Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество





Глава XXI. Общество как целостность

Как было показано в предыдущих главах, люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отно­шений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институали-зированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения озна­чают высокую интенсивность социального взаимодействия, осла­бевающего на границах. Полученная таким образом картина очаго­вой концентрации социальных связей будет не чем иным, как гра­фическим изображением различных обществ. Общество — это сгус­ток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

Проблема общества в социологии является одной из самых труд­ных. Как заметил Э. Гидденс, «несмотря на то, что термин «обще­ство» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным»*. Причина этого, види­мо, заключается в необычайной сложности социального образова­ния, обозначаемого понятием «общество». В этой главе мы попыта­емся определить качественную специфику общества, отличающую его от всех других социальных образований, а также объяснить ос­новные принципы его функционирования и развития. Вначале рас­смотрим основные признаки общества.

§ 1. Признаки общества

Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).

Первый признак обществатерриториями которой происходит консолидация социальных связей. Многие общности нашли свою эко-

* Гидденс Э Девять тезисов о будущем социологии//ТНЕ515. — Зима 1993. Т. 1, вып.1, с 59.

504


логическую нишу для удовлетворения своих витальных потребнос­тей, что придало жизнедеятельности индивидов неповторимые чер­ты, обусловленные многообразием климатических условий и при­родным ландшафтом. С появлением государственных границ воз­никли дополнительные факторы, влияющие на локализацию со­циальных взаимодействий на определенных территориях.

В современных условиях с развитием средств коммуникации со­циальные связи все активнее выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты начинают постепенно размывать очаго­вый характер социальных взаимодействий. Глобализация социальных связей позволяет, например, Н. Луману говорить об одном едином обществе, основу которого составляют коммуникативные процес­сы. «Понятие территориальных границ... становится излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ»*.

Однако большинство социологов по-прежнему считают возмож­ным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. При этом признается, что хотя современные национально-государственные границы, возникшие в результате конфликтов или компромиссов, во многом являются искусственными, эта искусственность не ме­шает границам быть реальным сдерживающим фактором развития социальных взаимодействий. И даже на уровне обыденного созна­ния мы воспринимаем общества именно как разделенные по тер­риториально-государственным границам (китайское, французское, российское и другие общества), имея в виду конкретные виды со­циальных образований, сложившихся в определенном месте нашей планеты.

Второй признак обществауниверсальность, т.е. его всеобъем­лющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные ин­ституты и общности, сложившиеся в рамках определенного терри­ториального пространства.

Благодаря своей универсальности общество может создать необ­ходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки,

* Луман Н Понятие общества/Проблемы теоретической социологии — СПб., 1994, с. 33.

505


познакомиться с достижениями культуры, науки; только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру. Иными словами, общество обладает той универсальнос­тью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное пред­назначение — дать людям такие формы организации жизни, кото­рые облегчат им достижение личных целей.

Третий признак обществаавтономность, способность суще­ствовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и посто­янное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий харак­терна и для каждого социального института, общности, организа­ции в отдельности. Однако только в обществе складываются меха­низмы контроля и регуляции всей совокупности социальных свя­зей. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнородных социальных образова­ний, таких, как мораль, право, государство, а также комплексных систем ценностной легитимации социального порядка — религиоз­ных верований и идеологических доктрин. А главное, общество ре­гулируется и управляется исключительно теми институтами и орга­низациями и на основании тех норм и ценностей, которые возни­кают, создаются внутри него самого. Благодаря саморегуляции обес­печивается самостоятельность общества независимо от его размера.

Четвертый признак обществаинтегративность, которая про­является, с одной стороны, в том, что ему удается подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. Люди, связанные с обществом невиди­мыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использо­вать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся прин­ципам, создает неповторимую атмосферу духовного единства.

С другой стороны, общество обладает внутренними механизма­ми не только поддержания ранее сложившихся структур, но и вклю­чения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных обра­зований, создаваемых людьми в практической деятельности. Меха­низмы социальной интеграции необычайно сложны, но именно благодаря им происходят постоянное подчинение единой логике вновь возникающих институтов, общностей, организаций, их ори­ентация на сложившийся социальный порядок.

Итак,обществоэто особый, необычайно сложный вид организа­ции социальной жизни. Оно включает в себя все многообразие устой­чивых социальных взаимодействий, все институты и общности, лока­лизованные в рамках конкретных государственно-территориальных

506


границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, ко­торые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядочи­вать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение ос­новной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствую­щей территории, воспроизводить в своих действия единую ткань мно­гообразных социальных взаимодействий.

Выделяя основные признаки общества, мы только подчеркива­ем специфику этого сложного социального образования. Опреде­лим основные принципы его организации.

§ 2. Структурная композиция общества

Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодичес­кого, малозначимого, случайного, т.е. те элементы, которые струк­турируют, воспроизводят общество как целостность. Выделяя ус­тойчивое, повторяющееся в социальных взаимодействиях, указы­вая способ организации устойчивых элементов, мы как бы строим каркас общества, моделируем его структурную композицию.

Как уже упоминалось, в социуме неизбежно происходит стан­дартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Роли существу­ют не сами по себе, они всегда связаны с соответствующим стату­сом. Статус — это структурная единица в рамках социальной реаль­ности, попадание в которую неизбежно ведет к изменению пове­дения индивида в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами.

Статусно-ролевые позиции представляют собой базовые состав­ляющие устойчивых социальных взаимодействий. В совокупности они составляют первый уровень общества. На рис. 1, на котором представлена графическая модель общества, статусные позиции изображены в виде кружков, а исходящие из них векторы являются условным изображением ролей. Базовый, первичный уровень об­щества охватывает не все многообразие конкретных социальных действий и взаимодействий, составляющих сложную, по-своему уникальную в каждый временной интервал картину социальной жизни, а лишь те из них, которые носят устойчивый, нормативно фиксируемый и воспроизводимый характер.

Например, учитель как статусно-ролевая позиция, по поводу кото­рой в социуме существует конвенциональная договоренность (все знают, кто такой учитель и что он должен делать), является состав-

507



 


Третий уровень является социетальным, он обеспечивает воспро­изводство связей, значимых для общества в целом, — в этом его главное отличие от институционального уровня, который регули­рует групповые или специализированные виды взаимодействий. Нормативно-регулирующее воздействие социетального уровня ха­рактеризуется:

универсальностью, т.е. всеобщностью. На этом уровне регу­
ляция осуществляется не в отношении специализирован­
ных видов взаимодействий (возникающих, например, в се­
мейной жизни, в области образования, финансов или про­
изводства обуви). Это сфера институциональной регуляции.
В зону упорядочивающего воздействия социетального уров­
ня попадают практически все институциональные образо­
вания и социальные группы, а следовательно, и практичес­
ки все статусно-ролевые позиции;

интегративностью. Этот уровень обеспечивает «удержание»
институциональных образований в едином комплексе. Он
подчиняет своей логике не только ранее сложившиеся со­
циальные институты, группы, но и каждый новый их вид,
не позволяет распадаться обществу как целостности на со­
ставляющие его структурные элементы, сдерживает цент­
робежные тенденции.

Социетальный уровень состоит из двух взаимодополняющих спо­собов организации связей между институтами и общностями: культуры и политической власти. Именно культура и политичес­кая власть способны задавать социальным взаимодействиям такие алгоритмы, которые сдерживают центробежные тенденции в со­циальной жизни, препятствуют распаду общества, обеспечивают его целостность.

Рассмотрим логику влияния, воздействия культуры и полити­ческой власти на другие уровни общества. Начнем с культуры и для начала сравним развитие общества с генеалогическим деревом. Еди­ный ствол обозначает исходную, практически однородную по сво­ему социальному составу общность людей, связанных узами род­ства и соседства. Первое разветвление — начало внутренней диф­ференциации, появление внутри социума-монолита относительно автономных социальных образований — общностей и институтов, переход, используя терминологию Ф. Тенниса, от Gemeinschaft (об­щины) к Gesellschaft (обществу). Чем интенсивнее разветвляется дерево, тем сложнее становится общество и тем больше дистанци­руются друг от друга его сегменты. Особенность генеалогического дерева заключается в том, что жизненная энергия каждый раз со­средоточивается в верхних слоях кроны, ибо появление каждого нового слоя означает уход предшествующего слоя в историю.

509


Мы наблюдаем каждый раз лишь конкретный набор социальных институтов и общностей. Их многообразие, противоречивость не могут не наводить на мысль о хаосе, случайном нагромождении. Но если использовать предложенную аналогию, то становится очевид­но, что связь между разнообразными социальными образованиями все же существует: создавая новые институты, общности, люди не могут освободиться от сформировавшихся в течение веков пред­ставлений о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. В силу этого неизбежно происходит своеобразное удержание старо­го в новых социальных образованиях. Непрерывность этого процес­са, на наш взгляд, делает допустимой сравнение влияния культуры на совокупность институализированных отношений в обществе с генетическим кодом, который задает тождественность, закладыва­ет основы принадлежности к одному виду многочисленных особей. Однако будем помнить, что это лишь метафора, ибо в социальной жизни природа «наследственности» качественно иная — социали­зация.

Итак, культура задает определенный алгоритм действиям инди­видов, воспроизводящих институализированные отношения или солидарные связи. Она незримо присутствует, когда человек вы­полняет роль покупателя, предпринимателя, учителя и т.д. Однако специфика культурной составляющей институализированных отно­шений заключается в том, что человек ее не ощущает, находясь в привычной социокультурной среде. И только приехав в чужую стра­ну, он начинает понимать, что функции покупателя, предприни­мателя, учителя и т.д. можно исполнять иначе, чем принято у него на родине.

Вот как описывает, например, Дж. Сэлэкьюз ведение переговоров арабскими правительственными чиновниками и бизнесменами с их западными партнерами: «Западные бизнесмены, ведущие пере­говоры в Египте или Саудовской Аравии, вынуждены терпеть час­тые перерывы на телефонные разговоры, обсуждение текущих воп­росов с секретаршами и визиты посетителей, желающих сообщить что-то важное правительственному чиновнику или бизнесмену. В то время как западные бизнесмены, скорее всего, расценят по­добные помехи как признак невежливости или отсутствия заинте­ресованности со стороны своих арабских коллег. Но арабы сочтут непростительной грубостью отказ поговорить по телефону или при­нять своего друга или коллегу»*.

Общие культурные образцы, постоянно воспроизводимые в со­знании и поведении людей, объединенных исторической судьбой и территорией проживания, являются символическими связующими звеньями многочисленных институциональных и солидарных объе-

* Сэлэкьюз Дж.Ч. Секреты заключения международных сделок — М, 1994, с. 76.

510


динений в обществе. Благодаря им тип взаимодействия в рамках определенного института или общности приобретает форму не уни­кального, принципиально отличающегося, а специализирующего­ся, т.е. отличающегося в силу специфики решаемых задач, но вос­производящего наряду с этим наиболее общие нормы поведения и нравственные принципы.

Влияние культуры на институализированную систему отноше­ний проявляется и в том, что именно культура помогает человеку сформировать целостный взгляд на окружающий его социальный мир, объединить в своем миропонимании различные социальные институты, группы, в которых всегда найдется место для каждого индивида. Создавая мифы, ценностные представления, идеологи­ческие концепты, научные парадигмы, люди не только познавали и объясняли окружающий мир, но и вырабатывали приемлемые суж­дения о необходимости существования различных институтов, клас­сов и групп — в виде научных теорий, обосновывающих влияние разделения труда и социальной диференциации на ускорение соци­ального прогресса, в виде идеологических концептов, утверждаю­щих необходимость единства народа или в виде наивных суждений.

Культура, таким образом, задает общую тональность институ­ционального развития как бы изнутри, из внутреннего мира чело­века, сформировавшегося в определенной культурной среде. Усва­ивая сложившиеся ранее коллективные представления о целесооб­разности, необходимости или неизбежности институционального многообразия, человек воспринимает его как естественное состоя­ние общества. Наличие культурного кода, т.е. опривыченных цен­ностных образцов поведения, помогает ему постоянно и довольно безболезненно переходить От одной статусной позиции к другой, выполняя в течение дня, например, последовательно роли сына, студента, покупателя, пассажира и т.д.

Однако возможности культуры ограничены. Одна культура не может обеспечить единства общества. Инновационные процессы на некоторых этапах становятся настолько интенсивными, что появ­ляются социальные образования, противостоящие ранее сложив­шемуся ценностно-нормативному порядку. Обычно процесс ради­кального обновления провоцируется резко возросшим влиянием других культур, что происходит в условиях объединения разных народов или развития коммуникационных сетей. И если в нашей метафоре культура — это своеобразный генетический код обще­ства-дерева, то политическая власть — каркас, поддерживающий ослабленные ветви, направляющий их и не позволяющий им при этом разлетаться слишком далеко.

Политическая власть из всех видов власти в обществе отличает­ся всеобъемлющим характером, являясь универсальным взаимодей-

511


ствием, включающим всех его членов (подробнее см. раздел X, гла­ву XXVII «Социология политики»). Решения статусной группы, осу­ществляющей политическую власть, становятся обязательными для индивидов, вовлеченных в социетальные отношения. Достигается это как институализацией властных взаимодействий, предоставле­нием политической верхушке права на легитимное насилие, так и использованием ею многообразных ресурсов, прежде всего мате­риальных, силовых, для проведения своей воли. Благодаря полити­ческой власти в обществе всегда есть рычаги для сдерживания де-зинтеграционных процессов, подавления групповых конфликтов, инициирования новых процессов, создания новых институтов, орга­низаций, переструктуризации норм. Не случайно распад общества всегда начинается с кризиса политической власти.

В рамках политической власти складываются нормы права — об­щеобязательные правила, установленные законами, указами и дру­гими решениями государственных органов управления, соблюде­ние которых подкрепляется принуждением со стороны государства.

Например, институт семьи в современном обществе регулируется не только внутренними механизмами, но и поддерживается предо­ставлением соответствующим государственным органам законной возможности принуждать людей к соблюдению установленных норм и правил институционального взаимодействия.

Государство, таким образом, выступает в роли внешней силы, наделенной правом кодифицировать, контролировать и развивать институциональные отношения в обществе.

Благодаря нормам права становится возможным не только кон­тролировать процесс воспроизводства определенного института, но и фиксировать функциональное назначение тех или иных институ­циональных образований, определять их зоны действия. Государ­ство, таким образом, формирует и контролирует единое правовое пространство, обеспечивающее функциональную целостность все­го общества.

Таким образом, благодаря культуре и политической власти об­ществу удается поддерживать связь социальных институтов, общ­ностей, организуя их целостность и укрепляя тем самым общество.

Культура задает ценностные образцы поведения людей в виде нравственных норм, морали, традиций, стилей жизни и ценност­ные ориентации в виде суждений, мифологем, идеологий, идеа­лов, которые, влияя на мотивацию людей, пронизывают инситу-циональный и статусно-ролевой уровни общества. Политическая власть через государственное регулирование скрепляет связи между институтами, общностями прежде всего там, где воздействие куль­туры оказывается уже недостаточным, где нормы морали требуют подкрепления в виде права, закона, принуждения.

512


§ 3. Общество как система

Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элемен­ты которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объектом системного анализа в социологии могут быть не только общество, но и социальное действие, группа, орга­низация, институт или культура. Рассматривая общество как систе­му, мы лишь выбираем способ объяснения данного сложного со­циального объекта, который в отличие от других теоретических методов социологии позволяет понять логику функционирования сложного целого.

В социологии существует несколько методов определения прин­ципов устойчивого функционирования общества. Первый методвыделение в обществе важных, значимых подсистем, несущих самосто­ятельную функциональную нагрузку, и установление между ними ста­билизирующей зависимости. В результате «укрупняется» ракурс ис­следования, происходит отвлечение от более мелких компонентов, что позволяет свести анализ устойчивости и изменчивости обще­ства к проблеме зависимости, взаимовлияния не множества эле­ментов, а только нескольких подсистем.

Так, К. Маркс выделял как базисную экономическую подсисте­му, состоящую, в свою очередь, из двух блоков: производительных сил и производственных отношений, а также надстроечную подсис­тему— политическую. Стабильность общества могла быть достигнута только при условии соответствия производственных отношений про­изводительным силам, а политической надстройки — экономичес­кому базису, и напротив, кризис, обострение борьбы наступали в случае нарушения равновесного соответствия указанных подсистем.

Главным при этом является определение ведущей подсистемы, изменения в которой могут вызвать изменение всей системы. Для К. Маркса такой подсистемой была экономика: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необ­ходимые, от их воли не зависящие отношения — производствен­ные отношения, которые соответствуют определенной ступени раз­вития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структу­ру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридичес­кая и политическая надстройка и которому соответствуют опреде­ленные формы общественного сознания. Способ производства ма­териальной жизни обусловливает социальный, политический и ду­ховный процессы жизни вообще»*.

* Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. — М., 1970. Т. 1, с. 535—536.

513

17 Общая социология


Ярко выраженная в трудах К. Маркса позиция экономического детерминизма неоднократно подвергалась критике: трудно было объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других исключительно влиянием производственных отношений. Спустя столетие французский социолог Р. Арон укажет на противополож­ную тенденцию: «Современные индустриальные общества, у кото­рых много общих черт... различаются прежде всего структурами го­сударственной власти, причем следствием этих структур оказыва­ются некоторые черты экономической системы... В наш век все про­исходит так, будто возможные конкретные варианты индустриаль­ного общества определяет именно политика»*.

Несмотря на противоположность взглядов К. Маркса и Р. Арона, их объединяет попытка «объяснить» общество взаимовлиянием и взаимозависимостью его подсистем. В настоящее время ученые воз­держиваются от однозначных оценок главенствующей роли той или иной социетальной подсистемы, но сам подход, позволяющий интерпретировать функционирование системы посредством логики взаимодействия ее подсистем сохранился. В какой-то мере этому способствует выделение в рамках социологии отраслевых дисцип­лин: политическая, экономическая социология, социология куль­туры. Занимаясь изучением своего сегмента социальной реальнос­ти, исследователи неизбежно вынуждены определять место и роль этого сегмента в обществе, его влияние на другие социетальные подсистемы.

Второй метод объяснения системной целостности общества, сло­жившийся в рамках классического функционализма,принцип функ­ционального единства общества, согласно которому система созда­ет, поддерживает, сохраняет и развивает только то, что необходи­мо ей для нормального функционирования. Вот что говорит по это­му поводу А. Рэдклифф-Браун: «Функцией отдельного социального обычая является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом. Такой взгляд предполагает, что социальная система... имеет опре­деленный тип единства, который мы можем назвать «функциональ­ным единством». Мы можем определить его как состояние, в кото­ром все части социальной системы работают совместно с достаточ­ной гармоничностью или внутренней согласованностью, т.е. не по­рождая устойчивых конфликтов, которые не могут быть ни разре­шены, ни урегулированы»**.


 


* Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993, с. 30.

** Цит. по1 Мертон Р. Явные и латентные функции/Американская социологи­ческая мысль. — М., 1994, с. 386—387.

514


Логика классического функционализма, объясняющего связан­ность всех элементов общества, не безупречна. В ее основе лежит допущение, что люди осознают полезные функции составляющих компонентов общества и делают все возможное для их сохранения и воспроизводства. Однако, как отмечал Р. Мертон, наряду с пози­тивными, явными функциями могут возникать латентные, не не­сущие «полезной» нагрузки для системы в целом. А главное, при определении позитивных функций неизбежно проявляется субъек­тивный взгляд исследователя на саму систему. В связи с этим «фун­кциональный анализ систематически игнорирует предостережение А. Токвиля о том, чтобы не путать знакомое, привычное с необхо­димым: "...то, что мы называем необходимыми институтами, зача­стую оказывается не более, чем институтами, к которым мы при­выкли..."»*.

Принципиально новым подходом является метод изучения соци­альных систем, сформулированный Т. Парсонсом, который акцен­тирует внимание на том, что социальные системы являются откры­тыми, т.е. постоянно взаимодействуют с внешним окружением, а следовательно, принципы устойчивости такой системы нельзя сфор­мулировать на основе исследования только внутрисистемных про­цессов. Он указывает основные составляющие окружающей среды:

• человек в двух своих ипостасях: как физиологическое суще­
ство (или, по выражению Т. Парсонса, как «поведенческий
организм») и как система личности;

• природа, а также вся совокупность реальных материальных
объектов, созданных руками человека;

• социальные системы, не контролируемые данным обществом,
т.е. другие общества, международные организации и объе­
динения и т.д.;

• ценности, социокультурные образцы поведения, выработан­
ные и вырабатываемые в ходе взаимодействий народов, при­
надлежащих к разным обществам, но имеющих общую ис­
торическую судьбу, и обычно обозначаемых как цивилиза­
ции.

Т. Парсонс выводит функциональные требования, которые, по его мнению, могут быть использованы для описания любой систе­мы, потому что носят объективный характер, т.е. определяются не конкретными ценностными ориентациями на тот или иной соци­альный и политический порядок в обществе, а стремлением к са­мосохранению — фундаментальным принципом любой системы.

Применяя методологическую концепцию Т. Парсонса к анализу общества как системы, можно говорить о том, что главным усло-

Мертон Р. Указ. соч., с. 400.

515


вием самосохранения этой системы является обязательное выпол-нениеею нескольких функций. Во-первых, общество должно уметь адаптироваться к окружающей среде, реагировать на ее изменения. Однако приспособление не должно быть пассивным, поскольку для общества это может быть равносильно гибели, так как в этом слу­чае оно утрачивает свою качественную определенность.

Приспособление должно осуществляться на основе обратной связи, т.е. система должна обладать способностью мобилизовать внутренние ресурсы и самостоятельно воздействовать на окружа­ющую среду. Для этого система должна выполнять вторую функ­цию — целедостижение, которая как бы уравновешивает функ­цию адаптации и заключается не в способности индивидов раци­онально формулировать определенные цели и задачи, а в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на свое окружение.

Третья функция — поддержание образца, т.е. способность сис­темы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю струк­туру. Если в системе отсутствуют механизмы, обеспечивающие это воспроизводство, она неизбежно утратит свою индивидуальность и может переродиться в новое социальное образование. Если в обществе не будут функционировать механизмы, позволяющие по­стоянно воспроизводить в действиях людей институализирован-ные отношения и солидарные связи, оно перестанет существо­вать.

Четвертая функция — интеграция, т.е. способность системы ин­тегрировать новообразования, неизбежно возникающие по мере ее развития, подчинять их своей логике; в противном случае могут нарушиться равновесие системы, разорваться ранее сложившиеся связи и отношения.

Элементы общества-системы должны быть не случайным нагро­мождением, а нести «полезную» нагрузку, т.е. выполнять любую из перечисленных функций. По Т. Парсонсу, функциональная нагруз­ка экономических институтов — адаптация, политических инсти­тутов — целедостижение, институтов образования, семьи — под­держание образца и т.д.

Проблема объяснения условий устойчивости и самовоспроиз­водства общества занимает центральное место в системном анализе. Ее решение позволяет понять логику объективных системных тре­бований, ограничивающих действия людей в обустройстве своего общества. Рассмотрим более подробно механизмы, обеспечиваю­щие функционирование или воспроизводство общества, чтобы по­нять, почему одни общества устойчивы, а другие распадаются воп­реки действиям правителей, использующих, казалось бы, весь ар­сенал средств для сдерживания центробежных тенденций.

516


Date: 2015-09-24; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию