Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
D I\U I UKDIA
УТВЕРЖДАЕТСЯ женного обществом) индивид занимается поис- личности пользовать его способности, реализовать его жиз- ненные планы, цели, идеалы. Система статусов и ролей, за исключением немногих (предписанных), предлагается личности. Выбирая статус и ролевой стандарт его реализации, индивид в какой-то мере творит свою судьбу в соответствии со своими жизненными амбициями и ценностями, одновременно оценивая: • сумеет ли он реализовать свои способности, жизненные планы • готов ли и хочет ли он выполнять все основные ролевые Второе. Уже выбрав социальный статус, социальную роль, личность вновь занимается поиском — на этот раз варианта выполнения ролевого предписания. Если ее не во всем устраивает данная социальная роль и она хочет уклониться от ее полного исполнения, личность оценивает свою готовность ограничить притязания на вознаграждение, карьеру, но получить возможность лишь частично соблюдать предписания, закрепленные за этой ролью, что позволит в то же время следовать жизненным принципам, которые для нее важнее. При тоталитарном режиме участие в деятельности господствующей партии — условие самореализации личности как ученого, специалиста и т.д. Но немало было и тех, кто, вступив на стезю науки, отказывался соблюдать это ролевое предписание и тем самым существенно блокировал свою научную карьеру. Студент тоже сам выбирает вариант ролевого поведения: стать, как и нерадивые друзья, разгильдяем или все силы отдавать учебе; в этом выборе большую роль играют и система ценностных приоритетов, и уровень притязаний студента (тот, кто претендует на большое будущее, вряд ли выберет роль студента-разгильдяя) и чувство уважения к родителям, и т.д. Третье. При конфликте ролей личность, основываясь на собственной иерархии ценностей, самостоятельно делает выбор приоритетной роли («примерного отца», «самоотверженного ученого» и т.д.). 487 Четвертое. Любое ролевое предписание устанавливает лишь общую схему поведения — его конкретное исполнение определяет личность. Во-первых', в зависимости от отношения «Я» личности к своим функциям выполнение роли может быть более или менее энергичным, инициативным, целеустремленным; во-вторых, психологические особенности, темперамент, степень эмоциональности личности придадут ролевому поведению неповторимость, индивидуальные черты, внесут в него коррективы. Пятое. Степень подчинения личности ролевым требованиям зависит не только от жесткости внешнего контроля, неотвратимости внешних санкций, но и от авторитетности общности в представлении самой личности, а также от того, насколько личность причисляет себя к этой общности, насколько предъявляемые ролевые требования соответствуют личным убеждениям личности. • Даже подчинившись ролевым предписаниям, личность способна дистанцироваться от роли и нередко за выполнение тех или иных ролевых требований иронизировать над собой и даже презирать себя. Можно сказать, что в ходе ролевого взаимодействия личности с обществом первая находится в постоянном напряжении поиска, осуществляя выбор ролевых предписаний, которые предлагаются обществом. Происходит постоянное сопряжение поиска, выбора, предпочтений личности и предложений социальных институтов, общностей. Реальное ролевое поведение личности (рис. 1, ролевое ладающих определенным статусом, использующих ПОВЕДЕНИЕ свое «я» и способности к проигрыванию ролей для эффективного взаимодействия с другими индивидами путем выполнения определенных ролевых экспектаций. Реальное ролевое поведение личности характеризуется, с одной стороны, типичными, повторяющимися, предсказуемыми чертами (иначе это не роль, а отклонение от роли), а с другой стороны (ввиду наличия множества экспектаций, различий в проигрывании ролей, своеобразия личностной интерпретации экспектаций, а также различного жизненного опыта и темперамента), — индивидуальными чертами. Ни один учитель не похож на другого; все официанты обслуживают клиентов по-разному, но ролевые требования, которые гарантируют выполнение социальных функций учителями, официантами, должны быть соблюдены. Но есть один нюанс в анализе ролевого поведения — концентрация внимания на внешней, поведенческой стороне (которая, казалось бы, наиболее важна для тех, с кем индивид находится во 488 взаимодействии): важно, чтобы человек независимо от его «Я», способностей интерпретировать свою роль выполнял определенные ролевые предуказания. При подобном рассмотрении общество, система социальных взаимодействий предстает как театральная сцена для поведения людей, как драматическое ролевое представление, заключающееся в том, чтобы создать желательное (ожидаемое) впечатление у других. Американский социолог Э. Гоффман делает особый акцент на внешнем фиксируемом поведенческом аспекте ролевого поведения, анализируя различные аспекты взаимодействия людей на основе производимого ожидаемого впечатления, выделяя защитное и охранительное («такт») действия, которые включают различные методы, обеспечивающие гарантию сохранения определенного впечатления, методы маскировки, раскрытия, ложного откровения и др. Так, индивид постарается управлять впечатлением, которое создается у людей, чтобы убедить их в надежности своей информации. «Характерный пример может быть взят из жизни Шетландского острова. Например, сосед заходит на чашку чая, его лицо выражает обычно, по крайней мере, намек на ожидаемую теплую улыбку, когда он входит в дверь дома... Но хозяин дома может следить за гостем задолго до того, как он подошел к двери, и тем самым увидеть как гость «надевает» на себя улыбку... Некоторые же гости, предвосхищая эту возможность, будут на всякий случай придавать лицу приветливое выражение задолго до подхода к дому, обеспечивая тем самым проецирование постоянного образа»*. Проблема, на которой акцентировал внимание Э. Гоффман, выходит за рамки анализа хитросплетений процесса оказания приятного впечатления на партнеров. По сути задевается более существенный и глубинный вопрос: природа социально-ролевого поведения личности в обществе. Что это — лицедейство, мимикрия, притворство? Как соотносятся нравственный мир человека, устойчивые нравственные принципы, нормы, ценностные приоритеты и реальное ролевое поведение? Толкование ролевого поведения как драматического, в чем-то притворного, приводит известного социолога П. Бергера к утверждениям типа «...социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она скорее представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой ситуации... Внутри понимаемой таким образом структуры нельзя найти что-то устойчивое... Вот почему в рамках социологического рассуждения на вопрос, кто есть реальный индивид в этом калейдоскопе ролей и идентичностей, можно отве- * Гоффман Э Представление себя другим В кн: Современная зарубежная социальная психология. — М, 1984, с 192, см. также: Кравченко Е.И Э Гоффман Социология лицедейства —М, 1997 489 тить лишь простым перечислением ситуации, в одних из которых он — одно, а в других — другое»*. По сути личность трактуется как совокупность ролей, которая лишь адаптируется к окружающим условиям, подражает, покорно следует предуказаниям, духовный мир которой фрагментарен, конъюнктурен. Существует ли нравственный мир личности как целостность? Есть ли мораль как система более или менее устойчивых принципов, норм, опирающаяся на ценностные приоритеты? Безусловно, человек втянут в самые разные социально-статусные ситуации, выполняет множество социальных ролей, но которые в конечном счете интегрируются в целостную систему ценностей, норм. Поэтому разведение нравственных принципов, норм, ценностей и ролевого поведения в принципе необоснованно. Что такое роль как не совокупность социокультурных норм? В нормальном (бесконфликтном, бескризисном) варианте развития общества ролевые экспектации не могут иметь существенных расхождений с нравственными принципами данного общества, поскольку они формируются в едином ценностно-нормативном пространстве, в едином поле данной культуры. Единые ценностные приоритеты, моральные нормы и принципы, традиции, обычаи обеспечивают единую генеральную логику поведения, логику предпочтений и т.д. Приведенный ранее пример об особенностях образца ролевого поведения американского учителя довольно точно свидетельствует о ценностных приоритетах американского общества, приоритета личности, недопустимости авторитарности. Где же здесь притворство? Вопрос о мимикрии становится особенно острым, когда анализируются расхождения в поведении человека в различных конкретных ситуациях — например, искренность, высоко ценимая как общечеловеческий моральный принцип, в гостях не всегда уместа. Можно ли в этой ситуации назвать лицедейством заранее «надетую» на лицо улыбку? Подобные нестыковки прежде всего обусловлены дифференциацией и автономиназицией социальных институтов, пророжда-ющими специфику и определенную автономизацию нормативной регуляции в различных конкретных (функциональных) ситуациях. Возникает подчас ощутимое своеобразие иерархии ценностей, норм, обслуживающих специфические аспекты жизнедеятельности. (Известно, что ролевой стандарт поведения предпринимателя не может предусматривать в качестве приоритетных сочувствие, * Бергер П. Приглашение в социологию, с.100. 490 сострадание, однако в домашней обстановке приоритет подобных принципов очевиден.) Следует учесть еще один момент. Люди часто с трудом переключаются с одной иерархии принципов, уместной в их профессиональной деятельности, на другие, адекватные иной статусно-ролевой ситуации. Поэтому нередко роль принуждает их делать то, что они сами не очень одобряют. Роль молодого учителя заставляет недавнего (возможно, даже нерадивого) студента быть строгим, тщательно контролировать посещаемость учеников, их дисциплину и т.д. Но здесь нет притворства в полном смысле слова — речь идет скорее о необходимости привести свои представления в соответствие с новыми функциями, ролями. Те принципы, которые были более или менее адекватны предыдущему статусу и роли студента, оказываются неадекватными в новой социальной позиции. В целом же нравственный мир и специфическая роль человека в конкретной статусно-ролевой ситуации соотносятся как общее и особенное, специфическое. Новая роль, новые социальные позиции, ситуации буквально принуждают перенимать еще недавно чуждые (неизвестные) вам моральные требования. Невестка после свадьбы начинает вести себя со свекровью совсем не так, как еще два-три дня назад, — здесь нет притворства, а есть спецификация моральных приоритетов, норм в рамках единого ценностно-нормативного поля, характерного для данной культуры. Человек, заходя в гости, стремится выразить приветливость, даже если и не очень уважает хозяина, — это не лицедейство, а соблюдение приличий, специальных нравственных норм поведения гостя, а значит, и проявление уважения к этим норам, традициям своего народа. Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры. Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории. 491 § 4. Социализация Одна из самых сложных проблем современного обществозна-ния — ответ на вопрос, какие силы, обстоятельства сделали духовный мир конкретного человека таким, какой он есть. Формирование личности — процесс предельно сложный и даже драматический. В нем участвует такое множество движущих сил, факторов (каждодневная трудовая деятельность, политические события, статья в газете, общение с товарищами, критика со стороны руководителя, чей-то неодобрительный взгляд, интересная книга и т.д.), что создание единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно. Социология стремится начертить лишь основные вехи, облегчающие анализ социализации — процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Последнему и будет уделено наше внимание. Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. Были выделены, с одной стороны, деиндивиду-ализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля, с другой стороны — автономная, независимая личность, подразумевающая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей. Проследим, как взаимодействуют эти два основных «персонажа» в процессе социализации. Учитывая, что в предыдущих главах мы неоднократно рассматривали вопросы, так или иначе связанные с проблемами социализации (овладение личности ролями, всеобщие латентные функции социальных институтов, первичные и вторичные группы, групповой контроль, ценностно-нормативный механизм и т.д.), остановимся лишь на отдельных аспектах проблемы. Кроме того, поскольку социализация является предметом изучения комплекса наук (психологии, социальной психологии, педагогики), будем делать акцент лишь на некоторых вопросах, имеющих социологическое звучание. 492 социализация 1. Социализация играет огромную роль в жизни >.л1ш.П||л.,1ш. лизации зависит, насколько личность, усвоив СОЦИАЛИЗАЦИИ сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, живет в социальном смысле комфортно и благополучно. Взлеты и падения, уверенность и чувство обреченности, достижение благополучия и ощущение себя неудачником — вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации личности в том или ином обществе. Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, что представители новой генерации сумеют занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности, т.е. гарантией самовозобновляемости социума. Неполадки в системе социализации порождают не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. 2. Важнейшая социологическая проблема анализа процесса социализации — это исследование зависимости общего стиля социализации (включая обучение и воспитание как ее элементы), ролевых матриц взаимоотношений «учитель — ученик», «воспитатель — воспитуемый» и т.д. (назовем это моделью социализации) от социальной организации общества. Г. Барди, И. Чайлд и М. Бекон в общем виде сопоставили стиль социализации детей в 104 бесписьменных обществах с преобладающим в этих обществах типом хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие или животноводство). Оказалось, что в обществах охотников и рыболовов обучение детей больше ориентировано на независимость и самостоятельность, а земледельческие и животноводческие культуры делают акцент на ответственности и послушании. Это понятно — ведь земледельцы и скотоводы должны производить и накапливать материальные ресурсы круглый год, что требует строгой дисциплины и ответственности, тогда как охота и рыболовство больше зависят от ситуаций, успех в которых предполагает проявление индивидуальной инициативы и самостоятельности. Модель процесса социализации в существенной степени определяется не только спецификой социальной организации (в приведенном примере — хозяйственной жизни), но и ценностями, которым привержено общество. Так, по признаку дисциплинирования ребенка в зависимости от его возраста выделяют (в частности, Э. Голдфранк) четыре типа обществ, где у ребенка: 493 в раннем и позднем детстве дисциплина слабая; в раннем и в позднем детстве дисциплина строгая; в раннем детстве дисциплина строгая, а в позднем детстве — слабая; в раннем детстве дисциплина слабая, а в позднем детстве — строгая. К примеру, японцы и ряд других народов предоставляют маленьким детям максимум свободы и практически их не наказывают, что всегда вызывало удивление европейцев. В Японии ребенка кормят грудью в любое время, когда он попросит, не соблюдая в отличие от европейцев определенный режим сна и кормления, и вплоть до рождения нового ребенка; уже через месяц японка берет младенца с собой повсюду, даже в баню. Строгость по отношению к ребенку проявляется позже, по мере его взросления. Взрослого ребенка японцы воспитывают в духе конфуцианской морали, которая требует послушания, неукоснительного соблюдения всех существующих норм и правил поведения. Европейская модель, наоборот, предполагает строгую дисциплину в детские годы и большую свободу в зрелости. У данной модели тоже есть ценностно-нравственные основания. Согласно традиционной христианской морали новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли. Именно в связи с этим в европейском средневековье строго ограничивалась физическая подвижность младенца: первые четыре месяца ребенок был полностью спеленатым, затем освобождались его руки и лишь много позже — ноги. Физическое ограничение дополнялось духовным гнетом, которое объяснялось необходимостью подавлять и ломать волю ребенка, поскольку детское «своеволие» считалось источником всех пороков. Телесные наказания, жестокие порки (даже 18-летних юношей в английских университетах) применяются повсеместно. Лишь в конце XVII — начале XVIII в. нравы постепенно стали смягчаться под влиянием гуманистических доктрин Появляется понятие о человеческом достоинстве, праве молодого человека на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути, что и привело к утверждению нынешней европейской модели: требование соблюдения строгой дисциплины маленькими детьми и ослабление внешнего контроля по мере их взросления. 3. Анализ моделей социализации не только показывает глубокую увязанность стиля воспитания, ролевых стандартов, реализуемых в процессе воспитания, с социальной организацией общества, его культурой, традициями, но и заставляет более осторожно относиться к вопросам изменений, инноваций процесса социализации таких его важнейших элементов, как обучение и воспитание. С одной стороны, модель воспитания обусловлена общественными социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральной 'модели социализации), с другой стороны, модель социализации существует как некая данность, обладает, как и все институализированные взаимодействия, неза- 494 висимостыо от конкретных исполнителей («эффектом неодолимости»), которые, как правило, не вправе изменить ее по собственному произволу. Так, отечественная модель обучения строится на определенной матрице взаимоотношений «учитель — ученик». Ее основу составляет убеждение в том, что ученик ленив и не желает учиться, поэтому учитель должен все рассказать ученику, дать домашнее задание и проверить его выполнение. Исходя из этой модели строится весь учебный процесс — от первого класса до аспирантуры, создаются учебники, готовятся новые кадры учителей и т.д. Формируются вполне определенные навыки, умения, качества, мотивации как у учеников, студентов (боязнь перед преподавателем, уверенность в том, что его обязаны учить, стремление «обдурить» учителя, изучать лишь то, что задано, ит.д.), такиуучителя (стремление все контролировать, объяснять, недоверие к ученику и т.д.). На этом держится институт образования в нашем обществе, так учились еще наши отцы и деды, на этом построены нормы (формальные и неформальные), регулирующие учебный процесс, где регулярный контроль — важнейшая составляющая учебного процесса. Очевидна связь подобной модели социализации с принципами организации нашего общества в течение нескольких веков. Понятно, что изменение модели социализации требует длительного времени и наличия у участников этой модели определенной мотивации (в нашем примере — соответствующей (не принуждающей) мотивации к учебе у студентов и учеников). 1. Как уже отмечалось, у новорожденного есть все этапы духовного Но ни одно социальное свойство не является личности ство совести и чести и т.д. генетически не коди- руются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек. Существует множество свидетельств того, что дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне социальных связей (типа Маугли), не приобрели элементарных социальных свойств (они не могли ни говорить, ни мыслить, не испытывали чувства совести, стыда и т.д.). 2. Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий, ценностей. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием человека. На это обращали внимание Ж. Пиаже, а также Л.С. Выготский, который подчеркивал в своем 495 учении о критических периодах развития личности, что определенные социальные изменения духовного мира личности происходят одновременно с соответствующими биологическими сдвигами. Развивая идеи Ж. Пиаже, американский исследователь Л. Коль-берг предложил, пожалуй, самую детальную и методически разработанную теорию морального развития личности. В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о «хорошем» и «плохом» и руководствуется эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интернализованную систему принципов. Л. Кольберг выделяет несколько стадий, соответствующих разным уровням морального сознания: I. Доморальному уровню соответствуют следующие стадии: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями воз II. Конвенциальному уровню соответствуют следующие стадии: 3) ориентация на «модель» хорошего ребенка, желание получить 4) установка на поддержание установленного порядка и правил (хо III. Уровню автономной морали соответствуют следующие стадии: 5.1) осознание относительности и условности нравственных пра 5.2) смена релятивизма признанием высшего закона, наличия выс Лишь после этого наступает следующая стадия: 6) формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Это уровень, которого достигают лишь «пророки» — И. Христос, М. Ганди, М.Л. Кинг и т.д. 496 Значимость теории Кольберга в том, что она в основном была подтверждена в ходе эмпирических исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике, несмотря на некоторые выявленные отдельные недостатки (например, не всегда поведение людей жестко соответствует той или иной стадии; можно ли считать шестую стадию реалистической? может быть, «пророки» выразили определенные настроения, чаяния, а не действовали безотносительно к внешним обстоятельствам?). Свою теорию Кольберг разрабатывал прежде всего для анализа морального развития детей, подростков, но в целом ее результаты свидетельствуют о наличии устойчивой связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, и его возрастом и, что особенно важно, интеллектом — с другой. Исследования показали: число детей, находящихся на домораль-ном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подростков наиболее типична ориентация на мнение «значимых других» или на соблюдение формальных правил (конвенциональная мораль). В юности начинается переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания. По существу, мы говорим о поэтапном формировании собственного «Я» личности. В основе этого процесса переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения), к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться сочетанием застенчивости, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремления обсуждать «философские», вечные вопросы, т.е. противоречивой совокупностью детских и взрослых черт. Высказывая сомнения, проявляя высокую критичность, личность пытается понять мир, себя, убедиться в справедливости накопленных и внушаемых ей ценностей, идей. 3. Следует учесть и еще одно очень важное для социологии обстоятельство: люди в своем развитии нередко «застывают» на подступах к автономной морали — это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной, деловой жизни. В обществе, в котором личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки -массового осуществления, по выражению М. Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, приученного «жить как все», «как положено». Таким образом, достижение того или иного уровня морального развития общества в решающей степени зависит от характера социальных взаимодействий, нормативной регуляции социальных институтов, в которые вовлечены индивиды. 497 О глубинной связи характера социальной практики и интеллекта, социального мышления человека свидетельствуют блестящие исследования А.Р. Лурия, который в 1931—1932 гг. провел эксперимент в отдаленных районах Узбекистана, убедительно доказав общественно-историческую природу основных форм познавательной деятельности человека: восприятия, запоминания, формирования понятий, логических процессов. Коренное изменение социальной жизни способствует переходу от наглядно-действенного, практического мышления (что обеспечивает, как правило, конвенциональную мораль) к несравненно более сложным формам отвлеченного мышления (что является условием автономной морали)*. 4. Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в социально дееспособную личность. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности — этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности. Вместе с тем вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости эта основа содержит преимущественно чувственно-эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, в решающих социальных институтах, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, как и во имя чего жить. Еще не известно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д. Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ, хотя, конечно, его фундамент сформирован в молодости. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют выполнения новых функций, оправдания новых ролевых ожиданий; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик. Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в детские и юношеские годы, хотя она чаще всего внешне незаметна. Считается, что взрослый человек испытывает ряд серьезных кризисов: так называемый кризис «сорокалетних», когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, а те ожидания, притязания, которые были у него в молодости, нередко обнаруживают свою нереалистичность и многие казавшиеся незыблемыми нравственные понятия, сформированные в молодые годы, приходится пересматривать; кризис «пятидесятилетних», когда человек ощущает суще- * См ■ Лурия А.Р Об историческом развитии познавательных процессов. — М, 1974. 498 ственное противоречие между внезапно (для него самого) снижающимися физическими возможностями и возрастающими социальными, профессиональными способностями; кризис, связанный с «выходом на пенсию», и др. В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализированного. Ресоциализация может охватить и целые слои общества — как правило, в тех случаях, когда общество как целостная система социальных связей претерпевает глубокие изменения. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, корректировки, а иногда и обновления установок, жизненных ориентиров членов данного общества. Наглядный пример — сложные процессы, происходящие сегодня в духовной жизни наших соотечественников. Процесс социализации на тех или иных этапах становления и развития личности имеет существенные различия. В современном обществе у взрослого человека моральное развитие, как правило, достигает ступени «автономной морали». Поэтому в духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий, а также самовоспитания и других форм самодетерминации. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому чаще всего препятствуют глубокие и довольно устойчивые убеждения, оценки уже сложившейся личности. Что же касается молодежи, то она гораздо более подвержена прямым внешним воздействиям, втом числе сознательным. При внешней критичности молодые люди удивительно доверчивы, впечатлительны. Достаточно преодолеть их демонстративную недоверчивость, как оказывается, что молодые люди — нередко относительно легко управляемая масса. Наличие автономной морали у взрослого человека обусловливает и другие особенности процесса социализации, например усвоение новых специализированных ролевых предуказаний в связи с достижениями нового статуса. При этом общая система моральных принципов, представлений, как правило, не претерпевает серьезных изменений. Главный же смысл социализации в молодые годы — формирование именно общей системы моральных принципов, мировоззренческих установок. социализация В процессе социализации среда влияет на КАК единство духовное развитие личности как целенаправ- преднамеренных ленно, преднамеренно, так и непреднаме- и непреднамеренных ренно. Непреднамеренность проявляется в ФОРМ 499 том, что личность, участвуя в социальных институтах и общностях, регулируя свои отношения в ходе социальных взаимодействий, осуществляя типичные для данного общества модели деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.), получает и осмысливает определенные впечатления, жизненный опыт. Чтобы выполнять те или иные функции, человек проходит через систему социального отбора, предписаний, воспринимает соответствующие ценности, нормы поведения, подвергается контролю, санкциям. Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется и отвергается данным обществом, как следует выполнять свои функции, обязательства, оценивает, принимает решения, делает жизненные выводы. Естественно, в молодые годы спектр этих социальных ролей крайне узок. Ребенок же вообще во многом познает мир благодаря игре, имитации, подражанию старшим. Во взрослые годы резко расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем, приобретая жизненный опыт, человек вынужден реализовать массу ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами, что значительно обогащает его жизненный и духовный опыт, развивает в нем способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать. При этом ведущую роль в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанных с профессией, имущественным положением личности, определяющих ее статус в обществе. Как видим, реальное функционирование системы социальных связей оказывает огромное, по сути решающее социализирующее воздействие наличность. Но это воздействие непреднамеренное — мы имеем дело со скрытой, латентной функцией деятельности социальных институтов и общностей. Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности общество осуществляет целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитание, в ходе которого происходит специальный отбор как задач, идей для формирования личности, так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса. На ранних этапах развития общества процесс социализации был частью производственной деятельности, домашнего труда; специально организованных его форм не существовало. Выделение, в частности, целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Специальная организация усилий по формированию личности, видимо, предполагала (и предполагает) в том или ином виде понимание того, что: 500 а) личностью не рождаются, а ею становятся — это дает шанс для воспитания, уверенность в том, что воспитательные усилия небесполезны; б) духовный мир личности в немалой степени зависит от того, кто и как на нее оказывал воздействие, кто и какие идеи, представления сознательно прививает; в) желательно и возможно сформировать у личности качества, полезные для общества, социальной группы, семьи; г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды, и роль последних решающая (этот вывод, по всей видимости, был сделан гораздо позже, после накопления опыта воспитания); д) формирование личности — это процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов, т.е. результат воспитания зависит не только от умений, желаний воспитателя, но и от отношения к этим целям, идеалам воспитуемого. В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные и непреднамеренные формы, причем первые тесно связаны со вторыми, дополняя и углубляя их воздействие. Ведь человек (особенно в юношеском возрасте) не всегда способен самостоятельно глубоко осмыслить свои жизненные впечатления, определить в повседневной суете подлинные ценности жизни, ее перспективы и т.д. Процесс воспитания позволяет личности уверенно использовать опыт предков и разум общества в понимании смысла бытия, повышает общую эффективность процесса социализации личности, обретения ею социальных свойств и качеств, реализации ее способностей.
Социализация — процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое. Конечно, особенности социологического подхода так или иначе подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную «ячейку». Но ведь все люди разные, и эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее (если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем. Индивидуальность важна не только для нас самих, но и для общества. Во многом уникальность, своеобразие мышления, восприятия мира «пророками» позволило им предложить новые варианты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каждому из нас, — это, возможно, самая высшая ценность для каждого из нас. 501 Чем объясняется индивидуальность личности? Одна из причин — генетическая неповторимость каждого человека. Генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Так, доброта нередко приобретает навязчивый характер, а совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может приобрести вид мании преследования. Некоторые врожденные качества способны оказать немалое влияние: на восприятие индивидом социальной реальности, его поведение в системе социальных взаимодействий, оценку его поведения другими людьми. Прежде всего это темперамент, важнейшая психодинамическая характеристика человека, которая наследуется генетически. Конечно, сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, определяя лишь динамическую сторону человеческих поступков. Вместе с тем поведение человека в каждый отдельный момент представляет собой единство социального содержания и темперамента, своеобразие которого оказывает влияние на степень проявления эмоций, мышление и т.д. Во многом именно темперамент, этот, в общем-то, биогенный фактор, придает неповторимость конкретной личности и зачастую становится одной из причин ее успехов или неудач. Основными показателями темперамента являются: • сенситивность, т.е. степень возбудимости человека; • реактивность, т.е. степень эмоциональности, впечатлитель • активность, т.е. степень воздействия человека на внешний • темп реакций, т.е. скорость движения, темп речи, находчи • пластичность — ригидность, т.е. приспособляемость или, на На основе этих и других характеристик определяются основные типы темпераментов. Наиболее простой является классификация, предложенная И.П. Павловым: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Другие врожденные свойства человека — это доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного елевым полушарием) типа мышления и др. Врожденные свойства могут при прочих равных условиях в немалой степени влиять на социальную судьбу человека: очевидно, 502 что активный и упорный человек не будет обескуражен первой неудачей, а проявит настойчивость в реализации поставленной цели; безвольный, слабохарактерный человек, наоборот, может быть сломлен первой же неудачей и будет стремиться избрать себе иную социальную нишу и судьбу. И в том и в другом случае своеобразие темперамента может иметь, как видим, социальное проявление и социальные последствия. Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обращает внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей, вместе с тем каждый индивид обладает неповторимым сочетанием этих деиндивидуализированных ролей, а это, в свою очередь, означает, что к уникальности темперамента, интеллекта и т.п. добавляется неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний. Реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, которые ее наполняют, представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании личности, а взаимодействует с ее уникальным жизненным опытом, порождая единство типичного и неповторимого в личности. Date: 2015-09-24; view: 414; Нарушение авторских прав |