Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности





Сущность социологического анализа заключается в том, что ученые этого направления не ограничиваются исследова­нием лишь биологических и психологических механизмов пре­ступной личности, а соотносят ее действия с социальными факторами.

История социологического подхода к анализу личности уходит своими корнями к философскому пониманию челове­ческой природы и социальной среды, внешних обстоятельств в жизни личности.

Философы формулировали вопрос о личности следующим образом: "является ли человек по своей природе злым и по-



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


рочным или он изначально добр?" В самой заостренной форме вопрос звучал так: "Люди — это волки или овцы?" А может одновременно: "и волки, и овцы?"

Немецкий мыслитель времен Реформации в Германии XVI века Мартин Лютер был убежден, что человек по своей био­логической природе является порочным и подлым существом. Английский мыслитель XVII века Томас Гоббс считал, что "человек человеку — волк". Французские мыслители эпохи Просвещения придерживались противоположного мнения. Они считали, что человек по своей природе добр. А зло — это следствие внешних обстоятельств жизни. И если улучшить эти обстоятельства, то в человеке непременно победит доб­ро. Точку зрения гуманистов Просвещения принял К. Маркс и его последователи. Естественно, что наша отечественная те­ория права в недавнем прошлом также исходила из этого постулата.

Социологическое направление в анализе этой острейшей социальной проблемы стало развиваться в конце XIX в. У его истоков стояли такие ученые, как А. Кетле — франко-бель­гийский математик, основатель социальной статистики. А так­же французский социолог и криминалист Г. Тард. Эти ученые основную причину преступного поведения видели в социальных, общественных факторах, в условиях жизни людей.

Из современных мыслителей следует назвать Эриха Фром­ма. Э. Фромм в своей работе "Душа человека. Ее способность к добру и злу" (1964) как бы продолжает анализировать узловую проблему философии о природной сущности человека.

Взгляды Фромма характеризуются гуманистической оцен­кой природы человека, хотя он и признает, что "человек об­ладает потенциалом разрушающего насилия"1.

Для юристов эта работа интересна тем, что в ней дается четкая классификация типов человеческого насилия:

а) реактивное насилие;

б) фрустрация как тип реактивного насилия;

в) зависть и ревность;

г) насилие из мести;

д) компенсаторное насилие;

е) садизм;

ж) архаическая жажда крови.


Фромм считает, что каждая конкретная форма насилия проявляется как результат установок, направленности лично­сти, той социальной "программы", которая определяет внут­ренний, духовный мир конкретной личности. А сама направ­ленность является следствием социализации этой личности, следствием сложных жизненных обстоятельств, выпавших на долю этой личности. Образно говоря, в зависимости от этих жизненных обстоятельств в каждом человеке "природа" всхо­дит либо "злаками", либо "сорной травой".

Остановимся на некоторых из указанных типах насилия против личности, чтобы показать взаимосвязь личного, инди­видуального фактора и внешних обстоятельств в преступном поведении того или иного индивида.

1. Реактивное насилие. Характеризуя этот тип насилия,
Фромм пишет: "Под ним я понимаю насилие, которое прояв­
ляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также
собственного или чужого имущества. Оно коренится в страхе...
этот страх может быть реальным или надуманным, осознан­
ным или бессознательным". И далее: "Данный тип насилия стоит
на службе жизни, а не смерти; его целью является сохране­
ние, а не разрушение"1.

Этот тип насилия Э. Фромм назвал "реактивным", т. к. оно проявляется рефлекторно, инстинктивно, из чувства самосох­ранения, ибо: "люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты"2.

2. Насилие из мести. Обычно в уголовном праве рассмат­
ривается проблема кровной мести, которая в России истори­
чески, традиционно характерна для некоторых народов Кав­
каза. Помимо этой традиционной формы насилия Фромм ана­
лизирует насилие из мести, как частный случай преступного
поведения.

Фромм указывает, что потребность мстить обычно обна­руживается у примитивных, ущербных людей, для которых месть является единственно возможным средством для ком­пенсации оскорбленного чувства собственного достоинства или какой-либо потери..


Ситуация усугубляется, если обида или потеря нанесены глубоко ущербной личности. Фромм замечает: "Слабак или


 


1 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 26.


1 Фромм Э. Душа человека. С. 21.

2 Там же. С. 22.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


калека не имеет другой возможности восстановить разрушен­ное самоуважение, кроме как отомстить". И далее: "...зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаж­дой мести"1.

3. Компенсаторное насилие. Анализируя механизм фор­мирования этого типа насилия, Фромм исходит из того, что природа наделила человека базовой потребностью тратиться свои физические и эмоциональные силы. Но в силу различных причин: некоммуникабельности, плохой адаптации, робости, комплекса неполноценности некоторые индивиды не в состоя­нии действовать, проявлять себя, самореализоваться. Они стра­дают от пустоты своей жизни. У них происходит деформация ценностных ориентацией. Крайней формой деформации внут­реннего мира является формирование установки "мстить жизни за то, что она его обидела"2.

Озлобленность порой материализуется в делинквентное поведение. Э. Фромм говорит: "Компенсаторное насилие яв­ляется результатом непрожитой, искалеченной жизни"3. Ко­нечно, как частный случай подобные факты случаются в жизни, но трудно согласиться, что компенсаторное насилие типично.

Нам нет необходимости останавливаться на всех типах насилия, которые представлены в работе "Душа человека". Наша задача увидеть, что истоки и мотивы делинквентного поведения детерминируются единством социального и личнос­тного, индивидуального. Понять, что преступное поведение порождается не самой личностью, не самими внешними об­стоятельствами, а их взаимодействием.

Что здесь главное: личность или обстоятельства? Вероят­но, так ставить вопрос нельзя. Хотя существует мнение, абсо­лютизирующее не только жизненные обстоятельства преступ­ника, но даже конкретную ситуацию, которая нередко про­воцирует действия человека. Некоторые считают, что конк­ретная ситуация определяет 70% делинквентного, преступно­го поведения. Конечно, ситуационный фактор имеет реальное значение. Например, при хулиганских действиях, при изнаси­ловании. Но с другой стороны — направленность личности, ее

1 Фромм Э. Душа человека. С. 23.

2 Там же С. 26.

3 Там же. С. 27.


 


установки, ценностные ориентации играют громадную роль в преступных действиях человека.

Ф. М. Достоевский своими романами "Преступление и на­казание", "Братья Карамазовы" убедительно показал, что состояние сознания преступника — это ядро преступного де­яния. Родион Раскольников — это не банальный убийца, стре­мящийся лишь удовлетворить врожденные физиологические потребности противозаконным путем. Это индивид, считаю­щий, что ему "все дозволено". Его преступление — это свое­образный "бунт" против обычного "хода вещей", установлен­ных "правил игры", против социального уклада жизни, кото­рый не может удовлетворить его базовые потребности.


Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что социологическое исследование истоков и мотивов преступности характеризуется анализом одновременно двух факторов: лично­стного, т. е. индивидуального, и социального, ситуационного.

Определяющим в индивидуальном факторе являются ус­тановки, направленность личности, ее ценностные ориента­ции. Фромм говорил: "Каждый человек движется в определен­ном, избранном направлении... к добру или злу"1.

Эта "направленность" личности зависит от:

а) происхождения личности;

б) воспитания личности;

в) окружающей среды;

г) уровня образования;

д) профессии;

е) возраста, пола, физических свойств.

Наконец, дискуссионным моментом является наследствен­ность, о значении которой вот уже 100 лет после работ Ч. Лом-брозо не утихают споры.

Что касается социального фактора, то здесь важным яв­ляются социальные условия конкретной личности, способствуют ли они удовлетворению ее базовых потребностей или нет.

Если конкретизировать те социальные условия, которые не позволяют нормальным, законным путем реализовать свои потребности, то можно указать на такие факторы:

а) низкое социальное положение;

б) низкий уровень жизни;

в) безработица;

Фромм Э. Душа человека. С. 20.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


г) плохие жилищные условия;

д) миграция;

е) урбанизация;

ж) потребление алкоголя;

з) проституция.

Помимо двух основных факторов — личностного (индиви­дуального) и социального, выделяется еще третья группа фак­торов, которые влияют на преступность. Это так называемые физические факторы:

а) климат, температура;

б) время года.

Классик современной американской социологии Роберт Мертон разработал теорию о типах личности, которая дает нам четкое понимание процессов адаптации людей в обще­стве, понимание линии поведения индивидов, раскрывает ис­токи конфликтов личности с обществом, истоки преступного поведения. В своей книге "Социальная теория и социальная структура" Мертон выделяет пять типов поведенческой реак­ции, когда индивид осваивает социальный опыт, адаптирует­ся, приспосабливается к системе социальных ценностей и норм поведения.

Социализация идет по двум основным направлениям: по отношению к господствующим нормам, культурным ценнос­тям, целям и стандартам и по отношению к средствам, спосо­бам, методам достижения социальных целей.

Адаптация, социализация — это процесс восприятия ин­дивидом социальных установок, это процесс освоения соци­альной роли. Образно говоря, человек учится играть опреде­ленную социальную'роль: или роль законопослушного индиви­да, или роль антисоциальную.

Р. Мертон выделяет 5 типов приспособления в зависимос­ти от того, что конкретный индивид "принимает" и что "от­вергает" из двух социальных координат. Кратко охарактери­зуем эти типы.


Первый тип. Конформистская личность (от англ. conform — согласовывать). Этот тип, приспосабливаясь адаптируясь в об­ществе, принимает безоговорочно:

• образцы духовных, культурных целей, норм, стандартов,

• средства достижения господствующих целей.

Здесь мы можем говорить о так называемом "адаптиро­ванном" человеке.


У нас существует двойственное отношение к этому типу личности. С одной стороны, мы отвергаем безоговорочное и даже бессознательное принятие социальных стандартов, ког­да теряется неповторимость, своеобразие каждого индивида. Но с другой стороны, такой тип приспособления одобряется. Р. Мертон говорит: "Чем больше степень стабильности обще­ства, тем шире распространен этот тип приспособления..."1

Второй тип. Инновационная личность (от лат. innovatio — обновление, нововведение).

Этот тип, адаптируясь в обществе, принимает господству­ющие цели (личный успех, престиж, богатство, власть), но "отвергает", отрицает традиционные пути и средства дости­жения целей. Такой индивид готов рисковать, нарушать сло­жившиеся устои, общественный порядок ради своих целей. Мертон пишет: "...такой человек... приобретает крупное состоя­ние посредством бесчестных и отвратительных средств..."2 Эти слова американского социолога подходят к аттестации поступ­ков "новых русских" в нашей стране.

Третий тип. Ритуалистская личность (от лат. ritualis — обрядовый).

Ритуалисты отвергают господствующие цели. Но они стара­ются соблюдать нормы поведения, установленные обычаи, цере­монии, этикет, т. е. формально они соблюдают господствующие линии поведения, "правила игры". В качестве примера можно привести глубоко верующих людей: они, как правило, не стре­мятся к личному успеху, к земным благам, ибо их цель иная — "небесное благо". Но они не противопоставляют свое поведе­ние той линии поведения, которая господствует в обществе.

Четвертый тип. Ретретистская личность. Изолирован­ный тип (от лат. retratio — уходить, уединяться). Это наиболее редко встречающийся тип личности. Он отвергает господству­ющие цели и господствующие средства достижения общепри­нятых целей. Это апатичная личность, которая уходит из об­щепринятого в жизненном укладе: и от целей, и от средств их достижения. В качестве примера можно указать на линию по­ведения наркоманов, хронических алкоголиков. Такой "уход" может вести и к самоубийству.

1 Мертон Р. Социальная структура и аномия // Соц. исследования. 1992.
№ 3. С. 104.

2 Там же. С. 105.


В прошлом к изолированным типам относились юродивые. Это были не просто блаженные, больные, а вполне здоровые люди, площадные глашатаи.

Пятый тип. Мятежная, бунтарская личность. Такая личность обычно отрицает цели, отрицает и средства, спосо­бы, методы достижения социальных целей. Вместо старых, традиционных целей и средств она выдвигает новые цели и новые способы достижения целей. Мятежная" личность стре­мится заменить господствующие ценности новыми. Р. Мертон пишет: "Мятеж... характеризуется полной переоценкой ценно­стей"1. Такие личности обычно и составляют популяцию анти­социальных индивидов. Их внутренний мир очень точно оха­рактеризовал другой американский социальный психолог Аб­рахам Маслоу. В своей книге "Мотивация и личность" он пи­шет: "...люди по-разному воспринимают физическую, соци­альную и психологическую реальность, по-разному структу­рируют и интерпретируют ее. Человек, не удовлетворенный в своих базовых потребностях, воспринимает мир как вражес­кую территорию, как дикие джунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами, победителя­ми и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежно подчинена потребностям низших уровней, главным образом животным потребностям и потребностям в безопасно­сти"2. Вероятно, более ярче и точнее представить мироощу­щение рецидивиста невозможно.

Естественно, что такой человек, который отвергает и гос­подствующие, общепринятые социальные ценности, и средства достижения целей, такой человек входит в резкий конфликт с обществом. Он не починяется установленным законам, тради­циям, ценностям, ритуалам. Когда мятежная, бунтующая лич­ность не может удовлетворить свои насущные, базовые по­требности законным, социально одобряемым путем, способом, тогда индивид встает на преступный путь их удовлетворения. Р. Мертон пишет: "Мятеж... возникает, когда существующая система представляется препятствием на пути достижения целей... вызывает предрасположенность... к отклоняющемуся поведению". Далее он говорит, что отклоняющееся поведение индивида проявляется особенно тогда, когда складывается си-

1 Мертон Р. Социальная структура и аномия. С. 93.

2 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 256.


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность_______________ 293

туация "завышенных устремлений и ограниченных реальных

возможностей"1

Выводы Р. Мертона о так называемом мятежном типе, ко­торый очень часто оказывается криминальным, о его завы­шенных запросах при ограниченных возможностях, о конфликте между такой личностью и обществом весьма важны для нас.







Date: 2015-09-24; view: 578; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию