Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая ситуация
У социолога могут быть четко обозначены гипотезы исследования. В этом случае логика анализа может строиться как в рамках восходящей, так и нисходящей стратегий. Выбор стратегии зависит от характера гипотез и от того, какими априорными знаниями (знания, имевшиеся до проведения исследования) располагает исследователь. Допустим, что источником эмпирической информации является индивид; техника сбора данных жестко структурирована; в исследовании проверяются только описательные гипотезы. Тогда также необходимы восходящие, от частного к общему, стратегии анализа. Вспомним из предыдущего материала, что в процессе прямого ранжирования для принятия решения о присвоении рангов нам непременно требовалось изучить степень единодушия респондентов в оценке объектов ранжирования. Для этих целей в процессе анализа опять же требуется движение по восходящей стратегии. Пусть гипотеза звучит следующим образом: политические пристрастия населения в основном определяются возрастом и происхождением. Для проверки этой гипотезы социолог определяет всевозможные связи этих «пристрастий» с огромной совокупностью различных эмпирических индикаторов. Если из всех связей оказываются самыми сильными связь с возрастом и с происхождением, то считается, что гипотеза подтвердилась. К примеру, сформулируем другую гипотезу: в России существуют типы электорального поведения областей, интерпретируемые как объекты социального управления. В том смысле, что механизм воздействия на отдельные области одинаков, если они отнесены к одному и тому же типу. Для проверки такой сложной гипотезы необходимую основу для логики анализа составляет нисходящая стратегия анализа (от общего к частному). Такой пример будет приведен в последней главе. Ясно одно: проверка такого рода гипотез предполагает «продумывание» всей логики анализа априори (до сбора эмпирической информации). Это очень не просто. Вместе с тем такое «продумывание» нужно и важно даже в описательных исследованиях. А в серьезных аналитических исследованиях для проверки сложных гипотез тем более. Вспомним, что мы с вами рассматривали несложные модели изучения отдельных свойств социальных объектов для перехода с теоретического уровня на эмпирический. При этом совершенно не затрагивали вопросы обратного перехода, для которого крайне важно понятие логической схемы анализа. Если вернуться к модели изучения свойства социального объекта, то в контексте наших рассуждений, логика анализа позволяет уточнить не только саму такую модель, но и предполагает продумывание заранее логики получения эмпирических закономерностей и, соответственно, переход от них к теоретическим обобщениям. Разумеется, речь идет уже о сложных эмпиричесих закономерностях, получаемых на основе всей системы изучаемых в исследовании свойств. В зависимости от логической схемы анализа социолог определяет и то. Какого рода эмпирический материал ему нужен, и то, какие приемы «обработки» информации необходимы, и то, в какой последовательности будет строиться логика изучения и объяснения того или иного социального феномена. В таких исследовательских сюжетах главным является концептуальная схема, теория «видения» социальной реальности, так как идет поиск ответа на вопрос «Почему это?». Для такого случая необходима нисходящая (от общего к частному) стратегия анализа. Поиск ответа на вопрос «Почему это?», проверка объяснительных гипотез социологического исследования возможны только в рамках нисходящей стратегии анализа. Все, что с этим связано, будет обсуждаться в последней части книги. В отдельно взятом социологическом исследовании возможно сочетание восходящей и нисходящей стратегий анализа. Та и другая стратегии могут быть реализованы на практике с помощью одних и тех же методов, приемов, способов «обработки» информации. Например, к таковым относятся так называемые методы математической статистики (это такая область математической науки, которая в определенной мере как бы обслуживает науки, работающие с эмпирическим материалом) и методы многомерного анализа. Сюда включаются и такие методы, применение которых теоретически может быть необоснованно. В том смысле, что закономерности, полученные для выборки, нельзя распространить (перенести) на всю генеральную совокупность. Однако эти методы «хорошо» работают на практике и их принято называть эвристическими в отличие от статистических. К различию понятий «статистика» и «эвристика» мы еще вернемся. Вся совокупность технических приемов (по сути, это использование математического формализма или математических методов в социологии) называется методами анализа данных. К этому разделу мы подошли с пониманием того, что социологу, изучающему различные социальные феномены, приходится строить модели изучения их свойств, пользоваться различными типами информации, применять совокупность приемов измерения латентных, непосредственно не наблюдаемых признаков, выбирать стратегию анализа. Это и есть начало начал анализа данных. Наблюдаемые признаки мы называли эмпирическими индикаторами. В предыдущих разделах они были нашими главными понятиями. Здесь и далее таковыми будут признаки. Признаком может быть и отдельно взятый эмпирический индикатор, и производный от них показатель. Например, признаком будем называть любые показатели, индексы, коэффициенты, возникающие в рамках работы с данными типа «государственная статистика», «бюджет времени». Признак, как и любой эмпирический индикатор, имеет для нас те же три уровня измерения: номинальный, порядковый, «метрический». Как минимум, мы должны научиться изучать «поведение» всех трех типов признаков, измеренных по трем типам шкал. Представляется важным еще раз повторить следующее. Несмотря на многообразие шкал (в данном случае как линеек для измерения чего-то) в социологии, мы рассматриваем только три типа шкал и к «метрическим» относим все шкалы, уровень измерения по которым выше порядкового, т.е. то, что очень похоже на числа, на «количества». С чего же начинается анализ «поведения» отдельно взятого признака тогда, когда информация «лежит» на столе социолога? Такой анализ необходим практически всегда независимо от исследовательских задач, типов информации, выбора стратегии анализа. Речь идет как бы о «социальной бухгалтерии», азы которой вы должны освоить. Практически в любой книге, в название которой входят слова «...статистические методы в...», вы найдете определенный материал по освоению этих азов [2, 3, 7, 8, 9, 11]. Несмотря на то что ниже рассматривается пример, имеющий отношение к данным анкетирования, все выводы относятся к анализу любых вариационных и динамических рядов. К сожалению, объем книги не позволяет привести другие примеры. На протяжении всей этой главы в основном будем приводить фрагменты из некоторого исследования на тему «Структура времяпрепровождения студентов: сравнительный анализ вузов», придуманного (модельного) нами в качестве примера. Сбор данных осуществлялся в нем как по использованию бюджета времени, так и по вопроснику «сложной структуры»; генеральная совокупность - студенты вузов России. Нас в этом исследовании будут интересовать только студенты-гуманитарии, т. е. некоторая подвыборка. Рассмотрим всего три признака из этого исследования: будущую профессию студента-гуманитария, его удовлетворенность учебой и продолжительность времени на учебу. Относительно третьего признака нужно подчеркнуть следующее. Продолжительность в данном случае представляет собой сумму затрат времени на прослушивание лекций, на участие в семинарских занятиях, на дополнительные самостоятельные занятия, а также на перерывы между аудиторными занятиями. В качестве примера будем рассматривать среднесуточную, например за неделю, продолжительность. «Продолжительность» имеет метрический уровень измерения. «Будущая профессия» как признак имеет номинальный уровень измерения. «Удовлетворенность учебой» может быть измерена посредством логического квадрата по пятибалльной порядковой шкале. Тогда она понимается только как удовлетворенность учебой в «родном» вузе (вернитесь к тому разделу, где обсуждается логический квадрат). Вместо этих признаков можно было бы выбрать и любые другие. Что означает анализ «поведения» профессии на совокупности объектов? Это означает, что мы должны обработать эмпирические данные, чтобы получить распределение изучаемых объектов (в нашем случае студентов-гуманитариев) по профессиональным группам и по характеру этого распределения судить о профессиональной структуре опрошенных студентов. Для простоты изложения буду приводить цифры модельного характера, т. е. в реальном исследовании они не были получены. Предположим, что нас интересует восемь профессий, все они закодированы цифрами от 1 до 8, а число студентов-гуманитариев среди всех опрошенных равно 1000. Таким образом, исходно мы имеем матрицу данных типа «объект ¾ признак». Из нее выделяем для анализа столбец матрицы в соответствии с анализируемым признаком. Подсчитываем в этом ряду число респондентов, которые в недалеком будущем будут иметь ту или иную профессию. Тем самым получаем частоту встречаемости в выборке студента той или иной будущей профессии. Распределение опрошенных по профессиям представлено в таблице 3.1.1. Это результаты самого первого этапа систематизации эмпирических данных. Распределение может быть представлено и описано на «языке» четырех показателей. Первый ¾ абсолютная частота, т. е. число студентов с определенной «будущей» профессией. Среди опрошенных студентов оказалось 100 будущих политологов (профессия I), 200 социологов (профессия 2), 300 культурологов (профессий 3), 100 филологов (профессия 4), 50 психологов, (профессия 7) и 250 историков (профессия 8). Студенты с будущими профессиями, обозначенными как 5 и 6, в выборку не попали. В этом нет ничего удивительного, если при формировании выборочной совокупности не учитывалась будущая профессия студента. Эти шесть обозначенных и встречающихся в выборке профессий, будем использовать в процессе дальнейшего анализа. Таблица 3. 1. I Date: 2015-09-24; view: 322; Нарушение авторских прав |