![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Традиционализм и модернизм в гражданской культуре южно-российских регионов 6 page
В современной ситуации, когда исчезают социально-экономические основы этнокультурного своеобразия казачества, когда сословная принадлежность утратила значение и стала условностью (во всяком случае, в северокавказских республиках она не подкрепляется несением службы), когда возникла полная проницаемость этнокультурных перегородок, – казачество все более становится общерусским и общеславянским. Самоидентификация осуществляется либо по формальному признаку, либо на ретроспективной основе, за счет тяготения к «историческим корням». Сказанное в равной мере относится ко всем казакам Юга России, в том числе и к тем, которые проживают на территории бывших национальных автономий – ныне суверенных республик. Но терские казаки в большей степени ощущают свою этническую особость, придавая ей политическое значение. Влияние казачества на развитие современных этнополитических процессов в регионе определяется комплексом факторов. Во-первых, на уровне массового сознания наблюдается некоторая напряженность во взаимоотношениях между казаками и большинством горских народов. Особенно негативно оценивается возможность создания казачьих вооруженных формирований. В массовом сознании русского населения казачество, наоборот, выступает гарантом соблюдения его прав. Представители казачества достаточно осторожно относятся к процессам этнической суверенизации, к местным национальным лидерам, к идеям кавказской интеграции. Речь идет, разумеется, лишь об общих тенденциях, которые никак не исключают тесного сотрудничества отдельных казачьих структур с национальными движениями, иногда откровенно сепаратистского толка, или их участия в региональных объединительных процессах. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии казачьи организации выступили против разделения существующих национально-государственных образований по этническому признаку. Определяющим мотивом стала озабоченность судьбой казачьего и, шире, русского населения, лишенного собственных форм национальной государственности в регионе. Казачество, являясь носителем центробежных идей, при неблагоприятных условиях выступает как субъект не только этнокультурного, но и территориально-политического самоопределения. Именно такая тенденция наметилась в первой половине 1990-х годов, когда процессы суверенизации бывших автономий и активизации национальных движений фактически создали новую политическую ситуацию в регионе[117]. В этнокультурном и политическом самоопределении казаков обозначились две тенденции. С одной стороны, казаки, как и многие горские народы, подвергшиеся репрессиям, настаивают на реабилитации. Это политически сближает их с северокавказскими этносами, хотя претензии на особый статус казачьих анклавов или на восстановление «территорий исконного проживания» периодически вызывают конфронтацию между казачьими сообществами и горским населением. В целом не отказываясь от «протекции» федеральных властей,намеченной в указе Президента «О государственной поддержке казачества», казачество стремится определить свой правовой статус во взаимоотношениях с властями суверенных республик и занять достойное место в «семье кавказских народов». С другой стороны, казачество оказалось вовлеченным в процессы национального возрождения, охватившие северокавказские автономии на этапе их трансформации в суверенные республики. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии местные отделы Терского и Кубанского казачьих войск выступили солидарно с организациями, представляющими интересы русского населения. Тем самым было заявлено о готовности отстаивать самостоятельность своих земель в случае этнотерриториального размежевания. В многонациональном обществе культурные различия рассматриваются как очень ценные для всего гражданского общества. Исследователи доказали, что сохранение этнической принадлежности обеспечивает гражданскую устойчивость, что эти две вещи не антагонистичны, а взаимосвязаны. И более того, этническая принадлежность как раз стимулирует развитие общегражданской[118]. Значимость этничности будет иметь значение и дальше, потому что опора на национальные идеи по-прежнему продолжает оставаться наиболее надежным путем завоевания политического лидерства в условиях незавершенных изменений в социальной структуре. Среди этнических ценностей, которые стимулируют этническую мобилизацию являются: язык народа, территория, культурное и историческое наследие, идеи государственности. Развитие региональной этнополитической ситуации на Северном Кавказе в первой половине 1990-х годов выявило две ее особенности, связанные с проблемой самоопределения. Для подавляющего большинства национальных движений самоопределение в рамках Российской Федерации оказалось предпочтительнее любых форм сепаратизма или интеграции на антироссийской основе. К этому склонялись даже наиболее радикальные силы, требовавшие реформирования федерализма по этническому принципу. Date: 2015-09-25; view: 280; Нарушение авторских прав |