Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современный взгляд на антисоциальную, криминальную личность
Весь эмпирический материал, все догадки, гипотезы, выводы, теории, накопленные наукой за последнее столетие, свидетельствуют, что при оценке личности правонарушителя следует исходить минимум из двух основных посылок: 1) из биологических особенностей индивида, которые за 2) из социальных особенностей личности, которые прояв Следует признать, что наши правоведы довольно настороженно воспринимают идею о важности биологического фактора при общей оценке индивида. А в недавнем прошлом' мы в угоду господствующей в то время коммунистической теории, которая утверждала, что все зло в человеке является лишь следствием социальных условий жизни, вообще полностью отрицали роль врожденных, наследственных свойств, способствующих совершению преступления. Идеи Ч. Ломброзо считались антинаучными. Огульное отрицание усугублялось неясностью постановки самой проблемы. Те ученые, которые активно исследовали общие социально-биологические проблемы, отрицали какие-либо генетические предпосылки в антиобщественных поступках. Юрист Н. А. Стручков утверждал: "Преступной личности, равно как преступных качеств и свойств личности, не существует, поэтому биологических причин преступности нет"2. Академик П. Н. Федосеев также считал, что 1 Мертон Р. Социальная структура и аномия. С. 94—95. 2 Стручков Н. А. О механизме взаимного влияния обстоятельств, обус Юридическая социология "...нелепо искать корни преступности в биологических качествах человека"1. Н. П. Бочков категорически заявлял: "Преступность не биологическая категория"2. Своеобразным прорывом в отечественных взглядах на проблему взаимосвязи вопросов преступности и генетики явилась совместная работа видного генетика Н. П. Дубинина и известных специалистов правовых наук И. И. Карпеца и В. Н. Кудрявцева "Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения" (1982). Со дня выхода в свет книги минуло более 15 лет. Но и сегодня, в условиях нового информационного поля в нашей стране, в высказываниях видных ученых о взаимосвязи преступности и генетической направленности отдельных индивидов ощущается некоторая недоговоренность. В последние годы средства массовой информации писали, что ученые Запада открыли "ген преступности". Они его называют геном "сверхмужчины". Такой термин придуман, возможно, потому, что по статистике 85% убийц — это мужчины. Однако опираться на сенсационные публикации несерьезно. Но выводы крупных ученых о биологической природе человека с определенной направленностью — это реальность. Об этом, в частности, говорят Э. Фромм и А. Маслоу. Опираясь на эмпирический опыт (оба они определенное время работали практикующими психотерапевтами) и на эмпирические исследования, эти ученые считали, что природная сущность каждого индивида имеет направленность к "добру или злу". Взгляды Фромма по этой проблеме мы уже освещали выше. Сейчас мы остановимся на идеях Маслоу. Если эти идеи представить в самом общем виде, то жизненный путь каждого,индивида или судьба этого индивида, если использовать такое понятие, складывается следующим образом: • изначально базовые основы духовной структуры лич • биологическая природа проявляется во врожденных Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность 295 • врожденные склонности трансформируются в потреб • сложившаяся система потребностей, ценностных ориен Фундаментальным трудом Маслоу, в котором он обобщил свое исследование человеческой мотивации и личности, является работа "Мотивация и личность". В этой и других своих работах он и высказывает свои идеи о предопределяющей роли врожденных позывов, заложенных в индивидуальной человеческой природе отдельных индивидов. Он прямо и четко формулирует свою мысль: "... каждый человек имеет свою собственную сущностную природу, некоторый скелет психологической структуры... Потребности, а также возможности и тенденции развития человека в некоторой степени детерминированы генетически..."1 Далее Маслоу пишет, что сущность человека проявляется, развивается в процессе движения "заложенных в его природе возможностей... ведомых указаниями, намеками и подсказками его собственной природы"2. В другой своей работе "Психология бытия" Маслоу продолжает идею о "врожденных позывах". Он говорит: "Присущая каждому из нас внутренняя биологическая природа в определенной мере является "естественной", врожденной, из-начальной...":! Раскрывая сущность внутренней природы, Маслоу указывает, что "эта внутренняя сердцевина проявляется в форме естественных склонностей, пристрастий или внутренних убеждений". И далее высказывает весьма интересную мысль, как внутренние потенции, образно говоря, "материализуются", превращаются в личностные качества. Он пишет: "По-прежнему остается открытым вопрос, стоит ли включать сюда (т. е. во внутреннюю природу — Авт.) защитные механизмы и механизмы адаптации, "стиль жизни" и прочие черты характера, которые формируются в первые годы жизни. Этот сырой материал очень быстро начинает превращаться в "я", когда он сталкиваются с внешним миром и начинает с ним взаимодействовать"4.
1 Федосеев П. Н. Проблема социального и биологического в философии и 2 Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной ге ' Маслоу А. Мотивация и личность. С. 354. 2 Там же. С. 355. " Маслоу А. Психология бытия. С. 26. 4 Там же. С. 231—232. 11—2837 Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
Чтобы быть более убедительным в своих рассуждениях о том, что разные люди имеют разную биологическую природу, соответственно и разное самосознание и разную направленность, А. Маслоу ссылается на авторитет Э. Фромма: "Тысячу раз прав Фромм, когда говорит о том, что самосознание есть не столько продукт интеллектуального процесса, сколько процесс актуализации всех заложенных в человеке тенденций, активной реализации присущих человеку интеллектуальных, эмоциональных и инстинктоидных потенций"1. Говоря о том, что психологическая жизнь индивида в определенной мере детерминирована генетически, Маслоу резко выступает против крайнего подхода к биологической природе индивида, против абсолютизации роли этой природы, которая чуть ли не автоматически предопределяет духовную жизнь личности. В частности, он критикует теорию инстинктов, особенно в той форме, в какой эта теория представлена в учении 3. Фрейда, который считал, что поведение человека обусловлено "биологической мудростью" организма человека. А. Маслоу пишет: "Теория инстинктов видит в человеке самодвижущуюся систему, она основывается на том, что человеческое поведение детерминировано не только внешними, сре-довыми факторами, но и собственной природой человека; она утверждает, что в человеческой природе заложена готовая система конечных целей и ценностей..."2 В принципе Фрейд не отвергал влияния внешнего культурного фактора на формирование ориентации и устремлений индивида. Он лишь утверждал, что в количественном соотношении влияния приобретенного и унаследованного пальма первенства принадлежит внутренним свойствам. Следует сказать, что проблема соотношения количественных показателей между социальным и биологическим еще не разработана в достаточной мере, тут еще много вопросов. И эти вопросы ждут своего ответа. Здесь нужна своя методика, свои критерии, которые способствовали бы определению количественного вклада двух факторов в систему ценностных ориентации личности, в формирование ее направленности к "добру или злу". Проблема соотношения наследственных свойств человека и его социального "багажа" интересовала многих ученых. Пред- ставители различных наук, школ и направлений по-разному определяли это соотношение. Русский физиолог И. М. Сеченов считал, например, что психическая организация человека на 999/1000 зависит от социальных влияний и только 1/1000 от унаследованных свойств1. Зигмунд Фрейд, как мы уже отмечали выше, наоборот, утверждал, что в самой биологической природе заложен весь механизм внутренней жизни индивида, и этот механизм на уровне подсознания определяет ориентации человека, его направленность, "ход психических процессов". Маслоу высказывается более осторожно. Он полагал, что психологические структуры лишь "в некоторой степени детерминированы генетически". Наши ученые Н. Дубинин, И. Карпец и В. Кудрявцев отвергают необходимость определения баланса, необходимость выяснения количественного соотношения между внешними, культурными и внутренними, унаследованными факторами. Они пишут: "...сам прием количественных сопоставлений "веса" социального и биологического представляется в общем достаточно условным, если не сомнительным"2. Как видим, диапазон мнений по данной проблеме весьма широк и характеризуется крайними точками зрения. Мы готовы высказать свою гипотезу. Нам представляется, что существует баланс двух начал. В принципе их соотношение равное, одинаковое. Все зависит от конкретного этапа жизненного пути личности. На первых стадиях доминирует инстинктоподобная природа потребностей, импульсов, позывов. То есть на начальных этапах в поступках человека больше биологического, врожденного, унаследованного. Затем баланс склоняется в сторону социального, культурного влияния. Эта динамика количественного соотношения между унаследованным и приобретенным является, как мы считаем, общей тенденцией, своеобразным динамическим законом. Что касается природы внутреннего мира антиобщественных индивидов, то она характеризуется тем, что процесс развития как бы застревает на определенной стадии нравственной и эмоциональной незрелости. Конкретная личность остается на низ-1
' Маслоу А. Мотивация и личность. С. 357. 2 Там же. С. 131. 1 См.: Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1952. С. 206. 2 Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, 11* Юридическая социология Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность
ших уровнях мотивационной жизни, где поведение все еще определяется инстинктоподобными позывами, импульсами. Таких индивидов в основном занимает получение непосредственных положительных эмоций, удовольствий из первичного ряда, первичного круга витальных, биологических потребностей. Здесь уместно вспомнить идеи Ч. Ломброзо и Ф. Ницше. Первый говорил о том, что преступник по своей психологической организации атавистичен, что он остановился на низших ступенях своего развития. Идея Ф. Ницше о делении всего человечества на "сверхлюдей" и "недолюдей", развивая в определенной мере идеи Ломброзо, проводит четкую границу между деяниями "преступной личности" и "преступлением по праву сильного". Сторонники теории инстинктов сводят атавизм личности к доминированию лишь инстинкта агрессии. Это неверно. Сама по себе агрессия не является негативным качеством. Об этом убедительно говорит директор петербургского Института мозга человека С. В. Медведев. В одном из своих интервью он полемически спрашивает: "А что человек будет делать без агрессивности... Все качества, которые есть у человека, ему необходимы в жизни... Если какое-то качество убрать, человек окажется ущербным"1. Личность становится опасной при ее общем атавизме, который характерен для широкого круга ее психологической структуры. На основании всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что узловым вопросом в понимании личности является осознание того, что ее поступки детерминируются двумя основными началами: одно — биологическое, другое — социальное. Между этими началам существует динамический, подвижный баланс. Date: 2015-09-24; view: 411; Нарушение авторских прав |