Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИНСТИТУТ 6 page
В возникновении неудовлетворенности сложившейся системой норм, правил игры, огромную роль играет агитационно-пропагандистская деятельность пророков, духовных лидеров, политических деятелей, партийных вожаков, газет, телевидения, которые подталкивают людей к сравнениям и интерпретируют результаты этих сравнений. Но неудовлетворенность, хотя и необходимое побудительное, но недостаточное условие для культурных изменений. При отсутствии социокультурной идеи, проекта и социокультурной готовности субъектов к организации своей жизни на новых принципах, неудовлетворенность масс ограничивается протестом в разных его формах (в том числе в форме бунта). В этом случае культура воспроизводится, т.е. воспроизводятся модели деятельности (политической, экономической), регуляторы социальных связей, социальные институты. Так, долгие столетия крестьянские войны не могли перешагнуть через идеи монархии, веру в доброго царя. Подобное характерно не только для российской истории. В Китае в XIV в. в результате всенародного восстания было свергнуто правление монгольской династии Юань, но предводитель восстания основал новую династию китайских императоров Мин, которая правила страной вплоть до середины XVII в.' Налицо повторение политико-культурных форм, представлений о желательном способе организации политического устройства. В данном случае мы не затрагиваем проблемы, почему не были преодолены традиционные представления о желательном политическом устройстве. Изменения в культуре, т.е. формирование новых для данного вития. Этот вариант всегда имеет огромное значение. Социальный иммунитет, этноцентризм обусловливают такое положение вещей, что именно имманентные изменения культуры в наименьшей степени дезорганизуют культуру, позволяют новому органично синтезироваться со сложившимся, упорядоченным. 429 Саморазвитие культуры осуществляется в нескольких формах. 1. Выход человека за рамки привычных, традиционных образцов Взять, к примеру, технологические изобретения. На протяжении длительного времени, когда наука была отделена от производства, совершенствование техники было вплетено в ткань самого процесса материального производства: случайное изменение угла чеканки неожиданно могло дать большую глубину и выразительность; случайная добавка в глину нового компонента могла улучшить ее прочность; случайно подобранный состав клея, внесение нового компонента могли сделать его более долговечным и т.д. Полученный эффект, к которому автор невольного изобретения, может быть, и не стремился, побуждал к закреплению соответствующего приема, метода, навыка; случайное превращается в регулярное, систематическое. Но могут ли быть стихийные самоизменения в социальных нормах, правилах игры и т.д.? На ранних этапах развития общества закрепление многих шаблонов поведения происходило, наверное, путем стихийного отбора приемлемого варианта отношений, связей (не всегда самого эффективного). Думается, что даже сегодня происходит стихийное саморазвитие социальных правил, норм, традиций, моды. Ведь очень часто в моде утверждается не то, что задумал кутюрье, а то, что случайно было использовано человеком, а затем осмысленно закрепилось как образец. Или возьмем сложившееся стихийно, но известное всем москвичам правило: проходить в середину вагона метро, если не надо выходить на следующей остановке. Человек, нарушающий это правило, наверняка приезжий. В современном обществе, в котором социальное поведение регулируется в основном ценностно-нормативным механизмом, предполагающим осознанный выбор, роль стихийных форм саморазвития ограничена. 2. Ведущее значение в развитии культуры приобретает сознатель Особую роль в развитии науки, технологий сыграли великие ученые, конструкторы (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Циолковский и др.), в искусстве, литературе — гениальные творцы (Фидий, Микеланджело, Рублев, Бетховен, Толстой и др.). В области морали, политики, экономики, в выдвижении новых ценностей, норм социальных взаимоотношений аналогичную роль сыграли пророки. Употребляя вслед за М. Вебером слово «пророк», социолог не пытается ни иронизировать, ни выказывать трепетное благоговение перед известными личностями, чьи идеи и деятельность ускорили развитие общества, его культуры. 430 Пророчество представляет собой переход за границы привычного в самой сложной, но во многом решающей сфере культуры, в которой инновации даются с особым трудом, — регулировании социальных связей и отношений. Обладая уникальным творческим даром, т.е. даром социальной фантазии, предвидения, предвосхищения возможных положительных эффектов, пророки выдвигают идеи или в религиозной форме, или в форме более или менее строгих логических теоретических построений. Они предлагают новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде как моральных заповедей, проповедей, учений, так и манифестов, программ, трактатов. Не все пророчества сбываются, не всегда наступает обещанный эффект — пророчество в этом случае становится лжепророчеством. Имена многих пророков вошли в сокровищницу мировой культуры: Будда, Моисей, Конфуций, Иисус, Магомед и др., — потому, что они заложили основы ведущих тенденций развития мирового социокультурного процесса, предложили ценности, которые соотносят человека с конечными условиями его существования. Идеи каждого из них на многие столетия предначертали перспективы той или иной культуры, определили ее смысловое ядро, самобытность, «наделили человечество знаниями о высших ценностях и ориентирах исторического процесса», по выражению А. Тойнби. Другие пророки — это люди, деятельность которых сыграла огромную роль в решении отдельных вопросов общественной жизни, например Солон, Перикл, сыгравших решающую роль в становлении демократии в истории человечества, отработке ее основных механизмов и др. Пророки и «национального» масштаба, и общечеловеческого, осознав реальные противоречия, с которыми столкнулось общество, впервые не только предложили своему народу (а может быть, и группе народов) более совершенные методы регулирования социальных отношений, их организации, но и попытались внедрить, распространить свои идеи и убедить людей в их правоте, используя свою харизму, авторитет, а иногда и власть. РассматРивая пР°блемы саморазвития культу- ИННОВАЦИЙ результате чего происходят культурные измене- ния. С этой целью воспользуемся моделью распространения культуры в современном обществе А. Моля* (рис. 1). * См ■ Моль А Социодинамика культуры. — М., 1984, с. 94. 431
Основу данной модели составляют четыре основных фактора: личность — микросреда — средства массовой информации — массы (макросреда). При функционировании культуры в обычном режиме (на схеме этот вариант обозначен обычной линией, связывающей все эти четыре фактора) основная задача всех элементов, функционирующих в данном режиме, — поддержание принятого образца. При функционировании культуры в режиме инновации (на схеме этот вариант обозначен пунктирной линией) картина существенно усложняется. • Начинается процесс инновации с творческой личности, ко • Творческая личность распространяет изобретение в своей бли Таким образом, в микросреде происходят первое распространение изобретения и первая конкуренция (с уже имеющимся образцом поведения). Если изобретение стоит того, чтобы идти на ломку старого порядка вещей, микросреда отбирает и закрепляет новый образец поведения. В принятии предлагаемого образца поведения как желательного большое значение имеет не только его сущность, но и степень неудовлетворенности микросреды старыми порядками, а также авторитет инноватора в данной микросреде. «В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается... На этом распространение культурной нормы или ценности может закончится»*. Очень часто можно наблюдать нормы, которые характерны только для определенной семьи или какого-либо рабочего малого коллектива и не распространяются на большую социальную совокупность. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества; во-вторых, он должен быть растиражирован и доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой информации. • Итак, судьба инновации теперь существенно зависит от того, : Фролов С С Социология, с 54 433 ки средств массовой информации данное культурное изобретение нужным и полезным для широкого круга людей (с точки зрения интересов держателей средств информации), она будет отобрана из банка идей в ходе новой, второй конкуренции с другими идеями, вариантами, имеющимися в этом банке. Средства массовой информации «вбрасывают» инновацию в макросреду. Начинается второе распространение идеи. Различные средства массовой информации продвигают чаще всего различные инновации. В макросреде происходит конкуренция различных предложений, культурных изобретений, идей. Отзывчивость масс на ту или иную инновацию (как и в микросреде) зависит как от степени неудовлетворенности масс старыми порядками, содержания самого проекта, так и от авторитета инноватора, его харизмы, степени его поддержки со стороны авторитетных в массах деятелей, средств массовой информации (насколько последние сумели убедить, что данная инновация самая приемлемая, эффективная). Став достоянием культуры масс, инновация обретает черты устойчивого образца, который транслируется через механизмы социализации личности. Круг замкнулся.. Сделаем ряд обобщений относительно всех этапов продвижения инновации от творческой личности к культуре масс. Первое. Процесс распространения и принятия культурных изменений весьма сложный. На пути нового стоят такие социальные силы, как социальный иммунитет, многократная конкуренция с другими идеями, многократный отбор воспринимаемого как наиболее приемлемого. Лишь минуя все эти преграды, культурное изобретение имеет шанс закрепиться, стать культурным образцом, стандартом. Второе. Принятие микро- и макросредой нового изобретения не означает воплощения изобретения в том виде, как предложила творческая личность. Микро- и макросреда, принимая эту идею, что-то перерабатывают, уточняют, делают новые акценты и т.д. Культурное изменение (как реально утвердившееся изобретение) всегда есть продукт коллективной творческой деятельности. Талантливый индивид придумывает образец, а общность (в одном случае микросреда, в другом — макросреда) оценивает, примеривает, корректирует, принимает, распространяет и утверждает его как стандарт поведения, т.е. как явление культуры. Каждый новый образец сталкивается с определенной реакцией прежней, устоявшейся культуры: абсолютное отторжение (в этом случае изменения не происходят); синкретизм (т.е. эклектичное соединение, сочетание в рамках культуры абсолютно разнородных элементов, образцов); адаптация, при которой происходит органичное (взаимное) приспособление инновации и системы ранее 434 сложившихся стандартов (для этого во многом и осуществляется корректировка предлагаемого новшества, сглаживание острых углов, расстановка приемлемых акцентов и т.д.). Поэтому конкретное изобретение, культурное новшество, внедряясь в одну культурную систему, может породить одни результаты, а внедряясь в другую — совсем иные. В одной культуре внедрение свободного рынка может породить всплеск инициативы, самостоятельности и ответственности, в другой — рост коррупции, злоупотреблений служебным положением. Ведь культурное новшество должно быть адаптировано в старую систему, которая, используя механизмы селекции, социального иммунитета, этноцентризма, приспосабливает это новшество к себе, корректирует его. И это крайне важно иметь в виду реформаторам, планирующим изменения в обществе. Третье. В процессе распространения и закрепления культурных изменений в современном обществе весьма велика роль случайности. Творческая личность инициирует изменение, предлагая новшество, — но всегда ли находятся такие творческие личности? Можно ли сказать, что инициируемое новшество всегда является самым лучшим, самым эффективным вариантом? Можно ли утверждать, что в банке идей всегда содержатся все возможные варианты? Можно ли сказать, что средства массовой информации всегда выбирают наиболее эффективный вариант из этого банка идей? Можно ли утверждать, что наиболее эффективный вариант будет продвигаться в массовую культуру наиболее авторитетными, харизматическими деятелями? Конечно, нельзя рассматривать любое изменение культуры как чисто случайный процесс. Общество готово воспринять то или иное новшество лишь в условиях неудовлетворенности сложившимся положением вещей. В культуре сильно развит социальный иммунитет против необоснованных беспричинных изменений. Но в том, какие новшества внедряются и закрепляются в культуре масс, обнаруживается немалая доля случайности. Конечно, становясь впоследствии достоянием культуры как системы, новое институализи-руется, обретает характер утвержденного, разделяемого, непререкаемого, нормального. И вряд ли кто-нибудь сумеет (или посмеет) это утвердившееся, закрепленное назвать случайным, неожиданным, недетерминированным (необусловленным). Роль случайного, неожиданного в социокультурных изменениях нельзя недооценивать. В этом отношении интерееен анализ процесса возникновения капитализма, восходящего приблизительно к 1450 г. и охватывающего пространство Западной Европы, осуществленный видным американским социологом И. Уоллерстайном*. * См.: Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?//СОЦИС — 1997. — № 1, с 15—17. 435 Он отмечает, что к этому времени произошел коллапс трех основных социальных институтов, на которых покоилась феодальная система: сеньориальной власти (ввиду демографического спада и нехватки трудовых ресурсов крестьяне получили возможность требовать коренного улучшения экономических условий), государства (произошел резкий упадок доходов), церкви (в результате ослабления собственного экономического положения и всеобщего кризиса власти). При таком глубоком кризисе обычно происходит обновление правящего слоя — как правило, благодаря вторжению извне (подобное было не раз, в том числе в Китае). Но внешнего вторжения не произошло, и в Западной Европе события приняли другой оборот — появилась принципиально отличная от феодальной капиталистическая система. Подобное развитие было непредвиденным. Но почему это произошло? Ведь предпринимательский слой существовал задолго до обсуждаемых событий, но никогда не допускалось, чтобы он стал ведущим. Капитализм выступал здесь, так же как и в других местах, полуподпольной (альтернативной во многом) культурой, которая не могла вдруг стать настолько сильной, чтобы приобрести доминирующий характер. Однако в условиях, с одной стороны, глубочайшего кризиса общества, его основных институтов, а с другой стороны, невозможности обновления правящих элит путем внешнего вторжения история «приоткрыла на мгновение (возможно, беспрецедентно) «ворота», и капиталистическая сила быстро проскользнула через щель. И также быстро консолидировалась. Есть все основания рассматривать произошедшее как нечто экстраординарное, неожиданное и, безусловно, недетерминированное»*. Сделанные нами обобщения процесса распространения и закрепления культурных изменений применимы как к процессам имманентного саморазвития культуры, так и к изменениям культуры в результате взаимодействия с другими культурами. И в том и в другом случае культурные изменения происходят не беспричинно, а в силу неудовлетворенности людей сложившимся порядком вещей; и в том и в другом случае культура сопротивляется изменениям, призывая на помощь этноцентризм и социокультурный иммунитет; и в том и в другом случае результаты внедрения новшества могут кардинально различаться. изменения *" Заимствования в процессе развития культуры культур могут реализоваться как внутри определенной в результате их культуры, обеспечивая распространение образ- ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ цов культуры среди данного народа, так и в ходе социального взаимодействия культур различных обществ, народов, т.е. кросс-культурного взаимодействия. Несмотря на отдельные различия реализации механизмов внутри- и кросс-культурного заимствования, между ними есть много общего. * См: Уоллерстайн И. Указ. соч., с. 17. 436 При внутрикулыпурном развитии распространение новых ценностей образцов поведения, присущих одному слою общества, на другие социальные группы всегда является весьма важным фактором развития культуры социума. Рассматривая системы ценностей (гл. II, § 4), мы указывали на то, как прагматичные ценности предпринимательского слоя России обогащали систему ценностей дворянства. Заимствования в процессе кросс-культурных связей всегда играли большую роль, но в последние два столетия приобретают все возрастающее значение в исторической эволюции многих культур. Трудно представить развитие той или иной страны, ее науки, техники, социальных идей, политических институтов, исскусства и литературы (не говоря уже о моде) без фактора кросс-культурного заимствования. Это дало основание некоторым социологам и антропологам считать заимствование культур основой развития человечества. Причем чаще всего речь идет о нескольких центрах культуры, из которых волнами распространялись эти «базовые культуры». 2. Вместе с тем, не отрицая огромного значения заимствования (извне) культурных идей, норм поведения и т.д., следует учесть, что состоявшееся в результате заимствования изменение есть результат синтеза внешних идей, образцов и внутренних факторов развития первоначальной культуры. Социальный иммунитет, социокультурная селекция, с одной стороны, а с другой стороны, неудовлетворенность сложившейся культурой, признание необходимости изменений оказывают огромное влияние на степень восприятия внешних идей и образцов. «Проникновение новых идей — это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный стимул ее развития»*. Внешний пример, как правило, становится лишь мерилом того, «как можно было бы это сделать, который рождает сомнения в совершенстве и незаменимости тех или иных принципов организации общественной жизни, правил приличий, норм поведения»**. Во всех случаях подсмотренное еще не есть элемент культуры. Оно должно быть освоено данной культурой, соответствовать ей (в той или иной мере), и лишь в этом случае оно может стать ее устойчивой и неотъемлемой составляющей. С другой стороны, состоявшееся изменение в немалой степени зависит от того, принудительно, вынужденно или добровольно заимствуется культурный элемент, т.е. от метода внешнего воздействия на культуру. * Боас Ф Эволюция или диффузия? В кн: Антология исследований культуры. Т. 1.—СПб., 1997, с. 344. ** Там же. 437 3. Заимствование культуры происходит в процессе социальных 4. В современной науке существуют разночтения по поводу трак Не углубляясь в лабиринты научных дискуссий, будем в данной работе придерживаться следующего толкования соответствующих понятий. Родовым понятием является взаимодействие культур, которое в случае добровольного протекания процесса целесообразно называть диффузией. Если во взаимодействии есть элемент принуждения, его следует называть аккультурацией, которая предполагает неравноправие культур, одна из которых является донорской (доминирующая культура), а другая реципиентной (подчиненная культура). Культурные взаимодействия могут породить различные результаты: • ассимиляция, т.е. полное принятие одной культуры другой, в результате чего происходит растворение одной из культур в другой; * См.: Билз Р. Аккультурация. В кн.' Антология исследований культуры. Т 1. — СПб, 1997. ** Там же, с. 350 438 • адаптация, т.е. соединение изначальных и заимствованных • нередко наблюдается синкретичный (эклектичный) резуль • отторжение, т.е. неприятие идей, образцов поведения иной 5. При любом виде культурного взаимодействия (в большей или меньшей степени) происходит сопряжение двух культур, взаимный обмен ценностями. По данным социологических исследований, даже в условиях аккультурации (в частности, процесса влияния «белой» американской культуры на индейцев, чернокожих американцев) чаще всего имеет место взаимовлияние (транскультура-ция), причем донорская культура заимствует (как правило, неосознанно) лишь то, что ей необходимо и целесообразно (в частности, негритянский джаз и т.п.). В процессе глубокого взаимодействия Запада и Востока (которое происходит в форме как диффузии, так и аккультурации) в последние века не только Восток заимствовал многое у Запада, но и Запад, испытывающий серьезные моральные проблемы, многое заимствовал у Востока, его морального опыта — например, идеи ненасилия, ненасильственного неповиновения, распространение восточных религий среди части молодежи западных стран и т.д. Чем регулярнее, глубже взаимодействие культур, тем ощутимее их взаимовлияние, которое наиболее явно проявляется в ходе культурного взаимодействия между народами-соседями (сходство традиций, обычаев, музыки, кухни, норм поведения и т.д.). Это взаимовлияние может усиливаться при общности религии, близости этнических корней, но и при отсутствии этих факторов оно проявляется достаточно зримо (например, у народов Закавказья, Северного Кавказа, включая русских, там проживающих). Таковы общие принципы культурных взаимодействий. Рассмотрим их проявление в зависимости от добровольного, вынужденного или принудительного характера культурных взаимодействий. добровольное Добровольное заимствование культуры — это за- многие страны, порвав с тоталитаризмом, ищут пути своего дальнейшего развития, заимствуя отдельные идеи, ценности, принципы политического устройства, модели деятельности, примеряясь к ним, соотнося их с собственным историческим опытом. Внутрикультурные добровольные изменения имеют еще 439 более широкое распространение: сельская культура немало заимствует у городской, рабочая молодежь — у студенческой и т.д. Добровольное заимствование имеет ряд особенностей. Каждая культура в условия добровольных культурных взаимодействий отбирает в другой культуре лишь те элементы, образцы, которые способствуют решению се собственных проблем, в чем есть необходимость, выявлена неудовлетворенность, и закрепляет лишь приемлемые для данной культуры образцы. Благодаря этой избирательности (которая является проявлением механизмов социальной селекции культуры) «заменяются» элементы, более не соответствующие тенденциям развития самой культуры, сдерживавшие ее эволюцию. В подобных условиях заимствование способствует развитию общества. Вместе с тем, как правило, заимствованное адаптируется к данной культуре, минимизируя возможно наносимый ей ущерб, не деформируя грубо ее первооснов. Естественно, это отнюдь не означает, что данный процесс происходит бесконфликтно, поскольку, как уже отмечалось, культура, как правило, обладает немалым социальным иммунитетом, защитными ресурсами, но конфликты в этом случае разрешаются внутри самой культуры путем органичной адаптации нового элемента к устоявшейся социокультурной системе. Об избирательности процесса добровольного заимствования свидетельствует следующее. Фактически все страны мира заимствовали у Запада индустриальные технологии и способы организации промышленности. Но отнюдь не все заимствовали нормы и принципы западной морали. Особенно это относится к Японии, которая использует, с одной стороны, западные технологии, а с другой стороны — традиционную систему моральных ценностей, образцов поведения. Иначе говоря, заимствуется лишь то, в чем есть необходимость, что приемлемо. Приведем противоположный пример: попытки заимствования Западом японского опыта. Япония отличается от Запада организацией социальных связей на производстве, системой стимулирования труда, чему японцы приписывают немалое значение при объяснении моральной ответственности рядовых сотрудников, их вовлеченности, заинтересованности в делах фирмы и т.д., что приносит эффект в решении производственных дел, значительно повышает качество производства. Это подтолкнуло западные страны к заимствованию японского опыта. По свидетельству Э. Гидденса, речь шла о следующих элементах: 1) система «принятия решения снизу». В японских фирмах работники могут консультироваться друг с другом, а также с вышестоящими руководителями, которые встречаются с рабочими и обсуждают политику правления (на Западе существует четкая иерархическая вертикаль, цепь команд, осуществляемых сверху вниз); 2) более широкая специализация японских служащих, которые могут, работая на одной и той же фирме, несколько раз менять направления своей деятельности (на Западе человек специализируется на одной специальности, профессии); 440 3) обеспечение японским служащим пожизненной трудовой занятости со стороны крупных корпораций; 4) разрешение не только производственных, но и непроизводственных проблем японских служащих в корпорации, «в семье», ввиду чего нет четкого различия деятельности индивидов внутри и вне организации. Европейцы в «погоне» за повторением японского эффекта попытались внедрить эти явления. Но в западной культуре, которая также обладает иммунитетом, избирательностью, большинство этих элементов не дало эффекта. Однако исследования, проведенные на японских заводах в Британии и США, показали, что система «принятия решений снизу» действует и вне культурной среды Японии*, но, будучи включена в другую среду, культурную систему, наверняка приобретает определенные особенности. Date: 2015-09-24; view: 333; Нарушение авторских прав |