Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология законодательства
У истоков законодательной социологии стоят Г. Спенсер ("Грехи законодателей") и Ж. Карбонье ("Юридическая социология"). Они считали, что социологи могут содействовать улучшению функционирования законодательных норм. Г. Спенсер подчеркивал, что бедствия, причиненные невежественными законодателями, многочисленнее происшедших из-за невеже-
Юридическая социология ства врачей. Он выявил некоторые "странности" в законопри-менительной деятельности следующего характера1: • законы, издававшиеся против ростовщичества с целью • попытка в 1315 г. ввести законодательно твердые цены • стремление установить жесткие размеры заработной О том, что законодатели могут ошибаться, принимая закон, говорит практика отмены-исправления уже принятых законов и практика "мертвых" законов, т. е. таких, которые приняты, но не работают. Создавать законы для целого народа — это наука и искусство одновременно и ими следует владеть. Законодатель не имеет права приступать к работе при отсутствии знаний о тех социальных процессах, в которые он вмешивается. Он должен понимать структуру общества, ее функционирование, постоянно изучать причинно-следственные связи между людьми, знать, что каждый закон, направленный на изменение человеческого поведения, постепенно изменяет и саму природу человека. Нормативный акт может стать причиной неисчислимых людских бедствий. Примером служит существовавшая в Советском государстве Практика "тайной дипломатии" против граждан, когда не опубликованные нормативные акты ограничивали их права и свободы. Итак, законодательная социология необходима для того, чтобы: • свести к минимуму возможное негативное действие за • изучать условия общественной жизни, причинно-следствен • показать, как влияет закон на судьбы людей; • проанализировать реакцию общественного мнения на за • выявлять общественные сферы отношений, которые тре Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 137 Социологию законодательства можно определить как ком-лекс теоретических и эмпирических исследований в рамках оридической социологии (социологии права), направленных на социологическое обеспечение законотворчества. Принято выделять социологию предзаконодательную, собственно законодательную, послезаконодательную1. Потребность в пред законодательной социологии существует в ситуациях, когда нужно провести зондаж общественного мнения по тем или иным социальным вопросам, требующим законодательного регулирования, а также в тех случаях, когда необходимо подготовить различные категории населения к 1редполагаемым изменениям правового характера. Сфера послезаконодательной социологии связана с изу-зением общественного мнения по отношению к действующему законодательству, эффективности действия тех или иных правовых норм. В прошлом немало реформ было нереализо-вано лишь потому, что власть, издав закон, тотчас же теряла интерес к его дальнейшей судьбе. Чтобы такого не происходило, необходимо после издания нового закона проводить сбор статистических данных и периодические опросы, которые позволили бы выявить масштабы и причины его возможной неэффективности действия. Чтобы преодолеть выявленную таким образом его неэффективность и сделать закон действенным, правительство в зависимости от конкретной ситуации должно использовать такие особые меры, как официальные разъяснения, служебные инструкции, вмешательство прокуратуры, а в особых случаях — новое обращение к законодателю. Социология законодательства в собственном (узком) смысле слова охватывает широкий спектр "социологического обеспечения" законотворчества, включая: прогнозирование потребностей в правовом регулировании; участие в разработке концепции и проекта нормативного акта; научно-практическую экспертизу законопроекта; проведение в случае необходимости законодательного эксперимента; организацию мониторинга и проведение экспресс-опросов общественного мнения по отношению к правовым нововведениям; исследование эффективности действия принятых нормативных актов2.
1 См.: Спенсер Г. Грехи законодателей // Соц. исследования. 1992. № 2. С. 129—136. 1 См.: Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 494. 2 Там же. Юридическая социология Социология сотрудничает с законотворчеством и законо-применением, но не должна смешиваться с ними. С помощью социологии законодательства: 1, Выявляются группы давления, приемы действий заинтересованных лиц при разработке и принятии законопроекта. В данном случае речь идет, в первую очередь, о "лоббизме" т. е. системе и практике реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем Организованного воздействия на законодателя и административную деятельность государственных органов. В советской истории эти процессы были скрыты завесой секретности, а в советологической литературе характеризовались как "схватка бульдогов под ковром". В обществах рыночной экономики получили распространение такие методы воздействия, как "покупка" голосов в парламенте или подкуп чиновников. 2. Исследуются формы и методы сокрытия под деклара 3. Обнаруживаются типичные формы нарушения законов. 4. Осуществляется наблюдение за состоянием "рыночной корзины" нормативных актов. Многими профессиональными юристами делается вывод о том, что в нашей стране не соблюдено одно из основных условий становления и функционирования рынка — его правовое обеспечение. До сих пор в рыночном законодательстве имеет место своего рода правовой беспредел (издано множество отдельных законов, не согласуемых друг с другом, не включенных в единую систему, нередко противоречащих друг другу, что подрывает авторитет права, "провоцируя" нарушение закона у его "пользователей"), а также некритическое заимствова- Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 139 ние, слепое копирование тех или иных иностранных законов, не учитывающих реальные условия и российскую специфику. Новые законодательные акты нередко бездействуют. Существует острая необходимость строгого согласования соотношений публичного и частного права. 5. "Фотографируется" картина состояния юридической системы права, а результаты исследований делаются достоя-=шем общественности и политиков. Так, установлено, что законодательство современной России характеризуется рядом позитивных черт: сняты запреты на инакомыслие, разрешены забастовки, митинги, признана эридическая, материальная ответственность государства перед гражданами (жертвами политических репрессий, пострадавшими от Чернобыльской аварии), узаконена возможность возмещения морального ущерба, предоставлено право гражданам обращаться за защитой в международный суд, установ-пен институт уполномоченного по правам человека. Кроме положительного, в действующей системе законодательства социологами фиксируются и недостатки, такие как: • попытки урегулировать законом не относящиеся к сфе • расширение свободы усмотрения субъектов права; • поиск путей борьбы с трансформацией понятия "свобо • чрезмерная активность ведомств, ибо принятые законы • защита пролоббированных интересов корпоративных групп • нередко декларативный, просветительский характер за Социологическое законодательное исследование бывает различной степени сложности. Наиболее элементарная его Юридическая социология Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 141
форма — "информационное" изучение, т. е. социологическое исследование, данные и результаты которого (они необязательны для применения) могут быть использованы законодателем. Так, социологические исследования показывают, что в пригородах соседи по квартирам охотно общаются между собой, особенно, если у них есть дети. Отсюда можно предложить включать соседей в комиссии по попечительству, цель которых — защита интересов малолетних, определение дальнейшей судьбы осиротевших детей. Пока он не опровергнут последующими социологическими исследованиями, данный вывод может быть положен в основу законодательного решения, в результате которого на свет появится гибкая норма, дающая судье возможность при формировании комиссии по попечительству учесть констатацию социологов. Законодательная социология может воспользоваться и более сложными техническими процедурами, действенность которых не столь непосредственна. Это моделирование и опрос мнений. 1. Моделирование. Создавая законодательную модель, социолог условно полагает, что она уже является законом, и исследует, какие последствия мог бы иметь такой закон. Эти модели сложны, поскольку они должны отражать не только первичные следствия, но и последующие, а также возможные противодействия, переплетения последствий и т. д. Лучшие возможности для моделирования открывают те сферы законодательства, где регламентируемые юридические явления легко допускают квантификацию (подбор эмпирических эквивалентов к теоретическому понятию), например, хозяйственное, финансовое, семейное право (в той части, где оно сопряжено с демографией). Рассмотрим пример из сферы гражданского права. Предположим, законодатель уравнял в наследственных правах законных и внебрачных детей. Это тотчас отразилось бы на завещаниях и дарениях, уменьшило бы количество добровольных признаний отцовства, внебрачную рождаемость, сократило бы число превращений внебрачной семьи в законную. Законодательную модель можно бесконечно уточнять умозрительным путем: логическая конструкция нередко сопровождается математическим уточнением, в том, конечно, случае, когда в каждое звено схемы могут быть включены достовер- ные величины, выведенные из имеющихся цифровых денных. Однако сторонников моделей следует предостеречь от излишне восторженного к ним отношения. Особенно серьезную проблему создает специфика юридических явлений, но не тех, которые сами служат объектом моделей, а скрытых, стоявших за другими социальными явлениями. Так, специалисты по налогообложению и экономисты оказываются вынужденными принять в свои модели в качестве возможных последствий обман, поскольку это характерно для данной сферы отношений. В данном случае из поля зрения ускользает то, что может быть названо пассивной неэффективностью нормы, а эта категория существенна. Когда норма призвана оказывать стимулирующее действие, полагают, что ее реальное применение именно таково, но здесь возможны заблуждения. Другой источник ошибок кроется в том, что, создавая модель, ее авторы обычно предполагают изменение закона, который взят сам по себе, без учета того, что он включен в определенную систему норм и институтов (например, существование двух законов по аналогичным проблемам может привести к ослаблению действия каждого из них). 2. СЬиюс^общественного мнения. Этим способом можно выяснить, что ~думае'т~ йа~се"летге"тг проекте предлагаемого закона. Дело в том, что, соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным. И. Бен-там в свое время заметил, что даже деспоты чувствительны к такому доводу. Опрос общественного мнения, проводимый в национальном масштабе, равнозначен обнаружению той общей воли, которая призвана создавать закон. Конечно, официально проведенный референдум более точно выразит общественное мнение, чем опрос референдар-ного типа, представляющий собой уменьшительную модель настоящего референдума. Очевидно и психологическое различие. Респондент общается с лицом, проводящим опрос, а не находится наедине с собой в избирательной кабине, как происходит при референдуме. Разъяснения "за" и "против", которые респондент получает при опросе, не оказывают на него такого воздействия, как избирательная кампания. Опрос общественного мнения лишь подобие референдума, но конституционный референдум не может быть исполь- Юридическая социология Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 143
зован*для предварительного изучения законодательной проблемы. На данной предварительной стадии полезен эксперимент, призванный выяснить, каково будет избирательное поведение населения при различных вариантах решения этой проблемы. Опрос общественного мнения — наиболее подходящая форма такого эксперимента. Чем больше опрос будет похож на реальное голосование, тем достовернее он окажется. Поэтому при подготовке анкеты следует отдавать предпочтение наиболее просто сформулированным вопросам, на которые можно ответить только "да" или "нет". При определении выборочной совокупности нужно исходить из того, что генеральной совокупностью является все взрослое население, ибо выборка должна репрезентативно представлять избирательный корпус страны. Опрос обнаруживает и некоторые преимущества в сравнении с референдумом. Он позволяет проверить установки различных категорий населения, уделить больше внимания наиболее динамичным категориям — молодежи, городскому населению, работающему, т. е. тем, в отношении кого будет в будущем применен закон, являющийся сегодня лишь проектом. Они равны между собой. Авторитет референдума зиждется на полихинеошм признании правила большикстна"Гсогл"асно которому для утверждения какого-либо законопроекта необходимо, чтобы за него проголосовало более 50% имеющих право голоса. Кроме того, существует и другой подход, по которому закон может быть утвержден, если за него отдано две трети голосов. При этом исходят из того, что с данным числом (две трети) традиционно связывается понятие квалифицированного большинства. Вспомним древнее изречение: "Трое составляют коллегию". Трое — это самая элементарная малая группа, где решение может быть принято большинством голосов. Дигесты устанавливали принятие закона двумя из трех. После третьего Латранского собора 1179 г. правило двух третей стало обязательным при выборах римского папы. Подчеркнем еще раз, что результаты опроса ни в коей мере не обязательны для законодателя, он свободен в своем решении, и имеется немало примеров, когда законодатель занимал позицию, обратную мнению большинства опрошенных. Так, опрос о режиме семейного имущества показал, что все социальные классы, в том числе имущие, считают, что муж должен быть лишен права отчуждать ценные бума-ги без согласия жены. За такое решение высказалось 88% опрошенных французов. Однако Закон 1965 г. не посчитался с этим, ибо, по мнению банков, такое решение повлекло бы. практические неудобства (требование двойной подписи мешало бы быстрому заключению сделок). Экономические интересы перевесили эгалитарные установки населения. Итак, достигнув пределов того, что она может сделать, законодательная социология видит, что ее путь кончается свободой действия законодателя, но это нисколько не преуменьшает ее возможностей1. Высказывания общественного мнения нередко могут показаться противоречивыми, ложными, не соответствующими научным представлениям о предмете суждений. В этих случаях легко поддаться искушению объявить общественное мнение некомпетентным, искаженным идеологическими догмами, примитивными стереотипами обыденного мышления и т. п. Но если социолог за этими противоречиями, несогласованностями сумеет обнаружить реальные коллизии интересов людей, то он найдет в общественном мнении ту истину, в которой нуждается законодатель. Например, при оценке гражданами акта об амнистии, принятого в 1994 г, в нашей стране, более 40% опрошенных заявили, что после амнистии политическая ситуация в стране ухудшится. Авторы закона объявили это мнение некомпетентным, но, как показала жизнь, преступность после издания этого акта возросла. Видимо, отрицательное социально-психологическое значение освобождения правонарушителей не было должным образом учтено инициаторами закона. На наш взгляд, необходимы независимые социологические центры и службы, которые могли бы проводить параллельные исследования по сходной тематике, обеспечивая таким образом взаимный контроль за их результатами. Сегодня же низкое качество исследований создает условия для дезинформации законодателя. Ситуация усугубляется еще и тем, что данные социологических опросов, ставших в последнее время столь модными, широко публикуются как в изданиях См.: Карбонъе Ж. Юридическая социология. М., 1986. С. 338. Юридическая социология массовой информации, так и научного профиля. При этом они зачастую не сопровождаются указаниями на объем выборки, степень возможной ошибки, методы проведения исследования и т. д., что лишает их научного значения. И такие весьма сомнительные сведения, попадая к депутатам, начинают фигурировать в качестве аргументов на заседаниях парламента. Поэтому, как справедливо полагает В. В. Лапаева, столь необходима экспертиза квалифицированными специалистами результатов исследований общественного мнения, осуществляемых в рамках социологического обеспечения законотворчества1. Контрольные вопросы 1. Назовите особенности социологического подхода к изу 2. Что такое "теневое" нормотворчество? Кем создаются 3. Дайте определение законодательной социологии. 4. Раскройте структуру законодательной социологии. 5. Приведите примеры совпадения и расхождения законо Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 145 Лапаева В. В. Обнародование результатов исследования общественного мнения как объект правового регулирования // Соц. исследования. 1998. №,8. Мейхью Л. Социология права // Американская социология. М., 1972. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. М., 1998. Поленика С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Спенсер Г. Грехи законодателей // Соц. исследования. 1992. № 2.. Халфина Р. О. Почему не работает закон // Журнал российского права. 1997. № 4. Литература Грибакина Э. Н. Социологический подход к изучению преступления // Рос. юрид. журнал. 1995. № 4. Законность в Российской Федерации. М., 1998. Гл. 1—3. Карбонъе Ж. Юридическая социология. М., 1986. Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права." М., 1995. Гл. 2. Лапаева В. В. Общественное мнение и законодательство // Соц. исследования. 1997. № 9. 1 См.: Лапаева В. В. Общественное мнение и законодательство // Соц. исследования. 1997. № 9. С. 16—28. Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение
Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение § 1. Изучение правового сознания в социологии Право является неотъемлемой частью жизни общества и поэтому, естественно, в обществе, в составляющих его социальных группах, индивидах, возникает реакция на право, его формы, проявления, которая воплощается в правосознании и поведении членов общества. Она может быть разной, поскольку люди могут воспринимать право как важнейшую часть их взаимодействия, но могут относиться к праву пренебрежительно. Право может иметь разные "отражения" в сознании членов общества, отливаться в разные образы, но оно не может существовать вне правосознания конкретных индивидов, социальных групп. Все члены общества, каждый по-своему, усваивают право. Правосознание — это совокупность знаний, представлений, оценок индивидов и групп по поводу права, его применения, форм выражения. Правосознание складывается с социологической точки зрения под влиянием ряда социальных факторов: исторического опыта общества, социального окружения индивидов, собственного социального опыта отдельных индивидов и групп. Оно сопрягается с социальной структурой общества, приобретает разную наполненность, форму в зависимости от социального субъекта: общества в целом, классов, групп, слоев, отдельных индивидов. Однако прежде чем обратиться к особенностям правовых знаний, представлений, оценок разных социальных субъектов, следует отметить, что правосознание имеет определенную гносеологическую структуру. Выявление этой структуры поможет глубже понять особенности правосознания различных социальных групп. Правосознание, как любое другое (нравственное, политическое и т. д.), имеет два уровня: теоретический и обыденный. Они отличаются объемом знаний о праве, его системностью, степенью понимания правовых фактов, явлений и устойчивос- ти правосознания. Теоретический уровень правосознания охватывает систематизированное научное знание о сущности права, его происхождении, разновидностях, о законности и правопорядке, юридической ответственности, правовом государстве. Теоретическое правосознание рационализировано, построено на логической аргументации, представляет собой относительно непротиворечивую систему взглядов, нацелено на понимание сущности правовых явлений. Обыденное правосознание, напротив, не систематизировано, фрагментарно, состоит из отрывочных знаний, представлений, оценок права и его применения. Эти фрагменты могут противоречить друг другу, сочетаться с "правовым фольклором", который включает неверные суждения, надуманные представления о правовых нормах и законах. Научно-теоретический уровень правового сознания — результат деятельности ученых, профессиональных правоведов. 1х взгляды выражены в научных понятиях, правовых идеях, теориях, которые выработаны в процессе обобщения, изучения, сравнения многовековой и современной юридической практики и теории. Обыденное правосознание складывается на основе текущей, повседневной жизни, общения людей между собой, практического опыта использования правовых норм, эмпирического знания о действующем праве, о юридической ответственности законности. Понятия обыденного правосознания обязательно включают моральную оценку, которая может даже превалировать, так как правовые взгляды на этом уровне обычно далеки от профессиональных. Конечно, это не означает отсутствия моральных оценок правовых явлений у профессионалов, но они руководствуются в первую очередь буквой закона. Обыденное правосознание может в отдельных случаях приближаться к профессиональному. Например, человек становится знатоком жилищного законодательства в силу собственных интересов и личного опыта. Он не имеет специальной юридической подготовки, но на практике приобретает достаточный объем знаний в этой области, навыков по их использованию. Его "научное" правосознание ограничивается представлениями о конкретной социально-правовой практике, остальные области права он представляет так же, как и многие окружающие его люди, в усеченном виде или вообще не имеет о них представления. Юридическая социология Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение
Члены общества на уровне обыденного правосознания могут оперировать теми же юридическими понятиями, что и профессионалы-юристы. Однако нередко для рядовых граждан они не имеют действительного юридического звучания. Безусловно, любой человек в российском обществе отнесет к области права такие понятия, как право, закон, преступление, но не всякий свяжет с правом термины "государство", "гражданин", "президент", "депутат". Хотя они одновременно принадлежат и к праву, и к политической сфере, для многих граждан России они имеют отношение только к политической жизни общества. Мало кто из непрофессионалов свяжет понятия "семья", "свобода", "собственность" с правом, хотя они давно интегрированы в него1. Осведомленность о "юридическом" наполнении тех или иных понятий зависит как от собственной социально-правовой практики индивидов, так и от правовых традиций общества. Следует отметить, что правовые традиции общества влияют не только на обыденное представление о праве, его проявлениях, но и на содержание в той или иной мере правовых теорий, идей, т. е. на научно-теоретический уровень правосознания. Итак, научно-теоретическая и обыденная стороны правосознания в совокупности характеризуют правосознание конкретного общества, отражают каждый по-своему особенности права, его применение. Основатели юридической социологии еще в начале XX в. разделили право на "право в книгах" и "право живое" (в жизни). Аналогичным образом российский исследователь правовых проблем с точки зрения социологии Ю. И. Гревцов различает два вида правосознания: застывшее, материализованное в тех или иных формах (законодательстве, научных доктринах), и живое. Застывшее правосознание он называет вчерашним, подчеркивая его оформленность в виде правовых принципов, концепций, идей2. Живое правосознание — это то, которое функционирует сегодня, регулирует текущие взаимодействия индивидов, групп, организаций, отражает конкретную соци- 1 Такая методика была использована при изучении представлений о праве в совместном российско-французском исследовании в 1993 г. См.: Курильски- Ожвзп Ш., Арутюнян М. Ю., Здравосмыслова О. М. Образы права в России и Франции. М., 1996. 2См.: Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 140. ально-правовую практику. Оно воплощается в правосознании различных социальных групп, отдельных индивидов. Социологическое изучение правосознания предполагает рассмотрение правовых знаний, представлений, отношения к праву, закону различных социальных групп. Каждая из групп в социальной иерархии занимает определенное положение, которое обусловливает их различия в понимании прав, свобод, в оценках действующего законодательства и т. д. К числу наиболее осведомленных относятся предприниматели разного ранга (крупные, средние, мелкие), чиновники, обслуживающие законодательную и исполнительную власть, хозяйственная и политическая элиты, поскольку им практически ежедневно приходится сталкиваться с правовыми нормами, их применением на практике. Правовыми знаниями обладают вследствие своей профессиональной деятельности руководители государственных предприятий и менеджеры коммерческих предприятий и фирм. Знания перечисленных социальных групп имеют выраженную практическую направленность. Социальная роль, поле социальной активности группы формируют ее правосознание. К сожалению, в последние 10 лет в нашей стране социологами практически не изучались особенности правосознания разных социальных субъектов (групп, коллективов, классов). В условиях современной России члены разных социальных групп (больших и малых) получили возможность достаточно активной социально-правовой практики. Например, приватизация, появление института частной собственности расширили сферу действия гражданского права и соответственно представления социальных субъектов о нем. Естественно, что формирующийся класс собственников должен был пройти правовой ликбез, получить представление о субъектах и объектах гражданского права, о праве собственности и его защите и т. д. Прямые носители "рыночного начала", как назвала их академик Т. И. Заславская, образовали особую социальную группу со своим правосознанием, в котором присутствуют элементы научно-теоретического правового знания, почерпнутого из гражданского, административного и других отраслей права. Социально-правовая практика бизнес-слоя, менеджеров, работников торговли и сервиса, ряда других слоев данной группы побуждает часть из них получать профессиональную юридическую подготовку. Мы не рассматриваем здесь, как и в ка- Юридическая социология Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение
ких целях они будут использовать полученные знания, мы лишь констатируем факт появления слоя, ориентированного на знание правовых норм в своей деятельности. Правовой "ликбез" по конституционному праву проходят профессиональные политики, участвующие в выборах в органы государственной власти разного уровня, члены их избирательных команд. Как субъекты политических отношений они выполняют свои функции в рамках определенной правовой базы. Знания в той или иной области права обусловливаются видом деятельности социальной группы или отдельного индивида. Поэтому правовые знания могут быть разными по объему и систематизированности, сочетаться с очевидно неюридическим знанием, т. е. быть двойственными по содержанию. Правовая социализация через приобретение большего или меньшего объема правовых знаний, их применение на практике охватили в неодинаковой степени различные слои российского общества, пенсионеров, призывников, военнослужащих, наемных работников, руководителей предприятий, сдающих в аренду помещения, налогоплательщиков, заполняющих налоговую декларацию, и т. д. Точнее было бы сказать, что изменился не только объем правовых знаний разных слоев общества, содержательная сторона этих знаний, но и мотивы получения знаний о праве. Социологическое изучение правосознания предполагает не только констатацию элементов правовых знаний, взглядов, идей, представлений, мнений. В зависимости от преобладания определенных идей, мнений можно судить о направленности состояния правосознания. Проследив его динамику, можно сделать вывод о типе правосознания. До недавнего времени в правосознании большинства членов российского общества право ассоциировалось с законом, с его императивной формой. Люди знали о наличии в законе приказа действовать тем или иным образом под угрозой санкции, запретов, нарушение которых имеет неблагоприятные последствия. В сознании рядового обывателя или занимающего какой-либо пост чиновника законы отождествлялись с формулой: "не делай так, иначе...". Знание и представление об императивной форме закона были доминантой состояния правового сознания в дореформенный период. Более того, закон на уровне обыденного сознания зачастую сливался с уголовным законом. В гораздо меньшей степени он воспринимался в другой ипостаси, как дающий права, правомочия, гарантии. И это несмотря на то, что именно в данном качестве закон охватывал достаточно большое число взаимодействий в обществе. Косвенным подтверждением доминанты императивности закона в правосознании могут служить представления российских подростков о законе как о "правилах, которые не надо нарушать"1. В настоящее время происходит медленное изменение представлений о праве среди различных категорий населения. Понимание закона как императива дополняется осознанием того, что право и закон — это регулятор множества отношений в обществе: между слоями, группами, организациями, конкретными индивидами в разных сферах жизнедеятельности. В результате начинает формироваться иная модель правосознания и правового поведения. Правовые знания, информированность о нормах разных отраслей права, о деятельности органов юстиции составляют только одну грань правосознания, на основе которой нельзя дать полную характеристику правосознания какого-либо социального слоя, группы, отдельного индивида. Кроме указанных знаний правосознание включает отношение к различным правовым явлениям: к праву в целом, его принципам, идеям, требованиям конкретных норм права, деятельности законодательных и правоохранительных органов, законности и т. д. По тому, как относятся граждане к праву (как к чему-то необходимому или чуждому, реальному или мнимому), можно судить о социальном престиже права в обществе. Определенное отношение к праву и закону входит в мотивацию правового поведения людей. Важно не только читать и знать, но и чтить уголовный кодекс, как говорил великий комбинатор Остап Бендер. И не только уголовный. И не только выражать почтение к закону, но и ориентироваться на правовые нормы. Оценка правовых явлений, мнение о них характеризуют качественное состояние правосознания отдельного индивида, группы или общества. Доминанта позитивных либо негативных оценок права и закона детерминирует тип правосознания. Не располагая надежными данными исследований правосознания современных россиян, трудно выделить доминирую- 1 См.: Курильски-Ожвэн Ш., Арутюняп М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции. С. 37. 6 — 2837 Юридическая социология Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение
щее в обществе отношение к праву, но можно назвать его характерные особенности. Одна из них связана с историческим наследием, с тем, что право в России — и царской, и советской — не относилось к разряду первостепенных социальных ценностей. Право не вошло в социокультурную сферу населения, как это произошло в ряде европейских стран. В царской России право "находилось в наибольшем загоне" из всех культурных ценностей даже у интеллигенции, о чем с горечью писал Б. А. Кис-тяковский в сборнике "Вехи"1. Он подчеркивал равнодушие русской интеллигенции к правовым вопросам (к правам личности, объективному правопорядку, к гражданскому суду) и указывал, что правовые темы оставались предметом интересов только специалистов. Причем и они, как ни странно, страдали известной ограниченностью. Так, видный юрист К. Д. Кавелин был равнодушен к гарантиям личных прав, не понимал правового значения конституционного государства. Демократические писатели XIX в. видели причину убогого состояния правосознания российского общества в правовой незащищенности, неравенстве перед судом, народной ненависти и пренебрежении им. Люди, принадлежащие к разным сословиям, одинаково обходили или нарушали закон. По словам А. И. Герцена, аналогичным образом поступало правительство. Правосознание русского общества было на чрезвычайно низком уровне. Несмотря на реформы 1861—1864 гг., власть права была мало знакома России. В обществе не было привычки обращаться к праву, к закону, но существовал "поиск правды", формировавший петиционное сознание. Советское общество продолжало воспроизводить пренебрежительное отношение к праву, хотя в иной трактовке: право расценивалось как "буржуазный пережиток". В условиях административно-командной системы, где государство выступало работодателем, "отцом-благодетелем", сохранялась низкая оценка права, правовой защищенности. Сознание самых разных слоев общества по-прежнему носило "просительный характер. Неотчуждаемые личные права и свободы оставались абстракцией, мало кто осознавал их "как систему полномочий 1 Кистяковский Б. А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 123. для действий в целях самоопределения". Правовой нигилизм подкреплялся репрессиями, господством "презумпции виновности", идущей от Вышинского, "позвоночным (по телефонному звонку) правом", т. е. всем тем, что не позволяло сделать закон общей для всех точкой отчета в поведении. Советская юридическая система отдавала приоритеты политической целесообразности, правовое сознание советского человека было неразвитым. Традицию равнодушного отношения к праву унаследовало российское общество 90-х годов. Смена ориентации с бесправия на господство права и закона, провозглашенная "сверху", не смогла быстро (автоматически) изменить сформированное в обществе отношение к праву. "Валовой" подход к законотворчеству, принятие законов без прописанных механизмов их реализации либо непродуманных, неисполнение законов, кризис законности на всех уровнях, расхождение законов и конкретизирующих их актов, развал производства и исчезновение действительно экономического стимулирования производителя, сомнительность правомочий наемной рабочей силы, нарушение прав граждан не способствуют преодолению негативизма по отношению к праву и закону. Российское общество нуждается в формировании нормального представления о праве, законности, правовой справедливости. Утверждение высокого социального статуса закона и права возможно только через создание условий для реального верховенства закона как регулятора социальной жизни и через превращение права и закона в реальную коллективную и индивидуальную ценность, в реальный ориентир поведения для всех, начиная с правительства и кончая рядовыми гражданами. Нередко граждане, даже зная о существовании правовых регуляторов, относятся к ним как к чему-то далекому, не имеющему отношения к их повседневной жизни. Изучение правосознания подростков в г. Курске1 показало следующее: подростки имеют ограниченные знания правовых норм; не умеют сопоставлять свое поведение с требованиями закона и 1 Исследование проводилось сотрудниками Курского госмедуниверситета среди воспитанников ВТК для несовершеннолетних, учащихся ПТУ, центра реабилитации подростков и общеобразовательной школы. См.: Государство и право. 1997. № 10. Материалы конференции "Права человека в условиях становления гражданского общества". Курск, 1997. Юридическая социология Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение
поэтому оценивают ряд правонарушений как шалость; имея правовые знания, не умеют их использовать; при оценке противоправного поведения руководствуются не нормой закона, а мотивом действия (например, кражу денег оправдывают желанием кому-то помочь). Особенность современного правосознания российского общества заключается в парадоксе между правовым нигилизмом, отторжением от права как регулятора отношений, неприятием права и престижностью юридических профессий. Конкурс в юридические вузы в последние 7—8 лет был достаточно высок (5—б и более человек на место). Право еще не стало одной из первостепенных ценностей, необходимых для повседневной жизни, вплетенной в ткань правосознания и поведения групп, отдельных личностей, но оно приобрело значение как важный фактор социальной мобильности. Юридическое образование, приобщенность к юридической системе рассматриваются как достаточно высокие статусные характеристики. Юридические профессии (хотя и в разной мере) в общественном мнении связываются с приличным доходом, с определенным объемом властных полномочий, позволяющим влиять на поведение людей, с особым родом знаний, выделяющих его носителей среди других социальных слоев. Возросший за последние годы престиж юридических специальностей можно вместе с тем оценить как сдвиг общества к праву, несмотря на то, что социальная, культурная среда не содержат привычек и традиций, поощряющих обращение к нему. Переходный период в развитии общества обозначил потребность в правовом регулировании всей системы общественных отношений, которая может удовлетворяться при наличии специальных групп людей, обладающих профессиональными юридическими знаниями. В настоящее время в России идут одновременно два процесса: складывается социальная структура постсоветского общества и формируется правовое сознание социальных групп как "старых", унаследованных от советского общества (рабочих, крестьян), так и "новых", появившихся в результате экономических и политических изменений. Отсюда возникают сложности изучения еще не оформившегося правового сознания. К ним добавляется отсутствие заказа на подобные исследования, а, следовательно, и материального их обеспечения. В 1993 г. было проведено совместное российско-французское исследование правового сознания подростков России и Франции1, принадлежащих к разным социальным слоям. Безусловно, представления подростков о праве несут отпечаток социального окружения, но использовать результаты данного исследования и экстраполировать представления тинэйджеров о праве на социальные страты, к которым они принадлежат, можно с большой осторожностью. Представления, ценности людей с возрастом претерпевают изменения, и порой значительные. Поэтому воспользуемся лишь примером, касающимся русской модели закона и справедливости. Эти две категории (вместе с ответственностью) составили ядро правового сознания подростков из трех социальных групп: рабочих, служащих (средняя группа), интеллигенции и высшего слоя (привилегированная группа). Подростки из третьей группы рассматривают закон как официальный кодекс и правило социального поведения, в меньшей степени воспринимая его как "криминальный", они концентрируют свое внимание на подчинении закону. Средний слой связывает закон с обязательностью и охранительной функцией, указывая, что он включает приказы и запрещения, но он же чаще других отмечает, что закон гарантирует защиту от анархии, и отождествляет его с властью. Подростки из рабочих подчеркивают императивную сторону закона, воспринимают его как официальный письменный текст и совершенно не говорят о законе как гарантии общественной безопасности, противостояния анархии. Справедливость для российских подростков является по преимуществу моральной ценностью. В большей степени юридически окрашенные определения справедливости были отмечены у выходцев из рабочих. Таким образом, социальная среда обусловливает различия в восприятии и оценке правовых явлений, изучить которые у взрослой части основных социальных групп России еще предстоит социологам. Сегодня можно выделить такие компоненты моделей правового сознания, имеющие различную содержательную направленность у разных социальных групп и индивидов, как: • знания о праве как регуляторе общественных отношений; См.: Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции. Юридическая социология Глава 8. Правовое сознание и правовое поведение
• представление о собственных правах и свободах, ответ • отношение к правовым явлениям (к праву в целом, к • оценка своего правового положения, действующего за Date: 2015-09-24; view: 2710; Нарушение авторских прав |