Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для преподавателей





 

При желании организовать процесс обучения по книге, необ­ходимы некоторые уточнения. На социологических факультетах представляется целесообразным организовать процесс обучения в два этапа. В этом случае материал следует разделить на две части. К первой части отнести первые две главы, а ко второй ¾ после­дние две главы. В соответствии с этим образуются два курса: "Элементы измерения в социологии", "Основы анализа данных в социологии". Представляется целесообразным завершение семестра экзаменом. Ниже приводится примерный набор экзаменационных вопросов, в которых сделана попытка поставить на первое место социологическое содержание любого математического формализ­ма. Этот набор может быть использован также и в роли конт­рольных вопросов при самостоятельном изучении курса.

Примерные вопросы по курсу

«ЭЛЕМЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ"

 

1. Что значит измерить свойство социального объекта? Свой­ство и его эмпирические индикаторы (пример собственный).

2. Типы информации в социологии (источники информации, формы существования и т. д.).

3. Отличие 1-го типа информации от 2-го (с точки зрения социолога - пользователя этой информации).

4. Отличие "бюджета времени" от других типов информации.

5. Сравнительный анализ 3-го и 5-го типов информации.

6. Что социолог моделирует в процессе кодирования?

7. Что такое шкала?

8. Физический и фактический тип шкалы. Примеры изме­нения типа шкалы.

9. Что такое псевдометричность?

10. Типы шкал. Зачем социологу понятие о разных шкалах?

11. Что означает уровень измерения?

12. Проблема "социологического нуля". Где возникает и как решается эта проблема?

13. Отличие номинальных и порядковых шкал от "метрических".

14. Примеры измерения возраста, продолжительности занятий и т. д. по порядковой и метрической шкале.

15. Логические индексы как прием измерения (на собственных примерах).

16. Различные виды индексов (собственные примеры). Что оз­начает измерение на этапе сбора и на этапе анализа данных?

17. Отличие логического квадрата от шкалы Р. Лайкерта.

18. Что значит построить шкалу Л. Терстоуна? Что значит ее использовать? Какую шкалу получаем в результате ее применения?

19. Сравнительный анализ шкал Р. Лайкерта и Л. Терстоуна.

20. Измерение с помощью простого ранжирования и метода парных сравнений Л. Терстоуна. Можно ли утверждать, что вто­рой метод всегда лучше первого?

21. Сходство и отличие шкалы Э. Богардуса от шкалограммного анализа Л. Гутгмана.

22. Логика формализации анализа тестовых данных (тест "Кто Я?" и метод неоконченных предложений).

23. Формы существования данных, полученных психосеман­тическими приемами измерения.

24. Логика анализа данных в рамках использования семанти­ческого дифференциала Ч. Осгуда.

25. Примеры аналитических индексов для сравнения различ­ных групп респондентов.

26. Какими приемами можно измерить удовлетворенности уче­бой студентов?

27. Зачем социологу нужна математика? (По всему курсу проанализировать, где и когда социолог сталкивается с математикой).

Примерные вопросы по курсу

"ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ"

 

1.Что означает изучить "поведение" признака? Гистограмма. Полигон. Эмпирическая кривая распределения.

2. Абсолютная и относительные частоты. Зачем социологу не­сколько относительных частот?

3. Построение гистограммы для метрических шкал (случай не­равных интервалов).

4. Отличие среднеарифметического от взвешенного среднего.

5. Вычисление моды для разных типов шкал (геометрически). Как социолог анализирует модальные тенденции?

6. Кумулята. Медиана и квартильный размах на примере шка­лы Терстоуна.

7.Средние, меры центральной тенденции.

8. Как оценивается разброс (рассеяние, вариация) данных вок­руг среднего арифметического значения?

9. Какими мерами вариации (разброса, рассеяния) пользуется социолог и для каких целей?

10. Почему для социолога не имеют смысла средняя арифмети­ческая без дисперсии, медиана без квартального размаха, мода без коэффициента качественной вариации?

11. Коэффициент (количественной) вариации как мера одно­родности.

12. Энтропия как мера качественной вариации.

13. Почему среднее арифметическое и дисперсия "ходят" па­рами?

14. Когда социологу нужны локальные меры связи? Свойства этих мер.

15. Что означает построить доверительный интервал?

16. Что дают социологу коэффициенты качественной вариа­ции и на каком принципе они основаны?


17. Чем отличается функциональная связь от корреляцион­ной? Сильная и слабая корреляционная связь.

18. Почему много коэффициентов связи (мер связи)?

19. Какие показатели может содержать таблица сопряженнос­ти? Маргинальные частоты.

20. Типы задач, решаемых с помощью различных показателей таблицы сопряженности.

21. Как понимается статистическая зависимость ¾ статистичес­кая независимость между двумя признаками?

22. Какие коэффициенты связи позволяют проверять гипоте­зу о статистической независимости?

23. Понятия: непосредственная ¾ опосредованная связь, на­правленная - ненаправленная связь.

24. Что значит истинное и ложное значение коэффициента связи?

25. Коэффициенты связи, основанные на величине под назва­нием "хи-квадрат".

26. Коэффициенты Л. Гуттмана и их отличие от других коэф­фициентов.

27. Почему много ранговых коэффициентов связи? Чем они отличаются?

28. Что значит: выстроить логику анализа данных в социоло­гическом исследовании?

29. В каких ситуациях социолог использует восходящую стра­тегию анализа, а в каких нисходящею?

30. На каких "языках" анализа данных можно изучать один и тот же социальный феномен?

31. Основные понятия типологического анализа.

32. Этапы проведения типологического анализа.

 

Литература







Date: 2015-09-24; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию