Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распределение студентов по степени удовлетворенностью учебой
Напомним, какой смысл имеет накопленная частота. Например, в таблице 3.1.2 частота, равная 70%, означает, что число студентов с уровнем удовлетворенности меньше четырех составляет 70% от числа опрошенных, а меньше трех ¾ 50%. Перейдем к случаю метрической шкалы. Для табличного представления распределения «продолжительности» необходимо разбить диапазон ее изменения на отдельные интервалы. Важно отметить, что распределение не всегда имеет смысл представлять в табличной форме, так как деление на интервалы не всегда имеет смысл, например, для динамических рядов или для продолжительности затрат времени в исследованиях бюджета времени. Это происходит потому, что можно сразу переходить к изучению характеристик, описывающих характер распределения. Необходимо иметь также в виду, что признак может носить дискретный характер (встречаются только целые числа) или непрерывный характер (встречаются числа, имеющие целую часть и дробную). С непрерывностью встречаемся в основном при работе с аналитическими индексами на этапе анализа эмпирий. Наш третий признак ¾ продолжительность затрат времени на учебу ¾ может носить дискретный характер, если выражен в минутах, и непрерывный характер ¾ если выражен в часах. Остановимся на последнем случае. Для каждого студента этот производный показатель равен его среднесуточным (в часах) затратам времени на учебу. Введем интервалы и подсчитаем число студентов, внесенных в каждый интервал. В социологии в отличие от многих других наук, работающих с эмпирией, разбиение на интервалы не может носить формального характера. Такое разбиение всегда происходит в зависимости от исследовательских задач, а точнее, от того, как и для чего будет использоваться признак в процессе дальнейшего анализа. Поэтому социолог пользуется при этом понятиями «группировка данных», «типологическая группировка данных». При выделении интервалов изменения продолжительности затрат времени на учебу исходим из значений максимальной и минимальной продолжительности, встретившихся в нашей выборке. Разница между этими величинами называется вариационным размахом. Без знания минимальной продолжительности нельзя определить нижнюю границу первого интервала, а без знания максимальной ¾ верхнюю границу последнего интервала. Допустим, в нашем случае максимум (max) равен 9-ти часам, а минимум (min) ¾ 0 часам. Последний факт можно объяснить тем, что в выборку попали студенты, которые были больны: никаких занятий, входящих в «продолжительность учебы», в недельном бюджете времени у них не было. Чтобы сей факт не вызвал недоумения, заметим, что сбор информации о бюджете времени студента происходит за неделю, предшествующую опросу. Тогда наши интервалы (всего их шесть) могут выглядеть следующим образом: 1. 0—1 часов; 2. 1—2,5 часов; 3. 2,5—4 часов; 4. 4—7 часов; 5. 7—8 часов; 6. 8—9 часов. Нетрудно догадаться, из чего мы исходили при выборе именно таких интервалов. К примеру, в последний интервал попадут студенты ¾ «трудяги», в первый ¾ те, кто по какой-то причине был «выключен» из учебного процесса, а в четвертый ¾ модальная (самая распространенная) группа студентов. Кстати, это не факт, а гипотеза, и, соответственно, она может не подтвердиться в реальном исследовании. Для наглядности на рис 3.1.1 изображены эти интервалы в виде делений на линейке. Рис 3.1.1 При отнесении респондента к конкретному интервалу по продолжительности учебы возникает такой вопрос. Куда входят нижняя и верхняя границы интервала? Другими словами, к какому интервалу отнести, например, студента, у которого продолжительность учебы равна четырем часам. Ведь его можно отнести и к первому, и ко второму интервалу. Эта проблема решается просто. Например, социолог принимает решение, что все верхние границы интервалов относятся к интервалу. Тогда студент, у которого продолжительность учебы равна 4-м часам, будет отнесен к третьему интервалу. Студент, у которого продолжительность учебы равна 8-ми часам, ¾ к пятому и т. д. Эти же интервалы могут быть заданы и в другой форме: 1. 0—1 часов; 2. 1,1—2,5 часов; 3. 2,6—4 часов; 4. 4,1—7 часов; 5. 7,1—8 часов; 6. 8,1—9 часов. В этом случае при вычислениях возникает другая проблема, если продолжительность учебы некоторого студента, например, равна 1,09 часов. Опять же принятие решения в руках социолога. Он может отнести к интервалу не только верхнюю границу, но и то, что ниже нижней границы следующего интервала, т.е. респондент, у которого продолжительность учебы равна 1,09 часам будет отнесен к первому интервалу. Используя первые введенные интервалы, подсчитаем по ним распределение респондентов (таблица 3.1.3.) Обратите внимание, что каждая из приведенных таблиц имеет заголовок, итоговый столбец. Эти таблицы ¾ пример оформления как бы первичных результатов социологического исследования. Разумеется, за исключением того, что реальные таблицы содержат только один показатель из четырех приведенных. Такого рода таблицы служат и для представления результатов исследования. Эта ситуация типична для исследований общественного мнения. Социолог называет распределение признака «линейкой», простым распределением, линейным распределением, частотным распределением, простой группировкой, потому что речь в самом деле идет о самых простых, одномерных распределениях в отличие от условных и многомерных. Последние получаются тогда, когда одновременно строится распределение по нескольким признакам. К случаю двумерных распределений перейдем чуть позже. Таблица 3.1.3 Date: 2015-09-24; view: 511; Нарушение авторских прав |