Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект изучения _
СОЦИОЛОГИИ одновременно коллективным субъектом ско- оперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных деятельностей в единый процесс во имя достижения неких общих целей. Особенность организации как специфического социального объекта, изучаемого социологией, по нашему мнению, в том, что она в наиболее концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы и некоторые важнейшие проблемы, изучаемые социологией. Интерес к исследованию организаций со стороны социологии обусловлен их социальной природой в сочетании с важной ролью, которую организации выполняют в обществе. * См.: Пригожий А И. Современная социология организаций. — М., 1995; Щербина В.В. Социология организаций. — М., 1996. 570 Организация с полным правом может быть рассмотрена как полноценный и привлекательный объект социологического изучения по ряду причин: во-первых, она состоит из людей, включенных в деятельность; во-вторых, она ориентирована на выполнение жизненно важных социальных функций — по отношению как к макросоциуму (обществу), так и микросоциуму (коллективу, включенному в деятельность); в-третьих, она изначально предполагает контроль за поведением и деятельностью людей, входящих в состав организации; в-четвертых, она использует средства культуры в качестве базового средства этой регуляции, ориентирована на достижение выдвигаемых целей. Особую же значимость организации как объекту изучения социологии придает выполнение ею базовой функции — обеспечение социального порядка во имя достижения общих целей. Важность осуществления этой функции для выживания, развития и жизнедеятельности любой социальной общности признается практически всеми социологами. При этом некоторые признанные классики социологии (например, Т. Парсонс) даже связывают с исследованием феномена организованности возможность вычленения предмета всей социологической науки*. Наконец, интерес социологов к исследованию организаций обусловлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни общества. Вне их существования невозможно представить жизнь современного человека, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, школа, поликлиника, магазин, сберегательная касса, домоуправление и др.), а во-вторых, как правило, сам включен в деятельность каких-либо организаций. Осознание обществом (и его субъектами) особой роли организаций в современном мире, сложности их природы, важности их изучения определило наличие устойчивого социального заказа на исследования в этой области со стороны управленцев-практиков, что стимулировало активность деятельности по исследованию организаций. Как уже говорилось, в общей теории организа- специфические жестко структурированные целевые социальные институты, созданные для реализации совместной деятельности, имеющие декларированную цель. Типичным является убеждение П. Блау о том, что к собственно организациям могут быть причислены лишь социальные образования, которые в научной литературе обычно обозначаются как «формальные организа- * См.: Парсонс Т. Введение / Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М, 1972. 571 ции», т.е. те, которые имеют достаточно четко определенную и декларированную цель (или систему целей), выполняют определенные достаточно устойчивые функции по отношению к социуму, используют принципы разделения труда и специализации, имеют достаточно жестко структурированную и формализованную систему деловых отношений, содержат особую подсистему определенных и юридически закрепленных должностных позиций, наделенных властными полномочиями*. Именно такие организации и являются объектом изучения социологии организаций, и именно о них пойдет речь в этой главе. К их числу могут быть отнесены разные образования — от государства, церкви, политической партии, профсоюза, до детского сада, поликлиники, армейского подразделения, банка и т.д. Существуют разные классификации формальных организаций: по форме собственности; типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности; возможности сотрудников влиять на организационные цели; масштабу охвата и сфере организационного контроля; типу и степени жесткости организационных структур и степени формализации отношений; степени централизации принятия решений и жесткости организационного контроля; типу используемой технологии; размеру; числу выполняемых функций; типу внешней среды и способу взаимодействия с ней. По разным основаниям организации классифицируют на социетальные и локальные; скалярные (жестко структурированные) и латеральные (менее жестко структурированные); административные и общественные; деловые и благотворительные; частные, акционерные, кооперативные, государственные, общественные и др. Несмотря на существенные различия, все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве объекта изучения социологии организаций. Каковы же эти общие черты?
Как уже говорилось, основанием для возникновения организации является потребность в осуществлении людьми совместной кооперированной деятельности, достижении неких общих целей. Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородных деятельнос-тей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей. Это, в свою очередь, предполагает установление определенного социального порядка: во-первых, изначальное ограничение свободы, автономии и активности каждого участника деятель- \ * См.: Блау П Исследование формальных организаций / Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М., 1972, с. 93. 572 ности; во-вторых, установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для стандартизации и воспроизводства этих отношений, — создание «рутин» во имя поддержания целостности формируемого социума, обеспечения предсказуемости и скоординированности, взаимодействий и достижения коллективных целей. Именно обеспечение и поддержание социального порядка является важнейшей (но не единственной) функцией организации.
Разделение труда по вертикали предполагает отмеченное еще Ф. Тейлором и А. Файолем разделение видов деятельности на две группы («программирующую и программируемую», «координирующую и координируемую», «контролирующую и контролируемую») и разделение всех работников, участвующих в коопери-на управленцев и управляемых, руководителей рованном труде и подчиненных. Необходимость выделения управленческой деятельности в особую сферу и последующая специализация и профессионализация работников, выполняющих управленческие функции, — еще одно основание для возникновения организации, обусловленное самой спецификой коллективного труда, всегда нуждающегося в координации. По меткому замечанию К. Маркса, «управление — необходимая функция, вытекающая из самой природы всякого совместного труда», поскольку своим основанием имеет координацию коллективного труда. По определению же Ч. Барнарда, сама организация может быть определена «как система сознательной координации деятельности двух или более людей». Выполнение управленческой функции предполагает наделение лиц, специализирующих на этой деятельности, определенными полномочиями — властью и формальным (юридическим) авторитетом, т.е. правом отдавать указания подчиненным и требовать их выполнения. С этого момента лица, выполняющие базовую деятельность, и лицо, выполняющее управленческие функции, вступают в отношения руководства—подчинения, что предполагает ограничение части свободы и активности первых и передачи ими части суверенитета в пользу вторых. Возникновение управления как особого вида деятельности и руководителя как профессионала, специализирующегося на этой деятельности, создает вторую важнейшую предпосылку для формирования организации. По мнению П. Друкера, сама управленческая деятельность может быть охарактеризована «как вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную производительную группу». 573 Потребность в обеспечении определенного уровня социального порядка как предпосылке целенаправленной совместной деятельности закономерно предполагает выделение в организации особой инстанции — субъекта этой регламентации поведения, на которого и возлагается данная задача. Признание необходимости отчуждения работником части своей свободы и суверенитета в пользу другого лица во имя обеспечения необходимого уровня согласованности действий и социального порядка — условие и предпосылка формирования организации и ее деятельности. В связи с этим обязательной предпосылкой возникновения организации является выделение в группе людей, наделенных властью и авторитетом (правом на осуществление властных полномочий). Такой тип работника именуется руководителем, а тип выполняемой им специализированной деятельности, связанной с управлением другими людьми, именуется руководством. Руководители берут на себя функции целеполагания, планирования, программирования соединения, синхронизации и координации базовых дея-тельностей, контроля за их результатами. Установление и признание власти одного человека над другим — одна из отправных точек и один из важных компонентов формирования организации. Сами же взаимодействия, в которые вступают участники совместной базовой деятельности со своими руководителями, создают предпосылки как отношений власти, «руководства и подчинения». Разделение участников деятельности на руководителей и подчиненных предполагает признание власти одного человека над другим. Это исходная точка для формирования организационных отношений, однако она не является единственной и достаточной для формирования устойчивых организационных отношений. Пожалуй, не менее действенным источником формирования этих отношений, дополняющим и одновременно ограничивающим власть руководителя, является формирование неких общих универсальных правил и социальных норм, социокультурных стандартов, регулирующих деятельность и организационные взаимодействия. Формирование и интернализация единых правил и социальных норм, регулирующих поведение людей в организации, позволяет повысить устойчивость социальных взаимодействий поведения и деятельности участников деятельности. В то же время власть нормы ограничивает власть руководителя. Хотя руководитель вносит существенный вклад в формирование и узаконивание норм и правил, регулирующих деятельность и деловые отношения, он не является их единственным творцом, поскольку их принятие предполагает конвенцию с исполнителями; само установление этих универсальных социальных норм во многом ограничивает его произвол и позволяет обеспечить определен- 574 ный уровень социального порядка без вмешательства руководителя, сводя его деятельность к постановке общих целей, общему контролю и координации разнородной деятельности. Формируемая таким образом культурная составляющая социального порядка есть во многом антитеза власти руководителя, ограничивающая его произвол по отношению к подчиненным. Следовательно, можно назвать два взаимосвязанных, но принципиально различающихся источника регламентации поведения людей: власть человека и власть социальной нормы. При этом власть универсальной социальной нормы противостоит власти личности и ограничивает ее произвол, являясь единственным основанием для демократизации управления как формы обеспечения социального порядка, единственной предпосылкой ограничения произвола одного человека по отношению к другому. § 2. Условия и предпосылки возникновения организации
Хотя сфера деловых взаимодействий не является единственной сферой жизнедеятельности организации, основанием для возникновения и существования организации является именно коллективная деятельность. Любая организация в социологии организаций рассматривается как субъект, объект и средство обеспечения коллективной деятельности, построенное на соединении и кооперации разнонаправленных усилий индивидов, профессиональных групп и подразделений. Условиями появления организации являются, во-первых, возникновение общих для всех участников либо извне поставленных целей и задач, требующих кооперации усилий ряда людей и продиктованных потребностями более широкого социума; во-вторых, заинтересованность индивидов (групп) в сотрудничестве как в средстве реализации собственных целей и решения своих проблем. Согласно распространенной в западной социологии и общей теории организаций точке зрения (Ч. Барнард, П. Блау, П. Лоуренс, П. Лорш, Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик, М. Крозье и др.), в современных организациях именно ориентация индивида на решение своих задач, ожидание выгоды от участия в совместной кооперированной деятельности или обмене дея-тельностями заставляет будущих участников взаимодействия (индивидов и профессиональные группы) включаться в работу организации и принимать участие в совместной деятельности. Например, американский управленец-практик и теоретик Ч. Барнард рассматривает в качестве обязательной предпосылки вклю- 575 чения работника в ситуацию сотрудничества с организацией ситуацию «баланса мотивации», при которой, по представлениям работника, совокупность ожидаемых за его участие в деятельности вознаграждений (денежных, материальных, социальных, статусных, моральных и др.) будет превышать объем его энергетических и психических затрат*. Однако изначальная готовность индивида к включению в деятельность организации (даже если эта готовность будет сохраняться у работника достаточно долго) еще недостаточная предпосылка для обеспечения условий конструктивного сотрудничества по достижению общих целей. Для объединения деятельности этих людей необходимо соблюдение ряда дополнительных условий, которые в конечном счете и формируют организацию. Важнейшими условиями возникновения органи- возникновения деятельности и профессионализация людей, уча- целевых групп (коллективов) и специализ! ро-ванных структурных подразделений разного профиля. Такое разделение труда именуется обычно разделением труда по горизонтали. Исследование роли разделения труда в организации — одна из наиболее старых областей исследования в организационной теории, не утратившая актуальность и по сей день. Этой проблематике уделялось внимание еще в работах представителей классической экономической и политэкономической теории XVIII—XIX вв. (А. Смит, А. Бэббидж, К. Маркс и др.), работах классиков социологии XIX — начала XX в. (Э. Дюркгейм, М. Вебер) и в разработках всех ведущих представителей классической школы организации и управления (Г. Гантт, Л. Гьюлик, М. Вебер, А. Муни, Дж. Рейли, Ф.У. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль, Г. Форд и др.)**. Коллективы (целевые группы) и структурные подразделения, как конечный продукт разделения и специализации базовой деятельности, рассматриваются в теории организаций как первооснова, базовые элементы строительства организации, основания ее структуры. Их особенность состоит в том, что каждое указанное подразделение выполняет строго конкретные задачи и реализует вспомогательные цели, являющиеся средством реализации общих целей. * См.: Гвишиани Д.М. Организация и управление, с. 203—206. ** См.' Тейлор Ф У. Принципы научного менеджмента. — М, 1991; Файоль А. Общее промышленное управление. — М., 1992; Дункон Дж Основополагающие идеи в менеджменте. — М., 1996; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. — М, 1993. 576 При этом, создавая основы для эффективной кооперированной деятельности, горизонтальная специализация одновременно создает ряд проблем в управлении (дисфункций). Прежде всего это проблема «дивергенции целей», проанализированная Г. Саймоном и Ф. Селзником, и тесно связанная с ней проблема позиционного конфликта (Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Гоулднер,'А. Этциони и др.). Суть эффекта дивергенции целей состоит в том, что по мере профессионализации и специализации деятельности как продукта разделения труда специализированный персонал подразделения часто утрачивает способность воспринимать происходящие в организации процессы через призму общеорганизационных целей и начинает рассматривать все происходящее через призму целей подразделения, что затрудняет достижение общеорганизационных целей. Содержание же позиционного конфликта, тесно связанного с проблемой дивергенции целей, состоит в том, что специализация деятельности и рассогласование целей подразделений, противоположность выполняемых функций, определенных структурой управления, часто изначально приводят эти подразделения в состояние перманентного конфликта по отношению друг к другу. Вместе с тем процессы разделения и специализации деятельности являются обязательной частью процесса формирования и развития организации. Разделение труда и последующее формирование специализированных структурных подразделений тесно связаны с проблемой рационализации коллективной деятельности. Логика формирования структурных подразделений в организации вариативна и базируется на разных основаниях, именуемых «принципами департамента-лизации». Из множества этих принципов назовем четыре основных, определенных еще в 30—40-е гг. Л. Гюликом: • департаментализация по цели — основой формирования под • департаментализация по процессу — основой формирования • департаментализация по географии — основой формирова • смешанная логика, совмещающая на разных уровнях орга 577 19 Общая социолспия формирование Это условие предполагает формирование адми- Date: 2015-09-24; view: 378; Нарушение авторских прав |