции в области демографии. Каковы же последствия выявленных нарушений структуры питания для здоровья населения? Во-первых, это прогрессирующее увеличение в последние годы числа взрослых со сниженной массой тела и детей раннего возраста со сниженными антропометрическими показателями; во-вторых, это широкое распространение среди взрослых различных форм ожирения; в-третьих, частое выявление среди населения лиц с нарушенным иммунным статусом и другими заболеваниями. Несомненно, что именно нарушения структуры питания в значительной степени «ответственны» за регистрируемую в России высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований. В 1998 г. средняя продолжительность жизни в России сократилась до 66 лет, а смертность увеличилась в 1,7 раза. Во многих регионах Российской Федерации сокращение числа жителей принимает формы устойчивой депопуляции. По уровню смертности и средней продолжительности жизни Российская Федерация занимает последнее место среди развитых стран. Уровень заболеваемости органов пищеварения увеличился на 23%, инфекционными заболеваниями — на 14%, дифтерией — в 2,2 раза, туберкулезом — на 24%. Особую тревогу вызывает стойкая тенденция к росту заболеваемости детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваемости детей, подростков и молодежи, лишь 14% детей практически здоровы, 50% — имеют отклонения в здоровье, 35% — хронически больны. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%. Результаты обследования качества пищевого сырья и пищевых продуктов в нашей стране свидетельствуют о высоком уровне загрязненности продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами, что связано главным образом с техногенным загрязнением окружающей среды, низкой агротехнической культурой и нарушением агрохимических технологий. Пищевые продукты имеют способность аккумулировать из окружающей среды все экологически вредные вещества и концентрировать их в больших количествах. Ситуация на потребительском рынке страны, где в последнее время количество некачественных товаров не только не уменьшается, но, пожалуй, даже увеличивается, заставляет задуматься над необходимостью совершенствования существующей системы обеспечения качества продукции. Положение в Москве назвать опасным нельзя, но оно требует пристального внимания. Каким образом некачественная продукция попадает на продовольственный рынок? Прежде всего это поток импортного низкокачественного сырья и продовольствия, не прошедших обязательной сертификации; ввоз импортного сырья и продовольствия по контрактам, не прошедшим необходимой экспертизы. Последнее касается в большей части фирм, закупающих продукцию на свои средства, когда параметры качества не являются определяющими. Очень часто зарубежные производители работают по рецептурам, ориентированным только на низкую себестоимость, с отметкой на упаковках «Для стран СНГ». Основная гарантия безопасности продуктов питания для здоровья человека — осуществление сертификации и стандартизации в соответствии с принятыми законодательными актами («О защите прав потребителя», «О сертификации», «О стандартизации» и др.). Вместе с тем необходимо констатировать, что, поскольку до сих пор в стране не созданы механизмы реализации этих законов и отсутствует соответствующая база нормативно-технической документации, обеспечение качества и безопасности продуктов питания остается пока не более чем благим намерением. Достаточно привести пример производства консервов. Здесь в настоящее время действует 147 ГОСТов. Из них содержат полный набор требований по показателям безопасности — 35 ГОСТов, 22 ОСТа и 46 ТУ. А в 82 документах (56%) нет вообще обязательных требований к показателям безопасности. В мясной промышленности, из действующих около 2000 нормативных документов, 34% ГОСТов, 20% ОСТов и ТУ не содержат требований безопасности, а требования по содержанию радионуклидов отсутствуют практически во всех документах. По своему содержанию многие документы не отвечают нормам и требованиям, предусмотренным новой ГСС, и не могут служить нормативной базой для целей сертификации. Действующий в настоящее время фонд государственных стандартов создавался в условиях бывшего ведомственного надзора за качеством и санитарным состоянием пищевых производств и оказался недееспособным при создании новых видов продукции и технологий, новых видов тары и тароупаковочных материалов и т. п. Иными словами, действующая система НД оказалась неадекватной новым условиям ее использования. Особого внимания требует проблема качества продукции, поступающей по импорту из тех стран, системы государственных стандартов которых недостаточно гармонизированы с отечественной стандартизацией. Не оправдывает возлагаемые на него надежды гигиенический сертификат, представляемый поставщиками продукции. Причина одна: недостаток времени и средств не позволяет во многих случаях провести необходимые гигиенические исследования при выдаче гигиенического сертификата. Обязательная сертификация в ее нынешнем виде не в полной мере учитывает потребительские достоинства продукции, хотя именно они влияют на выбор покупателя. Сертификацией продовольствия только в Москве занимается около 60 органов и 100 аккредитованных лабораторий, в то время как в Соединенных Штатах — всего 40. Система сертификационной работы разрознена ввиду отсутствия единого банка данных. Вследствие этого информация о качестве продукции размывается, а недобросовестные поставщики и исполнители уходят от ответственности. В то же время хлынувший на отечественный рынок поток импортных продуктов питания привел к тому, что покупатель фактически остался незащищенным ни юридически, ни нормативно от многих видов фальсифицированных продуктов питания (плодово-ягодных соков и напитков, виноградных вин, водки, коровьего масла, мясных, молочных, кондитерских и других изделий). В конечном итоге именно покупатель рискует утратить здоровье по этой причине, ибо фальсификация продуктов питания зачастую приводит к попаданию в пищу ряда неопознанных веществ, вредных для здоровья, недостатку витаминов и других биологически активных веществ и т.п. Выход из создавшегося положения видится в разработке и введении в действие государственных стандартов безопасности на укрупненные группы однородной продукции, обязательных для исполнения поставщиками как отечественного сырья, так и всеми другими поставщиками на отечественный рынок импортной продукции. Санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.3.2-560-96), действующими в настоящее время, определен большой перечень разрешенных к применению пищевых добавок, но Минздравом не регламентированы нормы их использования. В большей части они синтетического происхождения, при этом до конца не изучено взаимодействие и влияние их на организм человека. Положение усугубляется еще и тем, что в стране отсутствует система биологической стандартизации. Не внедряется метод клеточного контроля, который определяет активность и токсичность действия вводимых веществ на организм человека. Особого внимания заслуживает контроль использования сырья, получаемого путем генной инженерии. По данным ученых, 60% сои, поставляемой из США, является трансгенной, и дело не только в одной сое. Эти вопросы нельзя откладывать на будущее, ими надо заниматься сегодня, поскольку они взаимосвязаны с решением проблем наследственности, что является важным элементом как продовольственной, так и национальной безопасности России. Еще один немаловажный вопрос — обоснование срока годности продукции. Законом «О защите прав потребителя» это право дано самому изготовителю. Но сегодня зачастую эти сроки устанавливаются необоснованно. При решении многих вопросов по качеству продукции надзорные и контролирующие органы часто сталкиваются с несовершенством законодательства, что и привело к осознанию необходимости подготовки закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Принятие данного закона не только обеспечит юридическую основу для эффективной и скоординированной работы служб контроля и надзора, но и будет способствовать скорейшему решению вопроса обеспечения населения полноценным и здоровым питанием. Для изменения сложившегося положения необходимо широко информировать население об истинном положении дел. Следует ликвидировать экологическую безграмотность населения. Широкая информация поможет создать общественное движение по борьбе за коренное изменение положения дел с экологией вообще и качеством пищевых продуктов в частности. Понимая важность вопроса, ученые США стали инициаторами создания в 1989 г. Национального центра безопасности пищевых продуктов и технологий, который главной причиной снижения генетического потенциала людей и производительности труда, повышения смертности считает недостаточно высокое экологическое качество продуктов. Большое внимание проблеме безопасности продуктов питания и их качества придают страны — участницы ЕС. Цель пищевого законодательства этих стран — защита потребителей от причинения вреда его здоровью и от обмана при покупке имеющихся в продаже продуктов, квалифицированное и правильное информирование потребителя. В перспективе осуществление сертификации только по конечной продукции следует рассматривать как промежуточный этап развития системы сертификации ГОСТ Р. Уже сейчас необходима нормативно-техническая информационная база для перехода предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности к сертификации производства. Учитывая различные уровни развития производства, формы собственности и объемы производства, этап подготовки предприятий к сертификации производства представляет, несомненно, сложную задачу. Но именно только посредством ее решения мы сможем жестко регламентировать состав и качество продукции во всех звеньях технологической цепи, независимо от того, произведена ли продукция на заводе-гиганте или на малом предприятии, и тем самым защитить права потребителя. Date: 2015-09-25; view: 446; Нарушение авторских прав |