Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И формирования юридической социологии 4 page
Лишь в XX в. представители социологического направления русской уголовно-правовой науки, кроме указанных общих причин преступности, выделили конкретные причины государственной (в условиях монархии) и детской преступности. При этом они акцентировали внимание на социальном происхождении преступников (детская преступность, например, характерна для бедных слоев населения), их жилищных усло- 1 См.: Кистяковский Б. А. Философия и социология права. С. 209. 2 См.: Гогель С. К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социоло 3 См.: Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюци 4 Там же. ниях и пр. Этот социологический взгляд на преступность русские юристы отстаивали и в дискуссии с итальянской уголовно-антропологической школой об особой анатомической организации человека-преступника. Таким образом, в русской уголовно-правовой науке сложилось понимание преступности как социального явления, обусловленного не индивидуальными, а общественными причинами. История социологического направления в русской юридической науке демонстрирует, что отечественные ученые поднимали многие вопросы одновременно с западными, а иногда и раньше них. Как отмечал Б. А. Кистяковский, "указание на ТО, что те или иные идеи уже высказывались, часто обнаруживает, что они логически вытекают из известной постановки вопроса, а это в свою очередь служит лишним доказательством правильности этих идей"1. Например, Н. Д. Сергеевский IB 20 лет до французского социолога Э. Дюркгейма выразил функциональный взгляд на преступность, утверждая, что преступность — нормальное для общества явление. Столкновение (|Г>щественных и частных интересов одновременно служит источ-ником и преступности, и прогресса, поэтому преступность — спутник прогресса, и полностью ее устранить невозможно. Кроме того, Н. Д. Сергеевский провел разграничение предмета социологической и юридической наук в изучении преступности. Он пришел к выводу, что и та и другая в равной степени имеют право исследовать преступность, но методы и цели у них разные. Социология решает задачу рассмотреть преступность среди других явлений общественной жизни, а юридическое исследование — обеспечить судебной практике руководство для подведения частных случаев под общее правило; указать законодателю путь к более правильному построению закона; дать оценку действующего права на основе изучения истории положительного права2. Причем последние две задачи можно решить только с помощью социологических методов, которые Н. Д. Сергеевский признает более широкими, чем юридические. 1 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. С. 209. См.: Сергеевский Н. Д. Преступление и наказание как предмет юридической науки // Юрид. вестник. 1879. № 2; Цит. по: Казмер М. Э. Социо-чогическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. С. 61. Юридическая социология Социальные аспекты наказания. Питирим Сорокин (1889—1968) толкует преступление на основе классификации "шаблонов" поведения людей в обществе, разработанной им в его магистерской диссертации "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1914). Работа эта написана с бихевиористских позиций и под явным влиянием психологической теории Л. И. Петражицкого. По его мнению, акты поведения людей в любом обществе можно разделить на три основных варианта в зависимости от восприятия, переживания и оценки их индивидами, т. е. по форме психических переживаний: 1) должные (осуществление прав или обязанностей, например, плата по счету); 2) рекомендуемые (услуга или подвиг, например, поддержка человека в трудной ситуации); 3) запрещенные (преступление). Соответственно каждому акту существует реакция на него. В первом случае возникают дозволенно-должные реакции, индивиды воспринимают их как нормальные; во втором — формой реакции окружающих будет награда; в последнем — наказание, сопровождаемое отвращением к этой форме поведения. Так, он считает, что Гарофало, применив антропологическую трактовку преступления как оскорбление жалости и честности, использует искусственный, надуманный и непри-годный для уголовной политики критерий. Последний не согласуется с исторической действительностью, поскольку понятие о жалости у различных слоев населения разное. Милль и Спенсер, отстаивающие утилитаристскую точку зрения, по мнению П. А. Сорокина, опираются на посылку, что "в основе каждой социальной нормы лежит социальная польза. Однако множество норм появились без утилитарных соображений; не во всякой норме можно найти реальную пользу; нормы могут быть вредны для охраняющего их общества"1. Не приемлет П. А. Сорокин и тезис Э. Дюркгейма: "Поступок преступен, когда он оскорбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания". Напомним, что под коллективным сознанием Дюргкейм понимает совокупность верований и чувств, общих для членов одного и того же общества, образующих определенную систему, имеющую свою собственную жизнь. 1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 68.
Глава 3. Социологический подход к праву в России Исследуя вопросы о том, как устанавливается сильное состояние коллективного сознания и почему учитываются акты, задевающие сознание группы, но не принимаются во внимание акты оскорбления коллективом индивида, он приходит к заключению, что общество с его правовым укладом может само казаться преступником всем опередившим "средний уровень и шаблоны общества", в том числе и отдельному индивиду. Сорокин утверждает, что "нельзя признаки класса "преступных актов" искать вне психики. "Преступным" может быть тот или иной акт не сам по себе, а лишь, в том случае, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как преступный"1. Этим кем-нибудь может быть и отдельный ин-;ивид, и целая группа лиц (клан, род, семья, церковь, науч- ное общество, государство), осознающих и переживающих совпадение либо несовпадение актов с дозволенно-должным лаблоном поведения, принятым данной группой, обществом, 1НДИВИДОМ. Таким образом, преступление П. А. Сорокин определяет в jyxe Л. И. Петражицкого как переживание по поводу нару-1енного должно-дозволенного. Сами по себе действия, акты че являются преступлениями или добродетельными поступками: "один и тот же акт в одной и той же группе может быть и феступлением и подвигом, в зависимости от того, какие пе-эеживания он возбуждал в индивиде..."2 Но от чего зависит переживание нарушения должно-дозволенного? Оно возникает в том случае, когда должно-дозволенное поведение стало привычкой и большинство индивидов стихийно следует ей. За нарушение должно-дозволенных шаблонов поведения полагается наказание, которое П. А. Сорокин в бихевиористском духе называет реакцией. Преступное поведение тоже представляет собой опреде-1енные шаблоны, которые являются "продуктом социальных отношений", поскольку "преступник составляет также часть данного общества"3. Сорокин делает вывод, что абсолютного критерия определения преступного характера того или иного действия нет. Социальная действительность очень сложна. То, что в одних ' Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 73. 2 Там же. С. 74. 1 Там же. С. 106. Юридическая социология пава 3. Социологический подход к праву в России
условиях для определенных индивидов и будет нарушением дозволенно-должного, в других условиях и для других (или для тех же) людей не будет таковым. Итак, критерий преступности деяний П. А. Сорокин связывает с социальным контекстом. И преступник, и те, кто считают его таковым, порождены определенным обществом, конкретными социальными отношениями. Разные индивиды, принадлежащие разным социальным группам, разные группы будут испытывать различные переживания по поводу запрещенных актов поведения. "В каждом обществе уголовные нормы защищают не всех его членов, а только определенную часть, или, иначе говоря, в каждом обществе шаблоны поведения у различных его частей различны, в силу чего и возникают сами преступления и наказания"1. Можно (не без основания) упрекнуть Сорокина в чрезмерной психологизации критерия преступности, что наводит на мысль о возможном произвольном толковании тех или иных действий социальных субъектов: отдельных индивидов, групп. Но вместе с тем работа П. А. Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда..." показывает, что в обществе существуют разные оценки взаимодействий, подпадающих под действие права, в данном случае — уголовного права. Именно эти оценки интересуют социологию. В названном произведении П. А. Сорокин обращается к проблеме наказания, кары за нарушение дозволенно-должного шаблона поведения, влияния кар и наград на поведение человека. Социальная роль санкций (кар и наград) заключается в "дрессировке" индивидов, приучении их к выполнению должных и рекомендованных моделей поведения. Награды и наказания — разновидность желательных и нежелательных последствий совершаемых человеком действий. Индивид всегда представляет возможные последствия своих поступков, и это заставляет его совершать действия или воздерживаться от них. Он уверен, что длительное соприкосновение с карательно-наградным давлением меняет отношение к нему субъектов социального взаимодействия. Например, люди поначалу могут отказываться от мести при сильном мотивационном действии кары. При последующем неоднократном повторении этого воздержания "оно само станет привычкой и не нужно будет ни- какого закона и кары, чтобы это воздержание продолжало существовать"1. Сформировавшаяся привычка сделает давление излишним, дозволенно-должное и рекомендуемое поведение станет привычной нормой. Контрольные вопросы 1. Чем объясняется интерес российских юристов к социо 2. Какое значение для развития правоведения, по мне 3. Как объясняет происхождение моральных и правовых 4. Почему П. А. Сорокин использует формулу: "Дрессиру Литература Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983. Кареев Н. Н. Основы русской социологии. СПб., 1996. Гл. 3. Красовицкая Н. Социологическая школа права в России: Л. И. Петражицкий (1867—1931) // Рубеж. 1997. № 10—11. Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993. Ковалевский М. М. Соч. в 2 т. СПб., 1997. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. Радкевич К. Право как социальное явление в концепции Б. А. Кистяковского // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РЖ. Сер. Социология. 1988. № 3. С. 137—143. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 106. 1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 138. Глава 4. Классическая социология права
Глава 4. Классическая социология права Date: 2015-09-24; view: 450; Нарушение авторских прав |