![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Традиционализм и модернизм в гражданской культуре южно-российских регионов 3 page
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование особой гражданской культуры на Юге России, является его уникальное геополитическое положение. Основные его особенности заключаются в следующих факторах: особый статус региона как «буферной зоны» и эпицентра политической нестабильности и этнических конфликтов на Северном Кавказе, обширность территории, плодородные почвы, мягкий климат, через регион проходят связующие Европу со странами Азии коммуникации, уникальная курортно-рекреационная база. Важными системообразующими факторами региональной политической культуры Юга являются структура населения и его этноконфессиональный состав. Структура населения Южной России значительно отличается от общероссийской по трем показателям: доле укорененного населения, соотношению возрастных групп и доле сельского населения. Юг – один из самых «сельских» регионов России, урбанизация которого происходила главным образом в советский период. Эти факторы объясняют приверженность населения региона традиционным ценностям, проявляющуюся в самых различных формах. Конфессиональный состав населения Юга России специфичен, т.к., по мнению Е. Морозовой, мотивы трудовой этики, аскезы, проповедуемые протестантскими конфессиями, оказались созвучны особенностям социально-психологического склада южан, их предприимчивости и нацеленности на успех[106]. Развитость регионального самосознания и особенности проявления национального характера на Юге России – значительнейшие системообразующие факторы местной политической культуры. В региональных политических субкультурах (городской и сельской, молодежи и пенсионеров и др.) складывается своя иерархия ценностей, определяющая особенности политического сознания и поведения этих групп. Еще одной примечательной конкретно-исторической спецификой политической культуры Юга России является характер освоения этой территории, которая одной из последних была включена в состав России. Колонизационная правительственная экспансия, стремившаяся преобладать над Каспийско-Черноморским бассейном, очень часто сталкивалась с ожесточенным сопротивлением коренного горского населения. Особенности колонизационных процессов на Юге России обусловили ряд явлений в политико-культурной сфере. Казачество восприняло миф о своей мессианской роли хранителей истинного православия, его защитников в столкновении с другой цивилизацией. Население кавказских республик акцентирует внимание на своем «коренном» происхождении на этой территории и религиозном факторе, как хранителе своего этнического своеобразия. Некоторые исследователи[107] даже рассматривают проблему формирования общекавказского самосознания у народов Северного Кавказа, характеризующимся общерегиональными интересами и рядом психологических факторов. А. Кудрявцев пишет: «…речь идет о регионе, где история не только объективно (как ткань причинно-следственных связей), но и субъективно – в силу чрезвычайно развитой у северокавказских народов исторической памяти оказывает заметное инерционное воздействие на современные события»[108]. В период 1991–2003 гг. произошли изменения системообразующих факторов политической культуры региона в силу изменения геополитического статуса Юга после распада СССР, складывания новой политической системы, в т.ч. федеративного устройства, развития плюрализма и многопартийности. Транзитному периоду соответствует фрагментарная политическая культура, преобладание локальной политической лояльности над национальной. Усугубляет ситуацию тот факт, что социокультурной однородности российского Юга практически никогда не существовало. Непрекращающаяся миграция, обеспечивающая постоянный приток «нетрадиционного» для данного региона населения и неизбежную эскалацию между переселенцами и постоянными жителями также непосредственным образом влияет на содержание политической культуры Юга России. Значительная часть всех вынужденных мигрантов, поселившихся в России, выбрала в качестве места пребывания Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую область[109]. Национальная структура миграционного потока примерно соответствует национальным пропорциям населения региона. В то же время именно миграция привела с 1989 г. к формированию в регионе достаточно крупных диаспор народов, которые ранее здесь были представлены всего десятками и сотнями людей (турки-месхетинцы, курды). Резкие различия в культуре, структуре накопления и потребления новых мигрантов и местного старожильческого населения приводят к возникновению напряженности. Известны случаи капсулирования мигрантских диаспор, когда группа переселенцев замыкается в себе, воспринимая старожильческое население как враждебное. В случае капсулирования нормальное взаимодействие между мигрантами и старожилами нарушается, опасность внезапного (на первый взгляд) конфликта с применением насилия резко возрастает. Такое положение дел нарушает безопасность как мигрантов, так и местного населения. В современной науке даже возник и активно используется такой термин, как «мигрантофобия»[110]. Так Кубань в последние годы принимает около 10 % всех мигрантов в Россию из ближнего зарубежья, хотя население ее составляет только 3,3 % от общего числа жителей России. Черноморское побережье Краснодарского края форсированно заселяется представителями некоренных народов России, «второй» родиной для мигрантов из ближнего зарубежья стал г. Сочи. За 1996 г. здесь было зарегистрировано граждан армянской национальности в 2,2 раза больше, чем в 1995 г. Интересно и то, что из 4617 разрешений на приобретение российского гражданства – 3229 были предоставлены людям армянской национальности и только 816 – русским[111]. За семь-восемь лет русские на Черноморском побережье оказались в меньшинстве. В 1993 г. приток новых поселенцев на Кубань в 6,1 раза превысил среднероссийский уровень и был самым высоким в Российской Федерации[112]. В последующие годы миграционный поток увеличился еще на 12,5 % и составил 90 тыс. человек. Общее количество вынужденных переселенцев, прибывших в край вследствие межнациональных конфликтов и прошедших регистрацию в органах МВД, составляет немногим более 195 тыс. человек[113]. Если учесть что регион и без того многонационален, то станет ясно, что эти процессы значительно усложняют обстановку. Однако статистика не отражает реальной ситуации, так как большая часть мигрантов не обращается в органы власти и проживает на территории края без регистрации. Потоки мигрантов на Юг страны идут не только из стран ближнего зарубежья, но и из регионов России. Состав мигрантов многонационален. Наибольший процент составляют русские – 76,4 %, украинцы – 7,9 %, армяне – 7,1 %. Как правило, на одного зарегистрированного мигранта приходится 4–5 незарегистрированных. Только в Краснодарский край за последние годы приехало на постоянное место жительства более 600 тыс. человек со всех регионов бывшего СССР, что составляет 11–12 % всех жителей Краснодарского края. Date: 2015-09-25; view: 280; Нарушение авторских прав |