Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовые уроки кризиса российских реформ
Решения Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 г. стали критической точкой отсчета системного кризиса в России и исторической границей реформирования экономики и общества, начало которым было положено в 1992 г. Безусловно, можно выделить политические, экономические, исторические, духовные основы кризиса российского общества. Мы остановимся лишь на правовых аспектах неудач в проведении реформ. Неэффективность проводимых правительством мер по преодолению кризиса в отечественной экономике во многом порождена слабостью правовой системы. Выбраться из сложившейся ситуации не удастся, если не будет сильного в правовом смысле государства и действующего на практике законодательства.
1 Лунеев В. В. Преступность в России при переходе от социализма к ка 2 Там же. 1 См. подробнее: Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Соц. исследования. 1997. № 4. Юридическая социология Глава 6. Право и общество
С политико-социологической точки зрения корни кризиса связаны с отсутствием в российском обществе общественного договора — жить по праву. Общество платит налоги государству с тем, чтобы оно обеспечивало общественные нужды и защищало права человека. Увы, такого общественного договора в нашей стране пока нет. Государство проталкивало реформы, которые многими гражданами страны не были приняты, поскольку изменившиеся социально-экономические условия вытолкнули их за грань мало-мальски приличного существования. Одновременно с этим методы, которыми была проведена приватизация в пользу "избранных", создали искусственным образом деление общества на супербогатых, бедных и обездоленных. Причем последние составляют подавляющую часть общества. Такие реформы углубили раскол между обществом, с одной стороны, и государством, с другой. Многие граждане России привыкли смотреть на государство или как на нечто отдельное от общества, живущее своей жизнью, или же как на большой собес. Денег у государства не стало, а поэтому и помощи от "государства-собеса" ждать не приходится. Отсюда человек, не видящий смысла в государстве, первым делом перестает платить ему налоги. Такая позиция в нашем обществе стала широко распространенной. И это очень опасно. Отказываясь платить налоги государству, и крупные, и мелкие предприниматели перестали проводить расчеты как положено между собой, предприятия не возвращали кредиты банкам, банки обманывали вкладчиков. Пример же необязательности преподало государство, не платя предприятиям за поставленную продукцию, в частности, предприятиям оборонного комплекса, задерживая выплату заработной платы бюджетникам. Эта цепочка безответственности по отношению друг к другу раскручивалась, она "разорвала" правовое поле, несмотря на формально существующие правовые институты, законодательство, и создала ситуацию, в которой часть граждан отношения между собой улаживали неправовыми способами. Некоторые обязанности государства стали перетекать в криминальные структуры. И прежде всего обязанности по исполнению договоров и взаимных обязательств. Неисполнение государством своих функций, неприменение им законов нетерпимо. Есте-' ственно, все это стало размывать государство и общество. Жизнь показала, что отсутствие сильного правового государ- ства, способного обеспечивать действие своих законов, сделано фактически невозможным нормальное функционирование экономики. Таким образом, кризис в нашей стране имеет "правовую составляющую", заключающуюся в том, что вне устойчивой правовой системы, вне реально действующего права невозможно на практике добиться хоть какого-нибудь социально-экономического прогресса. Контрольные вопросы 1. Назовите черты права как социального явления. 2. Что понимается под правом как социальным институ 3. Что понимается под дисфункциями социального инсти 4. Какие выводы можно сделать относительно функцио Литература Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998. Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. Законность в Российской Федерации. М., 1998. Зборовский Г. Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1999. Раздел IV. Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995. Гл. 2, 3. Облонский А. В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1996. Разд. 2. Гл. 7—9. Социология. М., 1996. Гл. 7. Тадевосян Э. В. Социология. М., 1998. Гл. 8. Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс § 1. Социологический подход к изучению правотворческого процесса Правотворчество — многоуровневый процесс. В нем можно выделить два направления: официальное правотворчество и "теневое" нормотворчество. 1. Официальное правотворчество. Это государственная и общественная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм. Частью правотворчества является собственно законодательная деятельность (законотворчество), но какова же роль социологии в этом деле? Во-первых, социология призвана выявить и обосновать систему социальных факторов (экономических, природно-гео-графических, экологических, демографических, политико-правовых, идеолого-психологических), влияющих на официальную правотворческую деятельность^. Причем важно учитывать, что социологические аспекты правотворческого процесса прослеживаются по этапам создания нормативного акта. Так, на стадии подготовки текста нового акта следует изучить, в какой степени на содержание нормативного проекта влияют интересы, мнения, традиции, свойственные различным группам населения, в том числе и представленным в государственных учреждениях. На стадии обсуждения проекта необходимо исследовать, какова активность граждан в его обсуждении, какие классы, слои, социальные группы высказывают замечания и предложения к проекту и в чем они заключаются; в какой мере эти замечания учитываются в ходе и результате обсуждения. Социологами, например, специально разработана структурно-функциональная схема, так называемой паспорт-фактор, с помощью которого возможно выявление количествен- 1 См.: Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации М 1996 С. 76—110. Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 131 ных характеристик, которые относятся к действию различных социальных факторов, их числу, направленности и мощности влияния. По данному паспорту эксперты могут установить это влияние как сильное, слабое или среднее, исходя из того, реализовано или нет в подготавливаемом проекте отражающее это фактор предложение. Действие фактора может определяться экспертами так же, как позитивное или негативное, в зависимости от того, способствовало оно или препятствовало достижению целей, стоящих при подготовке проекта данного нормативного акта. Во-вторых, социологи могут изучать и давать практические рекомендации по остро стоящей проблеме с подзаконными актами. Дело в том, что подзаконные акты издаются во исполнение законов и не должны создавать новые нормы, регулирующие поведение многих людей. Однако указы, декреты, инструкции, приказы имеют видимость закона, с их помощью можно утверждать,- допустим, новые, незакрепленные в компетенции и неоплачиваемые обязанности индивидов. "Никто даже приблизительно не может назвать число таких актов: десятки, даже сотни тысяч. В них не сориентируется и специалист"1. Никакой государственной статистики по этому вопросу не ведется. Социологи, пытающиеся изучить положение дел, не всегда допускаются, например, к фондам ведомств. А между тем многие из приказов, инструкций, распоряжений имеют тенденцию приобретать общеобязательный характер, т. е. распространять свое действие не только на работников данного ведомства, но и на другие группы людей и отдельных граждан. Декреты, указы и прочие подзаконные акты позволяют руководителям молчаливо присваивать право законодателя (государства), наступать на права исполнителей, ограничивать их фактическую свободу, а равно вершить насилие над людьми. Историки, социологи, юристы, изучая время политических репрессий в нашей стране, приходят к выводу, что эта система насилий вершилась в значительной части на основе подзаконных актов2. В качестве примера подзаконного акта, на основании которого была раскручена спираль произвольного насилия над 1 Подзаконный акт // Известия. 1986. 17 окт. С. 3; "Подзаконное право" в 2 См.: Лунеев В. В. Политическая преступность // Государство и право.
Юридическая социология людьми, можно назвать постановление Президиума ВЦИК СССР "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" от 1 декабря 1934 г. В нем, в частности, предусматривалось сокращение сроков следствия по этим делам, рассмотрение дел без участия адвоката и прокурора, недопущение обжалования приговоров и подачи ходатайств о помиловании. В результате дела лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по этому постановлению, стали рассматриваться во внесудебном порядке, с применением высшей меры наказания, а в связи с большим числом таких дел наказание проводилось по спискам. В-третьих, социологов также интересует степень воздействия стратификации общества на правотворческий процесс. Л. Мейхью отмечает, что социологу мало знать, что в правовой системе США существует право быть судимым судом присяжных. Он стремится установить, каких людей и из каких социальных слоев включают в коллегии присяжных и каким образом присяжные организуют свою работу. Ему важно знать, при каких обстоятельствах присяжные пытаются применить формальное право, а при каких — полагаются на свое интуитивное чувство справедливости. Исследования показывают, что стратификация общества воспроизводится в составе присяжных и через их суд влияет на правотворческий процесс. Например, лица, принадлежащие к среднему классу, имеют больше шансов попасть в списки присяжных, а оказавшись в составе коллегии присяжных, быть избранными ее старшиной, вследствие чего значительнее воздействовать на правотворчество1. Американские социологи доказали, что организованные групповые интересы играют важную роль в определении того, какие спорные вопросы передаются для рассмотрения в правовые органы2. Так, на область права, регулирующую расовые отношения в Соединенных Штатах, значительное влияние оказали стратегические планы Национальной ассоциации содействия процессу цветного населения. Эта ассоциация подбирала судебные дела в такой последовательности, чтобы выставлять принципиально новые требования, стимулируя раз- Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс витие правотворческого процесса по проблемам национальных и расовых отношений. Менее изучена роль стратификации общества в воздействии на правотворческий процесс через других представителей юридической профессии: адвокатов, следователей, работников органов юстиции. 2. "Теневое" нормотворчество. Главные причины его развития — неудовлетворительное функционирование официальных норм, пробелы в праве, то, что вначале право рождается неофициально, в практических отношениях людей, в возможности существования неправовых элементов в правотворческой деятельности. В условиях аномии, кризисного состояния социума создаются неофициальные правила поведения, которыми руководствуются значительные группы населения. В чем же проявляется "теневое" нормотворчество? В одних случаях — в установлении собственных "полезных" нормативов в рамках данного предприятия, населенного пункта (например, особый порядок регистрации граждан по месту жительства), в других — в создании структур, не предусмотренных законом (например, вооруженных формирований или групп по борьбе с преступностью). Однако гораздо больше можно привести примеров другого рода. "Теневое" нормотворчество создает целую систему правил поведения по принципу: "Ты мне — я тебе". Отечественные социологи все чаще приходят к выводу, что в основе "теневого" нормотворчества лежит фактическое право, то право, которое рождается в самой жизни. Исследования показали, что в обществе наряду с полем юридических прав функционирует поле фактических прав1. Всестороннее изучение последних под силу осуществить прежде всего социологам. Дело в том, что функция руководства дает индивиду возможность неофициально присваивать многие неписаные права. Критерием, на основании которого можно выявлять и систематизировать фактические права руководителей, служит их изначальная привилегия — "исключительное право решать судьбу индивида или небольшой группы людей". Реализация названной привилегии происходит путем постоянного присво-
1 См.: Мейхью Л. Социология права // Американская социология. М., 2 Там ж*. С. 225. 1 См. Грибакина Э. Н. Фактические права как мера свободы // Человек: индивидуалист и индивидуальность. Екатеринбург, 1995. С. 36—45. Юридическая социология ения разных "неписаных" прав в каждом акте взаимодействия индивидов. Первый группой фактических прав руководителей является такие их неофициальные привилегии, с помощью которых быстро ухудшается существование людей: право "замораживать" сбережения граждан в сбербанках, право освобождать себя от несения всякой (экономической) ответственности за принятое решение, право снятия с себя обязанности обеспечивать вновь поступающего на работу специалиста жильем, право "изымать" у коллектива предприятия заработанные им средства, право устанавливать высокие цены на предметы первой необходимости, право изымать продукты и товары из обращения. Вторую группу образуют те фактические привилегии, которые направлены на обеспечение покорности, послушания, безропотности исполнителей. В названных целях присваиваются: право командовать, право игнорировать общественное мнение или решение трудового коллектива, право использовать институт секретности для "расправы" с неугодными, право утверждать принцип "Инициативные не нужны, нужны исполнительные", право попрания авторитета труда, унижения честности, право использовать сокращение штата как меру мести. Третью группу составляют те фактические права-привилегии, которые указывают на известную заинтересованность руководителей в ограничении осведомленности исполнителей по тем или иным вопросам, в дозировании меры их информированности. Получила широкое распространение тенденция присвоения руководителями права утверждать две правды: одну для приближенной элиты, другую для обычных людей. Сюда входит фактическое право отводить науке подчиненное, второстепенное место, монопольное право на установление низких стандартов научно-технического прогресса, право на сокрытие правды о прошлом, право репрессировать мировоззрение, право на закрытие доступа и информации "посторонним", право на исключение из обращения огромных массивов литературы. Приведенная классификация не исчерпывает всех функционирующих в обществе фактических прав-привилегий, их богатство и видовые отличия еще предстоит раскрыть социологам. Поле фактических прав взаимодействует с юридическим полем прав человека по меньшей мере в трех направлениях: Глава 7. Социология законодательства и правотворческий процесс 135 1) фактические права могут полностью блокировать действие юридических прав. Например, юридическое право на труд,.закрепленное в п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации практически обесценивается, не действует в полной мере, если руководитель присваивает себе фактическое право оценки хорошей работы как плохой; 2) фактические права способствуют разложению, подрыву авторитета юридических прав человека. Так, предоставленное п. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации право каждому на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование нивелируется, теряет смысл, когда руководители присваивают фактическое право использовать в конкурсе "кровнородственную" протекцию для своих близких; 3) система юридических прав человека не просто индифферентна к фактическим правам-привилегиям руководителей, но часто в прямой или опосредованной форме обеспечивает примат последних, их господство. К примеру, на основании ст. 26 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Комиссия по правам человека Совета Европы принимает к рассмотрению дела, в которых были использованы все средства правовой защиты, и рассматривает их только в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Казалось бы, все хорошо. Но фактическое поле прав остается не тронутым и не действует в полную силу. Человек не может защитить себя от действия, в частности, фактического права руководителя организовать против индивида "травлю" со стороны коллектива, права применить круговую поруку в отношении неугодного работника, право лишить, например, его участия во внутриведомственном конкурсе на лучшую научную работу года и т. д. Всесторонний учет граней соприкосновения фактического правового поля с юридической системой прав человека — актуальное направление исследований. Date: 2015-09-24; view: 510; Нарушение авторских прав |