Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология права М. Вебера
Макс Вебер (1864—1920) — немецкий ученый, социолог, оказавший значительное влияние на социальные науки XX в. Толкотт Парсонс — один из крупнейших американских социологов — считал, что центр всей веберовской социологии лежит не в социологии религии или других аспектах его теории, а в социологии права3.
1 См.: Марчук В. П. "Свободное право" в буржуазной юриспруденции. 2 Там же. •' См.: Милованович Д. Веберовский и марксистский анализ права // Общественные науки за рубежом. РЖ. Сер. Государство и право. 1992. № 3. С. 4
Юрид ическая соци Наиболее полно правовые взгляды М. Вебера, которые широко известны на Западе, но слабо изучены в отечественной литературе, представлены в его фундаментальном труде "Хозяйство и общество" (1922). Изложение веберовской социологии права предполагает знакомство, хотя бы в самых общих чертах, с основными положениями его социологической концепции. Социология у Вебера — это наука, "стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие"1. Под социальным действием понимается такое действие, с которым индивид связывает субъективный смысл и соотносит его с действиями других людей2. Действующий индивид является отправным пунктом, "атомом" социологии Вебера. Поэтому такие понятия, как "государство", "сообщество", "феодализм" и другие, в понимании немецкого ученого, означают категории определенных видов социальных действий отдельных индивидов. "Для понимающей социологии, — отмечал он, — интерпретирующей поведение людей, эти образования ("государство", "феодализм". — В. Г.) — процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных для нее носителей осмысленных действий"3. Социальные действия познаются посредством "идеальных типов", которых, по М. Веберу, насчитывается четыре4: 1) це-лерациональные действия, т. е. такие, когда ясно осознаны цели и выбраны оптимальные средства их достижения с учетом внешних условий и ожидаемого поведения других людей; 2) ценностно-рациональные, когда поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей — этических, религиозных, эстетических; 3) аффективные, когда индивид стремится к цели, повинуясь не разуму, а чувствам и эмоциям; 4) традиционные — основаны на укоренившейся длительной привычке, утвердившемся стереотипе поведения применительно к тем или иным ситуациям. Типология социального действия (от традиционного через аффективный, ценностно-рациональный к целерационально- 1 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произ 2 Там же. С. 603. 3 Там же. С. 601. 4 Там же. С. 628—630. му типу) показывает, по убеждению М. Вебера, тенденцию возрастания рациональности в истории человеческой цивилизации. Рациональность становится доминирующим типом социального действия в западном обществе. По принципу рациональности действует капиталистическая экономика, рациональными становятся система политики и управления, право, образ мышления и жизни людей. "Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией и интеллектуализацией и прежде всего расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие цели ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидов друг к другу", — писал М. Вебер1.
Существенной частью его теории является социология политики, исходной основой которой выступает типология легитимного господства. Теорией господства М. Вебер объяснил свое понимание отношений власти и подчинения в обществе. Им были выделены три типа господства2.
Первый тип — традиционный, основанный на авторитете вечно вчерашнего: "на вере в святость издавна существовавших порядков", на господстве "патриарха" и "патриархального князя". Пример тому — древние Китай, Египет, Османская империя, все прочие деспотии восточного типа, феодальные системы.
Второй тип — харизматическое господство, базирующееся на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием особых неординарных качеств у какого-либо человека (например, откровений, героизма). Слово "харизма", означающее "дар Божьей милостью", использовалось в первые христианские столетия для обозначения способности исцелять, которую дарует Святой Дух. Немецкий историк права Рудольф Зом использовал термин "харизматический" для обозначения понятия священной благодати. М. Вебер заимствовал его у Р. Зо-ма и применил ко всем индивидуальным личностям, наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или каче-
1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произве
2 См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же. С. 646—647; Юридическая социология Глава 4. Классическая социология права
ствами. М. Вебер к таким людям отнес пророков, полководцев-политиков, выдающихся демагогов, политиков-популистов, политических вождей. Третий тип — легальное господство, основанное на обязательности законов и установлений. При этом типе господства люди повинуются не в силу традиции или по воле харизматического лидера (вождя), а подчиняются правовому порядку, "рационально созданным правилам". Правовому порядку подчиняются не только управляемые, но и управляющие. К легальному типу господства М. Вебер относит парламентско-кон-ституционные государства, частнокапиталистические предприятия, политические партии демократического общества. Российский исследователь творчества М. Вебера П. П. Гай-денко считает основополагающей категорией веберовского социологического анализа социальное действие. Оно с его характеристикой субъективного смысла и ориентацией на других происходит из правовой области и представляет собой социологическую интерпретацию одного из терминов правоведения и философии права — "признания"1. Таким образом, ключевую категорию социологии М. Вебера — социальное действие — можно рассматривать как имеющую правоведческую предпосылку. М. Вебер замечает, что юридическое исследование направлено на истолкование объективного смысла норм права, т. е. на такое содержание правовых норм, каким оно должно быть2. Социология же в той мере, в какой право попадает в орбиту ее исследования, занимается не выявлением логически верного объективного содержания правовых положений, а изучением социальных действий, в качестве детерминантов которых могут выступать наряду с прочими факторами и представления людей о смысле и значимости определенных правовых положений3. Таким образом, Вебер показал, что объектом юриспруденции выступает объективный смысл норм права, а социологии — субъективный. В социальном поведении (например, в экономическом) М. Вебер отмечает фактическое единообразие, что объясня- ется не только ориентацией на какую-либо норму, а прежде всего тем, что данный тип взаимоориентированного поведения больше всего соответствует интересам индивидов1. Конечно, вместе с этим имеет место ориентация на "те порядки, значимость которых в качестве законов... известна действующему лицу; то есть Известно, что их нарушение вызовет определенную реакцию третьих лиц"2. В обществе складывается "легитимный порядок", на который могут быть ориентированы индивиды. Возможность такой ориентации он называет "значимостью" данного порядка. Говорить о "значимости" порядка можно только в тех случаях, когда поведение ориентируется на отчетливо определяемые "максимы" (последние считаются значимыми для поведения индивидов, обязательны для них, служат образцом, достойным подражания)3. М. Вебер подчеркивает, что в социологии важно понимание различия между "эмпирической" и "нормативной" значимостью порядка4. Для юриспруденции нормативный порядок имеет значение как бы сам по себе, уже в силу того, что он официально утвержден. Вот почему поведения, не ориентированного на установленный порядок, быть не должно, и не соответствующее порядку поведение надо пресекать, а человека наказывать по закону. Юридический нормативный порядок значим безотносительно к субъективным смыслам индивидов. Для социолога изучение легитимного порядка необходимо с точки зрения субъективного признания его значимости инди-пидами. Поэтому "эмпирически" значимый порядок, интересующий социолога, иной, чем юридический "нормативный" порядок. Вот некоторые характеристики "эмпирически" значимого порядка, указанные М. Вебером: 1) ориентация индивидов в своем поведении не только на 2) "распространенность" значимых представлений, ори
1 См.: Гайдвнко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избр. произ 2 См.: Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там • См.: там же. С. 508. Date: 2015-09-24; view: 1554; Нарушение авторских прав |