Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общесоциологические подходы к наказанию





Важнейшей проблемой юридической социологии является исследование практики уголовного наказания: анализ основа­ний для наказания, его целей и средств, а также результатов карательной деятельности государства, исследование сораз­мерности между составом преступления и мерой наказания.

На основе сравнительного анализа, социологических под­ходов к теории и практике наказания сформировалась специ­альная наука о наказании — пенология.

Из курса общей социологии известно, что социологичес­кие знания имеют три уровня:

1) макросоциологический (общесоциологические теории);

2) средний (специальные или частные социологические
знания, называемые теориями среднего ранга);

3) микросоциологический (конкретные эмпирические зна­
ния, полученные в результате конкретных исследований по
узким, прикладным вопросам).

Данная система применима и к проблеме уголовного на­казания.

Первые работы о целях, средствах и результатах кара­тельной деятельности разрабатывались в общесоциологичес­ком плане. Наиболее значительным среди них было произве­дение Чезаре Беккариа "О преступлениях и наказаниях".

В нем итальянский ученый говорит о необходимости со­размерности между преступлениями и наказаниями, обличает жестокость и произвол юстиции в эпоху феодализма, когда главным в наказании считалось устрашение, удержание пре­ступника от совершения нового противоправного действия. Крайней формой физического удержания от рецидива была смертная казнь. Устрашение, по мнению средневековой юсти-


ции, для других членов общества, собравшихся на площади в момент публичной казни, было прямо пропорционально силе мучительных страданий обреченного на смерть. Вот почему в эту эпоху процветали варварские методы казни: четвертова­ние, колесование, сожжение на костре, в России "сажали на кол" или подвешивали на перекладине металлическим крю­ком за ребро, отрезали уши, вырывали ноздри, выжигали на лбу и на щеках клеймо "КАТ", неверных жен при Иване Гроз­ном живьем закапывали в землю, сексуальных насильников-убийц в Европе подвергали кастрации.

Чезаре Беккариа заложил основу нового взгляда на нака­зание, утверждая, что его цель "заключается не в истязании и мучении человека... а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от свершения того же"1. Идеи Беккариа о соразмерности наказа­ния и преступления сыграли большую роль в формировании буржуазного уголовного права.

Чтобы иметь общее представление о системе наказания в прошлые века, нужно сказать, что еще две тысячи лет назад тюрем и других мест заключения в современном понимании не было. Преступников просто бросали в сырые, грязные, смрад­ные ямы на голодную смерть. Чтобы как-то поддержать их существование, простой люд подавал обреченным милостыню. Система тюрем сложилась тогда, когда государство экономи­чески окрепло и смогло взять заключенных на свое содержа­ние. На Руси ямы заменили тюрьмами лишь в XVIII в. во вре­мена правления Петра I. Они были необходимы, чтобы изоли­ровать преступников, уберечь от них общество.

Помимо широкого применения смертной казни, а также членовредительских телесных наказаний, функции удержа­ния устрашением в прошлые века выполняли пытки подозре­ваемых во время допроса (на Руси пытали на дыбе, били кну­тами, прижигали пятки каленым железом). Побои разных ви­дов остаются и сегодня самой распространенной пыткой на всех континентах, за ними идут пытки электротоком. В Латинской Америке палачи отдают предпочтение методу удушения. Осо­бенно изощренной считается так называемая мокрая пытка: чтобы сломать сопротивление, подавить волю человека, голо-

1 Цит. по: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Здравомыслова Б. В. М., 1996. С. 345.



Юридическая социология


Глава 13. Социология уголовного наказания



 


ву жертвы опускают в ванну, наполненную водой вперемежку с кровью, рвотой и экскрементами. Часто физические истяза­ния сочетают с моральными, например, жертву принуждают наблюдать за изнасилованием или пытками близких людей, а ведь известно, что для некоторых психические пытки зачас­тую превосходят физические.

Исследователь современных форм пыток датский врач Инга Генефке считает, что "цель пытки — держать в страхе, тер­роризировать все общество. Сломанный человек, вернувшись в привычную жизнь, даже если он молчит о том, что с ним творили в тюрьме, создает вокруг себя поле ужаса и устраше­ния. "Вирус сломанной личности", как психическая зараза, рас­пространяется в обществе, парализуя волю людей"1.


В нашем обществе телесные наказания и пытки давно отменены, но истязания людей в милиции и местах заключе­ния нередки. Наиболее распространены "конверт" (дебоширу через спину подтягивают веревкой к голове ноги и закрепляют их в таком положении), "слоник" (на подозреваемого надева­ют противогаз и периодически перекрывают кислород, сжи­мая его трубку), "ласточка" (жертве за спиной связывают руки и за них подтягивают его к потолку).

Огромный вклад в науку об уголовном наказании внес Эмиль Дюркгейм. В своей работе "О разделении общественного тру­да" он сформулировал законы эволюции наказания:

1) жестокость и суровость наказания выше тогда и там,
где общество менее развито и где власть носит абсолютный,
авторитарный характер (действительно, такие варварские
методы наказания, как четвертование, колесование, сожже­
ние, были обыденным явлением в эпоху средневековья, когда
царил произвол властей);.

2) с развитием цивилизации проявляется гуманизация на­
казания: кара, возмездие становятся не такими суровыми и
мучительными, как в предыдущие эпохи. Тенденция гумани­
зации наказания выражается, в частности, в том, что смерт­
ная казнь как крайняя форма возмездия применяется уже не
так широко и не так часто, как в прежние годы. Появляются
новые формы наказания: тюремное заключение, штраф.

Всю свою жизнь Э. Дюркгейм размышлял над вопросами: какие связи объединяют людей в одно целое, что является


основой порядка в обществе и причиной беспорядка в нем? Пытаясь ответить на них, он предложил концепцию коллек­тивного сознания, социальной солидарности. Он считал, что коллективное сознание — это совокупность убеждений и мне­ний, которые разделяют все члены того или иного общества.

По Дюркгейму, один из элементов концепции солидарно­сти — социальный контроль, т. е. здоровое воздействие обще­ства на поведение отдельной личности во имя социального порядка. В целях обеспечения последнего государство исполь­зует "репрессивное право, в котором выражается сила кол­лективного сознания и задача которого — наказывать индиви­да, преступившего обычай или закон". Таким образом, Э. Дюр­кгейм считал, что наказание, лишение свободы есть нормаль­ное, естественное средство социального контроля в обществе. Оценивая его вклад в юридическую социологию, Ж. Карбо-нье указал, что, согласно Дюркгейму, главная функция на­казания — "обеспечить нормальное функционирование обще­ства и должный уровень общественного сознания. Этими сме­лыми по тем временам формулами Дюркгейм диаметральным образом изменил перспективу исследования, переместив ее с преступности на наказание"1.

Эмиль Дюркгейм по праву считается одним из основопо­ложников юридической социологии, социологии уголовного права, т. е. той отрасли права, которая устанавливает принци­пы уголовной ответственности.







Date: 2015-09-24; view: 564; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию