Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический подход к анализу антисоциальной личности





Рост числа преступников с неумолимой закономерностью сопровождает историю развития человеческой цивилизации. С этим злом пытаются бороться, преступников судят, наказы­вают, при этом проблема причин преступности, понимание осо-


 


1 Ломброзо Ч. Преступление. С. 77—78.

2 Там же. С. 105.


1 Ломброзо Ч. Преступление. С. 119—121.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


бенностей криминальной личности была и остается актуаль­ной.

Зигмунд Фрейд, заложивший фундамент общей теории человеческой мотивации как системы инстинктивных стремле­ний, немало внимания уделял и проблеме деликвентного по­ведения. Стремясь понять механизм, предпосылки преступно­го поведения, он пришел к выводу, что у его истоков лежит инстинкт агрессии. Инстинкт разрушения является основой поведения отдельных личностей. Он неодолим, он непременно проявляется не просто в агрессивных, но и в преступных дей­ствиях.

Безусловно, агрессивность отнюдь не только выражается в делинквентных формах поведения. Американский психолог Абрахам Маслоу считает, что агрессивность имеет и позитив­ные проявления: "...здоровая агрессивность принимает форму силы воли и самоутверждения. Агрессивность нездорового че­ловека, неудачника или эксплуатируемого человека скорее всего примет форму злобы, садизма, стремления к слепому разрушению, доминированию жестокости"1.

Фрейд считал, что в отношениях между людьми лежит изначальная враждебность друг к другу. Возможно, это эхо далеких времен, когда в борьбе за выживание агрессия была важным фактором выживания. Конечно, сегодня человек не обладает животными инстинктами, у него обнаруживаются лишь рудименты инстинктов. Американский социолог Эдвин Шур констатирует: "Согласно некоторым взглядам на преступ­ность, бытующим у психоаналитиков, каждый из нас... в душе преступник"2. А средства массовой информации утверждают, что, по американской статистике, более 90% американцев хотя бы один раз в жизни совершают преступление. А свыше 30% совершают его по нескольку раз. И очень часто эти преступ­ления остаются нераскрытыми.

Стремясь раскрыть и объяснить истоки зарождения пре­ступных действий, ученик Зигмунда Фрейда Альфред Адлер несколько видоизменил учение своего учителя. Вместо "ин­стинкта агрессии" как определяющей внутренней силы кри­минального поведения Адлер на первое место поставил "ком­плекс превосходства". Краеугольным, базовым положением


теории Адлера является его учение о комплексе неполноцен­ности, которое он сам впервые ввел в научный оборот и под­робно описал его. Комплекс неполноценности — это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов: "...комплекс неполноценности — результат преувеличенного чувства неполноценности".

Для личности, страдающей от ощущения своей неполно­ценности, характерно то, что на начальных этапах своей жизни та личность плохо адаптируется, социально неприспособле-на, неуверена в себе, в своих действиях, склонна винить в своих неудачах других. Касаясь антисоциальных индивидов, Адлер утверждает: "преступники, например, всегда винят других и при этом оправдывают себя".

Парадоксальность этого феномена заключается в том, что "комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства..." Резкое, почти противоестественное превращение одного комп­лекса в Другой особенно характерно для людей с порочными на­клонностями, такими как жесткость, злоба, агрессивность

Чувство протеста, стремление избавиться от своей не­полноценности, от своего зависимого положения со стороны окружающих: родителей, старших наставников, начальства и т. д. — все это толкает некоторых индивидов на антисоциаль­ные поступки и преступления. А. Адлер отмечает, что в ходе этого процесса "установки и цели, бывшие социальными, пре­вращаются в антисоцильные". Механизм превращения таков, что социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превос­ходить других, любой ценой самоутвердиться. Инстинкт пре­восходства, стремление возвыситься над другими становится определяющей внутренней силой индивида, главным источни­ком его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства Адлер трактовал как своеобразную компенсацию того чувства неполноценности, которое у индивида было подавляющим в его детские годы. И чем глубже было это ощущение неполно­ценности в прошлом, чем больше он был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества1.


Из уст адвокатов нередко можно услышать, что у их под­защитных было трудное детство и, следовательно, нужно


 


Маслоу А. Психология бытия. Киев. 1997. С. 202. 1 Шур Э. Наше преступное общество. М., 1977. С. 100.


См.: Адлер А. Наука жить. Киев. 1997. С. 153—156.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


учесть это как смягчающее обстоятельство при назначении меры наказания. Но исходя из теории комплекса неполноцен­ности все как раз наоборот. Этот комплекс порождает нрав­ственную ущербность индивида, его антисоциальную направ­ленность и устойчивость этой ориентации.

Если сравнить идеи Фрейда и Адлера об истоках челове­ческого поведения, которые нередко толкают людей к право­нарушениям, то видно, что "отцы психоанализа" расходились в понимании первопричины поведения. Фрейд считал, что это — влечение к противоположному полу, обладание им, а Адлер полагал, что это — жажда власти.

Большой вклад в понимание внутренних механизмов по­ведения личности внес американский психолог Джон Доллард. Он, как и Фрейд, считал, что агрессивное состояние личнос­ти толкает ее на антисоциальные поступки, а порой и на пре­ступления. Но в отличие от Фрейда, Доллард считал, что аг­рессия возникает не только на базе природного инстинкта самосохранения, но и (причем чаще всего) на основе такого эмоционального состояния, которое возникает в процессе меж­личностного общения и которое он назвал фрустрация. Фрус­трация — это то внутреннее психологическое напряжение, которое складывается при неудачной попытке реализовать свои желания, стремления. Фрустрацию принято определять как невозможность удовлетворить свое желание, как барьер, воз­никающий на пути удовлетворения этого желания.

Состояние фрустрации обычно возникает тогда, когда силы и энергия человека направлены на удовлетворение какой-то конкретной цели, потребности, но внешние обстоятельства блокируют внутренние устремления человека, мешают ему осуществить свое желание. Диапазон фрустрации весьма ве­лик: она возникает тогда, когда, скажем, у ребенка отнимают любимую игрушку, и тогда, когда человек обнаруживает про­тиворечие между идеалом и реальной действительностью К тому же мы можем говорить о разной силе фрустрации. Фрустрация — это реакция человека на невозможность реа­лизовать свою цель, свое желание. Фрустрация — это неудов­летворенность желаний. Это своеобразное крушение надежд, психологический стресс, психологический срыв. Результатом фрустрации может быть чувство злобы, аккумуляция предель­ной напряженности и агрессивности (иногда это состояние срав­нивают с "паровым котлом"). Это эмоциональное состояние


может вылиться в преступные действия. Кстати, эмоции бы­вают тем сильнее, чем ближе цель, но чем меньше вероят­ность добиться своего желания.

Разрядка фрустрационной напряженности может быть перенесена на случайных лиц, которые к конфликтной ситуа­ции никакого отношения не имеют. Этими лицами могут быть случайные прохожие, соседи, супруг и т. д. Так, после ссоры в доме разъяренный человек, схватив со стены свое ружье и выскочив на улицу, может застрелить первого попавшегося прохожего. Это один из примеров бессмысленного, безмотив­ного преступления.


Результатом фрустрации может быть не только злость и агрессивность, но и депрессия, ощущение безысходности, упадка сил, уход в мир грез и фантазий. Итогом такой ситуа­ции может стать злоупотребление алкоголем, наркотиками или такое психологическое состояние, которое характеризуется "зауженным сознанием", которое может довести человека до самоубийства.

В заключение следует сказать, что как антропологичес­кий, так и психологический подходы к анализу криминальной личности имеют свою "ограниченность". Их "недостаток" зак­лючается в том, что они слабо соотносят внутренние побуди­тельные мотивы действий криминальной личности с социальны­ми факторами, с самым широким кругом потребностей и ори­ентацией личности.







Date: 2015-09-24; view: 492; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию