Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая ситуация





У социолога могут быть четко обозначены гипотезы исследования. В этом случае логика анализа может строиться как в рамках восходящей, так и нисходящей стратегий. Выбор стратегии зависит от характера гипотез и от того, какими априорными знаниями (знания, имевшиеся до проведения исследования) располагает исследователь. Допустим, что источником эмпирической информации является индивид; техника сбора данных жестко структурирована; в исследовании проверяются только описательные гипотезы. Тогда также необходимы восходящие, от частного к общему, стратегии анализа. Вспомним из предыдущего материала, что в процессе прямого ранжирования для принятия решения о присвоении рангов нам непременно требовалось изучить степень единодушия респондентов в оценке объектов ранжирования. Для этих целей в процессе анализа опять же требуется движение по восходящей стратегии.

Пусть гипотеза звучит следующим образом: политические пристрастия населения в основном определяются возрастом и происхождением. Для проверки этой гипотезы социолог определяет всевозможные связи этих «пристрастий» с огромной совокупностью различных эмпирических индикаторов. Если из всех связей оказываются самыми сильными связь с возрастом и с происхождением, то считается, что гипотеза подтвердилась. К примеру, сформулируем другую гипотезу: в России существуют типы электорального поведения областей, интерпретируемые как объекты социального управления. В том смысле, что механизм воздействия на отдельные области одинаков, если они отнесены к одному и тому же типу. Для проверки такой сложной гипотезы необходимую основу для логики анализа составляет нисходящая стратегия анализа (от общего к частному). Такой пример будет приведен в последней главе.

Ясно одно: проверка такого рода гипотез предполагает «продумывание» всей логики анализа априори (до сбора эмпирической информации). Это очень не просто. Вместе с тем такое «продумывание» нужно и важно даже в описательных исследованиях. А в серьезных аналитических исследованиях для проверки сложных гипотез тем более. Вспомним, что мы с вами рассматривали несложные модели изучения отдельных свойств социальных объектов для перехода с теоретического уровня на эмпирический. При этом совершенно не затрагивали вопросы обратного перехода, для которого крайне важно понятие логической схемы анализа.

Если вернуться к модели изучения свойства социального объекта, то в контексте наших рассуждений, логика анализа позволяет уточнить не только саму такую модель, но и предполагает продумывание заранее логики получения эмпирических закономерностей и, соответственно, переход от них к теоретическим обобщениям. Разумеется, речь идет уже о сложных эмпиричесих закономерностях, получаемых на основе всей системы изучаемых в исследовании свойств. В зависимости от логической схемы анализа социолог определяет и то. Какого рода эмпирический материал ему нужен, и то, какие приемы «обработки» информации необходимы, и то, в какой последовательности будет строиться логика изучения и объяснения того или иного социального феномена. В таких исследовательских сюжетах главным является концептуальная схема, теория «видения» социальной реальности, так как идет поиск ответа на вопрос «Почему это?». Для такого случая необходима нисходящая (от общего к частному) стратегия анализа. Поиск ответа на вопрос «Почему это?», проверка объяснительных гипотез социологического исследования возможны только в рамках нисходящей стратегии анализа. Все, что с этим связано, будет обсуждаться в последней части книги.

В отдельно взятом социологическом исследовании возможно сочетание восходящей и нисходящей стратегий анализа. Та и другая стратегии могут быть реализованы на практике с помощью одних и тех же методов, приемов, способов «обработки» информации. Например, к таковым относятся так называемые методы математической статистики (это такая область математической науки, которая в определенной мере как бы обслуживает науки, работающие с эмпирическим материалом) и методы многомерного анализа. Сюда включаются и такие методы, применение которых теоретически может быть необоснованно. В том смысле, что закономерности, полученные для выборки, нельзя распространить (перенести) на всю генеральную совокупность. Однако эти методы «хорошо» работают на практике и их принято называть эвристическими в отличие от статистических. К различию понятий «статис­тика» и «эвристика» мы еще вернемся. Вся совокупность техни­ческих приемов (по сути, это использование математического фор­мализма или математических методов в социологии) называется методами анализа данных.


К этому разделу мы подошли с пониманием того, что социо­логу, изучающему различные социальные феномены, приходит­ся строить модели изучения их свойств, пользоваться различны­ми типами информации, применять совокупность приемов измерения латентных, непосредственно не наблюдаемых призна­ков, выбирать стратегию анализа. Это и есть начало начал ана­лиза данных.

Наблюдаемые признаки мы называли эмпирическими инди­каторами. В предыдущих разделах они были нашими главными понятиями. Здесь и далее таковыми будут признаки. Признаком может быть и отдельно взятый эмпирический индикатор, и произ­водный от них показатель. Например, признаком будем называть любые показатели, индексы, коэффициенты, возникающие в рам­ках работы с данными типа «государственная статистика», «бюд­жет времени». Признак, как и любой эмпирический индикатор, имеет для нас те же три уровня измерения: номинальный, порядковый, «метрический». Как минимум, мы должны научиться изу­чать «поведение» всех трех типов признаков, измеренных по трем типам шкал.

Представляется важным еще раз повторить следующее. Несмотря на многообразие шкал (в данном случае как линеек для измерения чего-то) в социологии, мы рассматриваем только три типа шкал и к «метрическим» относим все шкалы, уровень измерения по которым выше порядкового, т.е. то, что очень похоже на числа, на «количе­ства».

С чего же начинается анализ «поведения» отдельно взятого при­знака тогда, когда информация «лежит» на столе социолога? Такой анализ необходим практически всегда независимо от исследователь­ских задач, типов информации, выбора стратегии анализа. Речь идет как бы о «социальной бухгалтерии», азы которой вы должны осво­ить. Практически в любой книге, в название которой входят слова «...статистические методы в...», вы найдете определенный матери­ал по освоению этих азов [2, 3, 7, 8, 9, 11].

Несмотря на то что ниже рассматривается пример, имеющий отношение к данным анкетирования, все выводы относятся к ана­лизу любых вариационных и динамических рядов. К сожалению, объем книги не позволяет привести другие примеры. На протяже­нии всей этой главы в основном будем приводить фрагменты из некоторого исследования на тему «Структура времяпрепровожде­ния студентов: сравнительный анализ вузов», придуманного (модельного) нами в качестве примера. Сбор данных осуществлялся в нем как по использованию бюджета времени, так и по вопроснику «сложной структуры»; генеральная совокупность - студенты вузов России. Нас в этом исследовании будут интересовать только сту­денты-гуманитарии, т. е. некоторая подвыборка.

Рассмотрим всего три признака из этого исследования: буду­щую профессию студента-гуманитария, его удовлетворенность уче­бой и продолжительность времени на учебу. Относительно третье­го признака нужно подчеркнуть следующее. Продолжительность в данном случае представляет собой сумму затрат времени на про­слушивание лекций, на участие в семинарских занятиях, на до­полнительные самостоятельные занятия, а также на перерывы между аудиторными занятиями. В качестве примера будем рассматривать среднесуточную, например за неделю, продолжитель­ность. «Продолжительность» имеет метрический уровень измере­ния. «Будущая профессия» как признак имеет номинальный уровень измерения. «Удовлетворенность учебой» может быть измерена посредством логического квадрата по пятибалльной по­рядковой шкале. Тогда она понимается только как удовлетворен­ность учебой в «родном» вузе (вернитесь к тому разделу, где обсуждается логический квадрат). Вместо этих признаков можно было бы выбрать и любые другие.


Что означает анализ «поведения» профессии на совокупности объектов? Это означает, что мы должны обработать эмпиричес­кие данные, чтобы получить распределение изучаемых объектов (в нашем случае студентов-гуманитариев) по профессиональным груп­пам и по характеру этого распределения судить о профессиональ­ной структуре опрошенных студентов. Для простоты изложения буду приводить цифры модельного характера, т. е. в реальном исследовании они не были получены. Предположим, что нас интересует восемь профессий, все они закодированы цифрами от 1 до 8, а число студентов-гуманитариев среди всех опрошенных равно 1000. Таким образом, исходно мы имеем матрицу данных типа «объект ¾ признак». Из нее выделяем для анализа столбец матрицы в соответствии с анализируемым признаком. Подсчиты­ваем в этом ряду число респондентов, которые в недалеком буду­щем будут иметь ту или иную профессию. Тем самым получаем частоту встречаемости в выборке студента той или иной будущей профессии.

Распределение опрошенных по профессиям представлено в таб­лице 3.1.1. Это результаты самого первого этапа систематизации эмпирических данных. Распределение может быть представлено и описано на «языке» четырех показателей. Первый ¾ абсолютная частота, т. е. число студентов с определенной «будущей» профес­сией. Среди опрошенных студентов оказалось 100 будущих политологов (профессия I), 200 социологов (профессия 2), 300 культуро­логов (профессий 3), 100 филологов (профессия 4), 50 психологов, (профессия 7) и 250 историков (профессия 8). Студенты с будущи­ми профессиями, обозначенными как 5 и 6, в выборку не попали. В этом нет ничего удивительного, если при формировании выборочной совокупности не учитывалась будущая профессия студента. Эти шесть обозначенных и встречающихся в выборке профессий, будем использовать в процессе дальнейшего анализа.

Таблица 3. 1. I







Date: 2015-09-24; view: 322; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию