![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Традиционализм и модернизм в гражданской культуре южно-российских регионов 2 page
Современные джамааты, аульные и ущельные общества практически не представлены в структуре власти, хотя их скрытое влияние остается значительным. Этнократические лидеры и политики местного масштаба опираются нередко на поддержку тех джамаатов и аулов, где сосредоточены их родственники и связанная с ними клиентела. Сходную роль играют тухумные и тейповые связи, также коррелирующие с отдельными поселениями. Как было показано выше, современная гражданская политическая культура России также носит фрагментарный характер. Она насыщена взаимодействующими субкультурами – мини-культурами, самостоятельными автономными образованиями. Вертикальные субкультуры различаются по социальным и демографическим характеристикам, а горизонтальные – по религиозным, этническим, региональным признакам. Региональная субкультура оказывается подсистемой региональной культуры и региональной политики. Исторические условия и специфика национально-территориального устройства таковы, что в России политическая идентификация по региональным основаниям превалирует над идеографической. Глубокая расчлененность и неоднородность российского геополитического пространства обусловливает существование региональных общностей, являющихся активными субъектами политики. Каждая территориальная общность обладает региональным сознанием, в основе которого лежит региональная идентификация (уральцы, кавказцы, волжане, поморы, казаки и т.п.), региональными интересами и ценностями, в частности, экологической доминантой, общим историческим и политическим опытом, этноконфессиональными особенностями, наличием региональных «агентов» формирования политической культуры (в том числе политических организаций), своеобразием природных условий. Чувство региональной субъектности является одним из терминальных потребностей человека, а в условиях кризиса, когда становятся менее прочными все социальные связи, повышение значения принадлежности к территориальной общности служит своеобразной компенсацией отсутствия других социальных отношений. Региональная политическая культура в современной России представляет собой многокомпонентное и вариативное образование, в котором ретранслируется политическая жизнь региона и обеспечивается сохранение основных композиционных характеристик политического процесса на местах. В региональной политической культуре откладываются специфика и характеристика исторического опыта территорий, отражается ментальность и духовные ценностные приоритеты населения региона. Следует заметить, что во всех региональных культурах современной России обнаруживаются такие черты, как установка на отстраненность от власти, высокая степень персонификации политики, признание особой роли вождизма, определенный правовой нигилизм. Применительно к России демократия неотъемлема от обеспечения разным культурным традициям доступа к центрам власти и учета многообразия культур, признания равенства способов жизнедеятельности. Региональная культура является основным характеризующим критерием политического облика региона. Особое уникальное геополитическое положение и неповторимый историко-политический опыт сформировали одну из самых ярких региональных политических культур нашей страны, каковой является Юг России. В принятой схеме политического районирования России Южный федеральный округ выделяется уникальной многокомпонентностью, и включает в себя Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области, а все национально-государственные образования Северного Кавказа входят в Северо-Кавказский федеральный округ. Объединение всех этих территорий ранее в одну политико-экономическую единицу, обосновывалось, прежде всего, причинами политического характера, ибо входящие в состав региона административные образования экономически не связаны в одинаковой мере. Данный регион уникален в политико-культурном отношении тем, что в нем представлены крупные социальные конгломераты цивилизационных периферий – христианской и исламской культур. Также в нем налицо проявлено внутрирегиональное противоречие между двумя социально-экономическими макроуровнями: аграрно-индустриальным, характерным для Дона, Нижней Волги, Кубани, Ставрополья, и аграрно-доиндустриальным (общинным) в национальных республиках. В российской регионалистике не существует общего подхода к определению самого понятия «Юг России». Н. Давыдова при анализе региональных типов сознания, понимает под «Южной Россией» «довольно широкое территориально-региональное образование, включающее в себя помимо казачьих краев и областей Северного Кавказа с преимущественно русскоязычным населением, но ярко выраженной этнической доминантой, еще и Центральное Черноземье, поскольку жителям всей этой местности в целом присущ сходный тип ментальности. Да и по уровню социально-экономического развития указанные районы во многом схожи»[103]. М. Нистоцкая объединяет понятием «российский Юг» обширную территорию от Воронежа и Саратова до Закавказья и объединяет десять субъектов Российской Федерации[104]. С. Сущий, А. Дружинин, Е. Морозова, С. Кислицын, В. Колосов и А. Криндач считают, что социокультурная специфика данного региона максимально выражена в пределах трех административных территориальных единиц (Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев), которые могут быть выделены в качестве самобытной целостности[105]. На наш взгляд, такое понимание сущности политической культуры на Юге должно быть дополнено анализом социокультурных процессов и в национальных республиках. Культурная составляющая южного региона всегда отличалась четкой ценностно-мотивационной совокупной регламентированностью южнорусских (казачьих) областей, развивающихся в тесной взаимосвязи с народами Северного Кавказа. Наряду с ними явственно развивается оппозиция «регион – центр» и, соответственно, борьба за контроль над основными местными ресурсами (особенно транспортными, лесными, рекреационными, энергетическими), а также соперничество между территориями внутри региона за право доминирования в нем. Современное политико-культурное состояние позволяет выделять в указанном регионе и ряд более «частных» субкультур, характеризующих специфику городского и сельского населения. Date: 2015-09-25; view: 295; Нарушение авторских прав |