Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для преподавателей
При желании организовать процесс обучения по книге, необходимы некоторые уточнения. На социологических факультетах представляется целесообразным организовать процесс обучения в два этапа. В этом случае материал следует разделить на две части. К первой части отнести первые две главы, а ко второй ¾ последние две главы. В соответствии с этим образуются два курса: "Элементы измерения в социологии", "Основы анализа данных в социологии". Представляется целесообразным завершение семестра экзаменом. Ниже приводится примерный набор экзаменационных вопросов, в которых сделана попытка поставить на первое место социологическое содержание любого математического формализма. Этот набор может быть использован также и в роли контрольных вопросов при самостоятельном изучении курса. Примерные вопросы по курсу «ЭЛЕМЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ"
1. Что значит измерить свойство социального объекта? Свойство и его эмпирические индикаторы (пример собственный). 2. Типы информации в социологии (источники информации, формы существования и т. д.). 3. Отличие 1-го типа информации от 2-го (с точки зрения социолога - пользователя этой информации). 4. Отличие "бюджета времени" от других типов информации. 5. Сравнительный анализ 3-го и 5-го типов информации. 6. Что социолог моделирует в процессе кодирования? 7. Что такое шкала? 8. Физический и фактический тип шкалы. Примеры изменения типа шкалы. 9. Что такое псевдометричность? 10. Типы шкал. Зачем социологу понятие о разных шкалах? 11. Что означает уровень измерения? 12. Проблема "социологического нуля". Где возникает и как решается эта проблема? 13. Отличие номинальных и порядковых шкал от "метрических". 14. Примеры измерения возраста, продолжительности занятий и т. д. по порядковой и метрической шкале. 15. Логические индексы как прием измерения (на собственных примерах). 16. Различные виды индексов (собственные примеры). Что означает измерение на этапе сбора и на этапе анализа данных? 17. Отличие логического квадрата от шкалы Р. Лайкерта. 18. Что значит построить шкалу Л. Терстоуна? Что значит ее использовать? Какую шкалу получаем в результате ее применения? 19. Сравнительный анализ шкал Р. Лайкерта и Л. Терстоуна. 20. Измерение с помощью простого ранжирования и метода парных сравнений Л. Терстоуна. Можно ли утверждать, что второй метод всегда лучше первого? 21. Сходство и отличие шкалы Э. Богардуса от шкалограммного анализа Л. Гутгмана. 22. Логика формализации анализа тестовых данных (тест "Кто Я?" и метод неоконченных предложений). 23. Формы существования данных, полученных психосемантическими приемами измерения. 24. Логика анализа данных в рамках использования семантического дифференциала Ч. Осгуда. 25. Примеры аналитических индексов для сравнения различных групп респондентов. 26. Какими приемами можно измерить удовлетворенности учебой студентов? 27. Зачем социологу нужна математика? (По всему курсу проанализировать, где и когда социолог сталкивается с математикой). Примерные вопросы по курсу "ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ"
1.Что означает изучить "поведение" признака? Гистограмма. Полигон. Эмпирическая кривая распределения. 2. Абсолютная и относительные частоты. Зачем социологу несколько относительных частот? 3. Построение гистограммы для метрических шкал (случай неравных интервалов). 4. Отличие среднеарифметического от взвешенного среднего. 5. Вычисление моды для разных типов шкал (геометрически). Как социолог анализирует модальные тенденции? 6. Кумулята. Медиана и квартильный размах на примере шкалы Терстоуна. 7.Средние, меры центральной тенденции. 8. Как оценивается разброс (рассеяние, вариация) данных вокруг среднего арифметического значения? 9. Какими мерами вариации (разброса, рассеяния) пользуется социолог и для каких целей? 10. Почему для социолога не имеют смысла средняя арифметическая без дисперсии, медиана без квартального размаха, мода без коэффициента качественной вариации? 11. Коэффициент (количественной) вариации как мера однородности. 12. Энтропия как мера качественной вариации. 13. Почему среднее арифметическое и дисперсия "ходят" парами? 14. Когда социологу нужны локальные меры связи? Свойства этих мер. 15. Что означает построить доверительный интервал? 16. Что дают социологу коэффициенты качественной вариации и на каком принципе они основаны? 17. Чем отличается функциональная связь от корреляционной? Сильная и слабая корреляционная связь. 18. Почему много коэффициентов связи (мер связи)? 19. Какие показатели может содержать таблица сопряженности? Маргинальные частоты. 20. Типы задач, решаемых с помощью различных показателей таблицы сопряженности. 21. Как понимается статистическая зависимость ¾ статистическая независимость между двумя признаками? 22. Какие коэффициенты связи позволяют проверять гипотезу о статистической независимости? 23. Понятия: непосредственная ¾ опосредованная связь, направленная - ненаправленная связь. 24. Что значит истинное и ложное значение коэффициента связи? 25. Коэффициенты связи, основанные на величине под названием "хи-квадрат". 26. Коэффициенты Л. Гуттмана и их отличие от других коэффициентов. 27. Почему много ранговых коэффициентов связи? Чем они отличаются? 28. Что значит: выстроить логику анализа данных в социологическом исследовании? 29. В каких ситуациях социолог использует восходящую стратегию анализа, а в каких нисходящею? 30. На каких "языках" анализа данных можно изучать один и тот же социальный феномен? 31. Основные понятия типологического анализа. 32. Этапы проведения типологического анализа.
Литература Date: 2015-09-24; view: 370; Нарушение авторских прав |