Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неудовлетворенные потребности — первооснова отклоняющегося поведения
Считается, что на уровень преступности в любом обществе влияет множество факторов. Это и материальные, экономические факторы, и сознание преступника, его направленность, психологические установки. Следует сказать, что в огромном потоке предпосылок преступления есть одна определяющая предпосылка, которая, как правило, является первичным импульсом преступления. Это неудовлетворенность базовых потребностей. На данную закономерность наводит теория мотивации, создателем которой в ее наиболее завершенном виде является крупнейший мыслитель современности, американский психолог Абрахам Маслоу. В своей статье "Теория человеческой мотивации" (1943), фундаментальном труде "Мотивация и личность" (1954), а также в одной из последних своих работ "Психология бытия" американский ученый обосновал положение, что природа человеческого бытия представляет собой непрерывное удовлетворение широчайшего ряда биологических, материальных, социальных и духовных потребностей. Причем неумолимость этого процесса касается не только первичного круга потребностей, запрограммированного самой биологической природой (потребности в пище, сне, тепле), но и того ряда высших потребностей, которые сформировались за долгий период развития человеческой цивилизации (потребность в самореализации, престиже, духовной культуре). Конечно, круг социальных и духовных потребностей у каждого индивида различен по объему. У некоторых он вообще не выходит за пределы из повседневности. Но сама по себе необходимость удовлетворения потребностей проявляется с неумолимостью закона природы. Маслоу убедительно доказывает, что удовлетворение базовых потребностей "является условием здоровой, полноценной жизни". Он пишет, что организм, удовлетворяющий свои потребности, лучше работает, более эффективно реализует свои способности"1. Уйти от своих потребностей невозможно. И если потребность не удовлетворена, то последствия могут быть весьма печальными и даже деструктивными: человек может заболеть или попытаться реализовать ее извращенным или противозаконным способом. Процесс формирования преступных наклонностей нравственно незрелой личности, в частности, и определяется такой жизненной ситуацией индивида, когда он испытывает хронический дефицит удовлетворения своих потребностей. Извес-
1 Рубан О. Взломанный чердак // Московский комсомолец (Уральский вариант). 1999. № 30. 29 июля — 5 августа. Маслоу А. Мотивация и личность. С. 149—151. Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
тно, что в основе большинства преступлений лежат неудовлетворенные потребности. Процесс антисоциальных ориентации ускоряется, если индивид отличается завышенными запросами, большими притязаниями и ограниченными возможностями удовлетворить свои потребности законным путем. В этих случаях он избирает преступные формы удовлетворения своих потребностей. При хроническом дефиците удовлетворения насущных потребностей активизируются биологические импульсы: агрессивность, злоба, жестокость. Образно говоря, дефицит будит дремлющую биологическую природу в организме человека. Маслоу говорит: "Антропологические данные дают нам веские основания считать, что человеческие жестокость, злоба, агрессия представляют собой вторичные, реактивные феномены, что их порождает неудовлетворенность базовых потребностей"1. В другой работе он пишет: "Жажда разрушения, садизм, жестокость злоба и т. д. — все это представляется не врожденными качествами, а скорее, жесткой реакцией на неудовлетворенность наших врожденных потребностей, эмоций и качеств"2. Исходя из теории потребностей мы проследим, как неудовлетворенность того или иного ряда потребностей становится основополагающей предпосылкой для формирования отклоняющегося поведения личности. В отличие от Маслоу мы представим свою классификацию, свой иерархический ряд потребностей, ибо последний, как нам представляется, позволяет более наглядно и предметно видеть корреляцию, соотношения связки "неудовлетворенная потребность — вид отклоняющегося поведения". И еще следует иметь в виду, что в реальной действительности поведение, поступок человека полимотивированно, то есть является результатом целого ряда потребностей и побуждений. I. Витальные, жизненно важные потребности. Это генетически предопределенные потребности, которые запрограммированы в "генетическом паспорте человека", работают на уровне подсознания и обеспечивают выживание индивида. 1. Потребность физического существования. Это потребность в утолении голода и жажды, в тепле и жилище, в отды- хе и сне. Чтобы удовлетворить эту насущную потребность, человек способен преступить черту дозволенного. Достаточно вспомнить героя романа В. Гюго "Отверженные" Жана Валь-жана, судьба которого была искалечена из-за украденной им в молодые годы булки хлеба. 2. Потребность в самосохранении. Самосохранение — это 3. Сексуальные потребности. Это генетически запрограм Неудовлетворенность этой потребности в реальности порождает целый "букет" разнообразных видов преступлений, начиная от эпизодических насильственных сексуальных действий, инцеста и кончая кровавыми похождениями серийных убийц, сексуальных маньяков типа ростовского Чикатило и жителя Подмосковья Сергея Ряховского, на счету которого 18 жертв и которому в силу отмены смертной казни в России высшая мера была заменена пожизненным заключением. 4 Потребность в свободе, независимости. Может показаться, что эта потребность не витальная и относится к социальному виду. Но ведь известно, что инстинкт к свободе присущ и животному миру. И сила его насколько велика, что дикие животные, как правило, в неволе не размножаются. Свобода, независимость, возможность действовать по своему усмотрению без всякого стеснения и принуждения, без подчинения чужой воле — это огромная ценность. И когда человек ее теряет, то на уровне подсознания в нем просыпается
' Маслоу А. Мотивация и личность. С. 189. 2 Маслоу А. Психология бытия. С. 26. 1 Фромм Э. Душа человека. С. 22. 2 См.: Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Шопенгауэр А. Из- бранные произведения. М., 1993. С. 377. Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
стремление освободиться от стесняющих обстоятельств, освободиться от нетерпимой зависимости. Чужая воля — это не абстракция. Это то, что ограничивает действия человека. Типичным примером такого рода является шантаж; неблаговидные действия: запугивание, угроза разглашения каких-либо компрометирующих сведений — в конце концов могут вызвать ответную реакцию — стремление любой ценой освободиться от такой зависимости, от опасного свидетеля. И человек идет на крайние меры, вплоть до убийства шантажиста. А сколько драм возникает в семье, которая, как известно, является той ареной, где разыгрываются острейшие конфликты, коллизии. Жизнь становится нестерпимой, и, чтобы избавиться от этих отягощающих обстоятельств, один из супругов идет на самое тяжкое преступление, чтобы обрести независимость от своего прежнего положения. Как известно, преступление является конечной фазой конфликта. Статистика свидетельствует, что в 7% случаев криминальных убийств жертва и убийца были супругами1. Стремление освободиться от отягщающих обстоятельств может порождать и такие криминальные поступки, как убийство молодыми мамами своих новорожденных младенцев. Этот факт свидетельствует о 'неумолимой силе одновременно проявляющихся нескольких страстей, которые в своей совокупности способны заглушить потребность женщины в материнстве. 5. Потребность в движении, в действии, в трате физической и эмоциональной энергии. Биологическая эволюция сформировала человека способным к большим физическим нагрузкам и активным действиям. Но современная жизнь этого не требует. Отсюда гиподинамия — противоестественное снижение двигательной активности в повседневной жизни большинства людей. Однако человеческий организм ищет различные способы и возможности "выплеснуть", потратить свою физическую и эмоциональную силу. Сегодняшнее увлечение молодежи поп-музыкой, энергичными, ритмическими танцами — одна из форм удовлетворения этой потребности. К сожалению, "выброс" энергетики этим не ограничивается. В наше время распространяются различные правонару- шения. В первую очередь хулиганство, грубое нарушение общественного порядка. Во время так называемого юношеского кризиса сознанию молодых свойственна внутренняя смятенность и даже истеричность, протест против мира взрослых — отсюда явное неуважение не только общественного порядка, но и достоинства старших, а также вандализм, садизм, бессмысленное разрушение культурных ценностей, святынь. Многие из подростков жаждут борьбы, встречи с мнимым противником. Отсюда драки, которые ведутся по неписаным законам улицы. 6. Потребность в новом, необычном, нетрадиционном. Потребность в возбуждении, риске, острых ощущениях, страхе и агрессии. В наших генах заложена нетерпимость к однообразию, монотонности, к "прозе жизни". Известно, что обостренные чувства стимулируют выброс в кровь адреналина — мощного тонизирующего вещества. Наслаждение от азарта, риска, опасности особенно характерно для психики подростка. Вот почему они взбираются на трубы строящихся заводов, ходят по карнизам высоких домов, пробираются ночью на кладбище. Есть мнение, что по закону природы человеку нужна определенная "доза страха". Азарт, потребность в острых ощущениях свойственны и взрослым. Ф. Ницше говорил: "Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры"1. Отсюда понятна страсть некоторых людей к азартным играм в карты, рулетку. На этой потребности функционируют казино, игорные дома. Азарт, потребность в острых ощущениях сопряжены с разнообразными преступлениями. Следственная и судебная практика свидетельствуют, что так называемые "каталы" — карточные игроки-шулеры — паразитируют на этой потребности людей. Они, как правило, являются неплохими психологами: подмечают азартные, темпераментные черты характера своих жертв и обирают их. Потребность в острых ощущениях в совокупности с другой потребностью — в трате физической и эмоциональной энергии, нередко лежит в основе такого преступления, как хулиганские действия. Две данные потребности зачастую являются основой и так называемых немотивированных преступлений.
См.: Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. С. 358. 1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 47. Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
7. Гедоническая потребность, потребность в удовольствиях. В принципе это естественная потребность. Человечество в процессе своего развития вело не только борьбу за свое существование, но и за увеличение своих потребностей, т. е. удовольствий. Сама природа создала удивительный механизм для самодвижения, саморазвития человека: удовлетворение потребностей рождает положительные эмоции. И чем больше удовлетворенных потребностей, тем больше положительных эмоций. Можно сказать, что самая главная программа индивида — это получение удовольствия и избежание неудовольствия. Ницше в своей работе "Утренняя заря" писал: "Великая сила... ощущать радости, искать удовольствий"1. В другой работе он очень точно сформулировал механизм взаимосвязи, взаимозависимости "деяний человека" и ощущения им удовольствия: "...живущее не стремится к удовольствию, напротив, удовольствие наступает вслед за достижением того, к чему оно стремится: удовольствие сопровождает, удовольствие,не движет"2. К сожалению, некоторые хотели бы без труда, без траты своих физических и интеллектуальных сил, без напряжения получать удовольствия. Это толкает их на преступный путь краж, воровства, взяточничества, подлогов и т. д. И еще. Важнейшей потребностью человека является ощущение необходимого уровня удовлетворения своих потребностей и, если угодно, удовлетворенности своей жизнью. Действительно, человек нуждается в ощущении полноты жизни, в ощущении ее полнокровности и полноценности. Это ощущение на уровне бытового сознания и определяется понятием счастья. Существует гипотеза, что в мозгу человека есть "центр удовлетворенности". И если нормальные, естественные потребности не удовлетворяются, то индивид ощущает определенный дискомфорт своего внутреннего состояния. Он стремится компенсировать эмоциональный дефицит каким-то допингом, искусственно взбадривающим его. Это может быть или наркотик, или алкоголь. А то и другое, как свидетельствует милицейская статистика, является питательным "бульоном" отклоняющегося и даже делинквентного поведения. II. Материальные потребности — это второй вид первичного круга потребностей. В отличие от описания предыдущего вида здесь мы не будем отдельно останавливаться на конкретных рядах потребностей, а дадим общую характеристику всех материальных потребностей. Этот вид потребностей своими корнями уходит в витальные, биологические потребности. Он сформировался на базе такого ряда потребностей, как потребность в утолении жажды и голода, потребность в тепле, жилище и т. д. Человечество давно не живет по биологическим законам. Инстинктивные потребности в элементарном удовлетворении голода и жажды, потребности в тепле, прикрытии своего тела грубыми одеждами из шкур по мере развития цивилизации совершенствовались, трансформировались, поднимались на более высокий уровень. Русский социолог Питирим Сорокин в своем двухтомном труде "Система социологии" отмечает, что в наши дни система биологических потребностей, которая первоначально обеспечивала лишь выживание человеческого рода, обогатилась чувственно-эмоциональными переживаниями. Он пишет: "Борьба за жизненные блага в значительной степени является борьбой за возможность чувственно-эмоциональных переживаний, за возможность их удовлетворения"1. Таким образом, потребность в самосохранении обогатилась потребностью в положительных эмоциях. И в наши дни витальные потребности стали опредмечиваться в таких явлениях и предметах, как комфорт, ■ роскошь, красивая обстановка, все, что "ласкает взор"2. Мы живем не только в мире людей, но и в мире вещей. Стремление к материальному благу, стремление "хорошо жить" — это естественное стремление. Оно универсально, оно всеобще, т. е. присуще всем. Материальные блага имеют в жизни каждой личности огромную силу. Каждый стремится повысить свой материальный статус. И в то же время стремление к материальному благу толкает некоторых на преступный путь, коль скоро конкретный индивид не в состоянии удовлетворить эту потребность законным, морально одобренным путем.
1 Ницше. Ф. Утренняя заря. Свердловск. 1991. С. 246. 2 Он же. Воля к власти. М., 1910. С. 337. 1 Сорокин П. А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 159. 2 См.: Там же. С. 158. Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
Статистика свидетельствует, что в основной массе мотивом преступления является корысть. Именно неудовлетворенные материальные потребности, а не социальные и духовные являются основой девиантного и делинквентного поведения. То, что корыстный мотив, т. е. опредмеченная потребность, которую личность стремится удовлетворить любой ценой, является определяющим стимулом преступлений во всех странах мира, социология объясняет следующим образом. Потребности стабильны, постоянны, вечны, особенно потребности низшего порядка. И проявление высших потребностей зависит от предварительного удовлетворения базовых потребностей первого круга. Современный ученый Хайнц Хекхаузен говорит: "Прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня"1. К этому следует добавить, что потребности многих людей не выходят за пределы их повседневности. III. Социальные потребности — это группа потребностей, которая сформировалась за длительный период развития человеческой цивилизации в процессе общественных связей, отношений, социального взаимодействия людей. Жизнь отдельного индивида — это своеобразная фабрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне. Несмотря на то, что высшие потребности поднимают людей над витальными, биологическими потребностями, они тоже обусловливают преступные побуждения. И это происходит тогда, когда существует дефицит удовлетворения данного вида потребностей. Остановимся на ряде социальных потребностей и покажем, как они порой становятся побудительной причиной антисоциального, противоправного действия. 1. Потребность в идентификации. Это потребность в чувстве единения с себе подобными, ощущении общности с другими. Потребность принадлежать к определенной социальной группе, стать ее частью, занимать в ней то или иное место, ощущать свою значимость для других, добиться социального признания, завоевать уважение. К сожалению, стремление адаптироваться в этом мире, избавиться от свой изолированности, от чувства одиночества бывает осложнено незнанием "правил игры" в нашем непростом мире. Эта проблема особенно типична для подростков, которые стремятся принадлежать к сплоченной группе своих сверстников, стремятся к групповой поддержке, групповой защищенности. Сегодня многие подростки и юноши становятся членами неформальных объединений. Их влекут туда нетрадиционные цели, богатство внешней атрибутики, простота самоутверждения. Чаще всего эти объединения основываются на культе силы, молодежной агрессивности, на базе увлечения боевыми искусствами. Наиболее распространенной формой агрессивных объединений являются слабо структурированные "дворовые команды", которые известны кровавыми драками. В последние годы появились разнообразные группы, которые являются носителями автократических, национал-экстремистских и других идей. Случается, что этими группами манипулируют организованные преступники. 2. Потребность в самореализации. Это потребность в самовыражении, самоутверждении, потребность проявить себя, показать себя. Данную потребность А. Маслоу называет потребностью в "самоактуализации". Самореализация проявляется в решении узловых проблем личной жизни: в образовании, профессии, работе, материальном и социальном статусе, семье, воспитании детей и т. д. Считается, что самое большое несчастье в жизни — это невозможность состояться как личность. Если индивид не смог реализовать себя, это оказывает разрушающее воздействие на личность человека, это приводит к отчуждению его от господствующих в обществе социальных ценностей, нравственных норм. Происходит смещение в восприятии системы жизненных координат. Выше мы уже ссылались на Маслоу, который говорил: "Человек, не удовлетворенный в своих базовых потребностях, воспринимает мир как вражескую территорию, как дикие джунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами, победителями и побежденными"1.
1 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Том 1. С. 113. Маслоу А. Мотивация и личность. С. 256. Юридическая социология Обида, злоба, боль за несложившуюся жизнь полностью отчуждают такого человека от нормальных людей. И если он от природы наделен неукротимой силой, волей, то он самоутверждается в ином, преступном мире. А если нет, то живет "как трава" или становится бомжем, или кончает жизнь самоубийством. 3. Потребность в более высоком социальном статусе. Это потребность в престиже, в уважении, в социальной значимости, успехе, авторитете, чувстве превосходства. Высокий социальный и материальный статусы имеют большую стимулирующую силу. Они активизируют способности индивида, его интеллектуальные и физические силы, его возможности продвинуться "вверх" по ступеням служебной лестницы. Эта потребность помогает человеку самореализоваться, наполняет его жизнь смыслом, дает ощущение положительных эмоций. Американский социальный психолог Т. Шибутани говорит: "Люди борются за социальный статус, чтобы быть уверенным, что в их обществе к ним будут относиться с достаточным уважением; они борются... за уважение к самому себе"1. Человек с четким и высоким социальным статусом — это состоявшийся человек, а люди с низким социальным статусом — это обычно неудачники. Самореализация требует больших усилий, упорства, воли, целенаправленности в достижении своей цели. Современная социальная культура дает простейшие формы успеха по формуле "здесь и сейчас" в виде внешнего облика: модной одежды, престижной машины, места проживания в городе, загородной виллы. Известно, что' капитал и блистательные карьеры нередко делают не самые способные люди. Стремление к успеху, тщеславие, честолюбие толкают некоторых на преступления. Отсюда подлоги, подделки, хищения документов, обман, лжесвидетельство, присвоение чужого авторства, выдача чужого изобретения или открытия за свое. Американские социологи, анализируя преступления, совершенные лицами высокого общественного положения, бизнесменами и т. д., ввели понятие "преступность белых воротничков". Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность 309 4. Потребность быть лидером, быть первым. Это так называемая "воля к власти". Она проявляется в борьбе, соперничестве, конкуренции, состязательности. Обычно при анализе данной потребности ссылаются на Ницше, который считал, что "воля к власти" есть первооснова всех существ в этом мире, которые соперничают друг с другом. Действительно Ницше говорил, что "глубочайшая сущность бытия есть воля к власти...". Развивая эту мысль он писал: "Все, что делается... может быть сведено к цели умножения власти"1. Следует сказать, что понятие "воля к власти" Ф. Ницше трактовал довольно широко, вкладывая в него мысль об общей побудительной силе к жизни, к существованию. Понятие "власть" мы будем использовать в общепринятом смысле, как право и возможность подчинять своей воле других людей и распоряжаться их поступками. Лидер — это ведущий, руководитель определенной группы, сообщества. Считается, что стремление быть первым заложено в генетической памяти индивида. Но оно развивается и закрепляется на протяжении всей жизни конкретного человека. Лидеров относят к так называемым "сильным типам", к "опережающей группе". Ученые сходятся на том мнении, что таких людей рождается не более 5—10% от всей популяции. Их природные качества являются примером для других: они целеустремленны, фанатично преданны своему делу, отличаются большой работоспособностью и т. д. Лидерство сопряжено с самоутверждением, с конкуренцией, с борьбой. Стремление быть первым порой провоцирует преступления. Об этом, в частности, свидетельствует состояние теневого бизнеса в России в 90-х годах. Конкурентная борьба за раздел и передел сфер влияния вызвала волну заказных убийств. Если в 1993 г. жертвами заказных убийств были 289 человек, то через 5 лет их число удвоилось и в 1998 г. достигло цифры 599 человек. Статистика свидетельствует, что в основе 75.% всех случаев заказных убийств лежит стремление быть первым, убрать тех, кто мешает получить криминальную прибыль в том или ином секторе теневого бизнеса. Мы не склонны упрощать мотивацию преступлений. Любое преступление полимотивированно: здесь есть мотивы и корысти, и мести, и страха, и
' Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 382. Ницше Ф. Воля к власти. С. 317—340.
Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
защиты своих интересов, и ликвидации опасного свидетеля, и убийства безвинных родственников с целью устрашения того, кто не возвращает долг, и т. д. Криминал, порожденный устремленностью, жаждой быть первым, характерен и для политической жизни. Это особенно характерно на крутых поворотах истории и в тоталитарных государствах. Бытует выражение, что "революция пожирает своих детей". Действительно, власть в авторитарных государствах стремится к безграничности, не терпит оппозиции, осуждения проводимой политики. На преступления в политической сфере указывал еще Ч. Ломброзо. Конкретизируя это явление, он говорил, что политические преступления чаще всего распространены среди людей с высшим образованием1. История нашего российского отечества богата преступлениями в сфере политической жизни. Мы укажем на факты нашего столетия. - Сталину приписывают выражение: "Смерть устраняет все проблемы. Нет человека — нет проблемы". Чтобы покончить со своим политическим антиподом Л. Троцким и троцкистским движением, И. Сталин дал указание ликвидировать Троцкого, что и было сделано в 1940 году. Непосредственный исполнитель задания И. Сталина Рамон Меркадер был награжден Звездой Героя Советского Союза. IV. Духовные потребности — это высший вид потребностей. Число духовных потребностей весьма велико, причем не только в смысловой информации, но и в эмоциональном, в эстетическом освоении мира. Это потребность в осмыслении реальности, себя как личности, потребность в системе социальных ориентации и ценностей. Э. Фромм говорил, что человека "толкает вперед потребность придать смысл собственной жизни..."2 Следует сказать, что все по-разному воспринимают и осмысливают окружающий мир. Все по-разному потребляют духовную культуру. И в результате направленность поведения личности бывает разная. Духовные потребности не являются исключением из общей закономерности — их деформация тоже является основой правонарушения. Для подтверждения этого тезиса приведем 1 См.: Ломборозо Ч. Преступление. С. 105. 2 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. М., 1994. С. 234. факты антисоциального поведения членов квазирелигиозного течения "Тайное общество почитателей сатаны". Молодому поколению, входящему в большую жизнь, свойственно искать ответы на вечные вопросы: "Кто я?", "Каков этот мир?", "В чем его смысл?", "Каково мое место в этом мире?". Сегодняшний духовный вакуум и протестное настроение молодежи, ее нигилизм по отношению к моральным нормам старшего поколения и самим устоям общества приводят некоторых в так называемую "церковь сатаны". Эта нетрадиционная псевдорелигия базируется на идеологической основе, утверждающей, что миропонимание старших ложно, что оно изначально было поставлено с ног на голову. Последователи сатаны исходят из того, что Бог напрасно изгнал сатану-искусителя с неба в ад за то, что тот дал возможность первым людям на земле вкусить плод познания. Сатанисты считают, что сатана справедливо восстал против Бога, против христианства, против библейских заповедей. Они считают, что сатана находится в каждом из нас. Они проповедуют крайний эгоизм и индивидуализм и призывают вести себя исключительно так, как самому человеку хочется. Они проповедуют вседозволенность, аморальность, культ насилия. Правонарушения сатанистов лежат в тех жестоких ритуалах, которые они совершают во время своих культовых обрядов. Чаще всего они собираются на кладбищах, у свежих могил. Тут они совершают свои жертвоприношения, убивая кошек, собак, ворон, которых первоначально зверски избивают, мучают, терзают. Помимо животных истязаниям подвергаются и люди, как правило, малолетние дети. V. Потребность в стимуляции, взбадривании — это потребность в алкоголе, наркотиках, курении и т. д. Удовлетворение этой потребности с неумолимой закономерностью приводит к совершению правонарушений и даже преступлений. Данная потребность выбивается из общей системы человеческих потребностей. В науке не только нет единого подхода к характеристике этой потребности, но нет и единства в определении ее названия. Одни считают эту потребность иррациональной, т. е. противостоящей другому ряду потребностей, определяют ее как нездоровую, неразумную. Другие говорят о ее запредельности. Действительно, и это имеет место, т. к. некоторые наркоманы стремятся выйти за пределы самого себя, своего мироощущения, стремятся изменить свое психологическое состояние, уйти в мир грез. Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
В порядке размышления об истоках этой потребности следует сказать, что вообще-то у людей существует природная потребность в эмоциональной стимуляции, если их одолевают эмоциональная апатия, упадок внутренней энергетики, равнодушие, безразличие. Американский футуролог Алвин Тоффлер говорит, что для нормального функционирования психики человека необходим баланс между потребностью в стимуляции и уровнем внешнего возбуждения. Причем внешнее возбуждение должно быть как не слишком низким, так и не слишком высоким. Когда же происходит дисбаланс между степенью необходимой стимуляции и внутренними пределами личности, то перестимуляция порождает эмоциональный стресс, взрыв внутренней энергетики. Чрезмерная перестимуляция может привести к преступлению. Алвин Тоффлер формулирует гипотезу, что перестимуляция "может объяснить, почему беспорядки иногда начинаются даже без серьезной провокации и являются причиной внезапного буйства тысяч подростков, которые крушат стекла и машины тяжелыми камнями и бутылками"1. В XX веке производится огромное количество искусственных стимуляторов — алкоголя и наркотиков — объемы которых исчисляются миллионами декалитров и тонн. Уровень преступности возрос как никогда. Запоями страдал великий врач Востока Авиценна, о котором говорят, что вторую половину своей жизни он посвятил тому, чтобы доказать бесполезность своих медицинских трудов, которые Он создавал в первой половине своей жизни. Неумеренным потреблением спиртных напитков отличался Сократ. Александр Македонский под влиянием опьянения убил своего лучшего друга и умер после того, как 10 раз осушил большой кубок вина2. Джек Лондон и Эрнест Хемингуэй страдали алкоголизмом и покончили жизнь самоубийством в минуты тяжелой душевной депрессии. Лондон принял яд, а Хемингуэй застрелился из охотничьего ружья. Наркотиками злоупотребляли американская киноактриса Мерилин Монро и знаменитая французская певица Эдит Пиаф. Страшным бедствием для России последних лет стало распространение в стране наркотиков. Сколько наркотиков ввозят в нашу страну и сколько людей их потребляет — этого не 1 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 295. 2 См.: Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996. С. 24. знает никто. И только по некоторым данным можно косвенно подсчитать общий вал оборота наркобизнеса. Так, по данным МВД, в 1998 г. у наркодельцов было изъято 40 тонн наркотиков. Считается, что объем конфискованного составляет лишь 7—10% от всего нарковала. Доза наркомана в день составляет примерно 1 грамм героина. Отсюда можно приблизительно определить общий объем возможных наркотиков и количество людей, употребляющих их. По самым скромным подсчетам, сегодня в России употребляют наркотики 10 миллионов человек. Из них 350 тысяч — это жители Москвы. Врачи-наркологи считают, что у наркоманов остается только две дороги: или тюрьма, или могила, т. к. от наркотической зависимости после лечения освобождается лишь 7% наркоманов. Представленная система потребностей — витальные, материальные, социальные, духовные и стимулирующие — позволяет видеть, что между нереализованными потребностями и антисоциальным поведением личности существует взаимосвязь, что неудовлетворенные потребности являются первоосновой отклоняющегося и даже преступного поведения. Было бы неверно представлять, что все богатство и многообразие потребностей в одинаковой мере присуще каждому индивиду. Академик Н. М. Амосов справедливо замечал: "Люди воспринимаются одинаково. В действительности, диапазон различий по набору потребностей и силе характера примерно 1:3"'. Развитие потребностей не может быть одинаковыми в силу социальной среды, условий жизни, в которых происходила социализация личности, а также в силу генетической программы, которая досталась тому или иному индивиду по наследству. В своих выводах,о сущности антисоциальной, криминальной личности мы исходили из общесоциологических знаний о здоровой, нормальной личности, находящейся в системе общественных отношений. Ключом к пониманию поведения пре- 1 Амосов Н. Реальности, идеалы и модели // Наука и жизнь. 1989 г. № 5. С. 67. Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
ступной личности были теории современных социальных психологов, юристов, социологов. Как известно, личность преступника — это частный случай общей социально-психологической структуры человека и "пружин" его поведения. Общую модель психологического устройства и мотивацию здоровой личности мы экстраполировали на антиобщественную личность, для которой характерны отклоняющиеся социальные ориентации, определенные психологические установки и даже закодированные в генах особенности, которые на уровне подсознания проявляются хотя бы в том, что индивид своеобразно воспринимает социальную и психологическую реальность, своеобразно реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, на те или иные социальные ценности. У преступников другие жизненные ориентации, другая система координат, у них другое отношение к жизни, они живут по-другому. Анализируя антисоциальную личность, мы в основном имели в виду криминальную модель правонарушений, хотя, как известно, наряду с уголовными правонарушениями существуют и другие виды правонарушений: административные, трудовые, земельные, гражданские, семейные и т. д. Анализируя мотивационный механизм поведения личности, мы, естественно, не могли оставить без внимания взгляды Чезаре Ломброзо. Минуло более века со дня выхода его работ, но и поныне идет борьба между теми, кто отвергает выводы итальянского психиатра и криминалиста, и теми, кто является сторонниками его теории. Сегодня знания о человеческой природе поднялись на новый, более высокий уровень. На этом витке знаний без обращения к наследию Ломброзо, а исходя из собственных наблюдений такие ученые, как Э. Фромм и А. Маслоу, утверждают, что действительно существует некоторая заданность жизненного пути человека, существует определенная направленность его судьбы. Некоторые отечественные ученые также признают, что каждый человек имеет свой психологический тип, имеет, образно говоря, своеобразную "формулу крови", которая в какой-то мере предопределяет развитие личности: один, скажем, прирожденный любитель женского пола, а другой — примерный семьянин, третий — игрок, четвертый — хвастун, пятый — алкоголик и т. д.1
Исходя из биосоциального понимания сущности личности можно сделать предположение, что существующий сложнейший и уникальный механизм баланса двух факторов: генетического и социального, культурного может быть нарушен и индивид станет структурировать, компоновать, интерпретировать окружающую реальность в русле антисоциальной направленности. Контрольные вопросы 1. В чем смысл всестороннего анализа проблем антисоци 2. Каково Ваше отношение к научному наследию Чезаре 3. В чем отличие социологического подхода при анализе 4. Охарактеризуйте взгляды Э. Фромма и А. Маслоу на 5. Раскройте механизм того, как нереализованные потреб Литература 1. Антонян Ю. М. Психология убийства. М., 1997. 2. Волков Б. С. Мотивы преступлений: уголовно-правовое 3. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. 4. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994. 5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 6. Мотивация личности: феноменология, закономерности и 7. Механизм преступного поведения. М., 1981. 8. Социология преступности (современные буржуазные ' См.: Существует ли судьба // Аргументы и факты. 1999. № 46.
Глава 13. Социология уголовного наказания
Глава 13. Социология уголовного наказания Как известно, юридическая социология — это особая отрасль общей социологии, которая анализирует возникновение и развитие норм права, его социальное действие в реальной жизни и практику правоприменения. Date: 2015-09-24; view: 1668; Нарушение авторских прав |