Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические предпосылки возникновения юридической социологии
В современной научной литературе история юридической социологии (социологии права) изучена недостаточно глубоко. До сегодняшнего дня не решен вопрос о времени возникновения этой научной дисциплины, нет признанной периодизации ее становления и развития, не установлено, научное наследие каких именно ученых-правоведов, социологов, представителей других наук следует отнести к ее истории. Можно согласиться с мнением Ж. Карбонье, что юридическая социология не могла предшествовать возникновению социологии как науки, не могла появиться до тех пор, пока О. Контом и другими ее классиками не были сформулированы исходные положения социологии'. Временем возникновения юридической социологии (социологии права) считается конец XIX — начало XX в.2 Основоположниками юридической социологии (социологии права) являются Э. Дюркгейм, М. Вебер и Е. Эрлих — весьма разные и даже конкурирующие в научном отношении исследователи, концепции которых позволяют, однако, говорить о юридической социологии как о сформировавшемся направлении научного знания. Исторические и научные предпосылки возникновения и дальнейшего развития юридической социологии по сути те же, что и предпосылки появления и развития социологической науки. Особенности заключаются во влиянии на становление юридической социологии правовой, философско-правовой, политико-правовой и социологической мысли. Исторические корни юридической социологии, как и социологии в целом, связаны с глубокими экономическими, политическими, социальными переменами, происшедшими в Ев- 1 См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С. 94. * Там же. С. 74. Юридическая социология Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии
ропе, Америке в Новое время, и в особенности с историческим влиянием американской и Великой французской революций, обозначившими рубеж трансформации цивилизации на началах признания прав человека, экономической свободы, политической демократии. В идейно-философском отношении эти перемены были провозглашены философией Просвещения, в либеральных и естественно-правовых теориях; в конституционно-правовом плане они получили выражение в американской Конституции (1787) и Билле о правах (1789), французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Промышленная революция изменила экономику, технологию, экономический уклад жизни стран Европы и Америки. Благодаря ей произошел переход от мануфактуры к промышленному, индустриальному производству. Начавшись в Англии в 60-х гг. XVIII в., она распространилась на северные районы Франции и Бельгии в 20-х гг. XIX в. После создания в 1834 г. немецкого таможенного союза быстрыми темпами стали индустриализироваться в 40-х гг. XIX в. области вокруг Рура в Западной Германии. В Россию индустриализация пришла лишь в последней четверти XIX в. Промышленное производство привело к созданию акционерных компаний, предприятий с другими формами правового объединения и изменению правовых форм экономической деятельности. Развивалось патентное право, направленное на стимулирование новых технологических разработок и использование технических инноваций, договорное право. Существенно изменилось коммерческое право, в котором нашли отражение широкие масштабы торговли, новые формы оптовой и международной торговли, а также транспортное право1. Промышленное общество разрушило старое сословное, создав новые социальные группы и классы, а система привилегий сословного общества стала социальным анахронизмом и постепенно исчезла. Предпринимательский класс отверг сословные привилегии дворянства, провозгласив равенство людей перед законом и в стремлении к успеху в условиях свободной конкуренции. Социальный статус человека определяло не происхождение, а его достижения, социально-признанный вклад, обеспеченный его активностью, способностями, талантом. См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 275—279, 249—356. Вместе с экономическими, социальными переменами произошли значительные изменения в культурной сфере, прежде всего в области образования. С середины XIX в. во всех индустриально развивающихся странах Европы были предприняты огромные усилия в направлении становления всеобщего образования (вместе с этим и до этого происходили процессы секуляризации и рационализации сознания), что позволило большому числу людей сознательно включиться в политическую жизнь общества, в разнообразные формы местного самоуправления. Кроме того, право, законодательство в образованном обществе становилось более действенным инструментом осуществления государственного управления, работы судов, обеспечения прав граждан. Среди культурных факторов также надо указать на раз-питие средств массовой информации. В XIX в. в связи с повы-дением уровня образования и развитием печатного дела кни-журнал, газета оказались доступны широким слоям насе-1ения. Конечно же, модернизация общества была сопряжена с социальными, экономическими проблемами и конфликтами, среди которых урбанизация городов и связанные с ней проблемы (жилищная, рост преступности, безработица, выделение бедных и богатых кварталов, развитие инфраструктуры); социальная дифференциация групп населения по доходам и ногатству; социокультурные проблемы, порожденные резкими переменами в образе жизни значительного числа людей. Итак, исторические предпосылки возникновения юридической социологии связаны с. глубокими экономическими, социальными, политическими и культурными переменами, происходившими в период Нового времени. Составной частью процессов модернизации общества были перемены в области права, охватившие различные его стороны. Например, изменились ценностные ориентиры права, основополагающими стали права человека и их юридические гарантии; четко обозначились взаимозависимость "эволюции" права с общественными потребностями, социальными переменами, а также необходимость правового обеспечения обще-i i пенных, групповых, индивидуальных интересов; сложное, шпамичное, секуляризированное индустриальное общество потребовало исключения прямого насилия, произвола и при-мп.мегий в качестве социальных механизмов, регулирующих Юридическая социология Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии
отношения в обществе. Право явилось фактором, вытесняющим насилие и привилегии из сферы общественных отношений ("Consensus facit nuptias" — согласие в стране творит право), и интегрированно вошло в "ткань" современного индустриального и постиндустриального общества, став необходимой функциональной стороной социальных отношений. Все эти социокультурно-правовые изменения должны были найти отражение в социальной и социологической теориях, в противном случае, из социологических моделей общества выпадал бы один из важнейших сегментов общественной системы. § 2. Философско-правовые и политико-правовые теоретические предпосылки возникновения юридической социологии Философские научные корни социологии уходят в философию права и политико-правовую литературу. Значительную роль в развитии философско-правовой мысли сыграли идеи Гуго Гроция (1583—1645) — пионера рационалистического естественного права. Г. Гроций рассматривал природу человека как societatis appetitus — люди в соответствии со своей природой стремятся к свободным отношениям с себе подобными. Они являются не только эгоистичными созданиями, они осознают, что общественная, совместная деятельность необходима всем. Поскольку человек — разумное существо, в обществе возможно создание норм поведения, которые нужны для сообщества свободных людей. Основной принцип права Г. Гроция состоит в обеспечении свободного совместного существования индивидов в обществе; по его мнению, правопорядок создается людьми исходя из их представлений о "разумном" состоянии общественных отношений1. Его тезис о том, что человек свободен по своей природе, составляет важнейшую идею естественного права и идеологии эпохи Просвещения. Гроций расширил понимание социальной сущности человека Аристотелем (человек есть политическое животное), провозгласив, что человек создан обществом и 1 См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 224, 225. Здесь и далее будем останавливаться на тех моментах философских, политических и правовых теорий, которые имеют отношение к становлению социологии права. живет в обществе, а чтобы жить в нем свободно, т. е. в соответствии с природой человека, нужны нормы права, основанные на разуме. Вслед за Г. Гроцием отделение естественно-правовых идей ОТ теологии продолжили С. Пуфендорф, X. Томазий и X. Вольф. В 1690 г. Джон Локк (1632—1704) опубликовал знаменитый труд "Два трактата об управлении", в котором были изложены основные идеи теории естественных прав человека и положение о том, что любое законное правительство зиждется на согласии управляемых. Книга Дж. Локка коренным образом изменила последующие политико-философские дискуссии. Провозглашением естественных прав человека Дж. Локк отверг притязания монархий и правительств на то, что они суть один из исключительных аспектов Божественного предопределения цепи бытия. Естественное право, по мнению Дж. Локка, идентично с законом Божиим; оно гарантирует всем людям основные права, включая право на жизнь, собственность, право свободного распоряжения своими способностями, талантами, другие свободы и права. Чтобы обеспечить эти права, люди гражданского общества заключают договор со своим правительством. Граждане обязуются подчиняться закону, а правительство имеет право принимать законы и осуществлять внешнюю защиту государства — и все ради блага всех и гарантий свободы каждого. Дж. Локк утверждал, что если правительство чинит беззаконие и произвол, граждане имеют право ниспровергнуть режим и учредить новое правительство. Представителям Просвещения локковские идеи не казались пустыми мечтами, они полагали, что теория Дж. Локка выражает условия, господствующие в государственном устройстве Англии после так называемой Славной революции. Ее государственный строй рассматривался как образец для подражания, и многие мыслители Просвещения считали себя обязанными побывать в этой стране и изучить ее политический строй. Теория естественного права, разработанная Дж. Локком, вдохновила целое поколение философов в Европе и Новом Свете: Ж.-Ж. Руссо во Франции, Д. Юма в Шотландии, И. Канта в Германии, Т. Джефферсона и Б. Франклина в Северной Америке. 2 — 2837
Особая роль в развитии политической мысли, истории права, а также в формировании социологического подхода к изучению общественных явлений принадлежит французскому юристу, политическому философу Шарлю Луи Монтескье (1689—1755). Его труд "О духе законов" (1748), имеющий огромное значение в формировании идей Просвещения, можно рассматривать социологическим по духу и сути1. По мнению Ж. Карбонье, "если оставить в стороне все... замечания и выделить самое основное, что характеризует книгу "О духе законов", то следует сказать, что перед нами уже юридическая социология, ставшая наукой"2. Монтескье выступил за разделение и уравновешивание полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями. Это учение о разделении властей сыграло значительную роль в формировании философии американской и других конституций. Шарль Монтескье считал, в отличие от многих сторонников естественно-правовой теории, что существует многообразие обществ с различными правовыми системами, законами, традициями. Тем самым он поставил под сомнение положение о возможности создания идеального механизма для управления общественной жизнью посредством одной только рациональной правовой кодификации, основанной на абсолютных, неизменных постулатах естественного права3. Монтескье рассматривал право, как и общественные отношения, через влияние на них разных факторов. По его мнению, право обусловлено формой правления, религиозными воззрениями, обычаями, демографическими факторами (например, численностью населения страны) и даже климатом, ландшафтом. Он обратил внимание на то, что "идеальные" правовые документы, сочиненные без опоры на знание реального положения вещей, проблем и потребностей общества, в лучшем случае будут бездействующими, а могут нанести ему и реальный урон. "Разум стал безумием, а благодеяние — мукой", — говорил Гете словами Мефистофеля в "Фаусте". Выдающуюся роль в истории философии права и право-ной науки сыграл Иммануил Кант (1724—1804). Он сформулировал правовой категорический императив: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола--было со-местимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим зако-юм"1, В нем он выразил свое представление о характере и юли права во взаимоотношениях людей в обществе. Правовой горядок создает возможность наибольшей личной свободы лю-1ей в обществе ("свобода каждого совместима со свободой всех остальных"). Философские размышления И. Канта имеют социальное звучание и юридическое значение. Он писал: "Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его природа, — достижение всеобщего правового гражданского общества. Поскольку лишь в обществе и именно в таком, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между его членами и все же самым точным образом определены и сохраняются границы этой свободы в той мере, в которой она могла бы сочетаться со свободой других, постольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы — развитие всех природных задатков, вложенных в человечество"2. Великий философ замечает, что именно в силу этих причин (постоянного антагонизма индивидов и сочетания свободы человека со свободой других) необходимо определение и сохранение границ свободы. Комментируя данные высказывания, С. С. Алексеев отмечает, что определение и сохранение границ свободы в обществе является самой главной, решающей идеей в правовой философии И. Канта, а границы свободы может дать только позитивное право3. Именно оно оказывается тем нормативно-ценностным регулятором, свойства которого отвечают социальным потребностям раскрытия потенциала свободной личности и одновременно устраняют негатив постоянного антагонизма. Таким образом, практическая сторона кантовской правовой философии заключается в том, что в социальной жизни свобода обусловливается позитивным правом. "Определяющая
1 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 33-; 2 Карбонъе Ж. Юридическая социология. С. 80. См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 296. 1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 286. 1 Кант И. Соч. в 4 т. М., 1964. Т. 1. С. 95. ' См.: Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 91.
роль — не в смысле ущемления, лимитации свободы, а в придании ей необходимого качества, при котором простор для человеческой активности согласуется с разумом, духовными ценностями и — что не менее важно — с активностью всех других людей, всего человеческого сообщества"1.
Существенное обновление и развитие теоретических положений в области права, государства связано с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831). "Философия права" Гегеля содействовала широкому распространению впервые использованного немецким юристом Г. Гуго этого термина и утверждению философского направления в изучении права в гуманитарных науках и юриспруденции.
Согласно Гегелю прогресс осуществляется в наличном (социальном) бытии именно как правовой прогресс2, а в отношении становления свободы индивидов фиксируются исторические ступени: "свободен один", "свободны некоторые", "свободны все". "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны"3. Суть всемирной истории, по Гегелю, — это прогресс и развертывание свободы; мерилом прогресса является мера осознания человеком своей свободы и реализации последней в общественной, в частности, в государственно-правовой практике. Английский философ, публицист Иеремия Вентам (1748— 1832) известен своими идеями утилитаризма. В течение всего своего научного пути он стремился обновить дух законодательства, истинную цель которого видел в пользе и счастье людей. Бентам был убежден в несостоятельности метафизических представлений о праве. Он решил построить философию права на основе опыта, провозгласив пользу верховным принципом, которым должен руководствоваться законодатель и который дан человеку во врожденных чувствах удовольствия и страдания. К первому человек стремится, второго избегает. Польза, по убеждению Бентама, уравновешивает разнообразные интересы, служит сильнейшим стимулом самосохранения общественной жизни и лучшим мерилом человеческих побуждений.
Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии Исходя из этих основных теоретических посылок, он приходит к заключению, что дурные поступки отчасти ложатся на совесть человека, а отчасти на общество, окружающую жизненную среду. "А выходя из такой точки зрения, законодательство должно заботиться более о предупреждении преступлений, нежели о карании их; оно должно более исправлять, нежели уничтожать. С другой стороны, законодательство должно употребить все средства, чтобы создать наилучшие условия для возможного счастья большинства"1. Возможно большая сумма счастья для возможно большего числа людей — вот конечная цель государства, по Бентаму, которую можно достичь, используя три направления права: гражданское и уголовное законодательства и конституцию. Глубоко убежденный, что лишь его научная система может водворить всеобщее благоденствие на Земле, и горя страстным желанием служить человечеству, он обращается к пра-иительствам разных стран, предлагая свои услуги в написании законодательных проектов. Его деятельность привлекла внимание как во Франции, России, Северной Америке, так и в его родной Англии. Однако обсуждаемые в парламенте его идеи и лаконодательные проекты всегда отвергались. Так, не были приняты разработанные им проекты избирательной реформы, проект поноптикона (в последнем случае предпочтение было отдано пенитенциарной системе Джона Говарда), а также его предложения относительно реформы шотландских судов. Применив понятие полезности к законодательству (гражданскому, уголовному, конституционному) и соотнеся пользу со справедливостью, он осуществил "переход" от факта к праву2. По его мнению, польза измерима, а следовательно, измерима и законодательная работа, нужно лишь изучить, какие последствия в обществе вызывает введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует пычесть те "недовольства", к которым она может привести. Эти потенциальные "недовольства" измеряют с помощью таких показателей, как число недовольных, степень их влиятельности, размеры недовольства3.
1 Алексеев С. С. Философия права. С. 91. 2 Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. 3 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 147. ' Цит. по: Энциклопедический словарь СПб., 1891. Т. 3. С. 456. ' См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 94. ' См.: Бентам И. О государстве. СПб., 1860; Он же. Введение в становление нравственности законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса. СПб., 1867. Юридическая социология Бентам разработал концепцию нового уголовного и гражданского законодательства, предложил практические меры воздействия на преступность и проект "идеальной" тюрьмы — поноптикона, выступил с идеей отмены смертной казни. Бентам "для политики и морали сделал то, что Бекон для естественных наук. Влияние И. Бентама на законодательство такое же, как А. Смита на политическую экономию"1. Date: 2015-09-24; view: 1537; Нарушение авторских прав |