Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИНСТИТУТ 7 page
Вынужденное заимствование культуры сочетает ния преимущественно возникает в тех ситуациях, когда представители той или иной культуры (сегодня это чаще всего мигранты — как из одной страны в другую, так и из села в город) оказываются вынужденными принять другую культуру — не на основе добровольного выбора, а как условие включения в иную социокультурную среду, что делает вынужденное заимствование аккультурацией. В подобных случаях следует говорить о наличии донорской и реципиентной групп в культурном взаимодействии. Реципиентная группа вынуждена перенимать нормы и принципы поведения, овладевать моделями деятельности, которые обеспечивают выживаемость в новой среде. Насколько быстрым и глубоким будет заимствование, произойдет ли полная ассимиляция в новой культуре, зависит от ряда обстоятельств. Культура — это «язык» социальных связей. И если нет общности, в рамках которой «старые» нормы, принципы могут воспроизводиться, то культура быстро распадается. Вот почему для сохранения культуры важное значение имеет сохранение общности (семья, землячество, община), в рамках которой данная культура могла бы выполнять свою роль как регулятора социальных связей. Стремление к сохранению своей культуры, ее самобытности проявляется и в том, что эмигранты одной национальности стремятся устроиться на работу к своим землякам, которые могут делать для них какие-то исключения, давать привилегии; это стремление может проявиться и в ориентации молодежи к вступлению в брак только с членами своего землячества, своей национальности. Все это проявления защитной реакции представителей данной культуры в условиях угрозы их ассимиляции, стремление сохранить объединенными усилиями свою культуру. * См/ Гидценс Э Социология, с. 257—277. 441 Как показал опыт, в зависимости от степени развитости защитных способностей, соответствующих традиций той или иной культуры ассимиляция реципиента в рамках донорской культуры может быть полной или частичной. Но как бы прочно ни придерживалась семья своих национальных традиций, как бы сплоченно ни жили члены общины, они в главном подчиняются нормам, образцам поведения донорской культуры. Более того, могут возникнуть противоречия между стандартами, на которые ориентируется человек, работая на производстве, и нормами отношений с земляками, в семье. Иными словами, может возникнуть синкретичный (эклектичный) эффект. Многое из того, что проявляется в ходе вынужденного кросс-культурного заимствования, характерно и для соответствующих внут-рикультурных процессов, например для аккультурации сельских жителей в городе. Конечно, тот факт, что заимствование происходит в рамках одной культуры, делает его менее драматичным и конфликтным, однако селяне при установлении межличностных контактов все же тяготеют к людям, выросшим в аналогичной сельской среде (и не обязательно к землякам).
Существует два варианта принудительного внедрения культуры: а) кросс-культурное — в результате порабощения (в том числе колониального) народа и стремления навязать ему чуждые культурные нормы, нравы, традиции; б) внутрикуль-турное — принудительное навязывание одной социальной группой людей, приобретших политическую власть, своей идеологии остальной части общества. Внешнее принуждение может и не сопровождаться навязыванием культуры. Угнетение народа может ограничиться выплатой дани, признанием политической и экономической зависимости, установлением общего колониального управления страной, предоставлением колонизаторам заметных экономических и политических привилегий. В других случаях зависимость (политическая, экономическая) может сопровождаться принудительным навязыванием культуры поработителя, подавлением местной национальной культуры, принудительной ассимиляцией народа. Это навязывание может осуществляться как во внешне лояльных формах (поддержка миссионеров, предоставление привилегий для осуществления ими своей деятельности, предоставление преимуществ тем, кто владеет языком, культурой нации угнетателя, ограничение возможностей для развития национальной культуры и т.д.), так и в принудительных формах (переход системы образования на учебники, учебные программы, которые ретранслируют иную культуру, запрет на ведение делопроизводства на родном языке, ис- 442 кусственное внедрение правового регулирования там, где ранее царствовал обычай, адат и т.д.). Во внутрикультурных взаимодействиях, как правило, захват власти сопровождается принудительной обработкой умов в духе идеологии, системы ценностей, выражающей интересы социального слоя, на который опирается группа людей, захватившая власть: запрет на распространение какой-либо другой идеологии, жесткая цензура, преследование диссидентства, возведение концлагерей, запреты на профессии для людей, разделяющих ценности иной культуры, и т.д. Яркой чертой принудительного заимствования является заимствование не того, что считала необходимым культура реципиента (что характерно для добровольного заимствования), а того, что считает необходимым донор. Право выбора принадлежит доминирующей культуре, которая для осуществления своих целей может принудить культуру перенять важнейшие элементы своей культуры. Конечно, и в этом случае реципиентная культура в чем-то по-своему трансформирует внешнюю принудительную инновацию. Создание полиции, уголовного права по образцу западноевропейских в реальности оказывается мало похожим на образцы, сохраняя ощутимые особенности реципиентной культуры. Конечно, не все навязываемое донорской культурой оказывается вредным для реципиентной культуры, кое-что подчиненная культура может перенять у донора и добровольно, пытаясь решить свои проблемы. Но в данном случае мы хотели бы обратить внимание на следующее. Что касается ядра культуры (нравов, обычаев и т.д.), навязываемые донорской культурой образцы могут нарушить целостность культуры реципиента, его внутреннюю логику. Так, решительное отбрасывание традиционно-аскриптивной регуляции, искусственное внедрение регуляции, основывающейся на достижен-чески-универсалистских принципах не раз и не два приводили к серьезным деформациям реципиентной культуры. Искусственно внедряемые элементы, которые часто поддерживаются ресурсами власти, нарушают принятый порядок, в результате наблюдается рост аморальности, воровства, коррупции — ведь старые, понятные регуляторы «унижены» новой властью, а новые правила, нормы непонятны. Эффект навязывания культуры, глубина принудительной ассимиляции народа зависит как от силы принуждения захватчика (в том числе физического насилия), культурного подавления, так и от способности порабощенного политически и экономически народа отстоять свою культуру, его сплоченности вокруг.националь-но-культурной идеи (Рим латинизировал почти все народы, вошедшие в состав империи, но не смог культурно подавить еврейс- 443 Г кий народ; известны безуспешные попытки «онемечивания» западных славян, «отуречивания» юго-западных славян). Современный мир, его культура, сформировались отнюдь не только мирным путем, но и огнем, и мечом. Так, во многом благодаря принуждению, навязыванию культуры распространилось мусульманство. Но сегодня даже потомки народов, которые до принудительного принятия мусульманства были христианами, вряд ли могут себя представить вне мусульманских ценностей, норм шариата и т.д. Мусульманство стало основой их восприятия мира, фундаментом культуры. Конкистадоры мечом и кровью утверждали католицизм в Центральной и Южной Америке. Причем следует учесть, что даже в этих случаях порабощенная, умирающая культура способна оказать обратное влияние на культуру поработителя. Это влияние может проявиться достаточно быстро, а может оказать кумулятивный эффект, может ограничиться сугубо внешними изменениями, затронув лишь верхние слои общества, или распространиться на широкие массы. И нередко народ, проигрывая в военно-техническом отношении, оказывается победителем в социокультурном. Варвары поработили и разрушили Рим, но использовали римское право и политический опыт при налаживании собственной политической организации общественной жизни. Во внутрикультурном взаимодействии подавление культуры прежде всего связано с деятельностью тоталитарных режимов. В нашей стране в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые пласты многообразной культуры — все принудительным образом было сведено к субкультуре городского пролетариата. Современная культура человечества — результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия, социальной селекции, социального иммунитета, с одной стороны, а с другой — развития культуры за счет как саморазвития, так и заимствований, взаимовлияния. Все это породило многообразие культур, которое является важным фактором жизни современного человека. § 3. Многообразие культур Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна культура: многих разногласий и конфликтов можно было бы избежать, — но почему-то не хочется жить в таком 444 скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, человек невольно выявляет нечто новое для себя, обнаруживает удобства, преимущества норм, традиций, способов деятельности другой культуры, что способствует изменениям, улучшениям. Поэтому жить в условиях одной культуры не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это свидетельство неспособности данной системы к развитию, застоя. Чем богаче многообразие культур, тем богаче арсенал идей, представлений, норм, способов деятельности, культурных предложений, которые могут быть использованы. В этом отношении внутреннее многообразие всегда признак развитой адаптационной способности, способности к развитию той или иной системы, идет ли речь о человечестве в целом или об отдельном обществе. Вместе с тем нельзя и абсолютизировать принцип дифференциации, внутреннего многообразия — оно не должно угрожать сохранению целостности системы. Многообразие культур мы рассмотрим в двух аспектах: • многообразие культур в масштабах человечества с акцентом • внутреннее многообразие культур отдельного общества, народа социокультурные Анализ великих культур человечества (так их суперсистемы. называли О. Шпенглер и Н. Бердяев), или ло- запад и восток кальных цивилизаций (А. Тойнби), или больших культурных систем и суперсистем (П. Сорокин) всегда привлекал пристальное внимание философов и историков. Но с конца XIX в. он приобрел как бы «второе дыхание», будучи подкрепленным новыми наблюдениями, новой системой аргументации научных теорий. Большинство исследователей (прежде всего О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби) особое внимание уделяли различиям между цивилизациями, определенным группам народов, близких друг другу географически, стремились выделить повторяющиеся этапы, циклы развития подобных цивилизаций. Так, согласно А. Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определяется законом вызова географической, исторической ситуации и ответа, который может дать данная цивилизация, прежде всего — ее творческое меньшинство*. В современном мире мы обнаруживаем две основные социокультурные тенденции, идущие из глубины истории, взаимодействующие, обогащающие друг друга, но вместе с тем сохраняющие свою См ' Тойнби А. Постижение истории. — М., 1993. 445 целостность и самобытность: Запад и Восток. Объясняя своеобразие Запада, отметим особую роль христианства. К. Ясперс отмечал, что из иудейства были заимствованы религиозные импульсы и предпосылки, от греков — философская широта, ясность и сила мысли; от римлян — организационная мудрость в сфере реального. Он также подчеркивал, что в отличие от Китая и Индии, которые в культурном отношении всегда были очень замкнуты и «продолжили в своей жизни собственное прошлое», Греция выходила за эти рамки, отправляясь от чуждого ей прошлого восточных народов. Поэтому западный мир обеспечил непрерывность в формировании образованности*. Считается, что Запад и Восток — эти две великие мировые традиции — выявляют свои различия при решении конечных вопросов бытия, что, соответственно, определяет основные акценты в понимании конкретных задач, путей их решения, иными словами, переопределения мира и себя в нем. На основе работ современных философов, социологов, культурологов попытаемся хотя бы в общей форме обозначить эти две великие мировые культурные традиции ценностных приоритетов. Эти традиции прежде всего проявляются в следующем: • Отношение к человеческой личности. В соответствии с запад Восточные же религии основываются на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни, культивируют идею отказа от личного «Я» в пользу безличного абсолюта, подчинения личных интересов судьбе, абсолюту, государству, обществу. • Отношение к миру, реальности. Западная традиция склонна под Восток скорее предпочитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, «вписывание» в естественный порядок вещей, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия человека, предполагающего, в частно- * Ясперс К. Смысл и назначение истории —М., 1991, с. 82—84. 446 сти, абсолютную отрешенность от внешнего бытия, отсутствие страсти, жажды жизни, исключающую необходимость обращения к внешнему, утверждающую покорность. Для Востока в целом характерна не столько ориентация на внешнее обустройство жизни, сколько на внутреннее духовное виртуозное (по словам М. Вебера) самосовершенствование. • Отношение к возможностям разума. Для Запада характерны ни перед чем не останавливающаяся рациональность, которая открыта силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизм. Восток тяготеет к интуитивному познанию, чем и обусловлены традиционные для Востока медитация и самовнушение. Знание на Востоке носит скорее чувственно-практический характер, понимается как интуитивное овладение, интуитивная мудрость, а не как абстрактно-логическая доказательная система представлений. Конечно, это лишь беглый и контурный абрис двух великих культурных традиций. Как мы уже отмечали, идет диалог, взаимодействие между двумя великими культурными традициями, сохраняющими, тем не менее, ощутимые своеобразие, самобытность. Нередко называют и другие различия двух традиций. В частности, указывается на то, что Восток — традиционалистская культура. Следование традициям жить так, как было принято, — важнейшая ценность для Востока, что, соответственно, предопределяет невысокую динамичность восточного общества. Но традиционализм может быть воспринят не как специфика (самобытность), отличительная особенность восточной культуры, а как определенный этап социально-исторического развития Востока. Ведь традиционализм, как, кстати, и общинность (связанная с сельским укладом жизни), был характерен и для культуры Запада до периода Ренессанса, Реформации и индустриализации и т.д. Поэтому нельзя утверждать, что в рамках западной культуры вообще не может идти речь о традиционализме. Точнее было бы сказать, что в современной западной культуре традиционалистская мотивация (да и общинная) представлена ощутимо слабее (поскольку во многом изжита), чем в восточной. Анализируя различия между Востоком и Западом, мы постоянно вынуждены решать, что является социально-историческими различиями и что является различиями, порожденными собственной спецификой Запада или Востока, т.е. что является отсталостью, а что — самобытностью. Приведем примеры из современной японской жизни — чем они порождены: социально-историческими особенностями современного этапа развития японского общества или самобытностью японской культуры? 447 1. «Японцы очень заботятся о произведенном на других впечатле 2. Сотрудник Института культуры при Японской радиовещательной На наш взгляд, если в первом примере мы имеем дело с признаками традиционалистски-общинной организации социальной жизни, то во втором — со спецификой, самобытностью японской культуры. Причем (и это особенно следует подчеркнуть) в реальной жизни эти две составляющие тесно переплетаются, взаимодействуют, взаимодополняют и выступают в тесном и органичном единстве, предстают как единая целостная культура.
Одной из наиболее актуальных проблем современной отечественной социальной науки является осмысление культуры России в мировом социокультурном пространстве, в том числе в ракурсе двух великих мировых культурных традиций. Выявление сущностных составляющих феномена российской культуры является важным условием формирования самосознания россиян, определения особенностей социокультурной организации российского общества и т.д. : См.: Социоку/ь.турные исследования о Японии — М., 1981, с. 118—124. ' Там же., с. 125 '**Тамже, с. 110. 448 Возникновение этой проблемы восходит к дискуссии «славянофилов» и «западников». Начало научному изучению особенностей российского социокультурного пространства и российской цивилизации положила книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869). Являясь одним из основоположников учения о глобальных цивилизациях, Данилевский вводит термин «российская цивилизация», подчеркивая, что российская культура с присущими ей приоритетами и стандартами является суперсистемой, что «Россия — это не просто страна, а часть света» (по выражению Николая II), культура которой и по масштабам распространения, и по глубине своеобразия, самобытности позволяет ей фактически выступать как особый культурный мир (цивилизация). В 20—30-х гг. XX в. российские ученые-эмигранты выдвинули идею «евразийства». Обоснование «евразийства» с позиции концепции многовариантности (мультилинейности) исторического процесса было дано Н.С. Трубецким. Россия рассматривалась как особый замкнутый культурный регион — Евразия, пространственно, исторически и духовно слитый с азиатским ареалом. Происходящие в нашем обществе реформы, идущие трудно и противоречиво, вновь остро ставят вопрос об особенностях российского общества, его культуры, которая во многом определяет пути и возможности нашего дальнейшего развития. Для ответа на столь вахшые в научном, политическом и даже практическом отношении вопросы в науке пока не накоплен достаточный фактуальный и аналитический материал. Сегодня анализ российской цивилизации носит во многом умозрительно-философский, в чем-то идеологический характер. В этих дискуссиях не всегда разводятся социально-исторические особенности российской культуры и ее самобытность, специфичность. Сопоставление с другими мирами (цивилизациями) носит нередко пропагандистский характер. Существуют следующие позиции. «Западническая». Российская цивилизация рассматривается как запаздывающая по отношению к Западу. Западный путь развития рассматривается как единственное и последовательное выражение общечеловеческих тенденций развития. Подобные взгляды объединяют «западников» XIX в. и реформаторов начала 90-х гг. «Славянофильская». Отрицается отставание от Запада и отстаивается самобытность российской цивилизации — ее духовность, моральная направленность, что выгодно отличают ее от западной культуры. В частности, указывается на такие самобытные черты, как общинность и соборность, способствующие преодолению индивидуализма. (Но где здесь самобытность, а где социально-историческая особенность российской цивилизации?) 449 15 Общая социолси ия «Антиномийнал» (условное название). Делается акцент на анализе внутренних «непримиримых» противоречий российской культуры, которые, как считают сторонники этой позиции, обрекают ее на аморфность и непоследовательность, а принадлежащую подобной культуре систему социальных взаимодействий наделяют непредсказуемостью, нестабильностью, господством произвола власти и т.д. По утверждению Н. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории, и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и взаимодействия двух потоков мировой истории — Востока и Запада*. Представители «антиномийной» позиции отмечают, что исходная характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизациями — Европой и Азией, Западом и Востоком. Это промежуточное положение имеет не только исторический, но и социокультурный, этнический характер. На территории России с первых шагов становления российской культуры и государственности шло глубокое взаимодействие славянских, тюркских, угрофин-ских народов, их культур и религий. При этом сам русский народ занимал огромную территорию, проживал в самых различных природно-климатических условиях, входил в контакт с народами, исповедующими самую различную культуру и веру. Это также способствовало чрезмерной вариативности обычаев, обрядов, образцов поведения. Промежуточное положение между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими этими началами в самых разных формах и противодействие им обусловили глубокую противоречивость русской культуры, ее раздвоенность и внутренний раскол, постоянные перемены во внутренней (от реформ к консерватизму) и внешней (от союза с Западом до противостояния ему) политике**. Конечно, в любой культуре можно обнаружить противоречия, несостыкованности приоритетов, создающих разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм — коллективизм, смирение — бунт, галантность — мужественность, сентиментальность — жесткость***. Подобные противоречия вполне обоснованы — ведь в зависимости от ситуации, области деятельности мы можем делать акцент на досуге или работе, доброте или жестокости. Более того, наличие подобных противоречий, присущих любой сложной системе ценностей, как уже отмечалось в предыдущих главах, позво- * Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы философии. — 1990 — № 1, с. 78 ** Проблемам раздвоенности русской культуры посвящены рыботы А С Ахие- зера, Б.С Ерасова, Ю.М. Лотмана и др. *** «Хризантема и меч» — таково название книги Р Бенедикт о Японии 450 ляет культуре проявлять большую гибкость, легче адаптироваться к ситуации. Это не непримиримые противоречия, а различные тенденции, которые могут сочетаться в зависимости от ситуации и области применения. При этом в целом не нарушается соразмерность, целостность культуры и в то же время ее самобытность. Но в русской культуре, по мнению Б.С. Ерасова, «наряду с этими антиномиями постоянно присутствуют устойчивые черты принципиального разрыва: между природно-языческим началом и высокой религиозностью; между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам; между всеохватной государственностью и анархической вольницей, духом свободы и покорностью и т.д.»*. Наличие подобных непримиримых тенденций делает культуру неустойчивой, неспособной дать целостную, интегрированную картину мира. Личность получает в подобной культуре противоречащие друг Другу, но считающиеся при этом одинаково приемлемыми предуказания. Подобная «антиномийность» ведет к тому, что культура с трудом реализует одну из важнейших своих функций — интеграцию общества, несет в себе зримые зерна его раскола, перманентных конфликтов ценностей, атомизации, при которой автономия личности легко трансформируется в анархическую безответственность, сочетающуюся со страхом, неуверенностью в себе. Проблема «российской цивилизации» требует серьезного и непредвзятого исследования философов, социологов, культурологов. Лишь поняв свою культуру своей страны, ее традиции, ценностные приоритеты, стандарты поведения, мы можем анализировать пути развития российского общества, формулировать реалистические, выполнимые задачи, которые будут поняты и реализованы российским народом.
«Единство через многообразие» — вот краткое выражение сути культурной жизни общества. Культура любого современного общества представляет собой совокупность различных субкультур, которые взаимодействуют, сочетаются друг с другом, сохраняя вместе с тем свои особенности. Основу культуры любого общества составляет общеразделяемая всеми членами общества система базовых ценностей, прежде всего «конечные истины бытия», исходные ценностные приоритеты, предпочтения. В то же время существуют модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, территориальными, классовыми и другими особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, при кото- * Ерасов Б.С Антиномии российской цивилизации В кн.: Российская цивилизация. — М., 1998, с 44. 451 Г рой, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках той или иной группы, возникают, во-первых, специфические, особые ценности, нормы, обычаи, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах (воинская, врачебная субкультуры и др.), во-вторых, стилевые особенности, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, определенные (идеолого-групповые) различия в понимании путей развития общества (идеология рабочего класса и т.д.). «Следовательно, мы имеем дело с двумя уровнями ценностей, норм, обычаев: общеразделяемыми и специфическими... Безусловна зависимость второго локального уровня от фундаментальных ценностей общества, которые позволяют не только интегрировать группы с самыми различными субкультурами, но и определенным образом осуществляют ценностный и нормативный контроль над ними...»* Рассматривая субкультуры общества, необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества, являются ее антагонистами, нарушают социальный порядок, — это субкультура преступного, уголовного мира (делинкветная субкультура), а также так называемая контркультура. Date: 2015-09-24; view: 364; Нарушение авторских прав |