Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И формирования юридической социологии 2 page
Исследуя "преступную толпу" и "преступления толпы"1, Г. Тард отмечает, что криминалисты занимались преступлениями индивидуальными. При этом они игнорировали преступления толпы, в то время как, по его убеждению, толпа представляет собой особое социальное явление со свойственной ей "душой". У Г. Тарда толпа — это самопроизвольный, временный, низший социальный организм, душу которого "подобно отдельному преступнику, составляют убийство, грабеж или поджог..."2. С его точки зрения, любая социальная форма, ассоциация, объединение индивидов всегда и в любом случае ниже тех человеческих индивидуальностей, которые их составляют. Он говорил, например, что отдельно взятый муравей или пчела гораздо более сложны в своем развитии, чем пчелиный рой или муравейник. "То же самое и в человеческих организациях. Наши политические конституции — грубые механизмы в сравнении с нашей организацией; и никогда этот коллективный ум, который называют парламентом или конгрессом, не сравнится в смысле быстроты и уверенности, глубины и широты рассуждений, в смысле гениальности интуиции или решения с умом самого посредственного из своих членов. Солон говорит об афинянах: "Каждый из них в отдельности хитер, как лисица, а если их соединить, получается нечто тугоум-ное... Таким образом, социальное... целое, даже самое совершенное, представляет в общем низший тип организации, чем составляющие его элементы. И еще более верно это относительно толпы, этого наиболее низкого агрегата"3. В связи с этим не удивляет описание толпы Г. Тардом, утверждавшим, что толпа — это животное низшего порядка; 1 См.: Тард Г. Преступления толпы. Казань, 1893; Он же. Преступность 2 См.: Тард Г. Социальные этюды. С. 121—122. в толпе люди морально и умственно ниже, чем в отдельности каждый из них; в толпе "собрание умственно совершенно здоровых людей превращается в единого сумасшедшего"; толпа с крайней легкостью переходит от восхищения к отвращению, от припадка гнева к припадку веселья; толпа характеризуется единодушием и отрицанием различных точек зрения, чувством силы, превосходства, безнаказанности, восхищением перед ее кумирами, вождями. Как же образуется толпа? Источником жизненным началом, образующим толпу, является подражание. Горсть вожаков посредством идей, лозунгов, которые принимаются массой, усиленные воздействием личностного "обаяния" глашатаев этих лозунгов, пробуждают к жизни процесс толпотворе-ния. Главными (определяющими) чертами толпы у Г. Тарда являются: общая вера, общая страсть и общая цель1. Г. Тард в своих работах классифицирует толпу по степени ее активности и пассивности, выделяет толпу: выжидающую — это собравшиеся в театре люди, ожидающие начала представления, или же толпа вокруг гильотины, желающая увидеть исполнение приговора, или же собравшаяся на перроне вокзала в ожидании прибытия поезда, или толпа, встречающая некую августейшую персону; внимающую — толпа вокруг кафедры проповедника или профессора, вокруг трибуны оратора; манифестирующую (занимает промежуточное положение между более или менее пассивной и активной) — демонстрации, митинги, манифестации; действующую — он рассматривал два ее вида: "обожающую" толпу (карнавалы, праздники, массовые веселья) и "ненавидящую" (характеризуется антиобщественными проявлениями, одержима ненавистью, применением насилия, преступными разрушениями). Последняя соответствует описанию Г. Тардом действий преступной толпы, которые часто возникают под видом правосудия2. Пример тому казни по закону Линча в Северной Америке или "общественное правосудие", совершенное над мэром г. Труа. 1 См.: Тард Г. Социальные этюды. С. 122, 125, 126, 143. Он писал: "Ничто 2 Там же. С. 111—113, 116. Юридическая социология Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии
В этом городе в 1757 г. был распространен слух о том, что мэр специально ведет дела таким образом, чтобы его жители остались без продовольствия и питались сеном. В действительности никаких трудностей с продовольствием не было, а мэр занимался благотворительностью и помогал людям. Но 9 сентября в трех возах обнаружили "дурную" муку. Собралась толпа, раздались крики "Долой мэра! Смерть мэру!". Мэра, выходившего из суда, сбили с ног и начали избивать, затем ножницами выкололи ему глаза и с веревкой на шее и клочком сена во рту поволокли по улицам. Далее в городе возникли беспорядки1. Тард подчеркивает, что преступные действия толпы с правосудием ничего общего не имеют. В их основе — месть, жадность, дикие инстинкты, желание завладеть чужим имуществом и попытка оправдания преступлений. "Во все времена и во всех странах толпа, убивающая людей и грабящая, считает себя носительницей правосудия, — писал Г. Тард, — и общественный суд, творимый ею, замечательно напоминает собой мстительным характером кары, страшной жестокостью ее... правосудие первобытных времен"2. Важнейшей в изучении "преступности толпы", полагал Г. Тард, является проблема юридической ответственности. Г. Тард не разделяет мнения С. Сигеле о том, что "преступления, совершенные среди толпы, всегда рассматривались как совершенные индивидами, несущими только половинную ответственность"3. С его точки зрения, наказание должно настигать зачинщиков коллективных преступлений, но следует ли считать, что все остальные неответственны за преступные деяния? Согласно широко известному в то время тезису "коллективная ответственность обратно пропорциональна ответственности индивидуальной" Г. Тард считает, что подлинный смысл этой формулы заключается в следующем: "Чем более виновна в целом группа, в которой он принимает участие и виновность которой лишь в слабой степени ложится на него, тем менее виновен он в частности"4. В таком виде формула об обратной зависимости коллективной и индивидуальной от- зетственности может быть применима и к "ведомым" участ-шкам преступлений толпы, и к "вожакам". Личная ответственность последних (тех, кто "разнуздал эту зловредную:илу, этого народного удава") скорее прямо пропорциональна "общей" преступности1. Г. Тарда интересовали вопросы: не заключает ли противо-эечия идея коллективной ответственности, что могут означать 1реступления всей нации? "Ничего, или только то, что на-;ия, уступая новому увлечению, нарушила обычай предков, сто она преступила в глазах последних, но достойна похвалы глазах современников"2. Но почему же тогда то, что допустимо для всей нации, не допустимо для некоторой группы, толпы? По Г. Тарду, определение "добра и зла, основанного мнениях или воле ограниченной группы человеческого общества, на интересах одной партии, одного класса, селения, }аже нации, является недостаточным. Нужно подняться выше-непрерывному расширению нашего социального горизонта... 1Ы отвергаем как безнравственное всякое правило поведе-шя, которое, не считаясь нисколько с идеями нравственности прошлого, а особенно с отдаленными последствиями наших поступков, стремится освободить нас от всех обязанностей относительно группы людей, отличной от нашей, или относительно будущих поколений. Мы будем подавлять как преступное каждое действие, которое в интересах узкой программы... повергает в печаль и ужас обширные человеческие общества"3. Рассуждая о наказании, он отвергает как мнимую идею "бессилия" наказания, т. е. идею о том, что наказание не играет сколько-нибудь значимой роли в общественных связях и поддержании социального порядка. Судьи, по мнению Г. Тарда, должны выносить такие наказания, которые прежде всего должны быть "примерными", соразмерными тому, насколько может оказаться опасной безнаказанность преступления; чтобы наказание осужденного могло послужить примером и ему самому, и другим. Наказание тогда будет полезно, когда оно будет признано справедливым4.
1 См.: Тард Г. Социальные этюды. С. 107—117. 2 Там же. С. 117. 1 Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. С. 107. 4 Тард Г. Социальные этюды. С. 148. 1 См.: Тард Г. Социальные этюды. С. 148—149. 2 Там же. С. 144.
Юридическая В работе "Социальная логика" Г. Тард высказал некоторые соображения о возникновении права и законодательной деятельности. Истоки права — в обязанностях. Г. Тард уподобляет обязанности реке, а право — осевшему из нее илу1. Любой закон, но всегда вызванный политическими интересами, устанавливается правителем или парламентом. Поначалу он воспринимается только как внешняя принудительная сила. С ним считаются постольку, поскольку устанавливает закон власть, но с течением времени ему начинают повиноваться по привычке и постепенно он становится своим, органично присущим тем людям, которые следуют ему. Именно с этого момента закон воспринимается как внутренняя и вспомогательная сила. Он "ощущается как право, т. е. как гарантия, а не как наказание", превращается в привычку, на которую опираются при достижении каких-либо новых целей2. Тард тем самым отметил важный момент: право тогда приобретает значение для людей, когда оно внутренне принято, т. е. становится внутренним хотением для лиц, с ним сообразующимся. При этом он утверждал, что общество имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей3. С его точки зрения, "проект закона следовало бы принимать только после некоторого периода его освоения со средой"4. § 4. Основоположники социологии А. Кетле, О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и их значение для становления юридической социологии Основатель социостатистических исследований бельгийский профессор математики и астрономии Адольф Кетле (1796— 1874) параллельно с Огюстом Контом заложил основы социологии. Оба для обозначения новой социальной неумозрительной науки использовали термин "социальная физика", как бы 1 См.: Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996. С. 139. 2 Там же. С. 138. » См.: Тард Г. Законы подражания. СПб., 1982. С. 19, 62. 4 Тард Г. Там же. С. 137.
Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии говоря тем самым, что познавательные методы физики есть эталон и для социальных исследований. Они признавали значение наблюдения, фактов как основы социальной теории, опираясь на которые, можно и нужно формулировать общественные закономерности. Однако после появления работы А. Кетле "Социальная физика, или Опыт исследования развития человеческих способностей" (1835) О. Конт в 1839 г. весьма неохотно заменил термин "социальная физика" на термин "социология". При этом он попытался отмежеваться от кетлевского подхода к пониманию данной науки как равнозначной статистике. А. Кетле в трудах "Социальная физика" и "Социальная система" (1848) заявил о себе как о стороннике социологического подхода к изучению общества; он ставил своей целью отыскать законы социальной системы и статистически их "просчитать". "Это великое тело (общество — Авт.) существует в силу принципов самосохранения, как и все вышедшее из рук Творца; у него есть своя физиология, как у последнего из органических существ. Поднявшись на самую высшую ступень лестницы, мы везде находим законы столь же прочные, столь же непреложные, как законы, управляющие небесными телами... эти законы... составляют в целом особую науку, которую я считаю всего приличнее назвать "социальной физикой", — писал А. Кетле. — Картина, представляемая нам человечеством, есть только уменьшенное изображение величественного зрелища природы. Мы открываем для человечества те же законы, что и у тел, населяющих пространство... Но где та рука, которая приподнимет густую завесу, наброшенную на тайны нашей социальной системы и на вечные принципы, управляющие ее судьбами и упрочивающие ее существование? Кто будет вторым Ньютоном, который уяснит законы этой другой небесной механики?"1 Социальные законы, по его мнению, являются статистическими, поддаются описанию посредством законов случайных больших чисел. Опираясь на статистические методы, А. Кетле вывел так называемого среднего (среднестатистического) человека. По его данным, например, средний рост бельгийских мужчин 1 м 69 см, а женщин — 1 м 58 см2. 1 Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПб., 1866. 2 Там же. С. 27. Юридическая социология Свои социально-статистические исследования А. Кетле начал с изучения закономерностей рождаемости и смертности брюссельского населения. Затем ему пришла мысль воспользоваться этим же статистическим методом для изучения самых разных сторон общественной жизни, в том числе и для изучения преступности. В "Социальной физике" он так сформулировал один из основных выводов исследований преступности: "Существует бюджет, который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это — бюджет тюрем, рудников и эшафотов... Мы можем с полной достоверностью предвидеть, сколько человек запачкают свои руки кровью ближнего, сколько будет подлогов, отравлений; мы можем это сделать с такой точностью, с какой мы предсказываем количество смертных случаев и рождений в ближайший год"1. "Закон Кетле" говорит о постоянном (константа) уровне преступности в обществе (правда, с его точки зрения, этот уровень неизменен в рамках определенных условий, перемены в социальных условиях меняют показатели преступности). Аналогичный вывод он делает о постоянстве уровня самоубийств2. А. Кетле, опираясь на статистический анализ, устанавливает устойчивые статистические характеристики преступности, которые он назвал "таблицами преступности". Указанные таблицы показывают "склонность" к преступлению различных возрастных групп населения. Так, по словам А. Кетле, если миллион людей от 25 до 30 лет совершили вдвое больше убийств, чем миллион людей от 40 до 50 лет, то это позволяет утверждать, "что у первых склонность к убийству вдвое сильней, чем у последних". Им была выведена общая закономерность преступности: "Склонность к преступлению возрастает довольно быстро, по мере достижения зрелого возраста, и затем, достигнув своего максимума, она уменьшается до конца жизни" (например, во Франции максимум относился к 24-летнему возрасту, в Бельгии — 22-летнему)3. Среди частных закономерностей преступности А. Кетле выявил, что у мужчин максимум склонности к преступлениям наступает раньше, чем у женщин, на один год и вчетверо "сильнее". Максимум склон- Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии ности к преступлениям против собственности во Франции достигается двумя годами раньше максимума преступлений против личности и при этом вдвое-втрое сильнее. "Склонность" человека к преступлению зависит от ряда факторов: от "телесной организации" индивида, от воспитания, от жизненных обстоятельств, от "свободной воли"1. В целом склонность к преступлению описывается законом случайных чисел. У одних людей склонность "стать во враждебные отношения к законам" можно считать равной нулю, у других она, напротив, "сильно развита", но это два "крайних предела" и поэтому они редки. Большинство же людей характеризуется некоторым средним показателем преступной наклонности2. От закона склонности к преступности отличается закономерность самоубийств. По А. Кетле, "склонность к самоубийству более или менее развита с детства, заметно возрастает к летам зрелым и постоянно усиливается до глубочайшей старости"3. Что может сделать общество, законодатель в противоборстве с преступностью? Кетле считал, поскольку преступность — явление социальное, статистическое, то в борьбе с ним необходимо проводить такие мероприятия, которые бы воздействовали на общество, на перемены в социальных условиях жизни людей. "Нет сомнения, что достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменить также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств"4. Законодатель обладает возможностями для принятия решений — законов на уровне, способном существенно переменить социальные условия. Но для этого он должен "глубоко изучить нравы народа, судьбы которого ему вверены", установить "равновесие" между тремя силами: 1) "нравственной силой народа"; 2) "силой общественного мнения"; 3) "силой законов"5. Устойчивость общества, утверждает А. Кетле, в котором бы не нарушались "узы, соединяющие между собой личности
1 Цит. по: Райхесберг Н. М. Адольф Кетле (его жизнь и научная деятель 2 См.: Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. С. 70. 3 Там же. С. 89. ' См.: Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. С. 90. 2 Там же. С. 95. 11 Там же. С. 90. 4 Там же. С. 91. "■ Там же. С. 20L
Юридическая социология и утверждающие общество", будет подорвана, если в последнем будут сломаны общие нравственные основы1. Он вслед за Ж.-Ж. Руссо называет общественное мнение "настоящей конституцией государства" и заключает: "...число преступлений зависит не только от нравственности личности и социальных условий... но также и от законов, которые должны бы совершенно гармонировать с нравами и потребностями народов. Отсутствие этой гармонии чаще всего порождает общественные беспорядки"2. А. Кетле говорит, что законы не могут исправить положение, если дело коснется распущенности нравов; в обществе должна существовать уверенность, что преступления не останутся безнаказанными и будут скоро и открыто рассматриваться правосудием; смертная казнь, если она допускается, не должна осуществляться "напоказ народу"3. Огюст Конт (1798—1857) справедливо признан основоположником социологии. Получил образование в Высшей политехнической школе в Париже. Постепенно у него сформировался интерес к философским и социальным вопросам. В течение семи лет (с 1817 по 1824 г.) О. Конт был секретарем А. Сен-Симона. В общении с ним он расширил и углубил свои познания в области общественных наук. Главный труд его жизни — шеститомный "Курс позитивной философии" (1830—1842), последние три тома которого были посвящены изложению "социальной физики", или "социологии". Другая его крупная работа — "Система позитивной политики" (1851—1854). Конт не разрабатывал "социологии права", но заложенные им общие основы социологии имели определенное значение для становления юридической социологии. Так, он считал, исходя из своей общей позитивистской позиции, что юридический закон должен рождаться из опыта, а не из априорных понятий. "Человечество, без сомнения, не может быть бесконечно обречено основывать свои правила поведения только на химерических мотивах..."4. Законодательные акты выражают приоритет общественных, а не сугубо личных интересов. Законодательство эволюционирует вместе с эволюцией общества. Приоритет в 1 См.: Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. С. 243, 2 Там же. С. 204—218. 4 Конт О. Дух позитивной философии // Западно-европейская социология XIX века. М., 1996. С. 58.
лава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии социальной эволюции Конт отдавал становлению "позитивного" мышления, расширение сферы влияния которого должен был обеспечить прогресс общества. Правовой порядок, по его мнению, базируется на естественном социальном порядке: "Для новой философии искусственный порядок, как социальных, так и всех других явлений, необходимо покоится на естественном порядке, обусловленном всюду совокупностью реальных законов"1. Знаменитый девиз О. Конта гласит: "Порядок и прогресс". Порядок есть неизменное условие социального прогресса, а прогресс является целью порядка. Реконструируя это контовское положение, можно сказать, что юридические законы выступают одним из механизмов обеспечения порядка и прогресса. "Без сомнения, «следствие человеческой слабости и впредь будут необходимы, кроме чисто нравственного управления, еще и законы в собственном смысле слова для обуздания наиболее прямых и наиболее опасных правонарушений"2. О. Конт изложил предпосылки институционального изучения права. Джон Стюарт Миллъ (1806—1873) — английский философ, логик, экономист, а также один из первых последователей контовских идей. Благодаря ему О. Конт получил признание в Англии. Именно в Англии социология нашла свою вторую родину, поскольку дух позитивизма с его ориентацией на методы точных наук как нельзя лучше соответствовал традиции английского эмпиризма. Дж. С. Милль состоял в переписке с О. Контом с 1841 г., и его философские и социологические идеи оказали на него глубокое впечатление. Большую известность и признание получили его работы "Система логики" (1843), "О свободе" (1859), "Утилитаризм" (1863). В "Системе логики" Дж. С. Милль критерием истины называет опыт, а истинным умозаключением — то, которое согласуется с реальностью, фактами. Он утверждает, что когда нами делается умозаключение, что все люди смертны, то подлинным основанием этого суждения является наблюдение, что все люди, жившие до нас, умерли.
Общество в представлении английского ученого есть сложный единый "общественный организм": "Все, что хоть сколь-
Юридическая социология Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии
ко-нибудь заметным образом затрагивает какой-либо один элемент общественной жизни, затрагивает через его посредство и все другие его элементы... Нет ни одного общественного явления, которое не испытывало бы большего или меньшего влияния со стороны всякого другого факта жизни того же общества"1. Такое единство общества он называет "согласием", "консенсусом". К элементам "общественного организма" он относит: уровень познаний; степень умственной и нравственной культуры общества; деление общества на классы; вкусы общества, характер и степень его эстетического развития; формы правления, законы и обычаи. Таким образом, право является частью социального консенсуса, а обычаи и юридические законы — "искусственными социальными условиями", которые определяются национальным характером, мнениями, "чувствованиями", нравами народа2. Дж. С. Милль выделил три важных фактора, необходимых для установления прочного и устойчивого правопорядка в обществе. Во-первых, это система воспитания. "Воспитание в человеке привычки, а следовательно, и способности подчинять свои личные побуждения и стремления тому, что считалось... целями общества, — способности несмотря ни на какие искушения держаться предписываемого этими целями поведения, сдерживать в себе все чувствования, могущие повредить этим целям, и поощрять чувствования, им благоприятные..."3 Во-вторых, наличие у человека в той или иной форме чувства верности или лояльности. В обществе, государстве должно быть "нечто установленное, нечто постоянное и не подлежащее сомнению — нечто такое, что, по общему признанию, имеет право быть там, где оно есть, и не должно затрагиваться, какие бы перемены ни происходили кругом". Это может быть вера в Бога, лояльность к руководителям, монарху, это "может быть связано с законами, со старинными вольностями или правами", а может относиться к принципам "индивидуальной свободы и политического и социального равенства". Общество просто нуждается в том, что считается "священным", поскольку столкновение интересов в нем неиз- 1 Миллъ Дж. С. Система логики силлогической и индуктивной // Западно 2 Там же. С. 254, 260.
бежно, но сфера противоборства их различий не должна затрагивать основных принципов существующего социального объединения. В-третьих, это "сильный и деятельный принцип связи между членами одной и той же общины или государства". Речь идет о чувстве "солидарности между теми, кто живет под одним и тем же управлением, в одних и тех же естественных или исторических границах"1. Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма, один из основоположников органической школы в социологии, уподобивший в "Основаниях социологии" (1876—1896) общество живому биологическому организму. Для Г. Спенсера общество — это совокупность индивидов, собирательное имя для обозначения известного их числа2. Общество создается составляющими его индивидами, и его "природа" определяется "природой" последних3. Поэтому "следует всегда помнить, что как бы ни были велики усилия, направленные к благосостоянию политического агрегата, все притязания этого политического агрегата сами по себе суть ничто, и что они становятся чем-нибудь лишь в мере, в какой воплощают в себе притязания составляющих этот агрегат единиц"4. Общество эволюционирует, развивается, "общественный рост" схож с ростом биологических организмов. В процессе "роста" общества происходит "увеличение сложности" общественного строения. Составной частью развития общественного организма является функциональное выделение "управляющей" системы общества — власти, суда, законодательных органов. "Рядом с развитием, которое делает заметным отделение производящей части от регулирующей, происходит развитие и самой регулирующей части. Общественные обязанности начальника, сначала соединившего в своем лице царя, судью, полководца и часто жреца, все больше специализируются по мере того, как увеличивается и усложняется само Date: 2015-09-24; view: 732; Нарушение авторских прав |