Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика социальной нормы и девиантного поведения





Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от каких-либо норм. Для того, чтобы говорить о содержании де-виантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.

Норма рассматривается различными науками. В социоло­гии ей уделяется значительное место. Понятие нормы счита­ется социологами едва ли не центральным, ключевым в соци­ологической науке.

Социальная норма понимается как исторически сложив­шийся в данном конкретном обществе предел, мера, интер­вал допустимого (дозволенного или обязательного) поведе­ния, деятельности людей, социальных групп, социальных орга­низаций1.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделя­ют на официально установленные и фактически сложившиеся.

Первые — это те нормы, которые создаются законодате­лями либо другими уполномоченными на то лицами. Нормот­ворчество воплощается здесь в своде юридических законов, административных актах, должностных инструкциях, прави­лах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях, уставах общественных организаций и т. п.

Фактически сложившиеся нормы — это те правила, ко­торые возникли стихийно либо в процессе исторического раз­вития общностей, либо под воздействием какого-либо стече­ния обстоятельств. К разряду подобных норм относятся обы­чаи, традиции, нормы морали и этикета. Под влиянием жиз­ненных обстоятельств возникают нормы временного действия, которые, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются. К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относят-


ся, например, так называемые "возникающие нормы" Р. Тер­нера, которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе. Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т. е. к новому образу действий и норм.

Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей. В этом случае можно выделить:

• нормы — идеалы;

• нормы — образцы поведения;

• профессиональные нормы;

• статистические нормы1.

Известно, что идеал недостижим, однако ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсо­лютным значением для индивидов или групп, которые стре­мятся совершенствовать себя или свою деятельность. Образец в отличие от идеала играет роль средства для достижения ка­кой-либо цели. Имеется немало образцов поведения, отступ­ление от которых не вызывает осуждения окружающих. Ин­дивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями. Например, не все выпуск­ники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно кото­рому необходимо поступить в вуз. Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполне­ние служебных обязанностей. Наконец, статистические нор­мы выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий2. Например, для большинства супружеских пар Рос­сии является нормой иметь одного-двух детей. Каждое обще­ство имеет средний показатель рождаемости, смертности, до­рожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, раз­водов и т. д. Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.

Существует диалектика норм общества, их взаимный пе­реход и противоречие. Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответ­ствовать друг другу. Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нор-


 


1 См.: Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специаль­ная социологическая теория // Соц. исследования. 1991. № 4. С. 74.


1 См.: Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф., Матюшкина М. Д. Социальная норма
и возможности ее измерения // Соц. исследования. 1999. № 1. С. 97—98.

2 Там же. С. 98.


 

Юридическая социология

мы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т. п. Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных. Так произошло в нашей стране на рубеже 80— 90-х годов, когда перепродажа товаров народного потребле­ния была узаконена.

Большинство социальных норм складывается как резуль­тат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Нормы облег­чают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов. Однако отра­жение объективных закономерностей может оказаться неадек­ватным, искаженным или вообще противоречивым. В этом слу­чае установленная норма окажет тормозящее, дезорганизую­щее действие, и выходом из ситуации станет отклонение от нормы. Получается, что анормальной является норма, а отклю­чения от нее — нормальны. Иногда такое происходит вслед­ствие волюнтаризма законодателей, когда официально закреп­ленные нормы нарушают функционирование системы. Это, на­пример, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по прода­же алкоголя. Это также попытка некоторых теоретиков оправ­дать взяточничество (конец 80-х — начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.


Далее следует отметить, что нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерва­тизму. Однако социальные системы как под воздействием внеш­них, так и внутренних процессов изменяются. Нормы, адек­ватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы. Только откло­нение от них дает возможность выйти из затруднительного положения. Проходит время и отклонение превращается в нор­му, норма — в отклонение.

Теперь непосредственно переходим к анализу девиантно-го, т. е. отклоняющегося, поведения. Средства массовой инфор­мации обращают внимание чаще всего на крайние формы де­виаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства. Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления. Об этом речь впереди; Сейчас обратим внимание на то, что девиантность -


 

 

Глава 9. Девиантное поведение

оценочное понятие. Одни формы поведения одобряются, дру­гие, наоборот, осуждаются группой или обществом.

Представления людей о "позитивном" и "негативном" не являются постоянными величинами. Они меняются как во вре­мени, так и в пространстве.

Изменения во времени означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую — как негативный. Напри­мер, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества, сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впро­чем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.

Изменения в пространстве необходимо рассматривать в контексте культур.

Изменения в физическом пространстве касаются разли­чия культур народов. Например, как утверждает американс­кий социолог Н. Смелзер, в небольшом городе Канзасе про­ституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она уза­конена, но не вызывает одобрения, в Париже — легальная и не вызывает осуждения1.

Различие оценок девиантности в социальном простран­стве понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество. Например, мел­кое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением "истинно мужских" качеств, а взрос­лые имеют совершенно иное мнение об этом. Сквернословие является нормой в солдатской среде, но неуместно в общении преподавателей.

Таким образом, норма и девиантность — явления весьма относительные.







Date: 2015-09-24; view: 465; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию