![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Традиционализм и модернизм в гражданской культуре южно-российских регионов 1 page
Российская часть Кавказа является сегодня зоной постепенно затухающих сплошных, сложных и взаимопереплетающихся конфликтов. Собственно говоря, зона эта гораздо шире и охватывает весь Кавказ в целом, однако в независимых, хотя бы формально, новых государствах Южного Кавказа, именно в силу этой независимости, пусть и очень относительной, конфликтность приобретает свои специфичные черты, требующие отдельного рассмотрения. Российский Кавказ состоит из 9 регионов — субъектов Российской Федерации. Семь из них являются национальными республиками: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня и Дагестан. В этническом составе этих республик русские составляют меньшинство, но в Адыгее они абсолютное, а в Карачаево-Черкесии относительное большинство. Так называемые титульные нации составляют абсолютное большинство только в Ингушетии и Чечне. Еще два региона — это Краснодарский и Ставропольский края, где весомое этническое большинство составляют русские, хотя эти русские разделены по происхождению на казачий и неказачий компоненты. В этих регионах присутствуют также многочисленные, нередко компактно расселенные, притом иногда более давние, чем русские, другие этнические меньшинства. У народов Северного Кавказа, в отличие от Южного Кавказа, в силу неразвитости капиталистических отношений буржуазный национализм сформироваться не успел. Горско-русские противоречия здесь имели форму религиозной борьбы и горской антиколониальной солидарности. После Октябрьской революции соответственно первоначально образовалась Горская Республика. Ее дробление по этническому признаку было связано с тактическими целями большевиков, и в ее осколках в конце концов сформировались свои партийные этнические элиты, для которых примером и моделью послужили республики Закавказья. Некторые исследователи считают, что формирование ярко выраженных этнократий на всем (кроме Дагестана) Северном Кавказе есть результат политики и идеологии сталинизма. В Дагестане действует своего рода консоциальная этнократия в основном двух — аварской и даргинской — элит. Но здесь неравноправие этнических меньшинств не меньше, если не больше, чем в других регионах Кавказа. Наконец, и Краснодарский, и Ставропольский края в извстной мере по форме тоже этнократические организмы, но здесь элита в этническом плане в основном русская. Характер этнократических элит во всех регионах Северного Кавказа в принципе одинаков, так как все они – наследники прежней советской номенклатурной верхушки, вступившей в симбиоз с новой крупной необуржуазией. При этом все компоненты элит так или иначе имеют свои коррумпированные, криминальные, компрадорские черты. Для т.н. «олигархов» этничность менее релевантна, чем для номенклатурщиков, но вне зависимости от этнической принадлежности, они обычно поддерживают местную этнократию, ибо это является условием успеха их бизнеса. Нельзя не отметить, что в отношении общероссийской элиты это все тоже верно, но без этнического аспекта. Сегодня общероссийская, питерская, московская элита бизнеса и власти явно не этнократична. Напротив, этнократичны в своей идеологии как раз ее маргинальные оппоненты – от ампиловцев и лимоновцев до националистов и сторонников Навального. Обращаясь к историческим традициям реализации власти на Северном Кавказе, важно заметить, что этнократическая централизация, вертикальная и пирамидальная структура власти на протяжении многих веков до русского завоевания Кавказа были не свойственны местным традициям. Власть верховных князей была отнюдь не абсолютной, а более символической, нежели реальной. Адыгское общество в своей западной части состояло как из племен, в которых княжеская власть вообще была отменена, так и из племен с иерархией князей различных степеней. Притом даже дворянин не очень высокого статуса, если он был владетелем селения, именовался «куажэпш» – буквально «князь села» и был в значительной мере независим от своего сеньора. Кабардинцы, восточные адыги были более организованной силой, но и тут власть делилась между несколькими фамилиями, а верховный князь обладал скорее почетным, нежели реальным административным ресурсом. Единой ингушской или чеченской государственной власти практически не существовало. Вайнахское общество делилось на племена-тухумы и роды-тейпы, властные решения принимались только через консенсус старейшин, через советы (кхел) и касались только отдельных крупных сел или их групп. В Дагестане отдельные небольшие феодальные владения строились в основном на этнической основе, не охватывая всего этноса в целом. Часть территории была в реальном подчинении у феодала (хана, шамхала, эмира, уцмия). Одна часть общин (джамаатов) была связана с ним вассальными формами зависимости, а другая часть джамаатов представляла собой так называемые вольные общества, управлявшиеся на основе консенсуса старейшин. Некоторые историки считают, что современное этнократическое всевластие президентов кавказских республик, как и губернаторов краев, не соответствует традициям кавказской геоэтнополитической ментальности. Это использование властных вертикалей для создания явных преимуществ элите одного этноса или даже племени, либо клана, является источником этнических напряжений, так как оно препятствует консоциально-демократическим горизонтальным связям как низовых, одноэтносных, так и в особенности полиэтнических ячеек. Такой стихийный протест снизу против всевластия коррумпированной властной вертикали проявился осенью 1999 г. в Дагестане, притом среди даргинцев, стоящих, наряду с аварцами, на вершине шкалы этнократического престижа. В данных конкретных условиях протест принял религиозную, – «ваххабитскую» форму. Суть его была в том, что группа джамаатов объединилась в самоуправляемый по собственным нормам «кантон», который изгнал со своей территории власть «вертикали». Вторжение боевиков из Чечни в Дагестан дало повод властям военным путем ликвидировать мятежный регион. Date: 2015-09-25; view: 270; Нарушение авторских прав |