Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общесоциологические подходы к наказанию
Важнейшей проблемой юридической социологии является исследование практики уголовного наказания: анализ оснований для наказания, его целей и средств, а также результатов карательной деятельности государства, исследование соразмерности между составом преступления и мерой наказания. На основе сравнительного анализа, социологических подходов к теории и практике наказания сформировалась специальная наука о наказании — пенология. Из курса общей социологии известно, что социологические знания имеют три уровня: 1) макросоциологический (общесоциологические теории); 2) средний (специальные или частные социологические 3) микросоциологический (конкретные эмпирические зна Данная система применима и к проблеме уголовного наказания. Первые работы о целях, средствах и результатах карательной деятельности разрабатывались в общесоциологическом плане. Наиболее значительным среди них было произведение Чезаре Беккариа "О преступлениях и наказаниях". В нем итальянский ученый говорит о необходимости соразмерности между преступлениями и наказаниями, обличает жестокость и произвол юстиции в эпоху феодализма, когда главным в наказании считалось устрашение, удержание преступника от совершения нового противоправного действия. Крайней формой физического удержания от рецидива была смертная казнь. Устрашение, по мнению средневековой юсти- ции, для других членов общества, собравшихся на площади в момент публичной казни, было прямо пропорционально силе мучительных страданий обреченного на смерть. Вот почему в эту эпоху процветали варварские методы казни: четвертование, колесование, сожжение на костре, в России "сажали на кол" или подвешивали на перекладине металлическим крюком за ребро, отрезали уши, вырывали ноздри, выжигали на лбу и на щеках клеймо "КАТ", неверных жен при Иване Грозном живьем закапывали в землю, сексуальных насильников-убийц в Европе подвергали кастрации. Чезаре Беккариа заложил основу нового взгляда на наказание, утверждая, что его цель "заключается не в истязании и мучении человека... а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от свершения того же"1. Идеи Беккариа о соразмерности наказания и преступления сыграли большую роль в формировании буржуазного уголовного права. Чтобы иметь общее представление о системе наказания в прошлые века, нужно сказать, что еще две тысячи лет назад тюрем и других мест заключения в современном понимании не было. Преступников просто бросали в сырые, грязные, смрадные ямы на голодную смерть. Чтобы как-то поддержать их существование, простой люд подавал обреченным милостыню. Система тюрем сложилась тогда, когда государство экономически окрепло и смогло взять заключенных на свое содержание. На Руси ямы заменили тюрьмами лишь в XVIII в. во времена правления Петра I. Они были необходимы, чтобы изолировать преступников, уберечь от них общество. Помимо широкого применения смертной казни, а также членовредительских телесных наказаний, функции удержания устрашением в прошлые века выполняли пытки подозреваемых во время допроса (на Руси пытали на дыбе, били кнутами, прижигали пятки каленым железом). Побои разных видов остаются и сегодня самой распространенной пыткой на всех континентах, за ними идут пытки электротоком. В Латинской Америке палачи отдают предпочтение методу удушения. Особенно изощренной считается так называемая мокрая пытка: чтобы сломать сопротивление, подавить волю человека, голо- 1 Цит. по: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Здравомыслова Б. В. М., 1996. С. 345. Юридическая социология Глава 13. Социология уголовного наказания
ву жертвы опускают в ванну, наполненную водой вперемежку с кровью, рвотой и экскрементами. Часто физические истязания сочетают с моральными, например, жертву принуждают наблюдать за изнасилованием или пытками близких людей, а ведь известно, что для некоторых психические пытки зачастую превосходят физические. Исследователь современных форм пыток датский врач Инга Генефке считает, что "цель пытки — держать в страхе, терроризировать все общество. Сломанный человек, вернувшись в привычную жизнь, даже если он молчит о том, что с ним творили в тюрьме, создает вокруг себя поле ужаса и устрашения. "Вирус сломанной личности", как психическая зараза, распространяется в обществе, парализуя волю людей"1. В нашем обществе телесные наказания и пытки давно отменены, но истязания людей в милиции и местах заключения нередки. Наиболее распространены "конверт" (дебоширу через спину подтягивают веревкой к голове ноги и закрепляют их в таком положении), "слоник" (на подозреваемого надевают противогаз и периодически перекрывают кислород, сжимая его трубку), "ласточка" (жертве за спиной связывают руки и за них подтягивают его к потолку). Огромный вклад в науку об уголовном наказании внес Эмиль Дюркгейм. В своей работе "О разделении общественного труда" он сформулировал законы эволюции наказания: 1) жестокость и суровость наказания выше тогда и там, 2) с развитием цивилизации проявляется гуманизация на Всю свою жизнь Э. Дюркгейм размышлял над вопросами: какие связи объединяют людей в одно целое, что является основой порядка в обществе и причиной беспорядка в нем? Пытаясь ответить на них, он предложил концепцию коллективного сознания, социальной солидарности. Он считал, что коллективное сознание — это совокупность убеждений и мнений, которые разделяют все члены того или иного общества. По Дюркгейму, один из элементов концепции солидарности — социальный контроль, т. е. здоровое воздействие общества на поведение отдельной личности во имя социального порядка. В целях обеспечения последнего государство использует "репрессивное право, в котором выражается сила коллективного сознания и задача которого — наказывать индивида, преступившего обычай или закон". Таким образом, Э. Дюркгейм считал, что наказание, лишение свободы есть нормальное, естественное средство социального контроля в обществе. Оценивая его вклад в юридическую социологию, Ж. Карбо-нье указал, что, согласно Дюркгейму, главная функция наказания — "обеспечить нормальное функционирование общества и должный уровень общественного сознания. Этими смелыми по тем временам формулами Дюркгейм диаметральным образом изменил перспективу исследования, переместив ее с преступности на наказание"1. Эмиль Дюркгейм по праву считается одним из основоположников юридической социологии, социологии уголовного права, т. е. той отрасли права, которая устанавливает принципы уголовной ответственности. Date: 2015-09-24; view: 564; Нарушение авторских прав |