Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины и социальные факторы дсвиантного поведения
На самом высоком уровне обобщения, то есть на уровне социальных систем, этот вопрос нами выяснен: девиантность есть реакция социальной системы на изменения внешней сре-
Юридическая социология ды и выступает способом адаптации к ней. Однако в объяснении индивидуальных, личностных мотивов нарушения норм подобная констатация оказывается недостаточной.
Таким образом, состояние аномии, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен, приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств. Например, рост самоубийств в этом случае связан с тем, что человек остается "один на один" со своей проблемой: он не может приспособиться к новым условиям и утрачивает связь с обществом. Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона. Если Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества, то Мертон распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу. Согласно мнению американского социолога, аномия есть следствие рассогласования между определяемыми культурой ценностями (целями) и социально организованными средствами их достижения. При этом доступ к ценностям через законные средства открыт не всем и зависит от принадлежности индивида к той или иной группе социальной структуры. Например, лица, занятые тяжелым неквали-
Глава 9. Девиантное поведение
Мертон называет пять форм адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Лишь конформизм оказывается не девиантной формой (индивид одобряет ценности общества и достигает их законными средствами). В других случаях человек либо обходит закон и моральные нормы (инновация), либо отказывается от целей как недостижимых, соблюдая при этом предписания общества (ритуализм), либо становится равнодушен к целям и нормам, уходя от борьбы за "место под солнцем" (ретритизм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы (мятеж). Очевидно, что источником рассогласования ценностей (целей) общества и средств их достижения, помимо личностных мотивов, является социальное неравенство людей, о чем Р. Мертон говорит в контексте анализа социальной структуры. Т. Парсонс объясняет аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций, невыполнением ожиданий1. Иначе говоря, поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает двоякой: приспособленческой и отчужденной, а по форме — активной и пассивной. "Приспособленческая активная" ориентация ведет к иновации, "приспособленческая пассивная" — к ритуализму2. Американский социолог А. Коэн, исходя из таких же посылок, что и Т. Парсонс, объясняет индивидуальные мотивы как девиантного, так и конформистского поведения. Он отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что
2 См.: Там же. С. 88. Юридическая социология Глава 9. Девиантное поведение
А. Коэн замечает, что "большинство людей хронически отягощено бременем разочарования и неудовлетворенности, но тем не менее оно продолжает вести себя по-конформистски, так как разочарование и неудовлетворенность легче перенести, чем нравственные сомнения или роли неблаговидного значения":!. Решение индивида — какую форму поведения избрать — зависит от референтной группы, т. е. того сообщества, которое в глазах личности является образцом. Однако, как отмечает А. Коэн, индивид имеет другие варианты решения этой проблемы. Во-первых, он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную. Во-вторых, индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт. Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику по производству абортов, в обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие бы они имели, действуя в одиночку. В-третьих, личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих. Последнее — наиболее трудный жизненный выбор для индивида4. Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения А. Коэн исследует социальные факторы роста отклонений. Важнейшим среди факторов является индустриализация. Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест на всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т. п.1 Все возникающие рабочие места не могут заполнить только представители элиты общества. Следовательно, на творческие и вообще на "теплые места" рекрутируются индивиды из других групп. Это дает надежду тем, кто раньше не имел никаких шансов на улучшение жизни. У людей возникают большие претензии, поощряемые к тому же господствующей идеологией, поскольку экономической системе нужны конкурирующие кадры; а честолюбие — стимул к учебе и погоне за успехом. Однако в действительности возникает противоречие между надеждами, притязаниями и реальными возможностями, которые порождают разочарования, приводящие в свою очередь к ослаблению действия норм и социальных институтов, регулирующих и дисциплинирующих людей, а в конечном итоге — к отрицанию авторитета норм2. Если исходить из анализируемой концепции, то совершенно очевидно, что в СССР, когда "производство" инженерных кадров шло более высокими темпами, чем развитие промышленности, многие дипломированные специалисты оказывались "не у дел", а точнее — занимали технические вакансии, не требующие для исполнения обязанностей высшего образования. Такая ситуация вызывала разочарования, пессимистические настроения, девиантность в форме социального нигилизма и пьянства. А ближайшее будущее России с большой долей вероятности может вызвать подобные настроения в среде выпускников юридических вузов и факультетов, поскольку учебных заведений подобного профиля возникло слишком много, чтобы на всех специалистов, подготовленных ими, хватило престижных вакансий. Также девиантное поведение можно объяснить состоянием социальной неустроенности индивида3. Социальная неустроен-
1 См.: Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и от 2 Там же. С. 529. 3 Там же. С. 530. ' Там же. С. 530—531. 1 См.: Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Амери 2 Там же. С. 292. 3 См.: Гилинский Я. П. Социология девиантного поведения как специаль Юридическая социология Глава 9. Девиантное поведение
Социальная неустроенность может не переживаться человеком остро. Например, многие сельские пенсионеры свыклись с ситуацией, когда их быт обеспечивается лишь самыми элементарными благами. Однако чаще люди так или иначе реагируют на имеющийся контраст в социальных позициях. Формы реагирования разнообразны, в том числе в виде хулиганства как импульсивного протеста. Date: 2015-09-24; view: 463; Нарушение авторских прав |